Программа формирования общеучебных умений, навыков и ключевых компетенций
методическая разработка по технологии по теме

Казанцев Константин Александрович

 

Формирование общеучебных умений и навыков и ключевых компетенций  на уроках технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА                                                         УТВЕРЖДЕНА

на заседании                                                       Директор школы  

Методического совета                                           _____   Петрученко Т.В.

протокол № 7                                                     приказ № 698

«_12_»_ноября_2009 г.                                    «_14_»_ноября_2009 г.

ПРОГРАММА

формирования общеучебных умений и навыков и ключевых компетенций  на уроках технологии

Пояснительная записка.

  На современном этапе развития общества предпочтение отдается образованию, ориентированному на личность обучающегося (ее развитие, самоопределение, самопознание, интеграцию в социум).

Курс технологии должен не только обеспечивать решение специальных задач, но и способствовать освоению опыта познавательной, рефлексивной и информационно-коммуникативной деятельности (освоению обучающимися приемов саморазвития, познания себя, исследования и оценки своих возможностей, и др.). Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.

В ходе освоения курса обучающиеся приобретают навыки рациональной организации самостоятельной работы на уроках, умения применять полученные знания и навыки в реальных жизненных ситуациях, умения выполнять освоенные способы деятельности в нестандартных условиях.

Цель:

- создать условия для продуктивного формирования общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.

Задачи:

- интегрировать содержание образования, направленное на формирование общеучебных умений и навыков, в содержание курса технологии;

- осуществить отбор и включить в реализацию эффективный педагогический инструментарий для формирования общеучебных умений и навыков;

- разработать диагностические материалы и провести мониторинг динамики формирования общеучебных умений и навыков и универсальных способов деятельности.


Механизм реализации программы

  1. Познавательная деятельность

п/п

Способы познавательной деятельности

Педагогические условия и инструментарий их развития на уроке технологии

1.

Использование различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.) для познания окружающего мира

Выполнение чертежей изделий, эскизов, технических рисунков.

Выполнение проектов.

2.

Исследование несложных практических ситуаций.

Моделирование ситуации, связанной с изготовлением изделий.

3.

Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного их применения.

Выполнение заданий с применением навыков ручной и механической обработки конструкционных материалов.

Построение несложных алгоритмов изготовления изделия.

4.

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; выделение характерных причинно-следственных связей.

Умение разделять процесс на этапы: изготовление чертежа изделия – разметка – обработка материала – отделка.

5.

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Изготовление изделия из конструкционных материалов на основе заданного алгоритма. Использование нестандартного оборудования: приспособление для сгибания крючка для плечиков, вайма для стяжки склеенных деталей и т.д.

6.

Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

Подбор и разработка алгоритма выполнения проектов.

7.

Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

Изготовление предмета по собственному маршрутному плану.

8.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения.

Составление учебных проектов   «Русская усадьба XVII века», «Макет школы в поэтажном разрезе», «Конь-качалка» и др..

  1. Рефлексивная деятельность

п/п

Способы рефлексивной деятельности

Педагогические условия и инструментарий их развития на уроке технологии

1.

Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, соблюдение техники безопасности, умение предвидеть возможные последствия своих действий.

Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений,  поведения, черт своей личности, своего и эмоционального состояния.

Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

2.

Владение умениями совместной деятельности.

Согласование и координация деятельности с одноклассниками, партнерами по группе и т.п.

Объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

Навыки организации и участия в коллективной деятельности (при создании проекта).

Постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по трудовой деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

3.

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Оценивание трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей, экономической целесообразности.

Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива. Понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.

Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

4.

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде.

Выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований, принципов и правил человеческого общежития.

5.

Самоидентификация своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности.

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни.

Умение отстаивать свою гражданскую позицию, убеждения, формулировать свои мировоззренческие взгляды (в том числе средствами трудовой деятельности).

Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования,  будущей профессиональной деятельности.

  1. Информационно-коммуникативная деятельность

п/п

Способы информационно-коммуникативной деятельности

Педагогические условия и инструментарий их развития на уроке технологии

1.

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

1. Адекватное восприятие устной речи, знание общенаучных и специальных терминов.

2.Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

3. Следование этическим нормам и правилам речевого общения.

2.

Умение составлять комплексы, планы.

Составление планов работы , индивидуальных программ совершенствования трудовых навыков.

3.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Аргументированное и логичное изложение результатов собственной деятельности.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

5.

Способности к открытым эмоциональным контактам.

- понимание эмоций окружающих (общение с другими людьми, понимая и разделяя их чувства и адекватно отвечая на них),

-поиск компромиссных решений (выявление потенциальных причин споров, устранение их к всеобщей выгоде),

 -управление взаимоотношениями (управление эмоциями других людей, определение их настроений и мотивов)


ВЕДОМОСТЬ

результатов изучения сформированности общеучебных умений и навыков  обучающихся

на материале учебного предмета «Технология»

Класс _____________________________________________________________________________________________________________________

Учитель __________________________________________________________________________________________________________________

Эксперт ___________________________________________________________________________________________________________________

№ п/п

Группа ОУУН

Общеучебное умение, навык

В преломлении к технологии

Инструментарий оценивания

ФИО обучающихся

1.

Умения и навыки осуществления информационно-коммуникативной деятельности

Поиск и извлечение актуальной информации определение оптимальных путей решения задач

Делает осмысленный выбор действий для решения конкретной задачи технологической документации (чертеж, технологическая карта и т.д.)

Составить (устно) и изложить последовательность изготовления изделия

Владение основными видами публичных выступлений

Уверенно демонстрирует технику выполнения изделия и грамотно комментирует процесс.

Выполнить предложенное задание с последующим изложением особенностей технологии изготовления

Навыки продуктивного межличностного взаимодействия

Гибок в обращении с одноклассниками в процессе выполнения групповой работы.

Организовать работу в группе при изготовлении изделия или фрагмента.

2.

Умения и навыки рефлексивной деятельности

Объективное оценивание учебных достижений, поведения, черт своей личности, самооценки

Владеет навыками самооценки результата своего труда (проекта, изделия)

Назвать критерии оценки результата работы

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.

Умеет провести инструктаж для одноклассников по изготовлению изделия.

Провести инструктаж для одноклассников по изготовлению изделия

3.

Умения и навыки познавательной деятельности

Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность.

Умеет планировать учебную деятельность на уроке технологии

Составить план и продемонстрировать выполнение поставленной задачи

Участие в самостоятельной проектной деятельности

Владеет алгоритмом изготовления продукта

Подобрать тему и изготовить  продукт.

ИТОГО:

ВЫВОД: __________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Шкала оценивания (в баллах): 1 -  низкий (сформированность умения не проявляется),

                                                     2 -  ниже среднего (сформированность умения проявляется слабо)

                                                     3 - средний (имеют место все основные признаки сформированности умения)

                                                     4 - выше среднего (сформированное умение проявляется выразительно)


мумуниципальное образование

город  Нижневартовск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»

628615, Российская Федерация, Тюменская область,                                                                                Телефоны: 651662,

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра                                                                                    439119, 437240, 461173                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

г.Нижневартовск, ул.Дзержинского, 17в                                                           Тел./факс (3466) 458724                                                                                                                      

Электронная почта: School13_nv@mail.ru                                                                    Сайт: school13nv.ru                                                                                                                                    

СПРАВКА

      Настоящим подтверждаю, что в процессе проведения экспертизы практической деятельности учителя технологии МОСШ №13 Казанцева Константина Александровича, проведенной с 08.11.2011 г. по 12.11.2011 г., в качестве одного из аспектов изучалась деятельность педагога по формированию и развитию общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, ключевых компетенций.

Краткие выводы:

  1. У педагога в наличии программа формирования общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
  2. В наличии программа мониторинга динамики и уровня сформированности общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, мониторинг реализуется регулярно.
  3. Результаты сформированности общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций у 87% обучающихся старшей ступени выше среднего.
  4. Результаты сформированности общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций у 91% обучающихся 6-7 классов выше среднего.

Заместитель директора по УР                                               Семченко Т.Д.

Достоверность данных подтверждаю

Директор                                                                                  Петрученко Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках столярного дела – один из путей повышения качества образования.

Многие педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Нап...

Формирование общеучебных умений и навыков в ходе обучения математике

При переходе на ФГОС необходимо построить образовательный процесс таким образом, чтобы обеспечить деятельностный подход к обучению. И, вовлекая детей в учебную деятельность, научить их не только физик...

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках математики

В условиях внедрения ФГОС 2 поколения большое значение приобретает формирование УУД (универсальных учебных действий) то есть по сути - общеучебных умений и навыков. Над этой проблемой работали замечат...

Формирование общеучебных умений и навыков - необходимое условие успешности обучения

Публикую одно из своих выступлений на методическом совещании...

Приемы и методы формирования общеучебных умений и навыков (компетенций) учащихся

статья из опыта работы на темой  «Приемы и методы формирования общеучебных умений и навыков (компетенций) учащихся». Перечисляются варианты обучения учащихся  оптимальной со...