Работа с одаренными детьми
методическая разработка по английскому языку на тему

Обухова Ольга Васильевна

«Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_obuhovoy_o.v.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми

(из опыта работы учителя английского языка).

 «Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» (Рабочая концепция одаренности. М.,1998г)

В современном обществе самой большой ценностью признана свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в постоянно меняющемся мире. Перед  школой стоит задача создания таких условий, при которых можно поддерживать и развивать индивидуальность ребенка, не растерять его способностей, не затормозить их рост, а реализовывать и развивать потенциальные возможности, обеспечить образовательные потребности одарённых детей, чтобы в будущем эти способности превратились в их достижения.
В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык. Основной упор в методике преподавания делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции.

Реализация этой цели происходит на учебных занятиях, и, конечно, очень важно говорить о содержании образования, которое должно соответствовать поставленным целям. Здесь можно говорить о четырех основных подходах в работе с одаренными детьми:  ускорение,  углубление, обогащение, проблематизация.  Все эти подходы можно реализовывать в той или иной степени на уроках.  Как я строю свою работу с одаренными детьми  на уроке? Если обычному ученику нужно сделать 10 заданий, то способному ученику – 15. Если задание  для всех – ответить на вопросы, то одаренному – ответить и объяснить, почему он так думает; если задание – пересказать текст, то одаренному – проанализировать поступки героев, сделать выводы  Кроме того, я применяю новые технологии, которые отвечают критериям личностно-ориентированного образования, т.е.  помогают работе с одаренными детьми. Все чаще это  разноуровневые задания   повышенной сложности, проблемные и творческие. На помощь приходит  дифференцированный подход, тесты в системе он-лайн, электронные пособия и цифровые образовательные ресурсы.

 Развить творческие способности обучающихся мне помогает исследовательская и проектная деятельность. Именно это направление формирует у учащихся умения и навыки практического применения теоретических знаний и как ничто другое развивает мышление, логику, учит постановке цели, задач и поиску их достижений.

 Мои воспитанники стали победителями и лауреатами на районных, окружных научно – практических конференциях с темами: «Концепт «любовь и влюбленность», «Роль аутентичных словарей при изучении английского языка» (2008г.,2009г.), «Концепт «гнев и ярость» (по произведениям английских писателей) (2009г.), «Особенности перевода рекламных текстов» (2010г.), «Стилистические особенности английской сказки » (на материале английской литературной сказки А.Милна «The Princess Who Couldn’t Laugh») (2011г.).

Работа с одаренными детьми касается прежде всего лексико-грамматического аспекта языка – в плане подготовки к олимпиадам, которая ведется как на уроках, так и во внеурочное время. Диапазон олимпиад достаточно широк в последнее время. Наряду со школьными, районными, окружными, городскими, организованными Pearson Education,широкое распространение получают дистанционные олимпиады. Мои учащиеся активно участвуют и становятся победителями всероссийских дистанционных олимпиад по английскому языку  «Олимпус», «Альбус» и «Британский Бульдог».

Для развития индивидуальных способностей детей широко применяю   информационно-коммуникативные технологии как на уроках, так и  во внеурочной и внеклассной деятельности. Многие уроки провожу с  использованием электронных ресурсов, компьютерных презентаций, интерактивной доски, применяю компьютерные обучающие программы по английскому языку. Каждый ученик обеспечивается мультимедийным компьютером, оснащенным наушниками и микрофоном. Я с учениками  проанализировала несколько известных компьютерных программ с целью возможности их адаптации к школьной программе и применению на уроках английского языка:  English  Gold,  Triple play plus in English, Bridge to English. Широко использую программы для демонстрации наглядного материала «В музее», «На выставке», «Путешествие». Разноуровневые задания на ПК позволяют учитывать индивидуальные особенности развития памяти, мышления, внимания и уровень подготовки обучающихся. Большое место в моей практике занимают  компьютерные тесты  и диагностические комплексы,  что позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно  усложнить его.

Одаренные дети в большинстве своем индивидуалисты, предпочитают трудиться в одиночку, поэтому при работе с ними  применяю  индивидуальные и коллективные формы работы (парные, групповые, командные).

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”, которую я применяю в своей практике.

       Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.

 Говоря в целом о работе с одаренными детьми в школе, хочется отметить несколько основных моментов, которые кажутся очень важными:

       1.эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и  главное - не подавить в ребенке его индивидуальность;

      2.считаю необходимым постоянно повышать уровень  профессионального мастерства, чтобы психологически  быть готовой работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя;

      3.метод  педагогической диагностики считаю важным при работе с одаренными детьми: постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого обучающегося с целью своевременной помощи и развития способностей;  

      4.процесс обучения  одаренных детей должен сочетаться с процессом воспитания, так как безнравственная и бездуховная личность, вооружённая знаниями, опасна для общества.

Представленные мною методы работы позволяют добиться стабильно хороших результатов :

-   высокое качество знаний по предмету(70-75%), который я преподаю;

-100%-ный уровень обученности учащихся в классе,  где работаю;

  - результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание учебно-познавательных мотивов над  узколичностными;

- мои воспитанники систематически участвуют во Всероссийских предметных  олимпиадах  и занимают призовые места.

 

 

Обухова Ольга Васильевна,

 учитель английского языка

ГБОУ СОШ с. Хворостянка

м.р. Хворостянский

Самарской области

8 927 7059472


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...