Повторяемость и вариативность при изучении страноведческой и краеведческой информации
статья по английскому языку (8 класс) по теме

В своей работе ярассказываю об использовании страноведческого и краеведческого материала на уроках английского языка в средней школе. При изучении текстов различного содержани об англо-говорящих странах школьники усваивают определённый лексический материал, который прорабатывается в разных упражнениях и затем эта лексика используется при работе над страноведческим и краеведческим материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повторяемость и вариативность при освоении страноведческой и краеведческой информации.

Общеизвестный дидактический тезис  \ Повторение- мать учения \ периодически  подвергается критике .В самом деле, чрезмерное увлечение повторением способно убить всякий интерес к учению. Повторение не способствует развитию у школьников логического мышления, осознанного и ситуативного подхода к отражению вне языковой действительности . (Так , отличное знание трёх форм неправильных глаголов ещё не свидетельствует о способности ученика вести беседу и даже правильно построить предложение на изучаемом языке).

Но в то же время и чрезмерная вариативность предъявляемого школьникам языкового материала тоже может повлечь за собой нежелательные последствия, ибо она затрудняет освоение материала, мешает автоматизации языковых структур (patterns) и тем самым может ослабить интерес к учению .Поэтому необходимо соблюдать  оптимальное сочетание повторяемости и  вариативности при предъявлении иноязычного материала. Ведь именно во взаимодействии и вариативности- залог успешного закрепления наиболее часто употребительных языковых структур.

Эти принципы широко используются при подаче страноведческого и краеведческого материала на уроках английского языка.

В учебниках английского языка для 5-х -6-х классов содержатся страноведческие тексты и материалы, посвящённые англо-говорящим странам– Великобритании’, США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. Кроме того, школьники усваивают определённый объём  краеведческой информации на английском языке. И хотя по содержанию все эти материалы отличаются друг от друга, но они содержат в себе ряд повторяющихся структур   словосочетаний, которые можно сгруппировать в таблицы при изучении страноведческого или краеведческого материала. Например, работая над темой’ English-speaking countries’ тренируем структуры: What city (town) is the capital of…?     The capital of…..is….  .

Используем таблицу, в которой даны названия стран и городов, являющихся столицами этих стран:

England

Washington .D.C.

Scotland

Canberra

Wales

Wellington

Northern  Ireland

Ottawa

The United Kingdom

Edinburgh

The Irish Republic

London

The USA

Cardiff

Canada

Belfast

New Zealand

Dublin

Australia

Moscow

Russia

Пользуясь такой таблицей. Можно ответить на 11 однотипных, но не одинаковых вопросов, т.е. построить 11 предложений с одинаковой структурой, но содержащих в себе различную информацию. Кроме того, эта таблица не содержит в себе  готовой информации, т.к.        названия городов расположены  в разбросанном виде, что предполагает осознанный подход со стороны учащихся. Такими таблицами можно пользоваться  в разных режимах:

Учитель - класс

Учитель - ученик

Ученик  - ученик

Класс - класс

Например:1 Учитель: What is the capital of Canada?

        Учащиеся: The capital of Canada is Ottawa.

        2)Учитель не  произносит ни слова, а лишь указкой показывает название страны, например – Scotland.

А учащиеся хором формулируют вопрос: What city is the capital of Scotland?

И дают на него правильный ответ: The capital of Scotland is Edinburgh.

И  т. д.

                   Хоровая работа продолжается до тех пор, пока не будет исчерпан весь лексический материал  таблицы. Таблицу такого рода можно использовать в любом классе, работая над страноведческим текстом или завершая эту работу.

        Такие таблицы можно использовать при закреплении структур:

Where is…. Situated?

…… is situated on ……  

What river is … situated on?

Используем названия городов и рек.

London

The Moskva  River

Glasgow

The Volga

New York City

The River Thames

Washington D.C.

The Clyde

Moscow

The Hudson River

Astrakhan

The Potomac  River

Используя таблицу, можно тренировать  вопросы:

What is the residence of…?

The residence of … is …?

 

The Queen of England

The White House

The British Prime Minister

The Capitol Building

The British Government

Whitehall

British Parliament

Westminster Palace

The US President

Buckingham Palace

The US Congress

Number 10, Downing Street

            Работа с такими таблицами приводит к многократному проговариванию весьма частотных употребительных структур, облегчает запоминание их ритмического рисунка. Очень широко вариативность и повторяемость структур  можно использовать в учебниках  М.З.Биболетовой, где наряду со страноведческим материалом, даются задания и по краеведению, которые учащиеся должны выполнить, используя уже знакомые структуры. Так в учебниках 7-го класса ( Unit 1)учащиеся знакомятся с фактами о столицах и крупных городах англо-говорящих стран. Учащиеся должны сравнить  факты об этих городах. Выполняя это упражнение , учащиеся повторяют степени сравнения прилагательных, а также несколько раз повторяют структуры:

The population of … is … …

… was founded

The area of … is…

… is famous for …

в разных ситуациях.

Во втором разделе этого же учебника даются 5 текстов об англо- говорящих странах, построенных на использовании  повторяемости и вариативности структур.

                 ….is situated….

        The population of …is…

        The capital of is…

        The official emblem of …

        The official language of … is …

        The climate of …is..

По окончании работы над текстами учащиеся обмениваются информацией об этих странах, отвечая на вопросы:

               Where is it situated? On  what continent?    

What is population of…?     What is its capital?   What is its official language?    Эти структуры повторяются учащимися  несколько раз , хотя  и с разной информацией. После работы над текстами  об англо- говорящих странах, учащимся предлагается задание рассказать о России аналогичным образом, используя информацию в упражнении 37 на странице 42. Используя уже известные структуры, учащиеся рассказывают о своей стране. Итак, принцип вариативности и повторяемости используется на всех этапах обучения ИЯ, способствует запоминанию широко используемых структур и осознанному усвоению материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект Вариативность проверочных работ в 8 классе КО при изучении темы: «Определенно-личные предложения»

Разработка урока на тему "Определенно-личные предложения". Цели:  дать понятие об определенно-личных предложениях; отработать умение находить их в тексте, производить синтаксический разбор, позна...

Повторяемость и вариативность в процессе обучения диалогической речи.

Это практические рекомендации при обучении диалогической речи....

Мастер-класс "Обучение учащихся использовать страноведческую информацию для создания проекта.

Урок английского языка в 9классе по теме "Президенты США" способствует привитию интереса к культуре,традициям англоязычных стран,развитию страноведческой компетенции.На уроке учащиеся обучаются исполь...

Формирование социокультурной компетенции на основании изучения страноведческого материала( на примере УМК Happy English.ru)

Статья содержит основные методические определения социокультурной компетенции и возможность их реализации при изучении англиийского языка по УМК Happy English.ru...

Итоговая письменная работа по результатам изучения вариативного блока «Современные образовательные технологии»

С 1997 г. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма (РКМЧП) в рамках проекта института «Открытое общество» начала свой путь в педагогическом сообществе России;В...

Использование вариативных технологий при обучении русскому языку в условиях УОР (на примере изучения раздела «Сложные предложения с разными видами связи» в 9 классе).

В условиях УОР, когда отсутствие учащихся на уроках уже правило, а не исключение, необходимой становится самостоятельная работа учащихся по освоению учебного материала. В такой ситуации учитель должен...

Закрепление и систематизация страноведческого и краеведческого материала на уроке английского языка

Закрепление и систематизация страноведческого и краеведческого материала на уроке английского языка...