Тишкова Я.В. "Формирование УУД"
методическая разработка по английскому языку по теме

Слабова Татьяна Леонидовна

Учитель Биджанской средней школы Тишкова Я.В. рассказывает о своем видении формирования УУД в условиях перехода на ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon fgos_tishkova_ya.v.zip602.43 КБ

Предварительный просмотр:

Агеева Яна Витальевна, учитель английского языка МКОУ СОШ с. Биджан

Формирование универсальных учебных действий школьников

Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию.

К функциям универсальных учебных действий относятся

• обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

• обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области.

В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока:

I. личностный;

II. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

III. познавательный;

IV. коммуникативный.

Я остановлюсь на двух блоках УУД (коммуникативный и познавательный).

Коммуникативные УУД - это социальная компетентность, коммуникативное взаимодействие, что наиболее эффективно развивается именно в рамках данного предмета.

В Примерной программе по английскому языку показаны следующие

Коммуникативные умения по видам речевой деятельности

В русле говорения

  1. Диалогическая форма

Уметь вести:

  1. этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения, в том числе полученные с помощью средств коммуникации;
  2. диалог-расспрос;
  3. диалог-побуждение к действию.
  1. Монологическая форма

Уметь пользоваться:

  1. Основными коммуникативными типами речи: описание, рассказ, характеристика (персонажа).

В русле аудирования

Воспринимать на слух и понимать:

  1. речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке и вербально/невербально реагировать на услышанное;
  2. небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале, в том числе с помощью средств коммуникации.

В русле чтения

Читать:

  1. вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;
  2. про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т.д.).

В русле письма

Владеть:

  1. умением выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
  2. основами письменной речи: писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, постановку и решение проблемы, знаково-символические действия (в том числе моделирование, преобразование модели).

В Примерной программе по английскому языку показаны следующие

Общеучебные умения и универсальные учебные действия

В процессе изучения курса «Иностранный язык» младшие школьники:

• совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.);

• овладевают более разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы, контекст;

• совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например: начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;

• учатся осуществлять самоконтроль, самооценку;

• учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения).

Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать, чтобы научиться хорошо говорить на английском языке?». Язык должен осваиваться осознанно, а сами уроки быть интересными и увлекательными. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.

Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. В начальной школе происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Воображение ребят также достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Поэтому формированию универсальных учебных действий могут способствовать домашние задания творческого характера. Например:

1. Отгадывание кроссворда.

2. Составление кроссворда по пройденной лексике.

3. Отгадывание или составление ребуса.

4. «Нарисуй картинку и составь ее описание».

Например, при изучении тем “My pet My family Our House и т. д.

5. «Поставь слова в логическом порядке, чтобы получилось предложение»;

6. Разгадай шараду из чисел, в которой первая буква каждого числительного соответствует букве в загаданном слове».

7. Прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками. Попробуй сам придумать такой рассказ для своих друзей».

8. Придумайте загадку для своих друзей (например», при изучении темы  "Animals")

9. «Нарисуй картинку к прочитанному тексту».

Данные задания всегда воспринимаются с удовольствием и интересом. Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке «умения учиться».

Примеры учебной деятельности

  1. Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами)
  2. Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты)
  3. Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий)  
  4. Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение
  5. Преобразование и создание (списки слов, «словарные паутины», памятки, плакаты и т.д.)
  6. Определение необходимости изучения данной темы
  7. Определение последовательности действий
  8. Прогнозирование, предвосхищение результата учебной деятельности
  9. Внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действий
  10. Обсуждение темы в режиме диа-, полилога
  11. Монолог по заданной теме
  12. Постановка вопросов
  13. Составление плана текста, монологического высказывания
  14. Использование наглядных моделей, схем предложений, планов высказываний
  15. Описание и оценка грамматических, лексических и фонетических свойств, взаимного положения слов, закономерностей и т.д.
  16. Конструирование и создание моделей, таблиц, схем
  17. Ежедневное чтение (вслух и «про себя») и письмо (списывание, письмо под диктовку)
  18. Ведение дневников, творческие работы
  19. Декодирование, считывание информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся

Как классный руководитель 7 класса  я третий год провожу  работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я под...

«Формирование ОУУНов у студентов нового набора» Формирование ОУУНов у студентов -первокурсников

Формирование  ОУУНов как одно из важнейших направлений в адаптации студентов к учебному процессу и в их профессиональной направленности.В презентации показаны приемы формирования таких навыков у ...

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...

«Формирование географической культуры. Пути, способы и методические проблемы формирования»

Формирование географической культуры учащихся - это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую де...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...

Проверочная работа по обществознанию "Экономика" 8 кл. УМК под редакцией В.А. Тишкова

Проверочная работа по обществознанию "Экономика" 8 кл. УМК под редакцией В.А. Тишкова. Потребности, ресурсы....

Проверочная работа по обществознанию на тему "Гражданские правоотношения" 7 класс под редакцией В.А. Тишкова

Проверочная работа по обществознанию на тему "Гражданские правоотношения" 7 класс под редакцией В.А. Тишкова...