Коммуникативные игры в обучении английскому языку
методическая разработка по английскому языку (6 класс) по теме

  Методическая разработка «Коммуникативные игры в обучении английскому языку» посвящена проблеме применения коммуникативных игр как средства овладения видами речевой деятельности. Целью является осуществление связи между методикой коммуникативных игр и практическим их использованием на материале учебника Биболетовой  М. З., Добрыниной Н. В., Трубаневой Н. Н.  Enjoy English для 5-6 классов. В данной разработке раскрываются некоторые теоретические аспекты этой проблемы, также приводится  один из вариантов классификации коммуникативных игр в сочетании с практическим материалом на основе учебника Биболетовой  М. З., Добрыниной Н. В., Трубаневой Н. Н.  Enjoy English для 5-6 классов. Разработка может быть полезна учителям английского языка, работающим как по указанному, так и по остальным учебникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativnye_igry_metod._razrabotka.doc285 КБ

Предварительный просмотр:

                     

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ

РЕСПУБЛИКИ

ГОУ «ЧУВАШСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Методическая разработка

Коммуникативные игры в обучении                        английскому языку

Выполнила: Тимофеева Е. А. МОУ «СОШ № 30 г.Чебоксары»

Научный руководитель: Егорова Т. М.

кандидат педагогических наук доцент кафедры иностранных языков

Чебоксары, 2011г.


                       Аннотация

  Методическая разработка «Коммуникативные игры в обучении английскому языку» посвящена проблеме применения коммуникативных игр как средства овладения видами речевой деятельности. Целью является осуществление связи между методикой коммуникативных игр и практическим их использованием на материале учебника Биболетовой  М. З., Добрыниной Н. В., Трубаневой Н. Н.  Enjoy English для 5-6 классов. В данной разработке раскрываются некоторые теоретические аспекты этой проблемы, также приводится  один из вариантов классификации коммуникативных игр в сочетании с практическим материалом на основе учебника Биболетовой  М. З., Добрыниной Н. В., Трубаневой Н. Н.  Enjoy English для 5-6 классов. Разработка может быть полезна учителям английского языка, работающим как по указанному, так и по остальным учебникам.


                                           Содержание

        Введение - 4 стр.

        Основная часть:   

I. Коммуникативные игры, в основ которых лежит методический прием ранжирования - 8 стр.        

II. Коммуникативные игры, построенные на основе преднамеренного создания различий в объеме информации у обучающихся – 10 стр.

III. Игры, предполагающие группирование или подбор подходящих вариантов  - 14 стр.

IV. Игры на поиск пары и координацию действий – 17 стр.

V. Интервью – 18 стр.

VI. Ролевые игры - 20 стр.

Заключение – 25 стр.

Список литературы – 26 стр.

Приложение – 27 стр.

             

                                                     Введение

Актуальность состоит в том, что игра - один из способов успешного овладения иноязычным общением, так как игры способствуют повышению мотивации учащихся к изучению иностранных языков.

«Вся наша жизнь — игра». Можно по-разному интерпретировать данное высказывание, но очевидно, что в жизни не только человека, но и других разумных существ игра занимает важное место. Через игру мы учимся выполнять какие-то жизненно важные действия, запоминаем правила поведения в различных бытовых ситуациях, осваиваем непреложные правила социального общения, «примеряем» на себя разные роли, в том числе и профессиональные, а главное, учимся взаимодействовать с партнерами по игре.

Трудно переоценить роль игры в жизни детей. Дети, у которых не было «нужных» игрушек на каждом этапе детства, которые были лишены возможности играть со сверстниками, отстают в интеллектуальном и социальном развитии. Им трудно в коллективе, при этом проблемы социализации, как шлейф, тянутся за ними и дальше, во взрослую жизнь, лишая их многих удовольствий и возможностей, в том числе и карьерного плана.

Играют люди не только в детстве. По-жизни мы все играем множество ролей: мамы/папы, дочки/сына, ученика и учителя, продавца и покупателя, пассажира и водителя, руководителя и подчиненного и т. д.

Взрослые люди любят играть ничуть не меньше, а вот подростки, как правило, играют неохотно. Им хочется казаться взрослыми, а игра, по их представлению, — это удел «малышни».

Что же такое игра? Разные ученые дают ей разное определение, но очевидно, что любая игра предполагает определенную цель, знание правил, а также элемент удовольствия.

Учебная игра — это особо организованное задание, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Она представляет собой небольшую ситуацию со своим сюжетом и действующими лицами, у которых есть общая и/или особенная роль, специфическая цель в конкретной процедуре общения. М.Ф. Стронин в своей книге «Обучающие игры на уроке английского языка рассматривает учебную игру на уроке иностранного языка как «ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению, с присущими ему признаками эмоци- ональности, спонтанности, целенаправленности речевого высказывания».

Игpa на уроке способствует выполнению важных методических задач: созданию психологической готовности обучающихся к речевому общению, тренировки в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной ситуации вообще. Помимо этого, любая предметная или ролевая игра это игра, в ней все «понарошку», в ней есть возможность спрятаться за маску кого-то другого, т. е. снять с себя ответственность за допущенные ошибки и представить ситуацию в свете того, что «я — это не я, а герой, которого я изображаю». В этом случая снимается часть психологического стресса при общении.

   Учебные игры давно используются учителями разных предметов, в том числе и учителями иностранных языков в школе. Огромное значение при организации игры имеет позиция самого преподавателя. Учитель  должен
быть уверен в ее полезности, надо продумать все необходимые детали ее подготовки, а также уверенно управлять ею. Простота или сложность организации и проведения игры зависит и от типа игры, и от класса, и от характера взаимоотношений учащихся между собой и с учителем, т. е. от многих факторов. При этом очевидно, что игры на уроке способны смоделировать реальное речевое общение, что так важно для коммуникативной методики.        
Игры в курсе иностранного языка могут быть очень полезны, но они должны учитывать целый ряд требований:

быть экономными по времени и направленными на решение определенных учебных задач;

быть «управляемыми»; не сбивать заданный ритм учебной работы на уроке и не допускать ситуации, когда игра выходит из-под контроля и срывает все занятие;

снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся;

оставлять учебный эффект на втором, часто неосознаваемом плане, а на первом, видимом месте всегда реализовывать игровой момент;

•        не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным.        

                                             

Существуют различные подходы к классификации игр на занятиях иностранного языка. Все существующие классификации очень условны. Рассмотрим некоторые из существующих классификаций.

            Игры языковые и коммуникативные  (Language & communicative games)

Многие методисты  подразделяют учебные игры на языковые и коммуникативные. По их мнению, к языковым играм можно отнести те игры, в которых проходит целенаправленная и достаточно жесткая отработка изучаемого языкового материала на уровне грамматики или лексики. К коммуникативным играм относятся игры, где учитель практически не может влиять на характер, содержание и способ речевого взаимодействия, где учащиеся сами решают, что, кому и как говорить, например, в ролевых играх на заданную тему.

Игры на взаимодействие и игры на соревнование

Другая классификация игр: игры на взаимодействие и игры на соревнование. К первой группе относят те игры, где задача может быть выполнена только путем совместных усилий всех членов группы, во втором случае — группы или их отдельные члены соревнуются, кто быстрее и эффективнее решит поставленную задачу.

          Классификация игр М.Ф. Стронина

Все игры, по классификации М.Ф. Стронина, делятся на 2 раздела:

1. Первый раздел составляют грамматические, лексические,  фонетические и орфографические игры, способствующие  формированию языковых навыков. Отсюда его название «Подготовительные игры».

2. Второй раздел назван «Творческие игры». Цель этих игр способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков — характерные качества речевого умения — могут быть проявлены в аудитивных и речевых играх.

    Данная разработка основывается на классификации, приведенной в книге Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие/ Е. А. Маслыко, А. Ф. Будько, С. И. Петрова.- Минск: Вышейшая школа, 2001.

Актуальность темы определяется тем, что, по словам Е. И. Пассова и Н. Е, Кузовлевой, «игра — дело серьёзное». «Важно осознавать, - пишет М. Н. Скаткин, - решению каких дидактических задач должна способствовать данная игра, на развитие каких психических функций она рассчитана».

Игра - это лишь оболочка, форма, содержанием и назначением её должно быть учение, в нашем случае - овладение видами речевой деятельности как средствами общения.        Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важнейшими для человека функциями: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения.

I. Коммуникативные игры, в основе которых лежит методический прием ранжирования.

Данный прием предполагает распределение определенных предметов или явлений в порядке значимости/важности их предпочтения. В процессе игры обычно возникает дискуссия, поскольку существуют различия в точках зрения при ранжировании информации, и общающиеся объясняют или обосновывают свой выбор, работая в парах или группах.

Возможны  следующие  варианты   проведения   игры:

обучающийся работает самостоятельно, записывая свое решение проблемы. Затем эти решения обсуждаются в парах, небольших группах или целой группой;

обучающиеся в небольших группах пытаются найти общее решение, которое должны будут представить и обосновать в итоговой общей дискуссии;

все обучающиеся, варианты ответов которых совпали, собираются в группы, чтобы дать как можно больше аргументов в защиту своего варианта ранжирования.

                                                    Ranking

Обучаемым предлагается 5—6 тематически связанных существительных и 4—5 прилагательных, которые передают возможные их качества. Например, к существительным по теме «Пища» подбираются прилагательные «сладкий», «питательный», «дешевый » и т. д. Лексический материал представляется в виде таблицы и предъявляется учащимся:

                                                Food

cheap

tasty

healthy

fattening

essential to life

macaroni

water

yoghurt

sausage

cheese

chips

omelette

pizza

meat sandwich

  Эта игра используется в  6 классе в unit 7 (section 3 «What do British people like to eat?»).  Разновидность  «Animals»   можно применять во время изучения unit 6 (section 1 «Reading and talking about London Zoo», section 2 «Let’s discuss animals problems»).                               

                                     Animals

strong

rare

intelligent

beautiful

dangerous

lions

snakes

dogs

elephants

spiders

 Коммуникативная игра « Hobbies» органично вписывается в unit 8 (section 1 «Do we like doing the same things? Do we have the same hobbies? »).


                                                        Hobbies














watching TV

healthy

tiring

productive

enjoyable

swimming

reading

sleeping

sightseeing

В соответствии с указанными критериями обучающиеся ранжируют данные предметы или действия, а затем в группах обсуждают свои варианты. Например, если они считают, что от макаронов полнеют больше всего, они ставят цифру 1 в колонке «macaroni». Затем выбирают продукт, от которого меньше полнеют, и ставят в таблице напротив него цифру 2 и т. д., пока не заполнят все колонки таблицы.

II. Коммуникативные игры, построенные на основе преднамеренного создания различий в объеме информации у обучающихся

Этот прием предполагает неравномерное распределение определенной информации между партнерами по общению, что стимулирует их речевую активность и желание выяснить/уточнить неизвестные им факты/события. Обмен информацией может быть односторонним или двусторонним. В первом случае один из речевых партнеров имеет доступ к определенной информации, которой не обладает второй. Задача второго участника общения и состоит в получении недостающей информации, чтобы успешно завершить выполнение полученного задания. Во втором случае речевое взаимодействие обучающихся заключается в том, что оба участника игры имеют частичную (неполную) информацию, которую они должны объединить для решения общей проблемы.

                                                  Puzzle stories

Обучающимся предлагается послушать короткое сообщение/факт и выяснить подробности у одного из участников общения, которому эти подробности известны. При этом следует задавать только общие вопросы, чтобы повысить речевую активность участников игры. «The Store inventory» применяется в 6 классе в unit 7 (section 3 «What do British people like to eat?»).

                                              The Store inventory

Обучающиеся распределяются по парам. Одному из собеседников дается карточка А, а второму В, которые они не должны показывать друг другу.

A. Store inventory

B. Store inventory

apples

15 kilos

apples

bananas

bananas

5 kilos

pears

10 kilos

pears

cheese

cheese

3 kilos

sugar

36 kilos

sugar

coffee

coffee

12 kilos

oranges

15 kilos

oranges

butter

butter

4 kilos

Обучающиеся должны задать друг другу вопросы, используя «How much/How many», и записать в свои карточки недостающую информацию. Игра завершается, когда оба собеседника полностью заполнили свои карточки и сверили достоверность полученной информации.

                              Geographical position

       Эта игра используется для обобщения изученного в 5 классе страноведческого материала: unit 4 (section 3 «Discovering places of interest in London»). В этой игре обучающиеся задают и отвечают на вопросы о различных городах, их местонахождении, населении, достопримечательностях и т. д., пользуясь следующими карточками:

Student A

England

Scotland

Student B

England

Scotland

country?

Great Britain

country?

Great Britain

capital?

Edinburgh

capital?

London

language?

English

language?

English, Scottish

symbol?

thistle

symbol?

rose

what I like?

Large, many places of interest

what I like?

Old, many places of interest

famous for?

Edinburgh castle, Robert Burns

famous for?

Big Ben, the Tower, Westminster Abby

                                          Finding a time to meet

Каждый обучающийся получает страничку из дневника, в которой подробно расписан распорядок дня на неделю. Чтобы обучающиеся могли работать в парах, преподаватель готовит 2 варианта карточек, отличающихся некоторой информацией.

       Задача обучающихся: изучив свой распорядок дня, они должны найти время для встречи, которое бы устраивало обоих собеседников. Обучающиеся работают в парах, задают друг другу вопросы типа: What are you doing/going to do on Friday? Are you going to be free at seven on Friday?

Если один из общающихся не может встретиться в предлагаемое время, он должен извиниться, объяснить, почему не может, чем будет занят, и предложить другое время для встречи. Игра завершается в том случае, если большинство участников смогут договориться о встрече или по истечении установленного на игру времени.

    Возможны и другие варианты. Например, обучающимся раздаются незаполненные странички ежедневника. Их задача — записать, что они собираются делать на следующей неделе, после чего пытаться договориться о времени встречи. Образец карточек приведен в приложении № 1.

    Эта коммуникативная игра применяется для закрепления грамматической структуры to be going to (5 класс unit 2 «We are going to travel », sections «I am going to…», «We discuss our plans for the weekend»).

III. Игры, предполагающие группирование или подбор подходящих вариантов

В этом случае каждый обучающийся получает одну часть информации и должен найти у партнера по общению недостающую. Данный прием может быть использован при составлении предложений, рассказов, диалогов из разрозненных реплик на основе заданных частей.

                                             Jokers in the pack

Для проведения этой игры необходимо напечатать инициативные
и ответные реплики на отдельных карточках раздать их обуча-
ющимся.

Например:

-Waiter, will the pancakes be long?

-A screwdriver.

-Which is faster, heat or cold?

-No, Sir, round.

-What kind of driver never has accidents?

-Heat, because you can catch cold.

-I'd like some crocodile shoes please.

-The breast stroke, sir.

-What's green and hairy and goes up and down?

-Because it's too far to walk.

-Waiter, waiter, what's this fly doing in my soup?

-Very ugly.

-Doctor, doctor. What will I do? My son's just swallowed a pen.

-Certainly, madam. What size does your crocodile take?

-How do you know there's an elephant under your bed?

-A gooseberry in a lift.

-Why do birds fly south?

-Use a pencil till I get there.

-I have five noses, three eyes and seven ears. What am I?

-Your nose touches the ceiling

Задача участников игры — найти вторую реплику шутки и разыграть ее. Можно дать дополнительное задание: определить самую остроумную шутку или лучшую пару, инсценировавшую свою шутку.

                                           Two-in-one stories

Подбираются два небольших по объему рассказа, содержащих в общей сложности от 9 до 20 предложений. Они печатаются вперемешку, при этом нарушается их логическая последовательность.

Обучающиеся индивидуально или в парах читают данный им текст я восстанавливают логическую последовательность предложений одного или обоих рассказов. После чего они читают вслух отдельно каждый рассказ или пересказывают, чтобы все могли убедиться в правильности выполнения задания.

Следующее задание может быть выполнено после изучения section2 «Personal Information»  (unit 3 «Learning more about each other»)  в 5 классе. Названия профессий намеренно заменены местоимениями they, them.

                                                Bodyguards / Vets

1. They can protect their clients' homes and offices.

2. Animals are very important to people.

3. The world we live in can be a dangerous one.

4. Politicians in almost all countries are guarded  by them.

5. They many kinds of animals such as dogs, cats, guinea pigs, cows, pigs and horses.  

6. Some people need to have them to protect them and their families.

7.They even treat zoo animals such as tigers and giraffes.                                                    8. Important business people or rock stars may also have bodyguards to protect them.        9. For people who love animals, working as a… is an ideal job.

Задание «Big Ben/ Westminster Abbey» можно использовать при изучении section 3 «Discovering places of interest of London» (unit 4 «Learning more about London»). Названия Big Ben/ Westminster Abbey заменены на it.

                                                Big Ben/ Westminster Abbey

It has a deep tone (звук) and you can hear it on the radio: "This is the BBC. The time is six o'clock."

Standing not far from the Houses of Parliament, it is a symbol of England.

Tourists in London always want to visit Westminster and see it.

It weighs 13,720 kilograms.

 Some famous English people are also buried   here legend says that it was founded by St Peter  himself.

Tourists want to see the clock in its tower and to hear the bells.

We know that it was built by King Edward in 1065.

It is really a bell.  You hear it every hour.

      Madame Tussaud's Life-size Figures of Famous People/MOMI (The Museum of the Moving Image)/ Parks and Gardens of London (unit 5 «Faces of London», section 1 «When a man is tired of London,  he is tired of life» 6 класс )

You can act in a Hollywood Western, select a film to watch, or even draw your own cartoon film.

The statue of the famous fairytale hero, Peter Pan, can be seen in Kensington Gardens.

There is a special place for the Queen's family: the Queen, her husband, their children and other members of the Royal family.

There the history and magic of cinema and TV is explained.

5. You can walk among old trees, relax and admire flowers and plants or take part in  the many activities such as tennis, swimming and

6. You_can meet great characters of history and art. Here actors, film stars, pop-      singers_and sportsmen come face to face with famous politicians.

It is the famous waxworks museum, which has one of the largest collections of wax models in the world.

During your visit you can also meet characters from the past.

On a Sunday morning anyone can make a speech about something he believes to be very important.

                           Daniel Defoe/Joseph Turner (unit 5 «Faces of London», section 2 «Talking about the Famous» 6 класс)

He was famous for the wonderful colours in his pictures.

The story of Robinson Crusoe was based on the real adventures of a sailor called Alexander Selkirk, who had lived alone for four years on a desert island

He was fond of nature and often went alone on trips through England and Wales.

He was the son of a barber (парикмахер).

He made his story so realistic that everyone believed it.

At the age of fifteen he exhibited (выставил) his first picture.

He wrote his world famous novel "The Life and Strange Surprising Adventures of Robinson Crusoe" when he was nearly 60 years old.

  8. While travelling, he liked to draw ruined (разрушенные) abbeys and castles (замки).

9. Most of them were landscapes (пейзажи) and sea pictures.

        London Zoo/ Whipsnade Wild Animal Park  (6 класс unit 6 «Animals in our life» section 1 «Reading and talking about London Zoo»)

Giraffes have been an attraction (привлекали внимание) at London Zoo since four of them arrived in 1839.                                                                                        

Many scientists are working here. They are studying the effects (последствия) that human activities (деятельность человека) have on the natural world.

     3. At a set time (в определенное время) each day, the keepers of the park introduce animals around the park for you to learn more about them and ask questions about them.

       4.  One female gave birth (подарила жизнь) to six babies within five years.

    5. At the children's farm you can get closer to domestic animals. In the wolf wood you'll have a good view of the wolves.

       6. Today there are many thousands of exotic animals there.

       7. The bear liked to go fishing in the Thames at the end of a long rope (веревка).                                                           

        John Ronald Reuel Tolkien/ Charles Darwin Turner (unit 5 «Faces of London», section 2 «Talking about the Famous» 6 класс)

At school Tolkien was fond languages, but not just modern languages — he also
liked ancient languages. He spoke six ancient languages and even made up his own languages.

His theory of evolution opened a new period in the development of the science of biology.

      3. At Oxford University he studied English language and literature.

      4. He died in 1882 and was buried (похоронен) in Westminster Abbey.

      5. In his books he describes a fairy tale world, where Hobbits, magicians, elves and warriors (рыцари) live.

      6. He was born at the beginning of the 19th century in 1809.

      7. He became famous, however, when his books were published. He wrote several books "The Hobbit", "The Lord of Rings" etc.

       8. After 3 years of study at Cambridge University he made a voyage round the world.

      IV. Игры на поиск пары и координацию действий

Каждый обучающийся в группе имеет свою пару, о которой не догадывается и которую должен найти, задавая другим участникам игры вопросы.

                                               Meet your partner

Преподаватель предлагает участникам игры совершить путешествие в определенное время, соблюдая заданные условия. Например:

You can go     1) to Italy, France, England, the USA

2) by air, by car, by train, by ship

3) for a week, for a fortnight, for a month, for three days

4) in spring, in summer, in autumn, in winter

5) stay at your friend’s, in a hotel, with your partner family

Задача общающихся - найти себе спутника. С этой целью сначала каждый выбирает подходящие ему условия, а затем подходит поочередно к участникам игры, расспрашивая об их интересах и планах, и пытается убедить поехать вместе с ним/нею. Игра может продолжаться до тех пор, пока большинство обучающихся не найдут себе пару. Данное задание можно использовать для тренировки и закрепления структуры to be going to в утвердительныхб вопросительных и отрицательных предложениях: 5 класс unit 2 «We are going to travel », sections «I am going to…», «We discuss our plans for the weekend».

Приведем  перечень предполагаемых вопросов:

-Are you going to travel to Italy?

-How are you going to travel?

-How long are you going to stay in England?

- Are you going to travel in autumn?

-Where are you going to stay?

-What kind of transport are you going to choose?

V. Интервью

Общим признаком этой группы приемов является задача опросить как можно больше участников с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы.

Проведению интервью предшествует составление вопросника, возможно, в виде таблицы (схемы), в которой фиксируются ответы опрашиваемых.

Подготовка к интервью предполагает соблюдение следующих правил:

Прежде всего необходимо уточнить все возможные данные о человеке, у которого берется интервью.

Планируются вопросы, включая: кто? что? где?
когда? почему? как? Обычно не задают вопросы, требующие ответа «да» или «нет». Если в этом есть необходимость, то они дополняются вопросами, ответы на которые уточняют подробности.

Обычно стараются задавать оригинальные вопросы, но на которые интервьюируемый может ответить. При этом учитываются потребности аудитории.

Обычно спрашивающий не должен проявлять особой внешней заинтересованности и не выражать своего отношения, за исключением тех случаев, когда отвечающий не искренен.

5. Если интервьюируемый не понимает вопроса, его следует задать еще раз, переформулируя и уточняя некоторые детали в зависимости от сложившейся ситуации.

6. Последний вопрос должен носить подытоживающий характер, т. е. следует выделить наиболее важные положения, поинтересоваться будущим данного вопроса, спросить у интервьюируемого, что он хочет сказать слушателям.

                                                    Opinion Polls

                                                         Breakfast

Food

Drinks

You have to find out what the other people in your group usually have for breakfast.

Each of you prepares an interview card which could look like this:

You have to find out which drinks the people in your group like and dislike.

Each of you prepares an interview card which could look like this:

Name

food?

drinks?

Name

likes?

dislikes?

Liza

cornflakes

milk

Tina

tea, milk, water

orange juice

«Breakfast» применяется  в  6 классе в unit 7 (section 3 «What do British people like to eat?»).

                              Getting to Know One Another

Своего рода интервью может быть проведено с помощью следующих заданий и сопровождающей их схемы, которая заполняется каждым участником. Затем обучающиеся обмениваются своими записями. После чего уточняют интересующие их подробности.

Read the sentences below and write down:

the year when you first went abroad;

the name of the most beautiful place you have ever visited;

what you would be if you could choose any job in the world;

the first name of your best friend;

the first name (surname if you don't know it) of the teacher at school you hated most;

something that frightens you;

the first name of the person you admire most (living or dead);

the name of the country you would most like to visit;

the year when you were happiest;

what you consider to be the ideal number of children in a family;

the name of the town or village where you were born;

the number of people in your family, including yourself (people
living at home).

When you have finished, change your notes with student B. Look at what he or she has written and ask him or her as many questions as you can about it, e. g. What does this date here mean? Who is this person? etc. Try to get him or her to talk as much as possible about each thing. (Of course, you will also be expected to talk about what you have written!)

Данная игра применяется в 5 классе: unit 3 «Learning more about each other» (sections «May I ask you a question?», «Personal Information»); в 6 классе: unit 7 «Living together» (sections «Talking about relatives», «Family relations» ), unit 8 «We have a lot in common».

VI. Ролевые игры

Ситуация ролевого общения является стимулом к развитию спонтанной речи, если она является динамичной, связанной с решением определенных проблем и коммуникативных задач. Участники игры должны быть поставлены в такие условия, при которых необходимо выяснить социальные, эмоциональные и познавательные стороны межличностных отношений (Н. И. Гез).

Основными параметрами, определяющими характер ролевой ситуации, являются наличие единого сюжета, соответствующего избранной коммуникативной ситуации, и ролевых отношений между участниками общения, которые нередко носят конфликтный характер. Когда обучающиеся принимают роль, они играют самих себя или какого-либо персонажа в специфической ситуации. Поэтому в ролевой игре нет зрителей, нет опасения, что общение не состоится, что поведение участников будет понято неправильно.

Определены правила проведения ролевых игр:

обучающемуся предлагается поставить себя в си-
туацию, которая может возникнуть вне аудитории, в ре-
альной жизни. Это может быть все, что угодно: от встречи
знакомого на улице до гораздо более сложной ситуации,
например деловых переговоров, конференций и т. п.;

обучающемуся необходимо адаптироваться к опре-
деленной роли в подобной ситуации. В одних случаях он
может играть самого себя, в других ему придется взять
на себя воображаемую роль;

участникам ролевой игры необходимо вести себя
так, как если бы все происходило в реальной жизни; их
поведение должно соответствовать и исполняемой ими
роли;

участники игры должны концентрировать свое
внимание на коммуникативном использовании единиц
языка, а не на обычной практике закрепления их в речи.

В проведении ролевой игры выделяют 3 этапа:

1) подготовительный этап, включающий:

а)        введение обучающихся в ролевую ситуацию, озна-
комление их с вопросами для обсуждения или проблемой;

б)        знакомство с лингвистическим наполнением
игры;

в) предварительную тренировку лексических единиц и грамматических структур.

Кроме того, дома обучающиеся читают соответствующий текст, дополнительные материалы по поставленной проблеме и собирают информацию для каждой конкретной ситуации;

собственно ролевая игра. Успех игры во
многом обусловлен наличием адекватных ролевых пред
писаний, реквизита и размещения участников игры (боль-
шим кругом, буквой «П» и т. д.). При этом ролевые кар
точки могут быть оформлены по-разному. Например, од-
на  сторона  карточки  дает  информацию  о  ролевой
ситуации и одинакова для всех участников игры. Оборот-
ные стороны карточек для разных участников различны,
так как они содержат информацию о данном действую-
щем лице и указывают возможную линию поведения.
Другой вариант карточек может включать на одной сто-
роне ролевое предписание для конкретного персонажа,
а на другой — языковую подсказку. Преподаватель во
время игры, как правило, принимает роль ведущего или
одну из «второстепенных» ролей с тем, чтобы иметь пол-
ное право, не разрушая создавшуюся коммуникативную
ситуацию, вмешаться в процесс общения, стимулировать
«пассивных» участников к беседе, направить действия
обучающихся в нужное русло;

заключительный этап предполагает оценку
преподавателем деятельности обучающихся и, возможно,
дискуссию по данной или близкой проблеме.

              ИГРА «ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛЮДИ» (FAMOUS PEOPLE)

Цель: совершенствование грамматических навыков устной речи.

Языковой материал: Present, Future и Past Simple (утвердительные, вопросительные, отрицательные предложения)

Дидактический материал: список знаменитостей (D. Defoe, C. Chaplin,         J. Turner, J. Tolkien, C. Darwin), портреты, книги. фотографии

Форма речевого взаимодействия: весь класс, малые и большие группы.

Ход игры:

Каждый ученик выбирает себе знаменитость, о которой может рассказать от первого лица, но не называет его/ее фамилию.

По желанию один из «знаменитостей» выходит к столу учителя (come to the front of the class).

Остальные учащиеся задают ему вопросы, содержание которых зависит от уровня их подготовленности.

Например:  —Do you like painting?

Did you hear anything about Alexander Selkirk ?

Are you interested in cinema and acting?

Did you like animals when you were small?

Задача «знаменитости» — стараться отвечать на вопросы несколько уклончиво и неконкретно, чтобы его роль не так быстро разгадали.

Если ученики из группы догадываются, кто эта «знаменитость», они пишут фамилию на листочке бумаги и отдают учителю.

Когда дано несколько правильных ответов, учитель останавливает  игру и называет фамилию ученика, который первым дал правильный ответ.

Подведение итогов может быть проведено в виде обсуждения следующих вопросов:    - What made it easy to guess the character?

                     - What made it difficult?

Возможные варианты:

Вариант I. Вопросы ограничиваются какой-то одной областью с тем, чтобы отработать конкретный языковой материал. Например:

1.         Talking about likes and dislikes.

Are you interested in biology?

What book will you read tomorrow?

Are you fond of cinema?

2.         Talking about plans for the future.

Where would you like to go for a holiday?

How would you like to spend your weekend?

Are going to write a new book?

Вариант II.  «Послы» («Ambassadors»)

Класс делится на подгруппы, включающие не менее 5 человек. Чем больше подгрупп, тем интереснее игра. Каждая группа выбирает знаменитость и назначает ученика, исполняющего роль этой знаменитости. Приняв на себя роль, он в качестве посла идет в другую группу и отвечает там на все вопросы. Если догадываются, кто он, его берут в «плен», а группа выбирает нового посла, представляющего другую знаменитость. Игра обычно завершается в том случае, если в одной из групп остается мало участников. Выигрывает та группа, которая смогла взять в плен большее количество пленников.

Первые два варианта игры соответствуют материалам, изучаемым в 6 классе: unit 5  «Faces of London» (sections «Talking about the Famous», «We want to be famous too»).

Вариант III. «Профессии» («Professions»)

Вместо «знаменитостей» задумываются названия профессий. Ответы на вопросы даются от имени актера, врача, библиотекаря, рабочего, таксиста и т. д. Учитель может попросить учеников выбрать себе профессию или раздать им названия профессий на листочках.

Этот вариант соответствует   темам, изучаемым в 5 классе: unit 3 «Learning more about each other» (sections «May I ask you a question?», «Personal Information»). 

                                         Заключение

     Приемы коммуникативной методики используются, как правило, в коммуникативных играх, в процессе которых обучающиеся решают коммуникативно-познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка. Поэтому основное назначение коммуникативных игр — организация иноязычного общения в ходе решения поставленной коммуникативной задачи или проблемы.

Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности и позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения.

В методическом плане коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи.

Решение языковой задачи предусматривает формирование или совершенствование речевых навыков в процессе целенаправленного использования заданного языкового материала в речевой деятельности. Коммуникативная задача заключается в обмене информацией между участниками игры в процессе совместной речевой деятельности, деятельностная — моделирует способ совместной деятельности речевых партнеров.

В своей педагогической практике я использую технологии, построенные на принципах здоровьесберегающей педагогики: коммуникативные, исследовательские, игровые и др. Однако в обучении английскому языку детей 5-6 классов отдаю предпочтение игровым технологиям, поэтому целью работы является предоставление практического материала по учебнику Биболетовой  М. З., Добрыниной Н. В., Трубаневой Н. Н.  Enjoy English для 5-6 классов. Использование игр положительно сказывается в повышении качества знаний по английскому языку, уровня учебной мотивации к изучаемому предмету и сохранения психологической комфортности обучаемых в учебной деятельности. Данные коммуникативные игры применяются, например, в 5-6 классах при обучении по учебнику Биболетовой  М. З., Добрыниной Н. В., Трубаневой Н. Н. Enjoy English, но этот материал может использоваться и при обучении по другим учебникам.

                             Список литературы

Английский язык. 5-9 классы: обучающие игры на уроках/ авт.-сост. Г. В. Данилова.- Волгоград: Учитель, 2008

Биболетова М. З., Добрынина Н. В., Трубанева Н. Н. Книга для учителя к учебнику англ. Языка «Enjoy English 3» .- Обнинск: Титул, 2006

Внеклассные мероприятия по английскому языку для учащихся 5-8 классов. Праздники, конкурсы, тематические мероприятия, инсценировки, игры и занимательные задания./М. А. Трофимова.- М.: Глобус, 2008

Дзюина Е. В. игровые кроки и внеклассные мероприятия на  английском языке: 5-9 классы.- М.: ВАКО, 2007

Каркусова  Д. М. Учим  английскому языку, играя. Пособие для учителей.- Ростов н/Д: Феникс, 2007

Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие/ Е. А. Маслыко, А. Ф. Будько, С. И. Петрова.- Минск: Вышейшая школа, 2001

Пассов Е. И. Урок иностранного языка.- Ростов н/Д: Феникс, 2010

Соловова Е. Н. Методика обучения  иностранным языкам: базовый курс.- М.: Астрель, 2008

Соловова Е. Н. Методика обучения  иностранным языкам: продвинутый курс.- М.: Астрель, 2008

Тесты по английскому языку. 5-11 кл.- М.: «Издательство «Олимп», 2001

интернет – ресурсы www.englishteachers.ru

интернет – ресурсы www.1september.ru

интернет – ресурсы www.openclass.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные принципы коммуникативного подхода при обучении английскому языку учащихся начальной школы

Введение игровых моментов при обучении грамматике и введения новых лексических единиц являются очень важными элементами обучения английскому языку на начальном этапе. Игры вносят разнообразие в учебны...

Коммуникативная грамматика при обучении английскому языку на среднем этапе

В современном обществе возрастает роль интернационального воспитания. И здесь предмет «иностранный язык» в силу своей специфики обладает большими возможностями, чем другие предметы школьного цик...

Роль коммуникативных заданий при обучении английскому языку.

1. Метод коммуникативных заданий.2 Обучение говорению. 2.1 Цели обучения говорению2.2 Характеристика подготовительных и речевых/ коммуникативныхупражнений для обучения говорению...

Развитие языковой и коммуникативной компетенции учащихся через видео и коммуникативные игры на уроках английского языка

В наше время произошло значительное расширение и качественное изменение международных связей нашего государства, итернационализация всех сфер общественной жизни, что способствовало превращению иностра...

Коммуникативные игры при обучении английскому языку

В младшем школьном возрасте дети очень эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. Младшие школьники обращают внимание в первую очередь на то, что вызывае...