Итоги работы по формированию ключевых умений
методическая разработка по английскому языку (7 класс) по теме

Халина Нелли Эдуардовна

 

 

 

 

 

 

 

Уроки формирования ключевых умений стали для нас, учителей лицея, достаточно новым и непростым делом. И поначалу в прошлом году, по крайней мере, у меня, необходимость приступить к их проведению вызвала состояние тревожности. Прежде всего, были сомнения:

  • возможно ли в рамках одного урока освоить ключевое умение;

  • где взять время на их проведение;

  • должен ли отличаться этот урок от других и если должен, то чем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferenciya_po_ku.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon tehn_karta_uroka_po_ku_7_kl._pererabotka.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Учет возрастных особенностей учащихся

при проведении урока формирования ключевого умения

(на примере английского языка).

Уроки формирования ключевых умений стали для нас, учителей лицея, достаточно новым и непростым делом. И поначалу в прошлом году, по крайней мере, у меня, необходимость приступить к их проведению вызвала состояние тревожности. Прежде всего, были сомнения:

  1. возможно ли в рамках одного урока освоить ключевое умение;
  2. где взять время на их проведение;
  3.  должен ли отличаться этот урок от других и если должен, то чем.

Слайд

Однако успокаивало то, что программой для освоения на уроках английского языка были определены умения, связанные с особенностями изучаемого предмета.

Обучение иностранному языку – это возможность развивать у учащихся коммуникативную компетентность, формировать умение достигать взаимопонимания между людьми средствами языкового общения, путем создания коммуникативных ситуаций.

Вот почему на уроках английского языка широко практикуется групповая работа.

Но она не всегда оказывается успешной, т.к. ученики не имеют достаточно четкого представления о правилах и стиле общения, не владеют навыками выстраивания конструктивных отношений. И тогда в принципе эффективная форма организации учебного процесса на уроке не дает соответствующего ожидаемого результата.

Вот почему целесообразно, по нашему мнению, изучение ключевых умений, названных на слайде, именно на уроках английского языка.

Второе, что позволяло приступить к данной работе, - это оптимальное распределение в программе конкретных ключевых умений по параллелям с учетом их возрастных особенностей.

Так, шестиклассников характеризует резкое возрастание познавательной любознательности, возникновение познавательных интересов. Психологи даже называют этот возраст периодом «зенита любознательности».

Но в то же время, эти интересы зачастую не связаны с тем, что входит в школьную программу, поскольку они начинают познавать и осознавать окружающий мир. Их интересуют и вопросы будущего и настоящего, войны и мира, жизни и смерти и другие социальные проблемы. Причем, интересы подростка нестабильны, ситуативны. Связано этот зачастую со стремлением влиться в какую-либо компанию, подружиться с кем-то. И тогда  он начинает интересоваться тем, что интересно этой компании.

Но вместе с тем для этого возраста важно получить уважение окружающих, чтобы окружающие с уважением выслушивали их точку зрения. Поэтому им нравятся различного рода дискуссии. Но при этом они порой не умеют корректно выразить свою мысль, часто бывают агрессивными, что приводит к возникновению конфликтов.

В каком случае подросток сумеет достойно самоутвердиться? Это станет возможным  только при условии, если он научится выстраивать свои взаимоотношения. Таким образом, помогая понять проблемы в общении, мы имеем возможность успешно

мотивировать детей на необходимость овладения умением «Владеть различными ролями и позициями в группе».

 

7 класс - это время возрастной период больших возможностей и больших опасностей, т.к. это время полового созревания и ускорения физического развития. Происходят и изменения во внешности: появляется некая неуклюжесть, избыточный вес, слишком короткий или длинный рост, прыщи и т.п. все это приводит к тяжелым переживаниям, т.к. внешность в этот период времени очень значима для подростков. Они считают, что их оценивают по внешности. Отсюда – подростковая застенчивость, заниженная самооценка, высокая тревожность, неуверенность в общении. Это с одной стороны. А с другой стороны 7 класс – это возраст, когда подросток стремится демонстрировать, доказывать, утверждать свою взрослость. Главная задача взрослых в этот период – скорректировать его самооценку, укрепить чувство собственного достоинства, самоуважения, помочь ему улучшить отношения  со сверстниками. А этому способствовать может наличие умения    формировать собственную точку зрения, собственное суждение, умение отстаивать свою жизненною позицию.

Мы полагаем, что и конструирование урока формирования ключевого умения также должно осуществляться с учетом возрастных особенностей и возможностей, а также с учетом сущности самого конкретного ключевого умения.

Анализ технологических карт проведенных за два года подобных уроков показал, что для освоения умения «Владеть различными ролями и позициями в группе» в 6 классе эффективными стали такие приемы, как:

  1. Актуализация этапа мотивации учащихся на необходимость овладения данным умением. С этой целью мы практикуем использование приема «Решение проблемной ситуации» с обсуждением предложенных учащимися вариантов решения и последующей рефлексией, в результате которой школьники приходят к выводу о том, что необходимы конкретные представления и умения для участия в групповой деятельности и общении и что этих умений у них недостаточно.
  2. Работа с понятиями «инициатор», «координатор», «эксперт» и «критик». Это дает школьникам понимание того, что позиция участников группового общения может быть различной, при этом формируется представление о том, каким может быть это различие.
  3. Использование инструкции (памятки), которая помогает выстроить последовательность действий, которые необходимо совершать с тем, чтобы включиться в коллективную деятельность и  общение в каждой из ролей. С помощью памятки происходит ознакомление школьников с содержанием умения, а в последствии, на этапе закрепления, памятка служит инструментом, к которому ученики могут, при необходимости, обращаться за помощью.
  4. Смена ролей в группе. Этот прием позволяет ученику научиться слушать и слышать друг друга, уважать мнение собеседника, следуя поговорке «один ум хорошо, а два – лучше». Кроме того, очень важно, что раньше или позже, но каждый, даже самый слабый ученик, поставлен в позицию, когда он не сможет отмолчаться и должен будет принять активное участие в выполнении задания.

Как правило, сначала мы практикуем добровольное распределение ролей. По нашему мнению, это важный момент, т.к. включается личностный интерес, а отсюда – и желание выполнять задание, и стремление к успешности его выполнения, и уверенность в возможности выполнения задания.

В 7 классе при освоении умения «Обосновать собственное суждение» эффективными стали следующие приемы:

  1. Выбор содержания программного материала, на котором учащимся было бы легче высказывать свои суждения, мнения и обосновывать их. Для этого тема должна быть не только знакомой им, но и вызывать интерес.

Именно поэтому была выбрана тема «Спорт». А свои суждения ученики должны были высказать по вопросу «Помогает ли спорт быть организованным?»

  1. По-прежнему практикуется работа с понятиями. Для нас важно было помочь школьникам понять, что такое «суждение», «мнение», «заключение» и в чем их суть.

Для того чтобы помочь им понять сущность и содержание процедуры обоснования мнения, мы работали с понятиями «обосновать» и «аргументировать».  

  1. С целью включения учащихся в практическую деятельность по выполнению данного умения наиболее целесообразным мы посчитали индивидуальное выполнение практического задания, т.к. конкретное мнение может принадлежать  только конкретному человеку, и только конкретный человек может объяснить, что стоит за этим суждением. Выполненное задание учащиеся должны были обязательно презентовать.
  2. Опираясь на способность семиклассников к оценочной деятельности, мы использовали  на данном уроке взаимооценку. Этот прием не только позволил использовать внешнюю оценку как необходимый стимул для поддержания уверенности в себе того, чье выступление слушали, но и как возможность для всей учебной группы закрепить свои знания по данному ключевому умению.

Включиться в данную работу группе помогли карточки, розданные учащимся, в которых были сформулированы вопросы, которые требовали ответа. Например:

  1. Понятна ли  было тебе высказанная в сообщении позиция?
  2. Убедительным ли было высказывание?
  1. Обязательным мы посчитали на данном уроке проведение рефлексии по результатам урока. С этой целью использованы самооценка учащихся и экспертная оценка учителя.

При этом самооценка помогла школьникам осмыслить, в какой мере понят и усвоен им учебный материал, что вызывает затруднения.

А оценка учителя помогла выделить и обобщить, над чем необходимо еще работать, что еще не усвоено в достаточной мере.

  1. И тогда логичным было использование домашнего задания как средства продолжения самостоятельной работы над проблемными моментами, выявленными в процессе рефлексии.

Выводы,

Исходя, из дальнейших наблюдений за школьниками, я могу с делать следующие выводы:аданий, связанных с применением данных ключевых умений.

Сформирован опыт работы с незнакомыми понятиями.

Эффективнее стала работа учащихся в группе (подтверждение коллег)

Более успешно проходит теперь этап подведения итогов урока благодаря сформированному умению рефлексии

Результативнее стала самостоятельная работа учащихся на уроках.

Повышение мотивации к выполнению заданий, связанных с применением данных ключевых умений.

Сформирован опыт работы с незнакомыми понятиями.

Эффективнее стала работа учащихся в группе (подтверждение коллег)

Более успешно проходит теперь этап подведения итогов урока благодаря сформированному умению рефлексии

Результативнее стала самостоятельная работа учащихся на уроках.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока по формированию ключевого умения

        3.2.3. «Обосновать собственное суЖДЕНИЕ»

класс   7 «А» КЛАСС

Учитель хАЛИНА н.э.

Тема урока: « Обосновать собственное суждение на основе монологического высказывания по теме « Спорт»».

Цели и задачи урока: 

  1. Развить и закрепить умение обосновывать собственное суждение.
  2. Развивать навыки монологической речи по теме «Спорт»
  3. Помочь учащимся понять важность занятий спортом для их образования, воспитания и здоровья.

Этапы урока и их продолжительность

Задачи этапов

Содержание деятельности

Средства

обучения

Формы, методы обучения

Измерители (обратная информация)

учителя

ученика

Организация урока. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

    5 мин.

Мотивация учащихся на необходимость овладения КУ.

1.Формулирует цель урока.

2.Анализирует результаты входного мониторинга.


Работа с доской

Монолог учителя

Внимание учащихся к обсуждению.

Изучение нового материала.


    10 мин..


















Применение изученного материала

10 мин.

Освоение сущности ключевого умения.

Выясняет уровень понимания учащимися понятия «КУ»


Организует работу с понятиями:

«суждение», «мнение», «заключение», «обосновать».


Раскрывает структуру умения.









Предлагает выполнить работу по теме, что спорт помогает мне быть организованным.

Осуществляет наблюдение за правильностью выполнения работы.

Организует предъявление вариантов ответов.

Оценивает ответы учащихся с точки зрения уровня владения КУ.

Участвуют в обсуждении вопроса.



Предъявляют варианты формулировок понятий






Комментируют свое понимание действий, предлагаемых в памятке.

Работают с понятием «аргументы».




Предъявляют свои наработки.

Остальные учащиеся оценивают качество работы в соответствии со своими представлениями о ключевом умении.






Карточки дидактические







Работа с памяткой





Словарная работа.






Работа  с опорой на памятку.

Фронтальная беседа





Словарная работа








Фронтально-коллективная работа










Самостоятельная работа в парах с помощью учителя








































Понимание сущности умения и успешность опоры на него в процессе выполнения учебного задания.

Закрепление изученного материала.

   

10 мин.

Перенос умения обосновывать свое суждение в новую учебную ситуацию.

Формулирует задание учащимся: высказать свое суждение, что спорт помогает мне быть здоровым.


Проверка выполненного задания

.


Формулирует домашнее задание.

Выполнение устного индивидуального задания.





Оценка качества выполненной работы одноклассников.


.Записывают домашнее задание

Работа с памяткой





Самостоятельная работа


Успешность выполнения задания.

Умение оценить качество выполненной работы.






Культура взаимоотношений , конструктивный стиль взаимоотношений.

Корректность оценки.


Подведение итогов уроков.

  10     мин

Помочь учащимся осознать степень важности данного КУ, осмыслить результативность работы по овладению КУ.



Организует самооценку учащихся.













Дает оценку качеству выполненного задания, работе класса на уроке.

Выставление и комментирование отметок учащихся.

Рефлексия:

1.Высказать, чем был полезен урок.

2. Осмыслить: чему научился на уроке

3. Высказать над чем работать дальше




Работа с доской







Презентация самооценки.






Коллективная работа



Сохранение позитивного настроя учащихся на урок и учебный материал.















Удовлетворенность учащихся работой на уроке.


Успешное выполнение задания.                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования общеучебных умений, навыков и ключевых компетенций

Формирование общеучебных умений и навыков и ключевых компетенций  на уроках технологии....

Роль воспитательной работы в формировании ключевых компетенций школьников

Реалии нашей жизни предъявляют новые требования к выпускникам образовательных учреждений. Современному обществу нужны молодые люди, которые обладают определёнными качествами, компетенциями. Их формиро...

«Формирование ключевых компетенций учащихся через совершенствование учебно- интеллектуальных умений и навыков на уроках математики»

Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.Основной задачей обучения является формирование ключевых (базовых) компетенций, необходимых для практической деят...

Формирование экспериментального умения и ключевых компетенций обучающихся. Лабораторные работы по физике.

Поскольку физика является основой научно-технического прогресса, значение физических знаний и роль физики непрерывно возрастают. Методы и средства физического познания востребованы практически во всех...

Работа по теме самообразования: Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.

Работа над темой самообразования:Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....

Потенциал проектных работ для формирования метапредметных умений и навыков на уроках географии

В данном материале рассматривается значимость проектной деятельности школьников как педагогической технологии, способствующей развитию и формированию метапредметных компетенций....

Система работы по формированию коммуникативных умений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью во внеурочной деятельности в условиях школы-интерната VIII вида

Одной из основных задач современного общества является социальная адаптация людей с ограниченными возможностями. Успешность подготовки их к самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобр...