Организация работы методического объединения учителей иностранных языков
статья по английскому языку по теме

Павлоцкий Владимир Моисеевич

Материал статьи представляет собой опыт работы руководителя методического объединения иноcтранных языков гимназии №61 Санкт-Петербурга. В предверии введения ФГОС основной школы данный материал особенно актуален.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upravlenie_kachestvom_obrazovaniya.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

 

Общая направленность развития отечественного образования и приоритеты, обозначенные Президентом РФ в стратегической инициативе «Наша новая школа», определяют образование как важнейшую жизненную ценность и главный фактор развития личности всего общества в целом.

На современном этапе социально-экономическая жизнь страны претерпевает существенные изменения, ориентированные на идеи качества. В контексте «Концепции 2020» представление о качестве жизни человека неотделимо от качества его образования. Образование становится одной из наиболее важных сфер деятельности человека. Это предъявляет новые требования ко всем участникам образовательного процесса и вносит существенные изменения в деятельность школ, гимназий, лицеев.

Особое значение проблема управления качеством образования приобретает в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, основанных на системно-деятельностном подходе, который должен обеспечить формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, построить образовательный процесс с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, помочь обучающимся в становлении их личностных характеристик.

Гимназия №61 – один из лидеров среднего образования Санкт-Петербурга, что ежегодно подтверждается высокими результатами сдачи ЕГЭ выпускников по ряду предметов. Одним из приоритетных направлений в работе гимназии является высокий уровень преподавания иностранных языков, особенно английского. В состав методического объединения входят пятнадцать учителей. Это высокопрофессиональный коллектив, эффективно работающий и откликающийся на все новое. Среди педагогов тринадцать учителей имеют высшую квалификационную категорию, шесть – победители конкурса лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта «Образование», семь – почетные работники общего образования РФ, двое – лауреаты премии правительства Санкт-Петербурга. Ряд учителей – победители и лауреаты конкурса педагогических достижений.

Учащиеся разных классов непременные участники различных конкурсов и олимпиад. На протяжении ряда лет старшеклассники участвуют в пятом, заключительном этапе Всероссийских олимпиад по иностранным языкам и неоднократно становились победителями и призерами олимпиад по английскому и французскому языкам. Большинство из них ежегодно сдают международный экзамен на Первый сертификат Кембриджского университета Великобритании. Гимназии присвоен статус центра подготовки к Кембриджским экзаменам с правом использования официального логотипа университета на документах гимназии. Учителя постоянно повышают свою квалификацию, участвуют в пилотных проектах и апробируют новые УМК и пособия. Все это требует деятельного и вдумчивого управления работой методического объединения, четкого планирования и корректировки.

В конце учебного года всегда идет планирование на следующий учебный год, в котором необходимо учесть все нюансы управления направлением.

Фрагмент плана работы заместителя директора по УВР

Организационные вопросы

Работа с педагогическими кадрами

Руководство и контроль

Внеклассная работа

Работа с родителями

1

2

3

4

5

6

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Оформление классных журналов (страницы «иностранные языки»);

составление и утверждение расписания уроков пот иностранным языкам;

статистическая отчетность по иностранным языкам на начало года (ОШ 1);

комплектование спецкурсов;

проверка готовности кабинетов;

деление 7 классов на второй иностранный язык;

составление графика посещения уроков на месяц;

запись зачетов на диски

Составление календарно-тематических планирований по иностранным языкам;

выбор и корректировка методических тем учителями иностранных языков;

заседание МО учителей иностранных языков;

индивидуальные собеседования с учителями;

совещания при завуче

Слушание 5-11 классы

Составление текстов гимназического тура олимпиад

Индивидуальные собеседования с родителями

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Подведение итогов первого триместра;

контроль за выполнением нормативных документов и грамотным ведением гимназической документации;

проверка состояния кабинетов;

составление графика посещения уроков на месяц;

запись зачетов на кассеты

Заседание МО №2;

изучение состояния работы ТСО в кабинетах (систематизация аудио, видео материалов);

изучение работы аттестуемых учителей; помощь в создании аттестационных папок

Тест на слушание 5-11 классы;

тест на использование языка 10-11 классы

Проведение гимназического тура олимпиады по иностранным языкам (5-9 классы)

Индивидуальные собеседования с родителями учащихся, испытывающих трудности обучения в гимназии

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Составление графика посещения уроков на месяц;

подведение итогов первого полугодия в 10-11 классах;

контроль за выполнением нормативных документов и ведением гимназической документации

Корректировка календарно-тематического планирования на второе полугодие

Грамматические полугодовые тесты в 5-11 классах;

выборочная проверка рабочих тетрадей по иностранным языкам

Проведение Рождественских утренников по параллелям

Привлечение родителей к проведению Рождественских утренников

Я

Н

В

А

Р

Ь

Составление графика посещения уроков на месяц;

Организация подготовки к городским конкурсам и олимпиадам по иностранным языкам;

запись зачетов на кассеты

Изучение работы новых учителей и учителей с низкой квалификационной категорией;

совместное заседание с дилерами зарубежных издательств по ознакомлению с новыми альтернативными УМК

Слушание 5-11 классы

Участие в городских олимпиадах и конкурсах

Собеседования с родителями по результатам первого полугодия

М

А

Й

Подведение итогов третьего триместра. Итоги за год. Проверка документации.

МО №4 по утверждению материалов промежуточной и итоговой аттестаций по иностранным языкам

Итоговые письменные годовые зачеты, промежуточная аттестация

Собеседования с родителями по итогам года

И

Ю

Н

Ь

Экзаменационная сессия;

Написание анализа работы МО за год

Итоговая аттестация 9. 11 классы

(ГИА, ЕГЭ)

Также составляется план работы методического объединения, который позволяет учителям во время учебного года ориентироваться в тех проблемах, которые им необходимо будет решать.

ПЛАН РАБОТЫ МО УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Месяц

Организация самообразования учителей

Изучение, обобщение, использование передового педагогического опыта

Работа с молодыми и малоопытными учителями

Анализ знаний, умений, навыков

Заседания МО

Внеклассные мероприятия, факультативные занятия

Развитие и укрепление материальной базы

Сентябрь

1.Корректировка календарно-тематических планирований 5-11 классов

2.Выбор членами МО методических тем

О новых альтернативных пособиях, программах, курсах по изучению иностранных языков

1.Консультации по календарно-тематическим планированиям

2.Оказание методической помощи по планированию

Анализ работы МО за предыдущий учебный год

Задачи и планирование работы на следующий учебный год

Организация работы спецкурсов

1.Подготовка кабинетов к работе

2.оформление наглядно-дидактического материала

3.Приобретение наглядных пособий

4.Приобреиение новых аудио-визуальных средств

октябрь

Первые результаты апробирования новых пособий в 8-9 классах

Анализ итоговой аттестации и пути преодоления недостатков

1.Посещение уроков с последующим анализом

2.Оказание необходимой методической  помощи в работе над совершенствованием плана-конспекта урока

3.Консультации

Анализ зачетных работ по слушанию

Утренники по параллелям, посвященные кануну дня Всех святых

Систематизация  аудио, видео пособий, приобретение новых пособий

Ноябрь

Работа по методическим темам; обмен опытом среди коллег

Организация и проведение встречи с ведущими методистами города

Методическая помощь при подготовке к урокам

Анализ письменных творческих работ

Внедрение новых технологий, как необходимое звено в обучении иностранным языкам

Гимназический тур олимпиады по английскому языку в 5-9 классах;

 

Работа с библиотекой по анализу имеющегося фонда, списанию устаревших пособий, составление списков книг, необходимых для приобретения

декабрь

Обмен опытом по проблемам использования альтернативных материалов в обучении

Изучение новых публикаций в журнале «ИЯШ», «Первое сентября»

Консультации по методическим вопросам

Анализ тестов 10-11 классов, зачетных работ по слушанию

Рождественские утренники по параллелям;  

Пополнение кабинетов новыми материалами

Январь

Совместная работа с дилерами различных книжных компаний по ознакомлению с новыми альтернативными пособиями

Выступления методистов различных зарубежных издательств с рекомендациями по использованию альтернативных пособий

Обобщение опыта работа молодых и новых учителей за первое полугодие, пути преодоления недостатков, оказание необходимой помощи

Анализ тестов по грамматике

Конкурс «Знаешь ли ты Шотландию?»

Смотр кабинетов с целью оказания помощи в дооборудовании

февраль

Планирование новой формы проведения промежуточной аттестации в основной школе

Декада методического мастерства

Пробные открытые уроки малоопытных учителей с целью оказания методической помощи коллегами

Анализ ведения рабочих тетрадей, школьного тура олимпиады, тестов на слушание

Подведение итогов работы за первое полугодие; пути преодоления недостатков

Районный тур олимпиады старшеклассников

Приобретение нового оборудования для кабинетов иностранных языков

март

Составление новых тестовых материалов для итоговых годовых зачетов

Ознакомление с новинками отечественных пособий по преподаванию английского языка с перспективой дальнейшего использования в работе

Помощь в подготовке к промежуточной  и итоговой аттестации

Анализ тестов по чтению

Международный конкурс ораторского мастерства; городской тур олимпиады старшеклассников

апрель

Новые пути в изучении иностранных языков

Анализ экспериментальной работы за год

Помощь в подготовке к аттестации; утверждение аттестационных материалов

Анализ тестов по слушанию

Итоги года – дальнейшие пути совершенствования преподавания иностранных языков

Городские олимпиады

май

Обобщение апробированных новых учебных материалов

Об экспериментальной работе по английскому языку на следующий учебный год

Анализ результатов года

Анализ представленных аттестационных материалов, письменных творческих работ, тем для годовых зачетов

Подготовка кабинетов к сдаче

Руководитель подсказывает и направляет педагогов в выборе методических тем. На первом заседании методического объединения в августе месяце руководитель знакомит коллег с новой, вышедшей за лето методической литературой, учебными пособиями и компьютерными программами, объясняет в каких параллелях и как их можно использовать.

В гимназическом туре олимпиады всегда принимают участие 100% учащихся, из них на районный тур обычно проходит 60-70%, а на городской и региональный туры  - 25 – 30%. Информация о всевозможных конкурсах и олимпиадах, а также план подготовки к ним  - необходимое звено в управлении качеством образования. Учителя стремятся, чтобы их учащиеся принимали участие как можно в большем количестве мероприятий, планомерно готовят их, получают у руководителя необходимые материалы и методики для подготовки.

Одним из главных приоритетов в управлении таким методическим объединением является открытость. Все вопросы обсуждаются гласно и решения вырабатываются коллегиально.

Особое место в управлении качеством образования занимает контроль универсальных учебных действий учащихся. В гимназии существует четкий график проведения администрацией зачетных работ, которые проходят ежемесячно. Этот план вывешивается для учителей и учащихся на стенде, что позволяет учащимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, а также создает условия для самореализации личности на основе готовности к непрерывному образованию и обеспечивает более успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в данной предметной области. Причем объективные тесты (а в гимназии более 500 учащихся) руководитель подразделения проверяет единолично. В день проведения работы учителя получают диски с заданиями (если это проверка по разделу «слушание») или тексты работ и задания для написания творческих работ. Сразу же после проведения работы сдаются в учебную часть на проверку. После проверки с каждым педагогом идет их анализ и намечаются пути для преодоления пробелов и недостатков.

В случае проведения грамматических тестов учителя получают ключи для проверки только после их проведения. Это же касается и примерных вариантов ответов на творческие задания. Идет постоянный анализ и выработка путей совершенствования процесса.

Одним из важных звеньев в управлении качеством образования является посещение уроков коллег с целью оказания методической помощи, а также обучения учителей самоанализу их урочной деятельности. Среди многообразия  вариантов разбора урока можно предложить следующую схему:

ДИАГНОСТИКА УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

  Учитель………………………………………………………………………

Класс

 Оценка по семибальной шкале.

№п/п

Параметры анализа урока

 

1

Отбор содержания урока

2

Разнообразие методов

3

КСО, групповые и нетрадиционные формы работы

4.

Наглядность, дидактический материал, ТСО

5.

Дифференцированный подход на уроке

6.

Формирование учебных навыков

7.

Межпредметные связи

8.

Результативность урока

9.

Решение воспитательных задач

10.

Создание ситуации успешности

11.

Психологическая атмосфера на уроке

12. Что больше всего понравилось на уроке

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

 13. Замечания по ходу урока

 _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

 14. Рекомендации______________________________________________

_____________________________________________________________________

Данная схема позволяет четко увидеть, что можно усовершенствовать в ходе урока.

В рамках введения ФГОС основной школы, анализируя посещаемый урок сегодня следует обращать внимание на следующие факторы:

*основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная.

Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?

*организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.

 *соответствие урока требованиям ФГОС:

*содержание урока:

*методика проведения урока:

*анализ деятельности учителя

*анализ организации деятельности детей. Анализ организации деятельности детей

*наличие элементов нового в педагогической деятельности учители (отсутствие шаблона).

Также необходимо помочь учителю в составлении технологической карты урока, в которой ему надо подсказать как лучше спланировать занятие и помочь в прогнозировании результата каждого отдельного этапа. Согласно концепции Т. И. Шамовой технологическая карта является формой конструирования учителем образовательного процесса, совмещающий в себе традиционное тематическое планирование с поурочным. В основе технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне технологии, включающей описание действий учителя и учеников.

Пример разделов технологической карты урока

  1. Этап урока
  2. Цель этапа
  3. Деятельность учителя
  4. Деятельность учащихся
  5. Результат этапа
  6. Учебно-методическое обеспечение

В свете новых требований к образовательному процессу, учитывая материалы ФГОС второго поколения, очень полезно руководителю подразделения обучение своих коллег составлению интеллект карт (см. сайт www.mind-map.ru), которые значительно помогают учащимся развивать универсальные учебные действия, учат систематизировать материал, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, делать выводы.

Необходимо научить учителя самому оценивать свой урок в системе других уроков. Он должен уметь определить

*место урока  в разделе, теме;

*дать самооценку эффективности проведенного урока;

*выделить наиболее существенные недостатки урока;

*указать причины возникновения данных недостатков и способы их устранения в будущем.

Большое значение имеет управление процессом обучения в развитии познавательного интереса и высокой мотивации к изучаемому предмету. Развитие познавательного интереса в изучении иностранных языков должно стать одной из основных задач обучения. Для формирования познавательно интереса руководителю необходимо отслеживать следующие факторы в работе коллег и подсказывать пути к их совершенствованию:

*правильная организация учебного процесса;

*взаимоотношения между учителем и группой;

*учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

*воспитание в учениках убеждения в необходимости получения знаний по предмету.

Большое значение в управлении качеством образования отводится повышение квалификации кадров. Организация посещения различных курсов, семинаров, форумов,  помощь в подготовке выступлений на различных мероприятиях, мотивация к участию в конкурсах педагогических достижений, «Педагогический портрет», занятиях, проводимых методистами из стран изучаемых языков необходимы для дальнейшего методического роста учителя. Поэтому руководитель подразделения всегда должен быть в курсе всего, что предлагается учителям. Члены методического объединения учителей иностранных языков  гимназии непременные участники всех мероприятий, проводимых Академией постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга, Союзом англо-говорящих, активным членом которого, как и членом ассоциации школ ЮНЕСКО, гимназия является долгие годы, Институтом Гете, Французским институтом и другими организациями.

Руководству также необходимо продумывать как поощрить учителя за четкую грамотную работу по обучению, подготовке победителей и призеров олимпиад, внеклассных мероприятий. Помимо традиционных путей (грамоты, благодарности, премии) в гимназии ежегодно традиционно проводится День гимназии, на котором по результатам учебного года лучшие педагоги и учащиеся награждаются в нестандартных номинациях, таких как «Мастер», «Наставник», «Вдохновение», «Созвездие», «Дебют» и других. Такого рода события дают учителям новый толчок в достижении высоких результатов обучения.

Рост педагогического мастерства, неустанный творческий поиск, умение самореализовываться и предоставлять такую же возможность своим ученикам, духовный рост – вот те основные вехи, которые должен развивать любой руководитель, заинтересованный в росте качества образования своего образовательного учреждения. И не стоит забывать, что хороший руководитель должен:

*иметь высокую сопротивляемость фрустрации;

*уметь общаться с людьми;

*быть способным отказаться от своей точки зрения, если она не оптимальна;

*принимать критику, если она конструктивна;

*уметь расположить к себе;

*быть способным нести ответственность за решения;

и, главное,

ЛЮБИТЬ свое дело.

Павлоцкий Владимир Моисеевич – заместитель директора по иностранным языкам Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия №61 Выборгского района г. Санкт-Петербурга. Почетный работник общего образования РФ, победитель конкурса в номинации «Лучший учитель» в рамках ПНП «Образование», лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга «Учитель-наставник», автор ряда учебных пособий по английскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методического объединения учителей иностранного языка

Методическая тема школы:«Образовательная подготовка школьников через развитие компетентностного системно-деятельностного подхода на основе внедрения здоровьесберегающих и развивающих технологий ...

Анализ работы методического объединения учителей иностранных языков за 2012-2013 учебный год.

Анализ работы методического объединения за 2012-2013 учебный год....

Анализ работы методического объединения учителей иностранных языков

Анализ работы методического объединения учителей иностранных языков...

Анализ работы методического объединения учителей иностранных языков .

Анализработы методического объединения учителей иностранных языков Железнодорожного района г.Воронежа МБОУ лицея №3в 2014-2015 учебном году.Руководитель МО Дундева В.А....

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА МБОУ СОШ №26 Г.ХИМКИ

Цель работы ШМО  учителей иностранного языка мбоу сош №26  г.Химки московской области на 2014 – 2015 учебный год : совершенствовать уровень педагогического мастерства учителей...