Игровые формы работы на уроках английского языка
методическая разработка (английский язык) по теме

Использование фонетических, грамматических и речевых игр на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovaya_k_attestacii.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий в обучении

 учителем английского языка Дмитриевой Л.Г.

(в основе- теория К. Д. Ушинского, Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева)

Начало разработки общей теории игры следует относить к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в развитие данной теории внесли Фрейд, Пиаже, Штерн, Дьюи, Фромм, Хейзинга и др.

В отечественной психологии и педагогике теорию  разрабатывали                  К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, А.С. Макаренко и другие.

Классификационные параметры игровых технологий

Уровень и характер применения: все уровни.

Методологический подход: индивидуальный, групповой, личностно-ориентированный.

Ведущие факторы развития: психогенные.

Вид социально-педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, развивающая.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: все виды.

Преобладающие методы: развивающие, поисковые, творческие.

Организационные формы: все формы.

Подход к ребенку: свободное воспитание.

Спектр целевых ориентаций

 Дидактические

 Воспитывающие

 Развивающие

 Социализирующие

Концептуальные основы игровых технологий

 Психологические механизмы игровой деятельности опираются на потребность личности в самовыражении.

 Игра – свобода личности в воображении (А.Н. Леонтьев).

 Игра – школа жизни и практика развития детей (С.Л. Рубинштейн).

 Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

 Основным содержанием игры является предметная деятельность.

 Игра – ведущий вид деятельности для дошкольного возраста.

Игровые технологии в младшем школьном возрасте

Для младшего школьного возраста свойственны яркость и непосредственность восприятия. Школьники проживают проблемную ситуацию в ее игровом воплощении. В играх закрепляется бытовой словарь, связная речь, развиваются внимание, память, воля.

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

Особенности игры в старшем школьном возрасте – нацеленность на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность, стремление к розыгрышу.

В учебном процессе наиболее популярны следующие игры:

Деловые игры

Деловая игра (по Г.П. Щедровицкому) – это:

- педагогический метод моделирования различных ситуаций, цель которых – обучение отдельных личностей и их групп принятию решения;

- особое отношение к окружающему миру;

- социально заданный вид деятельности;

- особое содержание усвоения.

Деловая игра используется для решения задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей.

Имитационные игры

На занятиях имитируется деятельность кого-либо или имитироваться могут события и обстановка, условия, в которых происходит событие.

Операционные игры

Они помогают отрабатывать выполнение конкретных операций, например методики написания сочинения

Исполнение ролей

В этих играх отрабатываются тактика поведения и выполнение обязанностей конкретного лица.

«Деловой театр»

В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения.

Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. Игра всегда предполагает определенное напряжение эмоциональных и умственных сил, а также умение принятия решения: как поступить, что сказать, как выиграть?

Особенностью игрового метода является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, ученик уже может говорить наравне со всеми.

Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач, таких как:

1) Создание психологической готовности учащихся к речевому общению;

2) Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

3) Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Игра, являясь одной из ведущих видов деятельности школьников, понятной и естественной деятельностью для них, должна использоваться в учебном процессе. Иностранный язык не является исключением. Использование игр и игровых приёмов на уроках иностранного языка помогает создать доброжелательную обстановку в классе, снять психологический барьер, повысить мотивацию к изучению языка. В игре наиболее полно проявляются способности ребёнка, его характер.

Методическая типология игр разнообразна так же как и их предназначение. В своей работе я хочу выделить игры, которые я использую на уроках английского языка.

Фонетические игры

Цели:

-тренировать учащихся в произношении английских звуков;

-научить учащихся громко и отчётливо читать стихотворения;

-разучивать стихотворения с целью их воспроизведения по ролям.

На уроках я использую следующие игры:

1. Слышу – не слышу.

 Цель: формирование навыков фонематического слуха.

Ход игры: обучаемые делятся на команды. Я произношу слова. Если я называю слово, в котором есть долгий гласный (  или межзубный и т. д.), дети поднимают руку. Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.

.2. Правильно – неправильно.

Цель: формирование правильного, чуткого к искажениям фонематического слуха.

Ход игры: я называю отдельные слова или слова в предложениях, фразах. Дети поднимают руку при чтении выделенного мной звука в звукосочетаниях.

3. Какое слово звучит?

 Цель: формирование фонематического слуха.

Ход игры: я предлагаю набор из 10-20 слов и начинаю читать с определенной скоростью слова в произвольной последовательности. Обучаемые должны сделать следующее:

Вариант 1. Найти в списке слова произнесенные мной и поставить рядом с каждым из них порядковый номер по мере их произнесения.

Вариант 2. Отметить в списке только те слова, которые были произнесены.преподавателем.

4. Кто быстрее

Цель: формирование и совершенствование навыков установления звукобуквенных соответствий и значений слов на слух..

Ход игры: я раздаю детям карточки, на которых в первой колонке приводятся слова на иностранном языке, во второй – их транскрипция, в третьей – перевод слов на русский язык. Слова на иностранном языке пронумерованы по порядку следования. Каждый ученик должен, как только я произношу то или иное слово, поставить его номер рядом с соответствующими транскрипцией и переводом на русский язык (или соединить все три соответствия непрерывной чертой). Выигрывает тот, кто быстрее и качественнее установит соответствия между иноязычным словом, транскрипцией и переводом.

5. Кто правильнее прочитает? 

Цель: формирование навыка произношения связного высказывания или текста.

Ход игры: на доске записывается небольшое стихотворение или отрывок из него (считалка, скороговорка). я читаю и обращаю внимание на трудности произношения отдельных звуков. Текст несколько раз прочитывается детьми.. После этого даются две-три минуты для заучивания наизусть. Текст на доске закрывается, и дети должны прочитать его наизусть. От каждой команды выделяются два-три чтеца. За безошибочное чтение начисляются очки; за каждую ошибку снимается одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Орфографические игры

Цель:упражняться в написании английских слов.

1. Буквы рассыпались.

Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.

Ход игры: я пишу крупными буквами на листе бумаги слова и, не показывая их, разрезаю на буквы, говорю: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?» Выигрывает тот, кто первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, которое сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.

2. Дежурная буква.

 Цель: формирование навыка осознания места буквы в слове

Ход игры: Детям раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте. Например, я говорю: «Сегодня у нас дежурная буква «о», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква «о» стоит на первом месте?» Время выполнения задания регламентируется (3-5 минут).

3. Из двух – третье.

 Цель: формирование словообразовательных и орфографических навыков.

Ход игры:. Подбираются сложные существительные, которые можно разделить на две части, причем каждая из них может быть самостоятельным словом. Части слова пишутся на листках бумаги и раздаются участникам игры. Каждый должен отыскать себе партнера, у которого на листке написана вторая часть слова. Выигрывает пара, которая сделает это быстрее других.

4. Вставь букву.

 Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала

Ход игры: образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово. Например: англ. c…t, a…d, a…m, p…n, r…d, s…t, r…n, t…n, o…d, t…a, l…g, h…n, h…r, h…s, f…x, e…g, e…t, d…b (cat, and, arm, pen, red, car, sit, ran, ten, old, tea, leg, hen, her, his, fox, egg, eat, bed).

Игры для работы с алфавитом.

Эти игры я использую во 2-м классе:

.5 карточек.

 Цель: контроль усвоения алфавита.

Ход игры: я показываю каждому из участников игры 5 карточек с буквами иностранного алфавита. Выигрывает тот, кто правильно и без пауз называет все 5 букв.

2.Кто быстрее?

Цель: контроль усвоения алфавита.

Ход игры: я раздаю детям по 3-5 карточек с буквами и предлагаю внимательно их рассмотреть, затем называю букву, а те, у кого есть карточка с названной буквой, быстро ее поднимают и показывают остальным. Запоздавший участник игры не имеет права поднять карточку. Я прохожу между рядами и собираю карточки. Выигрывает тот, кто быстрее других остается без карточек.

3.Первая буква.

Цель: тренировка, ориентированная на усвоение алфавита.

Ход игры: я делю детей на команды, по очереди называю по три слова каждой команде. Участники игры должны быстро назвать первые буквы этих слов. Выигрывает тот, кто правильно выполнил задание.

.5. Где буква?

 Цель: формирование навыка дифференциации звукобуквенных соответствий. Ход игры: я пишу на доске несколько слов и предлагаю детям найти среди них три, в которых буква  читается как… . Выигрывает тот, кто это сделает.

Лексические игры

Цели:

-тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

сочетаемостью слов. -развивать речевую реакцию учащихся; познакомить учащихся с

1. "Что изменилось? "

Учащимся на стол выкладываются предметы. Они рассматривают их в течение 1-1,5 минут. Затем один из учащихся отворачивается, один из предметов убирают, Ученик должен сказать что изменилось.

2. "Много слов из одного слова"

Учитель называет слово. Ученики должны назвать животных, названия которых начинаются на буквы, которые есть в этом слове.

3."Кто быстрее назовет животных и расскажет о них?" Учащимся представляется серия картинок с изображением различных животных.Они называют животных и рассказывают о них. Побеждает тот, кто назовет большее количество животных и подробнее расскажет о них.

Ex. This is a fox. It is not big. It is red. It is clever. It is wild. The fox eats hens and hares.

5. "Кто лучше запомнит и повторит"

Учащиеся слушают скороговорки. Затем они должны воспроизвести их по памяти. Побеждает тот, кто вспомнит большее количество скороговорок.

6. "Найди рифму"

Учащиеся слушают четверостишие, например: A frog is green. A parrot is bright A fox is red. The hare is ... .  (white) .                                            

7. "Chainword"

Я пишу на доске любое слово Затем участники игры по очереди пишут слова, первая буква которых является последней буквой предыдущего слова. Каждое слово ученики переводят на русский язык (устно). Слова по цепочке не повторяются.

Ex. boy – yard – door – red – dо Выбывают из игры те, кто не смог в отведенное время (5-10 сек.) вспомнить нужное слово.

8. "Looksharp" – позволяет повторить лексику. Проходит в быстром темпе, участие принимают все. Я даю одному из учеников палочку и называет любое слово, представляющее собой ту или иную часть речи или относящееся к какой-либо теме. Ученик называет другое слово по заданной теме и передает палочку другому. Учащийся, последним назвавший предмет, выигрывает. Нарушивший правила игры выбывает из нее или платит штраф (стихотворение).

Ex. sleep – get up – play – draw – read... a desk – a book – a lesson – our teacher...

9. "Кто больше?"

За определенное время (5 мин.) надо написать на листках как можно больше слов, используя только буквы сложного слова, написанного на доске. Ex. examination, constitution.

10. "Crossword"

На доске написано по вертикали сложное слово, каждая буква которого может быть включена в одно из слов кроссворда по горизонтали (слова по горизонтали будут относиться, например, к какой-либо теме). School, room, boy, sport ,cross, crossword, word, floor, record, friend.

11. "Запомни, повтори и добавь слово"

Р, а реп – a pen and a book – a pen, a book and a pencil...

12. "Съедобное – несъедобное" – активизирует в речи лексические единицы, развивает быстроту реакции на звучащее слово. Водящий говорит слово по-английски, бросает мяч кому-либо из детей. Тот ловит мяч и говорит "yes" (если данное слово обозначает то, что едят) или "по".

14. "Составь фоторобот" – учит описывать внешность человека. Класс делится на три команды, каждая из которых – отделение полиции. С помощью считалки выбираются трое ведущих. Они обращаются в полицию с просьбой отыскать пропавшего друга..., описывают внешность, а дети делают соответствующие рисунки. Если рисунок соответствует описанию, считается, что пропавший найден.

Ex. I can't find my sister. She is ten. She is a schoolgirl. She is not tall. Her hair is dark. Her eyes are blue. She has a red hat on and a white hat on.

16. Цифры. Цель: повторение количественных числительных.

Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записываются вразброс цифры. Я называю цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

17. Числительные. Цель: закрепление количественных и порядковых числительных. Ход игры: образуются две команды. Я называет порядковое или количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая – последующее (соответственно порядковое или количественное числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.

18. Цвета. Цель: закрепление лексики по пройденным темам.

Ход игры: ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета.

19. Больше слов. Цель: активизация лексики по изученным темам.

Ход игры: образуются две команды. Каждая команда должна назвать как можно больше слов на заданную ей букву. Выигрывает команда, назвавшая большее количество слов.

Игру можно проводить и в письменной форме. Представители команд записывают слова на доске. В этом случае при подведении итогов учитывается не только количество слов, но и правильность их написания.

20. Озвучивание картинки. Цель: активизация лексики по изученной теме, развитие навыков диалогической речи.

Ход игры: играющие образуют пары. Каждой паре даются картинки, к которым прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их помощью необходимо озвучить картинки. Выигрывает пара, которая первой подготовит диалог и правильно его воспроизведет.

Грамматические игры

Цели:

научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определённые грамматические трудности; создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца; развить речевую творческую активность учащихся.

1. "The Gate" – на повторение и закрепление всех видов вопросительных предложений. Двое сильных учеников ("привратники") становятся перед классом, соединив руки и образуя "ворота". Остальные участники игры по очереди подходят к "привратникам" и задают им вопросы на определенную структуру. В зависимости от правильности вопроса, следует ответ: "The door is open (shut)". Учащемуся, неправильно задавшему вопрос, можно сделать еще одну попытку.

Ex. Are you going to .. .(do smth)?

What are you going to do in (on, at)?

2. "Guess it" – на закрепление общих вопросов. Ведущий загадывает какой-либо предмет, находящийся в классе. Пытаясь угадать предмет, ученики задают только общие вопросы, на которые ведущий отвечает "да" или "нет" (число вопросов ограничено). Побеждает команда, которая отгадает предмет, задав меньшее количество вопросов.

E x. Is it a thing? Is it on the wall? Can I see it? Can I eat it? Is it white?

3. "Кругосветное путешествие" – закрепляется конструкция There is/are и отрабатывается навык употребления артиклей. "Путешествие" может проходить по классу или по тематической картинке. Я начинаю игру: "There is a blackboard on the wall in front of the pupils". Дальше описание продолжают ученики: "Near the blackboard there is a door...". Тот, кто ошибся, покидает корабль.

4. "Театр мимики и жеста"- изображение действия.

 Цель: автоматизация употребления глаголов в устной речи.

 Ход игры:Две команды сроятся в шеренги лицом друг к другу. Каждая команда выбирает своего актера. Актеры поочередно выполняют какие-либо действия, а команда комментирует  – Present Continuous..

2 вариант: играющие образуют пары. Один играющий изображает действие (мимическое или пантомимическое), другой должен прокомментировать его, употребляя изученные глаголы.

5. Игра в мяч. Цель: автоматизация употребления форм глагола в устной речи. Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды придумывает предложение с изученным глаголом. Он бросает мяч партнеру из второй команды и называет предложение, пропуская глагол. Поймавший мяч повторяет предложение, вставляя правильную форму глагола, бросает мяч партнеру из первой команды и называет свое предложение, опуская глагол, и т.д. За каждую ошибку начисляется штрафное очка. Побеждает команда, набравшая наименьшее количество штрафных очков.

Речевые и ролевые  игры

Цели:

-научить учащихся понимать смысл однократного высказывания, выделять главное в потоке информации, развивать слуховую реакцию, слуховую память, речевую реакцию в процессе коммуникации.

 Основные требования к ролевой игре

1. Игра должна вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, ее стоит проводить на основе ситуации адекватной реальной ситуации общения

2. Ролевая игра должна быть хорошо подготовлена с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организована

3. Она должна быть принята всей группой

4. Игра непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может использовать разные роли

5. Ролевая игра организуется так, чтобы учащиеся могли в активном ролевом общении максимально использовать отрабатываемый речевой материал. Важно, чтобы каждый ученик в классе принял участие в работе с игровыми упражнениями. Тренировка и применение нового лексического материала в форме игры позволяет предотвратить процесс забывания активного словаря.

Практически все учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активны, т.к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией и правильно отреагировать на нее.

Ролевая игра хороша и тем, что в ее процессе школьники не только произносят слова роли, но и выполняют соответствующее действие, которое своей естественностью помогает снять напряжение, которое обычно наступает в момент речи. Ролевая игра построена на диалогической речи учащихся.

Овладение диалогической речью осуществляется в три этапа:

1. Овладение диалогическими единицами

2. Овладение микродиалогами

3. Создание собственных диалогов различных функциональных типов.

На уроках я использую следующие ролевые игры:

1.Знакомство в летнем лагере (2 класс).

- Hello!

- Hello!

-What is your name?

- My name is Dima. And what’s your name?

- I’m Olga. How old are you?

- I am eight. And you?

- I am eight too.

- Where do you live?

- I live in Moscow. And you?

- I live in Minsk.

- Can you swim?

- Yes, I can, but I can’t skip. And you?

- I can skip, but I can’t draw well.

- Let’s play skip and draw together!

- OK!

2.В магазине «Канцелярские товары» (3 класс).

- Good morning!

- Good morning!

- I would like to buy a pen.

- What pen would you like: red or green?

- Red, please.

- Would you like a short or a long pen?

- A long pen, please.

- Here you are!

- Thank you very much!

- You are welcome!

3.О будущем ( встреча оптимиста и пессимиста). (7 класс)

-I am looking forward to the future.

-Why are you looking forward to the future?

-I’m sure, the life of the people will change in future. I would like to travel in space. And what about you?

-As for me, the future frightens me. I’m pessimistic about the future: we’ll have a lot of crime…

 Итак, можно сказать, что обучающие игры (лексические, грамматические, ролевые) являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возникновению желания у учащихся общаться на иностранном языке.

Игры помогают мне оживить урок, внести естественность в учебное общение на изучаемом иностранном языке, облегчить процесс усвоения языкового материала, сделать учебный труд интересным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные формы работы на уроках английского языка

Организация коллективной учебной деятельности при работе УМК В.П. Кузовлева по разделу "Are you Happy at School " ( 7класс). Работа над проектом....

Активные формы работы на уроках английского языка

Современный урок ИЯ - это сложное образование. Проблемы повышения эффективного обучения ИЯ.  Решение многоплановых задач на уроках английского языка....

«Активные формы работы на уроках английского языка как фактор развития коммуникативных навыков учащихся» Хрулева Лала Владимировна Белоглинский район МБОУ СОШ № 16 учитель английского языка

Школьный учитель теперь освобожден от жестких рамок обязательных программ и учебников, возможность выбора своего пути в преподавании открывает перед ним огромные перспективы для раб...

Применение игровых форм обучения на уроках английского языка для запоминания идиом

В данной статье представлены игровые формы обучения, которые учитель может использовать на своих уроках для введения и закрепления лексического материала, такого как   идиоматические выражен...

Актуальность использования игровых форм обучения на уроках английского языка

Актуальность использования игровых форм обучения на уроках английского языка...

Мастер-класс по проведению игровых форм работы на уроках русского языка с использованием ИКТ

Мастер-класспо проведению игровых форм работы на уроках русского языка с использованием ИКТ...

Статья «Формы работы на уроках английского языка» (из опыта работы).

В современном мире изменился подход к образованию и воспитанию детей. Заинтересовать ребенка порой бывает очень сложно в условиях глобальной цифровизации и беспрепятственного доступа к использованию р...