Использование игровых технологий на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

Аюрзанаева Юлия Юрьевна

Среди множества способов обучающего взаимодействия учителей с учащимися, способствующих достижению эффективных результатов, на уроках английского языка игровой метод занимает особое место. Игра, являясь для детей развлечением, перерастает в обучение, творчество, модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. В игре все равны, и она посильна практически каждому ученику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii_na_urokah_angliyskogo_yazyka.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий на уроках

английского языка

Среди множества способов обучающего взаимодействия учителей с учащимися, способствующих достижению эффективных результатов, на уроках английского языка игровой метод занимает особое место. Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. Игра всегда предполагает определенное напряжение эмоциональных и умственных сил, а также умение принятия решения: как поступить, что сказать, как выиграть?

Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Положительным является и тот факт, что игровой метод таит в себе богатые обучающие возможности. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. Ее феномен заключается в том, что, являясь для детей развлечением, отдыхом, она перерастает в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как:

  1. игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и, тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом;
  2. обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящей характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90% информации;
  3. игра — свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;
  4. игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;
  5. в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет плохих и хороших учеников: есть только играющие); результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;
  6. обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение;
  7. состязательность — неотъемлемая часть игры — притягательна для учащихся; удовольствие, полученное от игры создает комфортное состояние на уроках иностранного языка и усиливает желание изучать предмет;
  8. в игре всегда есть некое таинство — неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа;
  9. игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так как является одновременно и методом и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:

1)  Дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи;

2)  Учебная деятельность подчиняется правилам игры;

3) Учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

4)  Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Дидактическая игра — это не просто неотъемлемый компонент активного обучения. Ее значение шире. По своей природе и обучающему потенциалу игра выходит за рамки активного обучения, выступая необходимой стороной системы педагогической деятельности в целом.

Дидактические игрыподразделяются на языковые, или подготовительные, и речевые, или творческие.

К языковым играм относятся орфографические, лексические, фонетические и грамматические (примеры этих игр приводятся далее), целью которых является формирование соответствующих навыков.

Примеры лексических игр:

"Chainword". Учитель пишет на доске любое слово Затем участники игры по очереди пишут слова, первая буква которых является последней буквой предыдущего слова. Каждое слово ученики переводят на русский язык (устно). Слова по цепочке не повторяются.

Ex. boy – yard – door – red – des! – know – white... Выбывают из игры те, кто не смог в отведенное время (5-10 сек.) вспомнить нужное слово.

"Найди рифму". Учащиеся слушают четверостишие, например: A frog is green A parrot is bright A fox is orange A hare is ... . (white)

Примеры грамматических игр:

"Guessit" – на закрепление общих вопросов. Ведущий загадывает какой-либо предмет, находящийся в классе. Пытаясь угадать предмет, ученики задают только общие вопросы, на которые ведущий отвечает "да" или "нет" (число вопросов ограничено). Побеждает команда, которая отгадает предмет, задав меньшее количество вопросов.

E x. Is it a thing? Is it on the wall? Can I see it? Can I eat it? Is it white?

"Что ты рисуешь?" – Present Continuous. У каждого ученика – лист бумаги и карандаш. Он отгадывает, что рисует сосед по парте, задавая вопросы:
– Are you drawing a horse? – No, I'm not drawing a horse. – Are you drawing a pig?...

Языковые игры являются как бы подготовкой к более серьезным речевым играм, к которым  можно отнести:

  1. ситуационные, в основе которых лежит ситуация из жизни, для решения которой применяются знания реального учебного предмета;
  2. ролевые, предполагающие выполнение определенных ролей индивидуально каждым участником игры или в группе;
  3. деловые — предполагается конкретная проблема, имеется дело; роли и правила игры вырабатываются участниками в ходе самой игры.

Практически все учебное время в речевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активны, т.к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией и правильно отреагировать на нее.

Итак, можно сказать, что игры являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возникновению желания у учащихся общаться на иностранном языке. Игры помогают учителю оживить урок, внести естественность в учебное общение на изучаемом иностранном языке, облегчить процесс усвоения языкового материала, сделать учебный труд интересным.