Рекомендации для учащихся 11 класса к выполнению раздела «Аудирование» в формате ЕГЭ.
методическая разработка по английскому языку по теме

Асрян Рузанна Мартиновна

Цель памятки - познакомить учащихся английского языка с технологиями подготовки к единому государственному экзамену по разделу «Аудирование»; помочь сформировать у учащихся умение восприятия текста на слух; Данная цель достигается путем решения следующих задач: - ознакомить учащихся с ключевыми положениями заданий в разделе «Аудирование» в формате ЕГЭ - обеспечить высокое качество усвоения материала путем формирования у учащихся рефлексивных умений В результате изучения памятки у учащихся формируются частные умения, которые являются компонентами речевого умения: -умение догадаться о значении слова по контексту или по аналогии с родным языком -умение понимать информацию в перефразированном виде -умение правильно понять текст, если встречаются отдельные незнакомые слова -умение прогнозировать развитие текста -умение понять лексические и грамматические средства связи в тексте -умение понять скрытую информацию -умение догадаться о взаимоотношениях и социальных ролях собеседников, их отношении к данному вопросу, месте разговора и т-д -умение понимать невербальные способы передачи информации (интонацию, логическое ударение) -умение сделать выводы из текста, например, по ключевым словам -умение выделить главную информацию В качестве конечного результата достижения цели памятка предусматривает способность и готовность учащихся подготовиться к единому государственному экзамену по английскому языку по разделу «Аудирование».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Подготовка учащихся 11 класса к разделу «Аудирование» в формате ЕГЭ.

Пояснительная записка

Цель памятки - познакомить учащихся  английского языка с технологиями подготовки к единому государственному экзамену по разделу «Аудирование»; помочь сформировать у учащихся умение восприятия текста на слух;

Данная цель достигается путем решения следующих задач:

- ознакомить учащихся с ключевыми положениями заданий в разделе «Аудирование» в формате ЕГЭ

- обеспечить высокое качество усвоения материала путем формирования у учащихся рефлексивных умений

В результате изучения памятки у учащихся формируются частные умения, которые являются компонентами речевого умения:

-умение догадаться о значении слова по контексту или по аналогии с родным языком

-умение понимать информацию в перефразированном виде

-умение правильно понять текст, если встречаются отдельные незнакомые слова

-умение прогнозировать развитие текста

-умение понять лексические и грамматические средства связи в тексте

-умение понять скрытую информацию

-умение догадаться о взаимоотношениях и социальных ролях собеседников, их отношении к данному вопросу, месте разговора и т-д

-умение понимать невербальные способы передачи информации (интонацию, логическое ударение)

-умение сделать выводы из текста, например, по ключевым словам

-умение выделить главную информацию

В качестве конечного результата достижения цели памятка предусматривает способность  и готовность учащихся подготовиться  к единому государственному экзамену по английскому языку по разделу «Аудирование»

АУДИРОВАНИЕ

Памятка

  1. Задания базового уровня на понимание основного содержания прослушанного текста В1 (задание на установление соответствия)

  1. Прежде чем приступить к прослушиванию, внимательно прочитайте инструкцию, ознакомьтесь с заданием и контрольными вопросами.
  2.  Далее надо прочитать формулировку задания, т.е. утверждения (высказывания, заголовки, подзаголовки) А-G и подчеркнуть в них ключевые слова. Как правило, они близки тематически, поэтому искать надо различия, стараясь ответить на вопрос: «Чем высказывания отличаются друг от друга?».
  3. Определив эти различия (в виде ключевых слов), следует подумать о синонимах, потому что в аудиотексте та же мысль будет выражена другими словами, близкими по смыслу. Заголовок, подзаголовок и т.д. выражает общее содержание или формулирует главную мысль фрагмента, но, как правило, излагает это другими словами, не копируя исходный аудиотекст.
  4. В данном задании не требуется полного понимания текста, поэтому следует вырабатывать у учащихся умение понимать основное содержание по ключевым словам и не обращать внимания на слова, от которых не зависит это общее понимание текста. Не обращайте внимания на незнакомые слова, которые не мешают.
  5. При первом прослушивании выделите главную мысль в высказывании каждого говорящего. Отметьте то утверждение, которое точнее передает главную мысль говорящего. Выбрав утверждение, зачеркните его, чтобы сосредоточиться на остальных. Проверьте ответы при повторном прослушивании.

  1. После первого прослушивания надо постараться отметить наиболее вероятные ответы, выделяя в звучащем тексте ключевые слова и соотнося с теми, что уже подчеркнуты в утверждениях.

  1. Во время второго прослушивания рекомендуется сконцентрировать внимание на той информации, которая была пропущена в первый раз или в правильности которой есть сомнения.

  1. Проверь ответы при повторном прослушивании.

  1.  Не следует оставлять ни одного вопроса без ответа, даже если нет полной уверенности в его правильности.

  1. Не следует забывать, что одно из утверждений является лишним

  1. Переносить ответы в Бланк ответов следует по окончании выполнения всего раздела «Аудирование».

  1. Задание повышенного уровня на понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации А1-А7 (задание на выбор ответа из трех вариантов: «верно», «неверно», «в тексте не сказано».

  1. Перед тем, как прослушать запись, надо внимательно прочитать текст  инструкции и сами утверждения. Обратите внимание на выделенные слова.        
  2. В этом задании не надо пытаться определить правильный ответ до

              прослушивания текста, потому что ответ зависит исключительно от

              содержания текста. Общие знания или догадка в данном случае могут подвести.  Но, прочитав задания, можно попытаться представить, о чем будет говориться в записи.

  1. Следует также продумать, какого рода информация потребуется (например, цифры, время, имена собственные, какие-то детали), чтобы определить данное утверждение как верное, неверное или вообще в тексте не затронутое.
  2. Необходимо учитывать разницу между вариантом «Неверно» и вариантом «В тексте не сказано». Неверное предложение содержит информацию, которая противоречит тексту, а вариант «В тексте не сказано» означает, что в тексте записи ничего не говорится по этому поводу.
  3. В зданиях такого типа порядок приведенных утверждений, как правило, соответствует тому порядку, в каком информация дается в аудиозаписи. Поэтому утверждения можно читать и во время прослушивания записи.                                                                                              

  1. Бегло просмотрите каждое утверждение, затем каждое утверждение последовательно для уточнения сути запрашиваемой информации.
  2. Сформируйте уточняющие вопросы, чтобы отсечь ненужную информацию.
  3. Во время первичного прослушивания отмечайте все возможные варианты ответа, в которых вы уверены принимая во внимание уточняющие детали, вопросы заданные ранее.
  4. Во время второго прослушивания обратите внимание на задания, где вы сомневаетесь в ответе. Запишите ключевые слова к данным заданиям, которые позволяют вам обосновать правильность вашего ответа.
  5. При прослушивании текста следует обратить внимание на отрицательные предложения, поскольку правильный ответ часто имеет форму утвердительного предложения, которое включает слово, противоположное по значению тому, что прозвучало в записи. Это также может быть более сложное предложение, в котором встречаются такие слова как: barely, hardly, scarcely, rarely, seldom.
  6. В конце задания могут быть вопросы более общего содержания. При ответе на них необходимо подумать о тексте всей записи целиком.
  7. Во время второго прослушивания надо проверить свои ответы, однозначность выбора ответа и не оставлять вопросы без ответов.
  8.   Переносить ответы в Бланк ответов следует по окончании выполнения всего раздела «Аудирование».            

3. Задание высокого уровня на полное понимание текста А8-А14 (задание на множественный выбор).

  1. Внимательно прочитай инструкцию к заданию, чтобы понять, какой тип текста ты услышишь (интервью, рассказ и т.д.), сколько человек будет участвовать в разговоре.
  2. Внимательно прочитай вопросы задания, это поможет сориентироваться в характере запрашиваемой информации и сосредоточится на ней при прослушивании текста, не обращая внимания на второстепенную информацию.
  3. Надо сначала прочитать только вопросы в задании, без предложенных вариантов ответа. Однако эта стратегия не всегда может быть полезной, особенно если вопрос состоит из одного или нескольких слов, не образующих полного предложения. В этом случае рекомендуется прочитать вопросы с предложенными вариантами ответов.
  4. Когда прослушивание началось, следует прекратить чтение вопросов (даже если они не прочитаны до конца) и сконцентрировать внимание на понимании аудиозаписи.
  5. Следует помнить, что во всех заданиях на множественный выбор порядок вопросов соответствует тому порядку, в каком информация появляется в тексте.
  6. Постарайтесь выделить ключевые слова в вопросах задания, подберите к  ним синонимы, так как в аудиотеке используются синонимические выражения, а не слова, данные в задании; это также поможет отделить основную информацию от второстепенной.
  7. Во время первого прослушивания выберите тот вариант, который

наиболее точно  соотносится с воспринимаемой информацией.

 Не следует полагаться на собственные знания о предмете. Если вы не уверены в ответе, не теряйте времени- переходите к следующему контрольному вопросу, во время второго прослушивания вернитесь к трудному вопросу еще раз.

  1. Не следует оставлять ни один вопрос без ответа, даже если после второго прослушивания есть сомнения в правильности выбора.  
  2. И правильные, и неправильные варианты могут включать слова и выражения из текста аудиозаписи, надо обращать внимание не столько на слова, сколько на контекст. Те варианты ответа, которые в аудиозаписи имеют контекст, отличный от того, который они имеют в вопросе, являются неверными.
  3. Следует быть осторожным с теми вариантами ответа, в которых встречаются те же слова и фразы, что звучат в записи. Часто это неверные варианты.
  4.  Помните, что правильные ответы должны, прежде всего включать ту же информацию, что и запись, но это отнюдь не означает, что информация эта передается одними и теми же словами, как правило, для этого используются синонимы.
  5. Правильный ответ не обязательно включает всю ту информацию, которая звучит в записи (особые слова, фразы или цифры).
  6. Иногда вопросы имеют общий характер, они касаются высказанных мнений, намерений автора или контекста ситуации. Отвечая на них, следует обращать внимание не только на отдельные фразы, но на более длинные отрезки или текст в целом.
  7. Во время второго прослушивания надо проверить выбранные ответы и обратить внимание на ту информацию, которая была пропущена во время первого прослушивания.
  8. Не следует оставлять ни один вопрос без ответа, даже если после второго прослушивания есть сомнения в правильности выбора.
  9. Не забудьте перенести в бланк ответов.

Анализ выполнения заданий раздела «Аудирование»

Источник: «Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2012. Английский язык.» Вербицкая М.В. Вариант 1. Раздел 1. АУДИРОВАНИЕ (см. файл «Аудирование»).          

В этот раздел экзаменационной работы входят 3 задания разного уровня сложности и разного типа; Экзаменуемому необходимо до начала прослушивания внимательно прочитать инструкции и разобраться, что от него требуется.

Рассмотрим  задания первого типа (В1);  Это задания базового уровня, где задачей для экзаменуемого является установление соответствия между неким утверждением и аудиотекстом; До начала прослушивания следует внимательно прочитать все утверждения (данные в заданиях под буквами A-G), выделить в них ключевые слова и попытаться найти различия между этими утверждениями. Попробуем выполнить задание В1 (ключевые слова уже выделены жирным шрифтом):

1.Using the  Internet is a good way of studying  English.

2. The Internet has all kinds of interesting forums.

3. The Internet helps with shopping.

4. The Internet is very useful  for doing the speaker^s job.

5. The Internet  helps to learn about different cultures.

6. The Internet can be dangerous for users.

7. The Internet gives quick access to the information you need.

Как мы видим, все семь утверждений объединены одной темой – Интернет, но в каждом из них есть свое зерно, отличающее его от остальных. При прослушивании высказывания 1 выделяем главную  его мысль: «Сравнить цены – экономить деньги», т.е. правильный ответ -3. Высказывание 2 говорит о разных странах и культурах. Эта мысль сформулирована в ответе -5. В высказывании 3 говорится о работе при помощи Интернета – правильно выбираем ответ 4. Высказывание 4 рисует ситуацию о вирусах –легко определить правильный ответ – 6. Высказывание 5  перечисляет возможности изучения англ.языка при  помощи Интернет , т.е. правильный ответ -1. Аудиотекст 6 упоминает быстрый доступ к информации из разных источников, поэтому правильный ответ – 7

Рассмотрим теперь задания на выбор ответа из 3 возможных (верно-неверно -в тексте не сказано). Это задания на проверку умения понимать запрашиваемую информацию в прослушанном тексте. Для успешного выполнения таких заданий надо прежде всего понять разницу между вариантами ответа «неверно», и « в тексте не сказано». Неверное предложение содержит информацию, которая противоречит сказанному в тексте. Вариант «в тексте не сказано» означает, что в аудиотексте нет никакой информации по этому вопросу.

Обратимся теперь к  конкретному заданию и соответствующему аудиотексту. Первое утверждение выглядит так:

Jeff and Mark made friends not long ago

Но в аудиотексте после обмена приветствиями Джеф говорит ,что он и Марк являются друзьями с детства – значит первое утверждение  содержанию текста не соответствует.

Второе утверждение:

Mark does not give any money to run the home

Это утверждение подтверждается содержанием текста: Марк ничего не вносит на содержание домашнего хозяйства.

Последнее утверждение:

Jeff wants his friend to start playing football

К концу беседы Джеф действительно говорит, что  он хочет ,чтобы его друг занялся каким-нибудь видом спорта, но про футбол он не говорит ни слова. Поэтому, в тексте об этом не сказано.

Перейдем теперь к наиболее  сложному заданию на множественный выбор, которое проверяет умение полно и точно понимать содержание прослушанного текста. Нельзя выбирать ответ только потому, что в нем  есть те же слова, что и в услышанном тексте. Правильный ответ в большинстве случаев включает не слова из текста, а их синонимы. Кроме того. Важен контекст, в котором употребляется то или иное слово, его окружение и смысл.

Проанализируем конкретное задание такого типа. Аудиотекст  представляет собой  рассказ молодого человека о его годах в университете. Первый вопрос к тексту с тремя вариантами ответов выглядит так:

A8. Crispin thinks that his first name

  1. is better than Spin
  2. sounds awful
  3. should be Darrell

Молодой человек говорит, что Спин – это не его настоящее имя. Это модное сокращение от его настоящего имени – Криспин, которое ему очень не нравится. Окружающим его людям неудобно называть его таким именем. Но дело могло быть еще хуже , если бы его назвали Даррелл. Все это подсказывает, что правильный ответ – 2.

Литература

1.Спецификация экзаменационной работы по иностранным языкам для выпускников 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы (ЕГЭ 2012) . – fipi.ru.

2. Единый государственный экзамен 2010г. Английский язык. Учебно- тренировочные материалы для подготовки учащихся – ФИПИ. Авторы- составители: М.В. Вербицкая, Е.Н. Соловова. – М.: Интеллект-Центр, 2011.

3.ЕГЭ по иностранным языкам на все 100 – Авторы: Вербицкая М.В., Махмурян К.С. – М.: Эксмо, 2010

4. Интенсивная переподготовка экспертов ЕГЭ по английскому языку. Авторы: Вербицкая М.В., Махмурян К.С. Раздел «Аудирование» - М.: МИОО,2011

5. Сборник экзаменационных заданий. ЕГЭ 2010. Авторы: Вербицкая М.В. – М.: Эксмо,2010

6. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2012. Английский язык. Вербицкая М.В. – М.: ACT Астрель, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по выполнению заданий по аудированию в формате ЕГЭ

В данном файле вы найдете некоторые рекомендации по выполнению заданий по аудированию в формате единого государственного экзамена. Для подготовки к ЕГЭ вы также можете потренироваться в выпо...

Задания по подготовке учащихся к сдаче экзамена по французскому языку в формате ЕГЭ ( разделы: аудирование, чтение,грамматика и лексика, письмо, говорение)

В данной работе представлены разработки заданий по чтению: короткие газетные статьи информационного характера для чтения с пониманием основного содержания и отрывки из художественных произведений для ...

План урока по английскому языку в 8 классе о теме "Обучение аудированию в формате ОГЭ"

Задание по аудированию в формате ОГЭ вызывает определенные сложности у учащихся 8 класса. На данном уроке была продемонстрирована серия упражнений, помогающая учащимся преодолеть трудности этого задан...

Формирование стратегий выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ по английскому языку (на примере раздела «Аудирование»)

В работе представлены стратегии выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ, тренировочные варианты....

Подготовка обучающихся 8 классов к ОГЭ. Раздел "Аудирование".

В статье дана психолого- педагогическая характеристика обучающихся 14-15 лет, то есть восьмиклассников.Даны требования, которые являются основой для успещного выполнения задания "Аудирование"...