« Типы грамматических заданий на уроках английского языка для старшеклассников.»
методическая разработка по английскому языку на тему

Обухова Ольга Васильевна

Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того,  что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения.

Овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Типы грамматических заданий на уроках английского языка для старшеклассников.»

Выполнила:

Обухова О.В.

Учитель английского языка

ГБОУ СОШ с. Хворостянка

Основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма.

Слово грамматика многозначно. Смешение двух его основных значений имело немалые последствия для методики обучения иностранным языкам.

С одной стороны, слово грамматика употребляется в значении «грамматический строй», т.е. строение слова и предложения, присущее данному языку, которым носитель языка владеет интуитивно и который он осознаёт и осмысливает в процессе школьного обучения.

С другой стороны, грамматика является разделом языкознания, в котором изучаются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения или высказывания.

Без владения грамматикой в первом значении слова невозможно речевое общение.

Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того,  что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения.

Овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении.

Можно грамотно построить собственное  высказывание, используя достаточно ограниченный набор грамматических конструкций. Однако это не гарантирует того, что другие люди не будут использовать более сложные структуры в своей речи, что может стать серьёзным препятствием для понимания сути высказываний, не говоря уже о тонкостях социолингвистического характера, выражающихся в возможном подтексте сказанного. Если нет достаточного понимания, значит, нет и полноценного общения. Недостаточный уровень грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции.

Ответить на вопрос «Что значит знать грамматику?» нам поможет определение грамматического навыка, данное Е.И. Пассовым. Грамматический навык есть синтезированное действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в данной ситуации, и правильному оформлению речевой единицы, совершаемое в навыковых параметрах и служащее одним из условий выполнения этой деятельности.

Из определения следует, что знать грамматику означает знать:

  1. форму;
  1. значение;
  2. употребление;
  3. речевую функцию того или иного грамматического явления.

Для того чтобы сформировать прочные грамматические навыки, учителю необходимо:

  1. зафиксировать все формы данного явления (например, указать спряжение вспомогательных глаголов);
  2. показать не только утвердительную, но и отрицательную и вопросительную формы, полную или усечённую, если они возможны в данном случае;
  3. сравнить форму данной грамматической структуры с частично похожей формой другой структуры;
  4. сделать учащихся активными участниками учебного процесса, а не пассивными наблюдателями за действиями учителя, бездумными роботами, хором повторяющими или механически записывающими мало значащие для них фразы.

   В отечественной методике предполагается, что при обучении различным аспектам языка учитель должен обеспечить:

  1. ознакомление с материалом;
  2. тренировку материала;
  3. выход в речь изучаемого материала.

При обучении грамматике именно последний этап зачастую игнорируется. Многие ученики и учителя считают, что процесс отработки грамматических навыков требует особого внимания, усидчивости, терпения и не может быть «развлекательным» элементом урока.

Коммуникативный характер отработки грамматических структур вызывает недоверие не только у учителей, но часто и у учащихся, которые считают это «несерьезными играми» и требуют привычных грамматических упражнений и последовательного исправления ошибок. Хотелось бы подчеркнуть, что далеко не все грамматические упражнения должны быть подлинно коммуникативными. При этом тренировочный характер упражнений отнюдь не исключает, а предполагает содержательную, речевую, социокультурную ценность заданий.

      В отечественной и зарубежной методике часто используют личные термины, имеющие непосредственное отношение к формированию грамматических навыков. Ниже представлены некоторые из них, наиболее широко используемые в работе со старшим звеном:

Usage — усвоение норм употребления

    Использование языка в искусственных ситуациях (в тренировочных упражнениях) с целью повторения структур и моделей. В этом случае учащиеся демонстрируют скорее свои знания языка, но не практические умения его использования в реальных ситуациях общения. (К таким упражнениям относятся упражнения на раскрытие скобок, выбор правильной временной формы и т.д.)

     Use — реальное использование

Использование языка в реальных условиях, в целях подлинного речевого общения/взаимодействия. (Эти упражнения носят ситуативный характер и предполагают достижение учащимися высокой степени самостоятельности.)

        Drill — тренировка

Использование тренировочных упражнений на усвоение и крепление языкового материала путем повторения, изменения или трансформирования выделенных и отрабатываемых моделей. (К таким упражнениям относятся имитативные, подстановочные и трансформационные.)

       Meaningful drill тренировочные упражнения, имеющие смысловую значимость для обучаемых.

      Такие упражнения предусматривают частое повторение отрабатываемых моделей и структур, но не бессознательно, а с учётом их смысловой значимости, при достаточно высокой степени мотивации у обучаемых. Так, например, в играх на отгадывание учащиеся будут постоянно использовать однотипные вопросительные структуры, но делать это будут не механически, а сознательно выбирая и частично видоизменяя их по собственному усмотрению для решения речевой задачи. Важной особенностью такой тренировки является возможность выбора, хотя и ограниченная определёнными рамками.(Эти упражнения являются подстановочными по своей сути: Is it a pen? Is it a pencil?)

Controlled exercises — тренировочные упражнения; упражнения с жёсткой установкой, заданным механизмом выполнения.

Упражнения данного типа обычно предполагают один правильный ответ и направлены на отработку языковых навыков, доведение их до автоматизма. Часто такие упражнения ассоциируются с механической отработкой, выполнением действий по образцу/на подстановку с заданным выбором.

      Guided exercises — тренировочные упражнения условно-коммуникативного характера.

      Упражнения, где, помимо установки, даются советы и разъяснения о том, как это упражнение выполнять. В этих советах акцент может быть сделан как на чисто грамматические правила, например отличия в употреблении перфектного и простого прошедшего времени, так и на композиционные умения оформлять высказывание и т. д. В упражнениях данного типа учащиеся имеют определённую свободу, могут принимать самостоятельные решения, их творчество не ограничено одним жёстко запланированным ответом.

Овладение грамматикой предполагает не столько знание правил, сколько умение, не задумываясь реализовывать их в процессе речевого взаимодействия.

Не отрицая чисто тренировочных упражнений на грамматику, хотелось бы закрепить в качестве обязательного элемента и использование условно-коммуникативных и собственно коммуникативных упражнений для закрепления грамматических навыков.

        Наилучшим способом решения данной задачи представляется использование различных игр на уроке.

Игры на уроке иностранного языка могут подразделяться на разные группы в зависимости от того, какой принцип является главенствующим. Игры бывают:

  1. языковые (лексические, грамматические) и коммуникативные (language games and communicative games);
  2. направленные на совместное решение проблем и соревновательного характера (cooperative and competitive)
  3. ориентированные на фронтальную/групповую/парную форму работы (whole class/group/pair-work activity) и т. д.

Примеры тренировочных грамматических заданий на уроке английского языка на старшем этапе обучения.

Упражнение № 1.

Rewrite the following passage in the Passive.

My uncle painted this picture. Someone has offered him a lot of money for it. He will deliver the painting tomorrow. When they give him the money he will tell them the truth. He painted it one night while he was sleepwalking.

    Данное упражнение относится к transformational drill exercise (трансформационная тренировка). Так как в старших классах учащиеся уже познакомились со всеми временными формами пассивного залога, то данное задание направлено на то чтобы активизировать полученные раннее знания, убедиться, что ученики хорошо дифференцируют единственное и множественное числа и используют верные временные формы.

Упражнение № 2.

Read the examples and justify the use of by and with. Then fill in by or with.

  1. The festival was organized ……….the City Council.
  2. The streets were decorated……..flags and garlands.
  3. The air was filled……. the sound of laughter.

    Данный тип заданий называется a completion drill exercise или иначе gap filling, подстановка недостающих элементов. В данном случае помогает активизировать знания по предлогам.

Упражнение № 3.

 Describe one of the celebrations you liked best. Use the past Simple Passive.

      Задание на реальное использование грамматического материала лучше всего использовать, когда изученный материал уже хорошо закреплен с помощью тренировочных упражнений. Данное задание не только развивает творческое мышление учащихся, но и приближает учебную ситуацию к реальной, а значит, становится максимально интересной, значимой и нужной ученикам. Еще один плюс этого задания, в том, что оно может использоваться как на уроке и проверяться после непродолжительной подготовки, а также, его можно задать на дом и оно будет выполнено в письменном виде. Учитель также может использовать role-play для закрепления материала:

Упражнения № 4.

Imagine that you are telling your friend from another town about the fantastic celebration of your city’s birthday. Your friend is eager to know the details. Use the Past Simple Passive in your questions and in your answers.

Упражнение № 5.

Make a news report in the Passive using the notes below.

A small Japanese village – hit – earthquake-last night. It- think- there are few survivors. The time of the disaster – give- as 7.00 p.m. The village – destroy- the force of the earthquake. Soldiers- send-to the village – the Government to help in the search for survivors. Efforts – still –make to clear the village. Further help – give – the Government soon. Since the survivors are homeless they - take- to the next- village. Any further news –give- to you as it arrives.

     Упражнения типа Guided exercises, могут быть весьма полезны учащимся ,которые неактивны в диалогической речи и заданиях, требующих воображения. Четкая установка и разъяснения помогут верно, выстроить монологическое высказывание и повысит уверенность в своих силах.

Упражнение № 6.

The teacher divides the class into two teams and asks the students to look at the picture.

 

Then the teams in turn, using conditionals Type 2, suggest as many things as possible that would help John be healthier. The winner is that team who makes the last suggestion. The teacher can make the fist one:

Teacher:  If John went to bed earlier, he wouldn’t be tired.

Team A: If he didn’t drink so much coffee, he would fall asleep faster. e.t.c.

Упражнение № 7.

Write a letter of advice to a friend of yours who isn’t very healthy. (60-80 words).

Dear Tom,

      You don’t feel well because you eat too much. If you ate less, you would feel better…………..

     Игры и задания соревновательного типа не только привносят яркость в процесс изучения грамматики, но также мотивируют учащихся использовать то или иное грамматическое явление в речи.

    Упражнение № 8.

 You and your partner have to use a dice and counters to play. You roll the dice. When a student lands on one of the boxes, he/she has to complete the sentence correctly. If he/she does so, he/she can roll the dice again and move on. If he/she doesn’t answer correctly, he/she will stay where he/she is. The winner is the student who reaches the Finish box first.

START

If you found a fly in my soup,……

If you arrive late for work again, …..

If I go to London,………

If she had called earlier, ………..

If Mary hadn’t missed the bus,……

If I had a lot of money,……….

Unless Tim phones, ……….

If the weather is bad on Saturday,……

You would have passed the test if……..

John would lend you some money if……..

 I’ll lose weight if……….

If you are a good girl, ……….

If I were you,…….

If he hadn’t climbed the ladder,…..

You would run away if………

Unless Jane comes home soon,…….

FINISH

Список использованной литературы.

  1. Английский язык в фокусе. Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / О.В. Афанасьева, Дж. Дули. – М.: Просвещение, 2007 – 281с: ил.
  2. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учеб. Пособие для вузов/ Р.П. Мильруд. – М:Дрофа, 2005. – 253 с.
  3. Brown, H. Douglas. Teaching by principles and interactive approach to language pedagogy/ H. Douglas Brown – 2nd ed., 2001.
  4. Mary Spratt, Alan Pulverness, Melanie Willaims. The TKT Course. – Cambridge University Press. 2005.
  5. Ur, Penny. A course in language teaching: practice and theory/ Penny Ur. Cambridge University Press, 1996.