Из опыта работы об использовании современных обучающих технологий.
статья по английскому языку по теме

Калинкин Сергей Михайлович

 

Возрастающая потребность школьников в овладении иностранными языками как инструментом будущей профессиональной деятельности, открывающим доступ к престижной работе, зарубежным контактам, обязывает учителя иностранного языка выбирать технологии, которые будут способствовать созданию доброжелательной, комфортной атмосферы, стимулировать мотивацию к овладению новым языком общения и позволит раскрыть учащимся свою индивидуальность,  способности  и проявить  активность. Совершенно очевидно что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно  поэтому должны быть созданы условия, способные вовлечь каждого учащегося  в активный познавательный процесс. На мой взгляд, необходимо гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием современных образовательных технологий.  

В практике своей работы я пользуюсь многими технологиями такими как: технология сотрудничества, развитие критического мышления через чтение и письмо, но  я расскажу только о тех, при помощи которых достигаются наилучшие результаты, это, на мой взгляд проектные и информационно-коммуникационные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы об использовании современных обучающих технологий.

         

Возрастающая потребность школьников в овладении иностранными языками как инструментом будущей профессиональной деятельности, открывающим доступ к престижной работе, зарубежным контактам, обязывает учителя иностранного языка выбирать технологии, которые будут способствовать созданию доброжелательной, комфортной атмосферы, стимулировать мотивацию к овладению новым языком общения и позволит раскрыть учащимся свою индивидуальность,  способности  и проявить  активность. Совершенно очевидно что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно  поэтому должны быть созданы условия, способные вовлечь каждого учащегося  в активный познавательный процесс. На мой взгляд, необходимо гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием современных образовательных технологий.        

В практике своей работы я пользуюсь многими технологиями такими как: технология сотрудничества, развитие критического мышления через чтение и письмо, но  я расскажу только о тех, при помощи которых достигаются наилучшие результаты, это, на мой взгляд проектные и информационно-коммуникационные технологии.

Проектные технологии я использую как при изучении обязательной учебной программы, так и во внеурочной и воспитательной работе. Главное в этой деятельности – создание конкретным ребёнком полезного продукта. Проектный метод позволяет учителю вовлечь учеников в интересную интеллектуальную деятельность. Современный проект обучающегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития творческих способностей и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Проект – это возможность для учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, объявлений, проведение интервью и исследований с последующим оформлением, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями и т.д. Чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Это умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать со справочным материалом. К творческим умениям относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать свою мысль. Проектом являются сценарии школьных вечеров и праздников, разработанных и проведённых мною.

Работу над проектом я провожу поэтапно:

1.Подготовительный этап – определение тем проектов и формулировка проблемы. Задача учителя – раскрыть ситуацию так, чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к её решению, чтобы наводящими вопросами подвести ребят к тем пунктам плана, которые необходимо осветить в проекте.

2.Основной этап – ознакомление учащихся с методикой работы над проектом, знакомство с программной лексикой и грамматикой, с аутентичным материалом; выдвижение учащимися своих идей о мини-проектах; формирование групп и распределение заданий в группах. Здесь же происходит контроль с моей стороны, внесение дополнений и исправлений. Работа ведётся как на отдельных уроках, так и дома, самостоятельно.

3.Завершающий этап – оформление проекта в виде коллажа, плаката, путеводителя; презентация и защита проектов; обсуждение результатов,  подведение итогов работы и практическое использование проектов.

Я работаю по УМК В.Кузовлева программа, которого предусматривает выполнение проектов, начиная с 5 класса. Конечно, сначала это небольшие по объёму работы, но от класса к классу они усложняются. Это так называемые программные проекты. Среди самых удачных я хочу назвать такие: The person I admire (7 кл.) Famous рeople ( 6-7 кл.)    Animals   in danger  (7 кл.)  My family   (5кл.)  My day (5 кл)     English-speaking countries (8-11кл), Customs and traditions (8-11 кл.), Film/ Book reviews(10-11кл.)

На протяжении 5 лет я использую проектную технологию. Результатом использования этой технологии явилось  большая увлеченность учеников иностранным языком и хорошие оценки. Ниже я привожу описание содержания и организации одного из проектов по теме «Знаменитые люди Британии». Этим проектом я старалась заинтересовать учащихся жизнью и творчеством выдающихся писателей, ученых, политических деятелей, как прошлого, так и современности. В начале работы я организовала обсуждение темы проекта. Я объяснила, что выполнение проекта предполагает групповую работу. Все учащиеся были поделены на группы по 4-5 человек: первая группа была ответственна за организацию ролевой игры, вторая - за организацию обсуждения проблемы, третья- работала над постерами по теме, а четвертая – работала над проектом «Место в истории»

Учащиеся использовали очень интересные и действенные формы и приемы реализации проекта:

- подбор стихов, кроссвордов, вопросов к викторине

- изготовление карты «Выдающаяся Британия»

- постеры  и рисунки на тему.

Очень порадовали меня интерес, творчество, вдохновение детей. Даже не очень «сильные» ученики активно участвовали в работе, в оформлении проекта.

Во время подготовки проекта я выступала в качестве консультанта и помощника в подборе материала, исправлении ошибок, давала советы.

Итогом работы было проведение «круглого стола», защитой проектов, викториной. Все это заняло 2 часа.

Работа над проектом дала возможность всем учащимся по-новому раскрыть себя независимо от уровня владения АЯ, научила их приемам сотрудничества и взаимодействия в работе, позволила реализовать свои умения и знание АЯ как средства получения новой информации. Работа над проектом помогла сформировать у учащихся чувство ответственности. В настоящее время все больше и больше учащихся при защите своих проектов отдают предпочтение презентациям  в Microsoft Power Point.Они очень удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, анимацию, графики, таблицы, музыкальное сопровождение.

Очень интересным было проведение открытого внеклассного мероприятия  с использованием ИКТ «Круиз по Черному морю».  Это мероприятие было разработано как обобщающее мероприятие по темам  «Путешествие», «Защита окружающей среды» с учетом межпредметных связей (география, Кубановедение, информатика, иностранные языки), что позволило представить целостную картину изучаемого явления. В ходе мероприятия использовались современные образовательные технологии: проектная, информационно-коммуникационная. Актуальность мероприятия заключалось в том, что оно формировало  у учащихся толерантность через знакомство с культурами стран Причерноморья.

В рамках участия в профессиональном конкурсе «Современные образовательные технологии в учебной и воспитательной работе» разработка этого мероприятия заняла II место.

У меня имеется  большая коллекция презентаций, выполненные учащимися с 5 по 9 класс, которые имеют познавательную и практическую значимость.

Мои учащиеся активно принимают участие в предметных неделях, конкурсах и научно-практических конференциях, на которых они защищают свои проекты.

Готовясь к олимпиадам, экзаменам, научно-практическим конференциям, школьники активно используют информационные ресурсы - справочную, научную литературу, разнообразные печатные издания, просматривают видеофильмы, используют ресурсы Интернета для подготовки докладов, оформления исследовательских работ. Сеть Интернета позволяет нам  быстро получать недостающую информацию  как для урочной, так и для внеурочной и внеклассной деятельности. Считаю, что использование этих  средств делает процесс обучения ещё более интересным и современным.

Имея  аудио и видеотеку практически ко всем темам курса,   по возможности стараюсь их использовать на уроках. Большая фонотека даёт возможность слушать настоящую английскую речь, что делает процесс обучения более интересным. Благодаря видеофильмам о стране изучаемого языка  дети узнают о всех сторонах жизни англичан: о праздниках и обычаях, об образовании и отдыхе, о спорте,  музыке и о многом другом

В последнее время, когда у меня появилась интерактивная доска, я использую компьютерные обучающие программы, как вспомогательное средство при обучении произношению, устной речи, чтению, письму и при отработке  и проверке грамматического материала.

Многие дети дома имеют компьютеры с выходом в Интернет.  Это хорошая возможность для индивидуализации обучения, для интенсификации самостоятельной работы учащихся, для повышения познавательной активности и мотивации. Учащиеся  пользуются компьютером при выполнении проектных работ,  а Интернет им нужен для получения дополнительной информации. Что касается лично меня, то я часто прибегаю к помощи Интернета, чтобы добытый  материал  включить в содержание урока и  для своего саморазвития. На уроке мы с учениками обсуждаем дополнительный материал, используем его для монологических или диалогических высказываний, участвуем в написании сочинений и рефератов, знакомимся с новыми культуроведческими знаниями.

Использование на уроках ИКТ, позволяет разнообразить процесс обучения, представить учебный материал более наглядным и доступным для восприятия учащимися. Любая   схема,   грамматическая таблица, иллюстрация, анимация, звукозапись, используемые при организации учебного процесса, становятся не просто украшением урока, а делают его более содержательным. Например, мною был проведен урок в 5 –м классе по теме: TV My Family c использованием образовательных технологий:  развитие критического мышления (мозговой штурм, синквейн, рефлексия), выполнение проектов. Учащиеся защищали презентации о своей семье. Мною был подготовлен материал о знаменитой  семье Симсонов. В качестве домашнего задания  был дан текст и задания к нему о другой знаменитой семье Флинстонов. Этот материал был взят из Интернета. Урок получился ярким и запоминающимся.

Мои  материалы по использованию информационно - коммуникативных технологий размещены  на сайтах   Pedsovet.su, nsportal.ru., учительский портал uchportal.ru. Я провела опрос среди учащихся моих групп. Меня интересовали мнения ребят по следующим вопросам.

1. Важно ли применение ИКТ на уроках, во внеурочной деятельности и для самостоятельной работы?  Все  ребята дали  положительный ответ.

2. Что дает применение ИКТ?

Самыми распространенными были ответы:

Способствует запоминанию

Дает дополнительную информацию

Делает урок более интересным

Привлекает внимание

Реализует возможности и развивает творчество.

Из этих ответов следует насколько важно и необходимо использование информационных технологий для обучения, развития и воспитания  современного ученика.

В заключении хочется подчеркнуть, что современность предъявляет все более высокие требования к обучению и практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Особенно это становится актуальным в преддверии подготовки к Олимпийским играм, которые пройдут в Сочи. Объемы информации растут, и часто  рутинные способы ее передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Однако, внедрение в учебный процесс использования мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение и контроль. Но  использование компьютера позволяет не только повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование современных обучающих технологий

Доклад для учителей иностранного языка представленный на МО ....

Отчет об использовании современных обучающих технологий учителя химии и биологии МОБУСОШ № 1 города Новокубанска Черновол Натальи Васильевны.

В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ори...

Описание опыта работы по использованию современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Актуальность темы.  В современных условиях, когда объем  необходимых для человека знаний  резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определе...

Использование современных обучающих технологий

В данной статье  описывается опыт работы по использованию современных обучающих технологий   на уроках английского языка....

Использование современных обучающих технологии на уроках истории Древнего мира

Лично мне эта игрушка очень понравилась. Электронные пазлы: простейшее управление, историческая тематика картинок, яркое оформление. Добавляем рекламный баннер, содержащий простую историческую информа...

Обобщение опыта по теме: "Использование современных образовательных технологий на уроках английского языка - одно из средств формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся».

тема выбрана мною в связи с изменениями в программах в соответствии  ФГОС.  Новые образовательные технологии позволяют  практически каждому преподавателю добиваться  положительных ...

Обобщение опыта по теме: "Использование современных образовательных технологий на уроках письма и чтения в коррекционной школе"

Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях. Эффективность и каче...