личностно-ориентированный урок
методическая разработка по английскому языку (5 класс) на тему

Главная задача – обеспечить готовность школьников к очередному этапу работы, включить их в продуктивную обучающую деятельность. Основные вопросы, которые решает учитель на этом этапе следующие:

Как включается в работу и откликаются на информацию, которая звучит в высказываниях учителя?

Насколько удалось сформировать внутреннюю готовность к усвоению нового материала, какой общий уровень мотивации класса и можно ли приступать к изучению нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный урок.

Типовая схема учебного занятия включает в себя следующие основные элементы:

                                - проверку итогов предыдущей работы;

                                - презентация нового материала;

                                - практику под руководством учителя;

                                - независимую самостоятельную практику обуча-х;

                                - самоконтроль и самооценку результатов работы;

                                - подведения итогов занятия

                                - контроль за знаниями учащихся

Первый этап – проверка итогов предыдущей работы.

Главная задача – обеспечить готовность школьников к очередному этапу работы, включить их в продуктивную обучающую деятельность. Основные вопросы, которые решает учитель на этом этапе следующие:

Как включается в работу и откликаются на информацию, которая звучит в высказываниях учителя?

Насколько удалось сформировать внутреннюю готовность к усвоению нового материала, какой общий уровень мотивации класса и можно ли приступать к изучению нового материала.

Основные действия учителя на этом этапе:

- помощь ученикам при включении в работу: разбор нескольких вопросов на повторение

- уточнение общего уровня усвоения знаний

Начало на уроке не связанно с опросом в традиционном его понимании. Школьники не боятся подвергнуться негативным санкциям, услышать отрицательное мнение, учитель направляет, исправляет, дополняет, но никого не оценивает.

Он имеет право использовать в работе с детьми только три типа высказываний, каждое из которых позитивное:

                                - похвалить ученика;

                                - направить, уточнить;

                                - заново рассказать ту часть материала, которая

                                  понята неправильно

Поскольку учитель не высказывает негативных осуждений дети не ждут от педагога неприятностей или наказаний. Они могут допускать ошибки или неточности, которые служат учителю лакмусовой бумажкой для более точного определения содержания новой порции учебного материала и способа его выстраивания.

На этом этапе работы необходимо исключить поверхностное оценивание и сравнение, которые способны убить всякое желание детей быть включенными в учебный процесс. Безоценочное начало урока будет способствовать созданию общего позитивного доброжелательно ровного эмоционального фона в работе учителя и ученика.

Второй этап – презентация нового материала. Учительский монолог бывает необходим для введения новой темы, содержание которой не может быть освоено учащимися без помощи учителя. Монолог обязан включать в себя базовые знания ( несокращаемый минимум) и использоваться для передачи самого значимого, самого главного из пройденного за предыдущий, причем небольшой, период времени.

В условиях данной модели обучения время на объяснение нового учебного материала ограничено необходимостью как можно быстрее переходить к самостоятельной работе школьников.

Действия учителя на этом этапе могут включать:

        - выделение основной информации

        - систематизация этого материала, оформление его в такой форме,       которая поможет ученику легче его понять;

        - поиск приемов, способствующий активизации мысли обучающихся в процессе освоения нового материала.

        - стремление при доведении информации к четкости и простоте изложения.

        - готовность при объяснении оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Третий этап – практика под руководством учителя.

Практика под руководством учителя проводится с целью установления “обратной связи” и своевременного исправления ошибок в понимании нового материала (если таковые обнаруживаются)

Действия учителя:

        - задает вопрос и приглашает учеников отреагировать на него ( индивидуальные ответы, краткие письменные работы и т.п);

        - останавливается и корректно исправляет ошибки или повторяет материал заново, если чувствует, что школьники чего-то не поняли, стремится не допускать недопонимания и неточностей;

         - выясняет, есть ли необходимость проведения письменной работы, которая покажет, правильно ли понят материал.

Четвертый этап -  независимая самостоятельная практика обучаемых.

В процессе независмой практики педагог имеет право реализовать следующие функции:

                - задать вопрос

                - переадресовать его от одного учащегося к другому.

                - резюмировать с целью выделения основных вопросов темы и

                    подведения итогов ее изучения.

Этот этап учебного занятия похож на традиционный опрос тем, что учитель задает вопросы, выслушивает ответы учащихся, реагирует и уточняет подробности, но это только внешний рисунок. Смысл независимой практики заключается в том, что основное содержание изученной части темы дети должны проработать самостоятельно. Групповая работа на этом этапе ценнейший инструмент познания. Именно эти наблюдения позволят учителю точнее сориентироваться в содержании последующих занятий.

        Новый подход к обучению должен обеспечить самостоятельную познавательную активность учащихся в освоении нового материала – на уроке, поскольку значительная часть услышанной, но не освоенной самим школьником информации очень быстро сотрется из его памяти (80%)

        Обобщая вышеизложенное, следует зафиксировать вывод: если после объяснения нового материала не предусмотрены различные виды проявления активности учеников для его осмысления, такое построение учебного материала надо считать малоэффективным.

Пятый этап – самоконтроль и самооценка результатов работы.

Самостоятельная познавательная деятельность школьников может быть организованна только при условии создания благоприятного эмоционального фона, что возможно благодаря изменения в оценочной деятельности учителя, введению самоконтроля самооценки учащихся, согласуемой с учителем.

Самоконтроль – это интеллектуальное умение сравнивать результат собственного выполнения той или иной учебной задачи с определенным этапом при этом самостоятельно обнаруживать, исправлять или предупреждать ошибки в своей деятельности.

Следует помнить, что ошибка не должна считаться чрезвычайным происшествием в учебном процессе. В ошибке есть не только отрицательный момент, но и определенный положительный оплот, тк исправляя ошибку, учащийся корректирует собственную учебную деятельность.

Если же ученик не стремится закрепить свою ошибку и исправить ее, а спокойно ждет исправления её учителем, то ошибка несет только негативные черты. Любому учителю необходимо помнить, что условием самоконтроля является его грамотная организация. Прежде всего, необходимо обучать учеников самоконтролю и, соответственно, самокоррекции. Самоконтролирование не является, как считают психологи, врожденной способностью человека.

Какие же средства помогают формировать умения самоконтроля и самокоррекции и одновременно представляют собой инструмент для их реализации?

        Самоисправление ошибочных действий предполагает наличие образца, с которым сравнивается производимое действие.

В процессе обучения иноязычной речи формирование внутренней программы, схемы речевого действия является одной из основных задач обучения. Выработка такой программы основывается на внешнем образце, который либо наглядно, либо умозрительно предъявляется ученикам.

В качестве образца могут выступать и ключи.

При этом следует учесть, что ключи нельзя отождествлять с готовыми ответами, как это представлено в некоторых учебниках. Ключ не должен быть материалом для немедленного и притом механического воспроизведения соответствующего речевого фрагмента; напротив он должен быть средством стимулирования включения интеллекта для успешного решения учебной задачи.

Можно выделить целый ряд ключей, используемых в обучении иностранным языкам для самоконтроля. Наиболее распространенные можно считать следующие:

        - ключ - подсказка

        - ключ - правило

        - ключ - модель

        

- ключ-экстралингвистический фактор (картина, рисунки для понимания того или иного сюжета прочитанного или прослушанного текста)

- ключ - готовый ответ.

Ключи для самоконтроля могут предлагаться учащимся в письменной форме или устно, в виде звукозаписи. При проведении контроля положительные эмоции способны оказать благотворное влияние на протекание умственной деятельности. Учитель должен быть предельно спокойным и доброжелательным, тогда это спокойствие будет переходить не его учеников, и они будут относится к очередному контролю как к повседневной проверке их знаний, умений и навыков.

Шестой этап – подведение итогов учебного занятия.

Подведение итогов работы должно быть тесно связано с целями, поставленными на определенных этапах обучения, которые позволят сделать достаточно точную диагностику полученного промежуточного и итогового результатов.

Седьмой этап – информация о домашнем задании.

Активная позиция школьника на учебном занятии приводит к тому, что центр познавательных усилий ученика переносится на время школьного обучения. Объем домашнего задания в этом случае значительно сокращается, работа дома часто носит вариативный характер, включает задания на выбор. Домашнее задание в младших и подростковых классах чаще всего приобретает творческий характер, может включать несколько вопросов не повторение, занимая при этом непродолжительное время.

Контроль усвоения знаний учащимися.

Контрольные функции в ходе учебного занятия выполняют различного вида тесты, которые используются и для отдельных учащихся, и для всего класса. Они выявляют уровень успешности продвижения детей в ходе изучений нового материала, а также высвечивают проблемы и затруднения, которые возникли в процессе работы школьников. С помощью тестов проводятся и необходимые контрольные проверки по окончании учебной темы.

        Поскольку любое занятие есть система, искусственно создаваемая учителем ради достижения конкретной цели, то из этого набора этапов можно создавать самые разнообразные комбинации. Причем следует иметь в виду что в живом процессе обучения несколько этапов могут быть объединены в один, а время, отведенное на каждый этап может варьироваться в соответствии с учебной ситуацией.

Заключение.

Личностно-ориентированный подход в организации учебного процесса потребует прежде всего изменения поведенческого стиля учителя, выполнения им функций мотиватора в учебном труде, координатора учебных действий школьников.

При личностно-ориентированном подходе и использовании адекватных ему технологий (метод проектов, обучение в сотрудничестве) создаются особые отношения между учениками и учителями, между самими учащимися, формируются многообразные обучающие и воспитывающие среды, часто с выходом за пределы урока и школы. Тем самым личностно-ориентированный подход выступает в качестве действенной стратегии обновления школы, затрагивающей все аспекты ее функционирования.

Список литературы:

  1. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000

  1. А. Плигин, И. Максименко. Личностно-ориентированное обучение английскому языку.

Москва “Олма-Пресс”, 2005

  1. А.В. Конышева. Контроли результатов обучения иностранному языку.

Каро Санкт-Петербург, “Четыре четверти” Минск 2004.