СЕМИНАРСКОЕ выступление на тему Аудироваие. Приемы и методы обучения аудированию на раннем этапе .
материал по английскому языку по теме

Субботина Елена Владимировна

раскрытие приемов и методов аудирования нв раннем этапе обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  « Хозесановская  Средняя общеобразовательная школа Кайбицкого Муниципального района»

Выступление на тему :

Аудирование. Приемы и методы  обучения аудирования на раннем этапе .

в рамках районного  семинара учителей  английского языка.

Учительница английского языка:

                                            Субботина Е.В.

Кулангинская ООШ

2012 год

        

             

                 Под начальным этапом в средней школе понимается период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета. Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны учиться понимать иноязычную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средствами языка (говорение), читать, т.е. понимать иноязычный текст, прочитанный про себя, и писать, т.е. научиться пользоваться графикой и орфографией  иностранного языка при выполнении письменных заданий, или уметь письменно излагать свои мысли. Кроме того, именно на начальном этапе реализуется методическая система, положенная в основу обучения иностранному языку, что с первых шагов позволяет учителю войти в эту систему и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с её основными положениями.

          Будучи тесно связанным с другими видами речевой деятельности, аудирование играет важную роль  в изучении иностранного языка и особенно при коммуникативно-направленном обучении.

       Аудирование, прежде всего, является целью обучения, как в качестве конечного результата, так и промежуточного по классам, что четко сформулировано в программе. В практическом плане учащихся следует научить понимать речь в двустороннем акте общения (Т«Р., Р1«Р2, Т®СL и т.д.), а также при целенаправленном  восприятии текста на слух в нормальном темпе с некоторыми «помехами» (незнакомое слово и др.) из уст учителя или в звукозаписи.

     Аудирование вносит свой вклад и в достижение образовательной цели, обеспечивая детям  возможность понимать высказывания, как бы элементарны  они не были, на языке другого народа.

         Аудирование  служит и мощным  средством обучения иностранному языку. Оно даёт возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом  и  интонацией; ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идёт усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. В то же самое время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом. Если учащийся понимает звучащую речь, ему легче понять и графическую речь, т.е. перекодировать то, что он видит, на то, как это должно звучать.

             Таким образом, мы видим, что аудирование как вид речевой деятельности играет большую роль на начальном этапе  в достижении практических, развивающих, образовательных и воспитательных целей и служит эффективным средством обучения английскому языку в школе.

При обучении аудированию наибольший эффект приносит обучение в играх, т.к. игра активизирует мыслительную деятельность позволяет сделать учебный процесс более привлекательным и интересным, и трудности, возникающие при обучении, преодолеваются с наибольшим успехом и лёгкостью (10, с.10).

      Данные игры могут помочь достижению следующих целей аудирования:

1)    научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;

2)    научить выделять главное  в потоке информации;

3)    научить учащихся распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи;

4)    развивать слуховую память учащихся;

5)    развивать слуховую реакцию.

Приемы и методы обучения

      Вопросы  обучения  аудированию  являются  наименее  разработанным разделом  методики  обучения иностранному  языку. По-прежнему для  учащихся представляет  трудность  восприятия  иностранной  речи  на  слух, несмотря  на  то, что  большинство  слов,  которые  они  слышат  им  знакомо  из  обучения  чтению. Именно  поэтому  необходимы   специальные  приёмы  обучения  учащихся,  однако  соответствующих  упражнений  представлено  в  методической  литературе  очень  мало (8, с.54).

      Первый  приём,  который  часто упоминается  в  специальной  литературе,  заключается  в  неоднократном прослушивании  незнакомого  текста  с  целью  улучшения  его  понимания.  При  этом  учащимся  не  раскрывается  содержание  аудиотекста. К  неоднократному  прослушиванию  приходиться прибегать  в  жизни, когда  к  нам  в  руки  попадает  носитель  записи  без  текста.  Это  происходит, например, при  расшифровке текста  песен  по  фонограмме (24, с.62).

      Рассмотрим  приём  обучения  учащихся распознаванию  слов  в  потоке  речи  в  сложных  условиях  восприятия.  Для работы  необходимы: магнитофон  с  кнопкой  «Пауза»,  кассета  с  записью  образца  иноязычной  речи,  а  также  печатный  текст  этой  звукозаписи. Порядок  работы  следующий. Преподаватель,  пользуясь  кнопкой «Пауза»  магнитофона,  предъявляет  звукозапись  учащимся в  виде  фрагментов  из  5-7  слов, т.е. одно короткое  слово  или  предложение.  Прослушав очередной  фрагмент,  учащиеся  должны  хором  повторить  прозвучавший  текст на  иностранном  языке,  а  затем  перевести. Затем  учитель  предъявляет  следующий  фрагмент  и  так  далее.  Дойдя  до  конца  текста,  запись  перематывается назад  и  прослушивается  целиком,  чтобы  учащиеся  убедились  в  том,  что  теперь  достаточно  уверенно  понимают  текст.  Повторение  текста  вслух  за  магнитофоном с  установкой  на  имитацию  попутно  позволяет  отрабатывать  фонетику  изучаемого  языка,  включая  интонацию,  кроме  того,  так  тренируются  механизмы  речедвигательного  аппарата.  Необходимость  запоминания фрагмента  для  воспроизведения  вслух  тренирует  кратковременную  память  учащихся.  Воспроизведение  смысла  фрагмента  на  русском  языке  позволяет  проконтролировать владение  учащимися  лексикой, а  также  позволяет  расширить  словарный  запас  за  счет  слов  из  текста  тем,  кому  это  необходимо.  Данное  упражнение  носит  комбинированный  характер,  что  делает  его  особенно  полезным (28, с.131).

     Следующий  приём  описан  в  действующих  УМК.  Покажем  последовательность  действий  учителя  при  работе  над  материалом  в  течение  урока.

1)   Снимает  трудности;

2)   Даёт  установку  на  работу  с  текстом  и  первое  прослушивание;

3)   Предлагает  прослушать  учащимся  текст  в  записи  или  с  голоса:  читает,  а  лучше  рассказывает;

4)   Проверяет,  как  поняли,  исходя  из установки   на  первое  прослушивание;

5)   Даёт  установку на  второе  прослушивание;

6)   Предлагает  прослушать  текст  ещё  раз;

7)   Проверяет,  как  поняли,  исходя  из установки  на  второе  прослушивание.

В  практической  части  нашей  работы  изложена  опытно-исследовательская  работа  по  изучению  эффективности  данных  приёмов  обучения  аудированию.

                     Начальный этап овладения иностранным языком справедливо считается наиболее трудным для обучающихся. Дело в том, чтоучащиеся, не обладая необходимым языковым запасом и навыками его использования в речи, а также в силу несформированностиречевых умений еще не могут пользоваться языком как средством  общения. Кроме того, овладение языком в этот период сопряжено с большими трудностями из-за сильного интерферирующего влияния  родного языка и отсутствия опыта в изучаемом языке. Вследствие этого ученик продвигается вперед медленно и ему приходится затрачивать много времени и сил на  усвоение языкового материала, что может привести к снижению интереса к предмету. Поэтому особенно важно на этом этапе всемерно интенсифицировать процессобучения, обеспечив тем самым скорейшее достижение такого  уровня владения языком, который позволил бы пользоваться им : как средством общения. Не менее важно, чтобы обучение на начальном этапе имело I четкую   коммуникативную   направленность. В этом  случае  было бы обеспечено более быстрое формирование речевых умений, что способствовало бы сохранению интереса к изучаемому языку.

    Как известно, специфика обучения на начальном этапе заключается в том, что в этот период формируются слухо-произносительные и орфографические навыки и речевой слух,устанавливаются звуко-буквенные и буквенно-звуковые связи, а также приобретается минимально необходимый запас языкового материала. В это же время закладывается основа развития всех видов речевой деятельности, что выражается в формировании базовых умении и навыков.

      Список умений, которые предположительно составляют исходный уровень владения аудированием:

1. Членить текст на смысловые куски, определять факты сообщения.

2. Устанавливать логические связи между элементами текста.

3. Отделять главное от второстепенного и удерживать в памяти главное, выделять смысловые вехи, определять смысловой центрфразы.

4. Определять тему сообщения.

5. Выделять главную мысль.

6. Принимать сообщение до конца без пропусков.

7. Воспринимать речь в естественном медленном темпе.

8. Принимать и удерживать в памяти сообщение, предъявленное один раз.

                Овладение  аудированием  даёт  возможность  реализовать  воспитательные, образовательные  и  развивающие  цели. Оно  позволяет  учить  учащихся  внимательно  вслушиваться  в  звучащую  речь,  формировать  умение  предвосхищать  смысловое  содержание  высказывания  и  таким  образом  воспитывать  не  только  культуру  слушания  на  иностранном  и  родном  языке,  но  и  способствует  формированию  коммуникативной  компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль коммуникативных умений в аудировании на начальном этапе обучения английскому языку

в презентации рассматриваются задания для контроля умений аудирования на начальном этапе изучения английского языка по УМК Биболетовой М.З....

Базарова О.Л. Выступление на круглом столе городского этапа конкурса «Педагог года – 2012» Тема: Применение технологий личностно-ориентированного обучения на современном этапе.

В статье рассмотрены преимущества и трудности применения новых педагогических технологий сотрудничества, критического мышления, деятельностного метода и проектов в учебном процессе. Предлагаемая сводн...

СЕМИНАРСКОЕ выступление на тему Аудироваие. Приемы и методы обучения аудированию на раннем этапе .

В этом материале говориться о том как проходит этап аудирования на раннем этапе обучения....

Презентация по теме « Игровые приемы как один из эффективных методов обучения письменной речи на начальном этапе».

Презентация по теме « Игровые приемы как один из эффективных методов обучения письменной речи на начальном этапе»....

Доклад на тему"Последовательность работы над аудированием на разных этапах обучения"

Последовательность работы над аудированием на разных этапах обучения...

Превентивная деятельность на ранних этапах суицидального поведения обучающихся ( распознавание и применение превентивных мер в каждом этапе суицидального процесса)

Мы, взрослые говорим, что нам трудно, на нас давят экономические и политические проблемы. А легко ли сегодня в этом мире нашим детям? Чаще всего дети вовсе не жаждут смерти. Просто им изо всех сил хоч...

Организация работы по аудированию на ранних этапах изучения английского языка на уроках и во внеурочное время. Методическая статья. (Из опыта работы).

Статья написана в результате изучения материалов по  аудированию и дополнена личным опытом обучения аудированию. Идея родилась после общения  с Оливером Робинсоном, учителем-методистом из ме...