Алгоритм разработки игры для урока английского языка
статья по английскому языку (5 класс) на тему

В статье приводится алгоритм разработки грамматической игры для организации игровой деятельности на уроках английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОУ СОШ №36 г. Омск

Еленева Т.М.

Статья

Алгоритм разработки игры для урока английского языка

Развитие современного общества характеризуется вниманием к миру личности - в культуре в целом и в образовании в частности. При оритет развивающейся личности реализован в образовательной поли тике, основные принципы которой - гуманизация, дифференциация, индивидуализация и другие - обусловили поворот школы к ребенку, уважение к его личности. Гуманизация образования направлена на соз дание таких форм и методов обучения и воспитания, которые обеспе чивают эффективное раскрытие индивидуальности ребенка.

В связи с этим в современной педагогической и методической ли тературе делается особый акцент на проблемах личностно- ориентированного обучения, которое должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика. Традиционное обучение не может быть ведущим в целостном образовательном процессе. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ученика, создают все необходимые условия для его саморазвития и самовыражения.

Игра является одним из методов обучения, который дает возмож ность сформировать подобную личность. Игра, вызывая большой ин терес у детей, способствует более успешному овладению учебным ма териалом, развивает память, внимание, сообразительность. Следует отметить, что игра - это один из эффективных путей повышения по знавательной активности учащихся и создания мотива к иноязычному общению на уроке иностранного языка.

С помощью игры можно обучать практически всем аспектам язы ка. Но особый смысл игра имеет при обучении грамматике, так как овладение грамматическим материалом самое длительное, сложное и, чаще всего, скучное занятие Кроме тою, освоение грамматической стороной иноязычной речи по прежнему строится на основе традици онных упражнений па нот шпонку, трансформацию и перевод, что обычно не приводит к желаемому результату и ведет к снижению мо тивации. Учащиеся часто не имеют возможности увидеть реального применения полученным знаниям.

Для того чтобы сформировать саморазвивающуюся и самореализующуюся личность, научить ее участвовать в иноязычном общении а также в увлекательной форме усовершенствовать грамматические навыки необходимо использовать игровую форму обучения.

Такие психологи и педагоги, как Эльконин Д.Б., Выготский Л. С. Вербицкий А.А., Шмаков С.А., Пидкасистый П.И. и другие, едино душно признают, что игра - явление универсальное, важнейшими особенностями которого являются:

  1. Отсутствие стремления игры к вещному результату и к утилитарной деятельности.
  2. Возможность реализации с помощью игры потребностей и запросов ребенка в пределах его способностей.
  3. Наличие у игры собственного сюжета и содержания.
  4. Обучающий характер.

Д.Б. Эльконин определяет игру следующим образом: «Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми непосредственно утилитарной деятельности» [7, 28].

Психологи рассматривают игру как особую деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка и меняется его отношение к окружающему миру. Педагоги же определяют игру как самостоятельную деятельность учеников, направленную на усвоение конкретных знаний, умений и навыков, их применение для достижения цели игры с установкой на наивысший результат.

Попытки создания технологии игровой формы обучения и алгоритма разработки игры предпринимались неоднократно различными учеными: Коваленко В.Г., Пидкасистым П.И. и Хайдаровым Ж.С и др.

Технология игры выступает своеобразным промежуточным зве ном между теорией и практикой обучения. Центральным в ней высту пает предварительное проектирование, основанное на психолого педагогической диагностике, и изготовление инструментария.

П.И. Пидкасистый предложил следующий алгоритм разработки и применения учебных игр:

КЗ  ЭКЗ  ПИ + ИИ  ЭКЗ  КЗ,

где     КЗ - конкретные знания,

ЭКЗ - элементы конкретного знания,

ПИ - правила игры,

ИИ - инструментарий игры.

Учитель расчленяет конкретные знания (КЗ), которыми должен овладеть ученик, на элементы (ЭКЗ), затем придумывает правила игры (ПИ), учитывая возрастные, индивидуальные и учебные возможности учащихся, готовит необходимый инструментарий (ИИ).

Ученики исходя из правил игры, используя инструментарий и оперируя элементами конкретного знания, должны в итоге получить результат в виде того, что по замыслу учителя было целью игры - ус воение конкретных знаний. По определению П.И. Пидкасистого: «Анализ и синтез КЗ и есть магический «золотой ключ» к превраще нию конкретного знания в универсальное игровое действие».

Учитывая специфику формирования грамматического навыка го ворения, алгоритм разработки грамматической игры можно предста вить следующим образом:

КЗ (конкретное знание) - это грамматический навык говорения, который должен быть сформирован или усовершенствован в результа те игры, или речевое умение, развитию которого должна способство вать игра. Учитель определяет КЗ исходя из этапа работы над грамма тическим материалом, на котором предполагается использование игры.

ЭКЗ (элементы конкретного знания) - это грамматический мате риал и та операция с ним, которой нужно овладеть учащимся в резуль тате игры на основе хорошо изученного лексического материала, а именно: операция восприятия, имитации, подстановки, трансформа ции, репродукции и комбинирования.

ПИ (правила игры) - учитель их создает исходя из задач каждого этапа формирования навыка, учитывая формы работы на каждой ста дии, опираясь на индивидуальные и возрастные особенности своего класса и выполняя необходимые требования, которые разработаны психологами и педагогами и которые обязательны при проведении лю бой игры на уроке. Приведем некоторые из них:

  1. Игры должны соответствовать уровню знаний учащихся.
  2. Правила игры должны быть простыми и точно сформулиро ванными.
  3. Каждый ученик должен быть активным участником игры.
  4. Нужно соблюдать принцип абсолютной добровольности.
  5. В игре огромное значение имеет элемент соревнования.

Игру на уроке необходимо закончить, чтобы учащиеся могли видеть, к какому результату они пришли.

ИИ (инструментарий игры) - это средства обучения: совокупность материалов, предметов, карточек, масок, применение которых способст вует более успешной реализации цели игры, которую поставил учитель.

В процессе игры учащиеся, зная правила игры, используя инстру ментарий и оперируя элементами конкретного знания, должны усвоить конкретное знание, в данном случае - сформировать или усовершенст вовать грамматический навык говорения.

Рассмотрим для примера алгоритм разработки грамматической игры на подстановку на этапе тренировки. КЗ в данном случае являет ся тренировка в использовании времени Past Simple с целью совершенствования грамматического навыка.

ЭКЗ - это изучаемое время Past Simple и операция подстановки, которой нужно овладеть учащимся.

ПИ – 1. Учащиеся выступают в качестве детективов.

  1.  Выяснить, чем занимался их подозреваемый персонаж вчера, т.е. выбрать из списка все подходящие по смыслу глаголы прошедшею времени.
  2. Перечислить все составленные предложения.
  3. Побеждает тот, у кого большее количество верных предложений.

ПИ включают задачу этапа тренировки - научить операции подстановки, т.е. подстановки лексических единиц в структуру времени Past Simple; учитывают такие основные требования при проведении игр, как доступность и соответствие уровню знаний, простые и понятные правила, добровольность, вовлечение всех учащихся, наличие со ревнования и выявление победителей. Наконец, ПИ составлялись с учетом возрастных особенностей 5 класса: у детей очень развита фантазия, они могут представить все, что предложит учитель, и действовать соответственно условиям.

ИИ данной игры - визитные карточки с надписями «Шерлок Холмс» и «Доктор Ватсон», картинки или имена подозреваемых сказочных персонажей, плакат с глаголами в Past Simple.

В связи с тем, что целенаправленное включение грамматических игр в процесс овладения грамматическим аспектом способствует более скорому и успешному формированию грамматического навыка, улучшает эмоциональное состояние ученика, вызывает желание учиться, познавать новое, меняет в лучшую сторону отношение к предмету и к учителю английского языка, рекомендуем использовать вышеописанный алгоритм разработки грамматической игры для организации игро вой деятельности на уроках английского языка.

Литература.

  1. Выготский JI.C. Детская психология. - М.: Просвещение, 2001.
  2. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - ML: Просвещение, 1985.
  3. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обуче нии и развитии: Учебное пособие. - М.: МПУ, 2006.
  4. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Фонетические игры» на уроках английского языка».

laquo;Фонетические игры» на уроках английского языка. Среди фонетических игр можно выделить игры-загадки, иг­ры-имитации, игры-соревнования, игры с предметами, игры на внимательн...

Методическая разработка "РОЛЕВАЯ ИГРА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДЕТ"

В данной методической разработке представлены методические рекомендации по использованию ролевой игры и практический опыт использования ролевой игры на уроке английского языка по теме «Страницы англий...

Методическая разработка по теме" Современые методы преподавания,игры на уроках английского языка"

Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы по...

Методическая разработка по тебе самообразования "Игра на уроках английского языка"

Человеческая культура возникла и развертывается в игре ,как игра....

Презентация к методической разработке "Игра на уроках английского языка"

Человеческая культура возникла и развертывается в игре ,как игра....

Методическая разработка На тему: «Обучающие игры на уроках английского языка»

Об эффективности использования обучающих игр на уроках английского языка известно давно....

Методическая разработка игры для урока английского языка в 6 классе на тему "Занятия на досуге"

Игра "Jeopardy" по теме " Leisure activities" к обобщающему уроку по учебнику Spotlght 6, Модуль 6 способствует обзорному повторению лексического и грамматического материала по дан...