Использование ИКТ на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку по теме

Королевская Ирина Владимировна

В наши дни необходимо шагать в ногу со временем.

Время требует перехода на современные образовательные технологии

на основе компьютера и мультимедийной аппаратуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

                      Использование ИКТ на уроках английского языка.    

В наши дни необходимо шагать в ногу со временем. Время требует перехода на современные образовательные технологии на основе компьютера и мультимедийной аппаратуры.

Стандарты нового поколения подводят специалиста к использованию новых технологий. Школе нужен учитель современный и развивающийся, умеющий применять знания не в традиционной обстановке. Уроки должны быть прогрессивными, интересными и креативными.

Способность к адаптации вместе с ИКТ – одно из умений 21 века.

Поскольку новая информация поступает от источников информации, в равной степени доступных учителю и ученику, а ученики не так загружены, как учитель, создается парадоксальная ситуация: знания некоторых учеников оказываются более полными, чем знания учителя. У некоторых школьников может возникнуть компьютерный снобизм. Учителю необходимо иметь информационную компетентность, ему приходится конкурировать с информационными источниками.

В процессе компьютерного обучения ученик проходит 5 этапов.

1 этап – репродуктивный. На этом этапе учитель субъект, а ученик – объект педагогического  воздействия, он выполняет указания и инструкции компьютерной программы. Но такая позиция не устраивает ученика, он старается исследовать возможности компьютера самостоятельно, нажимает кнопки, значения которых не знает, пытается выяснить что  же будет. Это уже элемент исследования.

2 этап – освоение компьютерных инструментов. Ученик еще в позиции обучаемого. Он не способен самостоятельно ставить задачи, но пытается проявить самостоятельность. (рисует что-то)

3 этап – решение практических задач. Ученик пытается придумать свое, но опыт еще маловат.

4 этап – освоение методов моделирования, программирования. Субъектность  ученика возрастает. Он знает, какая нужна дополнительная информация, как проверить ее достоверность.

5 этап – презентации и общение в компьютерной сети: ученик сам решает, с кем ему общаться, как продолжить образование. Он осознает себя субъектом в информационном пространстве.

Компьютер в учебном процессе выполняет несколько функций:

  1. служит средством общения, создания проблемных ситуаций;
  2. партнером;
  3. источником информации;
  4. контролирует действия ученика;
  5. предоставляет ему новые познавательные возможности.

Важно обучение строить таким образом, чтобы ученик понимал, что задачу решает он, а не машина.

В процессе обучения ученика с компьютером не снимается значимость учителя. Ученику без учителя трудно представить, что необходимо усвоить. Учитель решает какие программы более целесообразно использовать на том или ином этапе ( репродуктивные,  проблемные, обучающие, тренажеры).

Ученику всегда будет ценнее улыбка учителя, его поощрение, чем банальные фразы типа: «Well done», «Good for you».

Учитель, который применяет образовательные компьютерные программы на уроках иностранного языка, обязан знать, что любая познавательная технология должна соответствовать следующим методическим требованиям:

  1. концептуальность (научная концепция включает психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей)
  2. эффективность (гарантия результатов)
  3. гибкость (варьирование в содержании)
  4. динамичность (возможность развития и преобразования используемой технологии)
  5. воспроизводимость (возможность использования технологий другими учителями)

Задача современной системы образования состоит не в том, чтобы сообщить как можно больший объем знаний, а научить эти знания добывать самостоятельно.

В своей практической деятельности учителю  можно использовать в качестве лекций слайдовые презентации. Учитель выступает в роли транслятора знаний, ученик казалось бы в данной ситуации пассивен, но это не совсем так, если вспомнить цитату Ушинского: «---- педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен заботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств приняли участие в акте запоминания»

По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, лон запоминает 15%  речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации  .Использование ИКТ дает возможность воздействовать на различные органы чувств. Возьмем, например,

слайдовую презентацию, учитель выступает в роли транслятора знаний.

Тренажеры обеспечивают информацией по теории и тренировкой на различных уровнях самостоятельности, обеспечивают контроль и самоконтроль.

Контролирующие программы – это программные средства, предназначенные для проверки качества знаний.

При выходе в интернет можно использовать:

  1. справочники (например, в школах уже получила достаточное применение поисковая система Яndeх
  2. Текстовая информация – оригинальные тексты книг, статьи, материалы конференций. Периодические  издания могут существовать только в электронном или в электронном и печатном виде. (Авторитетный сервер «Первое сентября»)
  3. Энциклопедическая информация. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, включающая в себя различные отраслевые энциклопедии.
  4. Аудиоинформация – музыкальные записи различных направлений.

При использовании ИКТ нужно учитывать и здоровье сберегающий фактор. Исключить передозировку таких уроков, так как это может привести и к ослаблению зрения, к замкнутости ребенка, нарушению его осанки и др. негативным последствиям. Опасностью также может являться замена живого общения виртуальным, что очень нежелательно для развития человечества.

Повышение требований к коммуникативному аспекту владения иностранным языком стимулирует учителя искать новые формы и приемы обучения для повышения мотивации учащихся, развития творчества, инициативности, вовлечения детей в активный познавательный процесс. Одним и путей, ведущих к повышению интереса к изучаемому иностранному языку, является разнообразие средств и приемов работы на уроке, использование интерактивных форм обучения.

      Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у детей вызывают игры и игровые ситуации. Они помогают развивать навыки общения, способствуют эффективной отработке языкового материала. На раннем этапе обучения английскому языку я бы предложила следующие программы: «EVRO TALK», «LEARN ENGLISH»

      Вовлечь учащихся в активную деятельность позволяет и проектная методика. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. На старшем этапе обучения учащиеся учащиеся защищают проекты по темам « Здоровье нашей нации»,  «Молодежные субкультуры», «Идеальное государство» и т.д.

     Закрепить и усовершенствовать фонетико-грамматические навыки, расширить лексический запас слов  помогут ПМК : «Профессор Хиггинс. Английский без акцента», «Английский на УРА!», «Tell me more», «Уроки Кирилла и Мифодия», «Английский язык от A до Z».  Эти комплексы, за исключением «Tell me more», вполне адаптируемы к школьной программе и подходят для различных возрастных групп учеников. Что касается «Tell me more», то его бы я посоветовала использовать на факультативных занятиях частично ( для  развития навыков аудирования и расширения словарного запаса учащихся этот комплекс незаменим).

 Благодаря грамотному сочетанию лучших методический приемов и современных технических средств можно легко осваивать иностранный язык.

      Использовать ИТ можно на факультативных занятиях, на уроках ( ПМК: обучающие, тренирующие, контролирующие), в исследовательской и научной деятельности учащихся (презентации, рефераты, доклады, научно-исследовательские работы)

     Для подготовки к ЕГЭ использую обучающие программы «English Platinum Deluxe», «ЕГЭ по английскому языку», «Типовые тестовые задания по ЕГЭ», «Экспресс - подготовка к экзамену».

Задача современной системы образования состоит не в том, чтобы сообщить как можно больший объем знаний,  а научить добывать эти знания самостоятельно. Использовать ИКТ можно в следующих вариантах:

- в классе в поддержку основного курса обучения

- на факультативных занятиях.

Какие мы можем решать задачи?

  1. Формировать умения чтения
  2. Совершенствовать умения аудирования
  3. Совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания
  4. Понимание словарного запаса слов
  5. Знакомство с культуроведческими знаниями

В процессе общения ученика с компьютером не снижается значимость учителя. Ученику без учителя трудно представить, что необходимо усвоить. Учитель решает,  какие программы целесообразно использовать на том или ином этапе обучения

Использование ИКТ позволяет:

  1. повысить качество преподавания;
  2. повысить мотивацию к изучению предмета;
  3. ликвидировать пробелы в знаниях;
  4. повысить интеллектуальный уровень;
  5. облегчить труд учителя;
  6. повысить мотивацию участия в научно-исследовательских проектах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование Интернета на уроках английского языка

Доклад на методическом объедининии учителей иностранного языка об опыте использования электронных ресурсов Интернет на уроке английского языка...

Использование ИКТ на уроках английского языка

в статье приведены материалы об использовании информационо- коммуникационных технологий на уроках английского языка...

открытый урок на школьный конкурс "Использование ИКТ на уроках английского языка"

Тема: “MY FREE TIME” (Мое Свободное Время)Учитель: Рыжова Н.П.Цель урока: познакомить учащихся с новыми словами по теме " Свободное время " и научить использовать данные слова в различных речевых ситу...

Использование ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка

Выбором темы для данной методической разработки послужил опыт моей работы учителем английского языка в течение 15 лет. В начале изучения английского языка школьниками ни один учитель не может пожалова...

Выступление на ШМО учителей английского языка «Использование ИКТ на уроках английского языка»

В докладе  отражены основные положения по использованию ИКТ на уроках английского языка...

Методическая разработка урока в 5-м классе по теме: "Мой мир" (технология использования ЭОР на уроках английского языка)

В данной публикации представлена методическая разработка урока английского в 5-м классе по теме: "Мой мир" и технология использования ЭОР на уроках английского языка....

Использование игры на уроках английского языка в целях повышения интереса к изучению языка

Главным фактором в обучении речевому общению на английском языке служит мотивация усвоения иностранного языка.Мотивация — это основной элемент структуры учебной деятельности. Под мотивацией след...