Главные вкладки

    Реализация системного личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку на начальном этапе на примере УМК "FORWARD" для 2 класса.
    методическая разработка по английскому языку по теме

     

    Реализация системного личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку на начальном этапе на примере УМК "FORWARD"  для 2 класса (ИЦ "Вентана-Граф")


    Статья содержит тезисы доклада для выступления на городской конференции «Инновации в образовании: опыт, проблемы, перспективы» (г.Сыктывкар, 2011 год).  Автор статьи - учитель английского языка Головкина Екатерина Вячеславовна представляет  некоторые результаты апробации учебно-методического комплекта нового поколения, разработка которого проводилась авторским коллективом во главе с профессором Вербицкой М.В. в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения для начальной школы. В статье дается  анализ УМК с точки зрения деятельностного подхода к обучению английскому языку, раскрываются наиболее интересные и эффективные приёмы работы с учебным материалом на уроке, заложенные в УМК.
     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tezisy_na_konferenciyu_golovkina_ev.docx854.36 КБ

    Предварительный просмотр:

     Тезисы доклада для выступления на городской конференции

    «Инновации в образовании: опыт, проблемы, перспективы»

    По теме

     «Реализация системного личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку на начальном этапе  

    на примере  УМК “Forward”  для 2 класса»

    (из опыта работы по апробации УМК “Forward”  для 2 класса)

    Докладчик :

     Учитель английского языка МОУ «Лицей №1» г.Сыктывкара

    Головкина Екатерина Вячеславовна

     1.  Сущность и реализация личностно-деятельностного подхода    в обучении иностранным языкам в начальной школе.

    В настоящее время в педагогике постоянно встает вопрос о применении новых технологий в обучении. Говоря о новых технологиях, имеются ввиду не только современные технические средства обучения, но и новые формы и методы обучения, новые подходы к организации процесса обучения.

    Тот факт, что изучение иностранного языка  уже с 2004 года предлагается начинать  во 2 классе,  является общественным признанием объективно существующего  социального интереса и подтверждением важности предмета  для решения перспективных задач развития личности ребенка. Изучение иностранных языков в данном возрасте полезно всем детям, независимо от стартовых способностей, поскольку оказывает положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др.; имеет стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка, что в свою очередь сказывается на владении родным языком.  

    В Примерной программе указывается, что  «иностранный язык наряду с русским языком и литературным чтением … входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению его кругозора и воспитанию его чувств и эмоций.»

    Интегративной целью обучения иностранному языку в начальной школе является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне  в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. 

    Деятельностный характер предмета «иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственной ребенку данного возраста (познавательную, игровую, художественную, проектную, исследовательскую и т.д.) Таким образом,  перечисленные виды учебной деятельности получают приоритетное развитие в соответствии с новым и ФГОС.

    Изучение предмета «Иностранный язык» направлено на решение ряда важных развивающих задач, среди которых выделяются

    - развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в ходе овладения языковым материалом, в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх.

    - развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей, конкурсов и соревнований

    - приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в  игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового или учебного общения

    - развитие познавательных способностей, овладение умением взаимодействовать со сверстниками в малой учебной группе.

    Таким образом, развитие личности ребенка, его творческих способностей и накопление опыта разнообразных видов деятельности на начальном этапе происходит наиболее эффективно в игре.

    (принцип учета игровой деятельности разработан Элькониным Д.Б., Негневицкой  Е.И., Китайгородской Г.А., Зимней И.А.)

    Игровая деятельность позволяет, с одной стороны, удовлетворить естественную тягу детей к игре как способу познания мира, с другой – дает возможность моделировать условия реального общения, позволяя ребенку одновременно получать удовольствие и учиться, расслабляться и работать, проявлять себя индивидуально и в команде.  

    На протяжении младшего школьного возраста, в соответствии с новыми ФГОС, достигается смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому социально организованному обучению с привлечением других видов трудовой, поисковой и творческой деятельности.

    2. Реализация деятельностного подхода в обучении английскому языку на примере заданий УМК “Forward” 2 класса.

    Реализация обозначенных идей стандарта нового поколения реализуется через осуществление деятельностного подхода в обучении иностранному  языку, заложенного в качестве основного принципа в УМК для обучения  английскому языку “Forward” , выпущенному в издательстве «Вентана-Граф» в 2010 году и проходящем апробацию в 3 образовательных учреждениях города Сыктывкара.

     В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно – воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности.

      Составной частью деятельностного подхода являются следующие положения:

    - учет ведущих видов деятельности и законов их смены;

    - обязательная результативность каждого вида деятельности;

    - мотивированность любых видов деятельности;

    - создание воспитывающей ситуации деятельности;

    - личностное развитие, нравственное обогащение в ходе любых видов деятельности;

    - сотрудничество при организации и управлении различными видами деятельности;

    - обязательная рефлексивность всякой деятельности.

     

    Деятельностная сущность обучения иностранным языкам осуществляется через «деятельностные задания» (activities), которые  строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения.

    Так как данный УМК проходит апробацию, то мне как учителю-экспериментатору было интересно проанализировать задания  с точки зрения реализации основных положений системного деятельностного подхода.

    Отличительные особенности данного курса состоят в построении учебного  материала с учетом  психологических и возрастных особенностей каждого ребенка, близости   предлагаемых тем и ситуаций общения  уровню восприятия  и интересам учащихся начальной школы, организации обучения    в рамках близких детям, естественных ситуаций, включая ситуации игровые, бытовые, учебные с  использованием опор этикетного характера. Предлагаемые упражнения не только закрепляют языковой материал, стимулируют речемыслительную деятельность, но и развивают логику, языковую догадку.

    Обучение чтению  и  алфавиту на начальном этапе всегда представляет для учащихся большие трудности, вызываемые графическими и орфографическими особенностями английского языка. Учитывая психологические особенности младших школьников, авторы учебника  для 2 класса предлагают разнообразные упражнения на развитие навыков чтения с использованием картинок и карточек со словами (метод обучения чтению слогами, целыми словами).  Прием иллюстрирования звуков с помощью разноцветных шаров позволяет приучить учащихся  следить во время прослушивания записи упражнений за диктором. Организация упражнений на чтение слогов  и слов с заданными звуками удобна для работы учащихся в паре по самостоятельной отработке навыков чтения – учащиеся могут варьировать чтение по столбикам и по строчкам.

    Следует отметить наиболее понравившиеся ребятам упражнения, развивающие навыки чтения:

    - сопоставление звука, буквы и слова с использованием разноцветных шаров и схем  в виде паровоза с вагончиками, обозначающими правила  чтения гласных в разных типах слога и исключения (SB, с. 10, 47, 59, 79[1])

    - задания на раскрашивание шаров со звуками  (позволяет сконцентрировать внимание  учащихся на обозначении звука в транскрипции, сделать  прослушивание  активным, а произношение звука сделать не просто механическим проговариванием; эти же задания могут служить и задачам первичного контроля понимания и усвоения.(AB, c. 9,92)

    Деятельностный подход базируется на положениях психологии о том, что усвоение языкового материала происходит быстрее и отличается большой прочностью, если оно базируется на использовании всех видов ощущений : кинестетических, звуковых, зрительных и рукодвигательных.  

       Авторы учебника предлагают разнообразные игровые упражнения с использованием «ноутбука», являющегося эффективным наглядным средством обучения. (SB c.79,   AB c.93, 6). Учащиеся очень любят находить новые буквы, «озвучивать» клавиатуру – т.е. произносить название букв, «печатать»  изученные слова – это позволяет  закрепить орфографические навыки и навыки чтения. «Ноутбук» может также служить и средством контроля.  

    Таким образом,  формируются метапредметные результаты учебной деятельности – умение вводить текст с клавиатуры, анализировать, сопоставлять изображения, знаки, устанавливать звуко-буквенные соответствия.

    Особенно важно для   работы учащихся над развитием навыков чтения возможность работы дома под руководством родителей или самостоятельно с записью на диске, так как у каждого в учебный комплект входит диск. Наблюдения показывают, что учащиеся, работающие дома с аудиозаписями быстро и хорошо улавливают и копируют произношение, интонацию, лучше запоминают лексические единицы урока.  Самостоятельная работа с аудиозаписями в спокойной, привычной, комфортной домашней обстановке при поддержке родителей позволяет менее успешным учащимся реализовать свои возможности.

    Таким образом формируется очень важный компонент метапредметных результатов как овладение умением координированной самостоятельной работы с разными компонентами учебно-методического комплекса. Этому способствует сама организация учебного материала в разделах учебника, помогающая ученику быстро ориентироваться в заданиях

    Обучение аудированию начинается с первых дней изучения английского языка и строится так, чтобы поддерживать уже сложившиеся умения, постепенно развивая их. С этой целью в учебнике используются тексты разного характера: песни, стихи, рифмовки, а также диалоги, записанные  носителями языка. Обучение аудированию происходит в занимательной форме при помощи специальных приемов . Все тексты  проиллюстрированы в учебнике в виде комиксов, так как именно картинки помогают ученикам младших классов лучше понять и запомнить содержание диалога или рассказа. В рабочей тетради есть задания на активное слушание и закрепление письменной формы речевого образца (АВ, с.28, 32, 35, 42, 56). Особенно нравятся учащимся задания «послушай и раскрась», «послушай и нарисуй»

            

             В учебник и рабочую тетрадь включены разнообразные лексико-грамматические игры: настольные, игры с мячом, лото, имитационные и двигательные игры, а также кукольный театр и другие игры с использованием созданного учащимися игрового материала. В некоторых задания учащимся предлагается  самим придумать правила игры, объяснить  эти правила учащимся, сыграть в неё с  одноклассниками.

    Общим для всех младших школьников является то, что у них еще недостаточно развито  произвольное внимание и такие виды памяти, как логическая, эмоционально-образная, ассоциативная, кинестетическая (моторная).  Впечатыванию в память способствует создание соответствующих условий: яркости, образности предъявления, необходимости данного материала для решения соответствующих возрасту интересных и посильных учащимся речевых задач. Как апробаторам, нам дается право дополнения заданий учебника, поэтому мной разработан ряд презентационных игр на основе Power Point презентаций, реализующих принцип наглядности.

    Вместе с тем, логическая память развивается с помощью приемов, требующих сознательной работы с материалом, например, группировки, классификации, сравнения, сопоставления. Поэтому важно комплексно использовать в обучении приемы и сознательные, и интуитивные, заставляющие «работать» все каналы восприятия и закрепления  в памяти учащихся новой информации.  

    Для закрепления лексических единиц в уроки включены задания с кроссвордами, чайнвордами, «змейка» слов в рабочей тетради  

    Начало каждого раздела оформлено с помощью цветной «закладки», на которой располагаются рисунки, цифры, буквы, позволяющие обсудить содержание раздела, установить связь между материалом пройденного и нового раздела, т.о.  организовать этап целеполагания.

    Оценка результатов учебной деятельности предполагает формирование ученического «портфолио». В него включаются творческие и проектные работы учащихся в течение учебного года.

    В учебнике  и рабочей тетради предлагаются задания,  с одной стороны, стимулирующие и развивающие воображение и творческое мышление,  с другой – позволяющие закрепить речевые образцы. Например, учащимся предлагается выполнить рисунок и сделать подпись к нему, составить рассказ, прослушать запись или прочитать текст и проиллюстрировать  его, придумать рифмовку, песенку по аналогии.  

    Творческие задания усложняются по мере усложнения изучаемых структур. Например, визитная карточка ученика выполняется за курс 2 класса трижды.  Первая визитка содержит  рисунок и рассказ о хобби на родном языке, лишь одно слово по-английски – первое слово, которое ученик учится писать – свое имя, через несколько разделов  ученик может включить в свою визитку изученную лексику.  По окончании урока обобщения и систематизации знаний перед написанием контрольной работы в рабочей тетради учащиеся создают свою визитку с рассказам о себе в объеме 8 предложений.  

    В программу 2 класса включено 10 различных по сложности и  форме выполнения проектов. Для описания своей семьи учащиеся делают «Семейный альбом» и пользуются им на уроках в течение нескольких тематических разделов.   В течение 1 четверти  выполняются мини-проекты «Загадочные буквы», «Словарь в картинках». Последующие проекты носят тематическую направленность

    Как отмечается отечественными и зарубежными психологами и методистами, введение в структуру урока элементов ручного труда оказывает существенное влияние на процесс овладения детьми иностранным языком, так как определяет наличие сильного мотивационного компонента создания детьми собственных инициативных высказываний, без которого невозможна речевая деятельность.  Авторы  УМК опираются на мнение о том,  что включение элементов ручного труда в процесс обучения иностранному языку младших школьников является одним из основных принципов деятельностного подхода.  

    Процесс изготовления поделок и их последующее использование в играх, диалогах и историях создает на уроке подлинно коммуникативные ситуации, необходимые для обучения учащихся говорению. Задания с использованием ручного труда  помимо повышения мотивации детей способствуют развитию их речевых навыков, позволяют наиболее эффективно обучаться детям, у которых ведущий канал восприятия информации – кинестетический, то есть через действие и движение. В рабочей тетради содержатся   задания по созданию поздравительной открытки,  волчка для настольной  игры, пальчиковых кукол для разыгрывания диалогов.

    Построение каждого урока  характеризуется сменой деятельности: аудирование, чтение, драматизация диалога,   говорение, творческое задание, работа с песней или рифмовкой, работа с новой лексикой,  чтение по транскрипции, работа с «ноутбуком». Материал каждого урока закреплялся упражнениями в рабочей тетради.

            Воспитательное воздействие на младших школьников оказывается и в ходе непосредственного общения, организуемого учителем с целью формирования коммуникативных умений в устной речи, чтении и письме. Так, разыгрывая диалоги этикетного характера в ситуациях повседневного общения, школьники  приобретают жизненный и социальный опыт за счет расширения спектра проигрываемых ролей.  Спектр воспитательного воздействия легко расширить за счет

    - приобщения детей к разным видам творческой деятельности: пению, инсценировкам на изучаемом языке, выполнению рисунков, коллажей, которые затем подписываются, обсуждаются, показываются на выставках детского рисунка;

    - за счет разминок, физкультминуток, динамических игр, соревнований, оживляющих уроки иностранного языка;

    - за  счет выполнения поделок, игрушек с использованием инструкций учителя на изучаемом языке, с последующим применением их в процессе обучения  (драматизация,  форма  для оформления письменного высказывания и др.)  

    В уроки курса включены упражнения, которые позволяют организовать динамические паузы: чтение рифмовки совмещенное с выполнением двигательных упражнений.

    Благодаря интересным  творческим заданиям, игровым формам отработки языкового материала, формам активного слушания, заданиям на драматизацию учебных диалогов повышается мотивация к изучению английского языка, реализуется индивидуальный подход к оценке результатов учебной деятельности, соблюдаются требования к  организации урока с учетом здоровьесберегающих технологий.


    [1] Далее в скобках указаны страницы учебника (SB) или рабочей тетради  (AB), на которых можно найти перечисленные упражнения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья Акоповой Л.В. МАОУ СОШ № 71 г.Краснодар "Обучение английскому языку на начальном этапе (из опыта работы)"

    Начальный этап важен еще и потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах....

    Современные подходы в обучении иностранному языку на начальном этапе

    Использование различных методов при обучении английскому языку на начальном этапе обучения...

    Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку в начальной школе. Формирование УУД у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС.

    Современная образовательная среда требует обязательного применения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе....

    Реализация основных принципов обучения английскому языку на начальном этапе .

    Основным принципом обучения ИЯ в начальной школе является его личностно-ориентированная направленность: на языковую личность ученика, его реальные потребности и мотивы;  на развитие способно...

    Приёмы реализации личностно-деятельностного коммуникативного подхода в обучении английскому языку

    В соответствии ФГОС вопросы обучения английскому языку в условиях группового и коллективного взаимодействия приобретают особое значение, так как коммуникативная компетентность выступает как инте...

    Использование ИКТ в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в условиях ФГОС

    Внедрение информационных технологий в образовательный процесс – неотъемлемая часть развития образования.         Использование ИКТ дает принципиально новые возможно...

    «Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

    Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....