Информационно-коммуникационные технологии обучения иностранному языку (авторы - М.Н.Евстигнеев, П.В.Сысоев).
методическая разработка по английскому языку по теме

Савельева Ирина Дмитриевна

 

Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии обучения иностранному языку (авторы - М.Н.Евстигнеев, П.В.Сысоев).

  1. Использование Интернет – ресурсов при изучении программных тем.

Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает “международная сеть” (англ. international net). Использование кибернетического пространства (cyberspace) в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы, кончая изменением требований к академическому уровню обучающихся.

Достоинства Интернета:

- оперативность передачи информации на любые расстояния;

- возможность доступа к отдаленным источникам информации;

- интерактивность (возможность быстрой обратной связи).

Несомненно, повышению мотивации и, следовательно, развитию познавательной активности и самостоятельности в условиях ограниченного доступа к реальному общению на иностранном языке может способствовать использование Интернета на уроке. При этом создаются не имитации общения, а идет интересный, захватывающий диалог двух или нескольких культур, а если проекты затрагивают страноведческий аспект, то расширяются общие знания школьников, возрастает заинтересованность не только в изучении английского языка, но и других предметов.   Все учащиеся независимо от возраста и уровня обученности могут принять участие в любых видах связанной с использованием Интернет деятельности с истинным азартом, при этом исчезают языковые и культурные барьеры,  улучшается успеваемость, школьники становятся уверенными в своих силах.  Говоря о конкретных способах использования возможностей Интернет в обучении английскому языку в рамках повышения социокультурной компетенции,  следует выделить следующие как наиболее эффективные: 

Возможности Интернета

Оказываемый эффект

участие в телекоммуникационных международных проектах

повышение уровня  владения языком, развитие общего кругозора, получение специальных, необходимых  для выполнения конкретного проекта знаний

участие в текстовых и голосовых чатах

формирование способности к эмпатии и интерференции, умения находить общее и отличное в наших традициях и стилях жизни, вести диалог на равных

участие в телекоммуникационных конкурсах, олимпиадах, тестировании  

возможность получить объективную оценку знаний, самоутвердиться,  подготовиться к экзаменам, участию в других видах конкурсов и олимпиад

публикация собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере

обобщение личного опыта и представление его на изучаемом языке

выполнение веб-квестов

развитие навыка работы с большим объемом информации страноведческого характера

 Кроме того, учащиеся получают  доступ к информационным ресурсам: 

1)      справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy);

2)      поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite)

            

Так, при изучении темы   "America. Famous Americans" в 8 классе, был проведен урок по обучению ознакомительному виду чтения с кратким изложением содержания текста.

Используя компьютер, подключенный к Интернет, выполнялся краткий обзор сайтов: http://www.whitehouse.gov/history/presidents/       и http://www.whitehouse.gov/

В  директории «8 класс» находилось три папки “American Founding Fathers”, “American Presidents”, “The women in American history”,  в которых были размещены странички с информацией, полученной с сайтов. На компьютерах была установлена программа - электронный словарь, которым учащиеся могли пользоваться во время чтения текста. Задача каждой группы – была понять содержание текстов, обсудить его и поделиться информацией с учащимися других групп.

Introduction of the electronic dictionaries.

- Before you do the next tasks you will get some help. To understand the text better you are allowed to look through the dictionaries that are provided by the Internet. Search http://abby lingvo and find the Prompt dictionary. (В Интернете имеется большое количество словарей, во время урока я предлагаю учащимся воспользоваться одним из них, чтобы в интерактивном режиме получить немедленный перевод незнакомых слов).

Несколько учеников от первой группы кратко пересказывают прочитанное, следуя пунктам плана. Остальные члены группы дополняют высказывание или отвечают на вопросы учащихся других групп. Затем они задают вопросы учащимся по теме своего высказывания (не более пяти вопросов)

Заключительная часть урока.

На заключительном этапе проверяется степень усвоения материала учащимися.

And now I want to give you a test to check how you understood the theme of our lesson. You have to put figures in the table. 

Test.

 1.He was the youngest president of the USA

  2.He framed the Declaration of Independence.

 3.She was one of the America's great reforming leaders.

4.He issued the Emancipation Proclamation in 1863

 5.He made it possible for congressmen to send their letters free

6.He instituted a system of taxes.

7.He was the first person to be elected the president of the USA. 

Jefferson

Roosevelt

Franklin

Washington

Hamilton

Lincoln

Kennedy

 

 

 

 

 

 

 

Наиболее сложным с точки зрения организации являлся этап знакомства с электронными словарями, так как у школьников еще нет навыка печати буквами латинского алфавита, поэтому необходимо довольно много времени для тренировки, но самостоятельный поиск слов меняет отношение к незнакомой лексике. Учащиеся приходят к выводу, что они могут справиться с достаточно трудными текстами самостоятельно. Все отмечают, что использование электронных словарей делает работу более эффективной. Они  сами выделяют следующие положительные характеристики:

- быстрота обработки запроса;

- интерактивность;

- множество вариантов;

- красочность.

Если у учащихся появляется желание поработать с другими словарями, то я  предлагаю им ряд ссылок на полезные сайты, и во внеурочное время кто-то может с ними поработать.

  1. Работа с Интернет-ресурсами в режиме on-line.

Богатую информационную базу, предлагаемую Интернетом, я использую при работе над темой «Еда» в 3 и 6 классах. Целью урока является совершенствование умений практического владения учащимися английским языком по теме “Еда”, повышение интереса учащихся к изучаемому языку, расширение кругозора учащихся, побуждение их к самостоятельной работе.

 После отработки лексики, чтения текстов и знакомства с материалами учебника учащимся предлагается применить полученные знания в реальной практике. Для этого я использую следующее направление практической деятельности с использованием ресурсов Интернета - заказ еды в ресторане. Детям предлагается виртуально посетить ресторан Бостона.

Далее после постановки целей и задач урока, дети вспоминают лексический материал по теме «Еда и напитки», сыграв в компьютерную игру "Hangman". ( Эта игра является аналогом известной нам с детства игры "Виселица".) Учащиеся обозначают буквы алфавита, в итоге на экране монитора появляется задуманное компьютером слово).

Языковая игра "Hangman" (Виселица)

Язык: English, тема: Food & drinks

Ваши очки: 65



















Q



W



E



R



T



Y



U



I



O



P



На уроках такого типа я использую сравнительно сопоставительный метод и ситуативное обучение.

сравнительно-сопоставительный метод

ситуативное обучение

При посещении виртуальной базы данных ресторана учащиеся получают возможность познакомится со способами получения информации о меню ресторана, ценах, режиме работы и т.д. и сравнить их с  российскими ресурсами подобного рода, узнать что едят обычно американцы.

При заказе еды учащимся предлагается ситуация, в рамках которой они должны осуществить поиск, в процессе чего они знакомятся с ценами на блюда, ассортиментом виртуальных ресторанов, а также особенностями данной услуги, то есть полностью перевоплотиться в туриста, которому необходимо освоиться в необычной для него среде.

Установка

Imagine that you are in Boston, and as hungry as a hunter. Of course we should go somewhere to eat something. Of course you have enough money for that. There are a lot of restaurants in Boston e.g. Chinese, Italian etc., which offer different kinds of food, but we will visit a restaurant, which offer American food.  Meals are often less formal nowadays. Snacks are popular; they can be eaten anywhere at any time, so  American people like hot dogs. I think you will support me, if we visit “Spike’s Junkyard dogs” restaurant at Boylston Street.

  Use the menu to write a conversation in a restaurant and fill out your Guest Check. In the papers,  there are some phrases you can use.

Режим работы

Индивидуальная

Парная

Каждая группа разыгрывает диалоги.

Примерный ответ:

Waiter: Can I help you?

Customer: Yes, I’d like Big Dave’s Delux, Regular Junkyard Pizza.

Waiter: How would you like your hot dog cooked?

Customer: Get’em barking, please.

Waiter: What would you like to drink?

Customer: I’d like lemonade, please.

Waiter: Will that be all?

Customer: I think, yes.

Customer: May I have the check, please?

Waiter: How would you like to pay? Cash or credit card?

Customer: Cash. Thank you very much.

Waiter: We’ll be glad to see you again.

RESTAURANT “Spike’s Junkyard dogs”

Guest Check

Table

No.

No.Persons

Check No.

2060

Server No.

       Школьники выполняют задания с большим интересом, при возникновении трудностей пользуются электронными словарями. Большую помощь в осуществлении поиска им оказывают сопутствующие иллюстрации. Однако подобная работа в сети часто сопровождается возникновением непредвиденных ситуаций, так как не все направления исследования учащихся можно проверить во время подготовительной работы. Поэтому на протяжении всего урока существует опасность либо выйти на страницу с устаревшей информацией, либо по системе гиперссылок удалиться от объекта первоначального поиска.

В области развития социокультурного компонента можно отметить следующие положитeльные моменты выполнения подобных заданий:

1. Погружение в языковую среду, так как все материалы аутентичны;

2. Знакомство с культурной жизнью жителей стран изучаемого языка;

3. Отождествление учащимися самих себя с представителями иноязычной культуры.          

Умение работать с колоссальным информационным потоком является сегодня совершено необходимым для специалистов в любой области. Основу же для этого умение можно и нужно закладывать еще в школе. Способность отобрать нужную информацию, проанализировать ее вырабатывается на практике с помощью поискового чтения. Формирование этого качества напрямую зависит от методических подходов, используемых в процессе обучения, от характера заданий, которые получают учащиеся. Кроме того, чтение помогает компенсировать отсутствие опыта непосредственного общения с представителями других культур, способствует развитию адекватного восприятия поведение иностранцев при встрече с ними, позволяет более высоко оценить уровень собственной культуры и жизненных приоритетов.

  1. Переписка с использованием электронной почты

Большое удовольствие доставил учащимся обмен письмами по электронной почте. Это средство общения является естественными, а не учебным и заменяет обычную почту и телефон, в результате чего круг общения может быть очень обширным.

Работа с электронной почтой проходит в несколько этапов:

1) создание собственного адреса (графы «имя», «фамилия» заполняются латинскими буквами);

2) чтение информационного письма почтовой службы, знакомство с ее основными возможностями;

3) первичная апробирование (отправление учащимися небольших сообщений друг другу);

4) знакомство с правилами оформления электронных писем;

5) выполнение заданий ролевой игры.

6) обсуждение результатов, трудностей.

Учащимся 8 класса было предложено присоединиться к сообществу друзей по переписке, представленном на сайте http://studentsoftheworld.com, где все желающие оставили небольшое сообщение о себе, а также заполнили анкетные данные. Кроме того, несколько школьников ознакомились с объявлениями, помещенными студентами из Великобритании, США, и написали ответ на наиболее заинтересовавшие их.  После того, как был установлен первый контакт, сверстникам были посланы фотографии, что устранило неизбежно возникающую техническую анонимность. Время от времени проводилось совместное подведение итогов и обсуждение результатов, что способствовало активной речевой деятельности. Такая работа была мотивирована, так как всем учащимся хотелось рассказать о полученных результатах.

Так как позволяли технические возможности, учащиеся сами отсылали, получали и сохраняли письма, которые можно использовать в дальнейшей работе. Письмо перед его отправкой обычно просматривалось учителем,  и исправлялись грубые ошибки.

Такой опыт переписки показывает, что электронная почта вызывает большой интерес учащихся, повышает мотивацию к изучению иностранного языка, развивает культуру письменного общения. Преимущества такого вида переписки очевидны: у школьников появляется реальная возможность использовать иностранный язык как средство общения, применить свои знания культуры страны изучаемого языка, рассказать о своей жизни, получить интересующую их информацию из аутентичного источника в кратчайшие сроки. Роль учителя иностранного языка состоит в поощрении учащихся, оказании им языковой помощи, использовании полученной информации на уроке в форме индивидуальных заданий.

Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернетом, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами.

  1. Работа с интерактивной доской.

В 2010 году в кабнеты начальной школы  была установлена широкоформатная интерактивная доска ACTIVboard компании Promethean. Это – новый интеллектуальный инструментарий учителя.  Использую это чудо современной техники на каждом уроке в начальной школе в качестве наглядно-иллюстративного метода, как грамматический тренажер и тренажер навыков общения. И я и дети получаем от этого огромную пользу и удовольствие. Учащиеся могут одновременно видеть, слышать, читать, произносить, писать, играть, петь, смотреть фильмы, работать с различными дисками и многое другое. Созданы презентации по самым различным темам в программе MS Power Point. Большинство учащихся всех классов прекрасно владеют компьютером, поэтому готовят самостоятельно различные работы в разных программах, в том числе и проекты по изучаемым темам.

Помимо подобных презентаций, на своих уроках в начальных классах я применяю электронные обучающие программы, разработанные авторами учебника «Enjoy English». Для меня это стало нормой. Дети обожают работать на уроке с такими программами. Они с удовольствием выходят к интерактивной доске, чтобы подставить нужные слова, впечатать пропущенные в словах буквы, собрать пазл, «оживить» картинку правильным выполнением задания, ну и, конечно же, дождаться от программы похвалы. Разнообразие форм предъявления информации делают её привлекательной и доступной для усвоения учащимися, что в сочетании с традиционными формами, методами и средствами обучения позволяет значительно повысить информативность и эффективность урока. Моя цель: активизация познавательной деятельности учащихся путём использования на уроке интерактивной школьной доски.

Таким образом, использование интерактивной доски на уроках предлагает массу возможностей для учителя.

Во-первых, это  экономия учебного времени.

Во-вторых, интерактивная доска позволяет использовать самые разные материалы одновременно: и изображения, и звук, и видео, и текст и другие необходимые материалы. Поэтому преподносимый учителем материал становится более понятным для учеников.

В-третьих, это привлечение  к работе всех учащихся (включая и тех, кто имеет слабую мотивацию к изучению предмета).

В-четвертых, вы можете использовать подготовленный материал  на уроках всех типов во всех классах.

В-пятых, это развивает общие учебные умения и навыки учеников, укрепляет обратную связь и, естественно, развивает интерес к предмету, к информационно-коммуникационным технологиям.

Но кроме преимуществ, при работе с интерактивной доской необходимо учитывать возможные трудности:

-  Наличие чисто технических проблем. При скачках напряжения, или отказе доски по неизвестной причине, далеко не все учителя сумеют найти верное решение проблемы. На одном из моих открытых уроков в маркере села батарейка, и мне пришлось менять слайды и делать пометки мышью компьютера.

-  Конструктивные недостатки маркеров. Иногда изображение отстаёт от движений даже после калибровки, писать ими бывает неудобно и трудно.

-  Временное ограничение работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.

Но, несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.

Считаю, что использование интерактивной доски на уроках английского языка позволяет активно вовлекать учащихся в учебную деятельность, повышает мотивацию обучения, стимулирует творческую активность и способствует развитию личности ребенка, расширяет возможности предъявления учебной информации, является наиболее эффективным и экономным во времени, помогает учащимся подготовиться к сдаче тестов, экзаменов, ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Современные технологии обучения иностранным языкам....

доклад "ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА КАК НОВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ "

В современной школе существуют разные педагогические технологии, направленные на реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении. Особое внимание среди них заслуживает мето...

Модульная технология обучения иностранному языку

Модульная технология направлена на развитие личности обучаемого и повышение роли самостоятельной работы, контроля и самоконтроля за ходом и результатом овладения иностранным языком. Специфика данной т...

статья на тему «Информационно - Коммуникационный подход в обучении английскому языку»

Информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современного образовательного процесса. Из опыта работы учителя ангийского языка....

Современные технологии обучения иностранному языку

Применение ИКТ на уроках английского языка...

Коммуникативная технология обучения иностранному языку

Тема урока: Коммуникативно-речевые компетенции учащихся по теме«Средства массовой информации»   Обучение на основе общения является сущностью всех интенсивных технологий обучения иностранном...

Современные технологии обучения иностранному языку в условиях внедрения ФГОС Проектная деятельность как средство реализации системно- деятельностного подхода на уроках немецкого языка

Особенности организации проектной деятельности. Особенности органи зации учебного процесса в условиях ФГОС.Место проекта, виды,, требования, этапы работы....