Методические рекомендации
методическая разработка по английскому языку по теме

Жигич Галина Михайловна

Использование ИКТ на уроках англ языка. Из личног опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_v_prepodavanii_inostrannyh_yazykov.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

                                                                         

Аннотация: 

  В настоящее время широко используются мультимедийные технологии. Термин “мультимедиа” означает: много сред. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Программные продукты, использующие все эти формы представления информации, называются мультимедийными.

Мне повезло в том, что оснащенность школы и кабинета в котором я работаю, позволяют в полном объеме использовать мультимедийное оборудование на уроках и во внеурочной деятельности.

Мультимедиа может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.

Для учителя это:

    - источник учебной информации (частично или полностью заменяющий      учителя и книгу);

- наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций);

-  индивидуальное информационное пространство;

- тренажер;

-  средство диагностики и контроля.

На различных этапах освоения программной темы я разрабатываю тренировочные упражнения, которые носят различный характер:

- выбрать правильный ответ;

- заполнить пропуски, таблицы, разгадать кроссворды;

- найти слово, правильный ответ;

- расположить предметы на картинке;

- соединить точки, ответить на вопросы;

- найти слова, соответствующие картинке;

- прочитать слова и указать на предмет;

- прослушать текст и выбрать правильный ответ на вопрос;

- напечатать слово, фразу, предложение.

За более чем 20-летний стаж работы в школе  у меня накопился огромный дидактический материал по предмету. И только с мультимедиа у меня появилась возможность сделать этот матариал не скучным, красочным, объемным, разнообразным.

Мультимедиа большое подспорье учителю в качестве грамматических материалов и справочников. Легко можно создать нужную таблицу, в нужном объеме, с необходимой лексикой:

MODAL VERBS

Present

Past

Future

CAN /CAN’T    work

COULD/COULDN’T   work

WAS/WERE ABLE TO   work

WASN’T/WEREN’T ABLE TO   work

WILL BE ABLE TO   work

WON’T BE ABLE TO   work

MUST/MUSTN’T   work

HAD TO   work

DIDN’T HAD TO  work

WILL HAVE TO work

WON’T  HAVE TO work

Permission


CAN     I go?                    COULD  I go?                         MAY I go?

Offering a help, asking for a help


                      CAN I help you?  What CAN I do for you?              CAN/COULD you help me?

Giving a piece of advice


You SHOULD go there.   You OUGHT TO care about her.

NEEDN’T             less intensive

                                   SHOULDN’T

MUSTN’T            most intensive

     Использование мультимедиа на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал будет восприниматься легче и быстрее школьниками, так как будет задействована большая часть рецепторов. Меньшими станут и затраты времени на уроке - исчезнет необходимость записывания материала на доске. Я в своей практике часто применяю упражнения-тренажеры. Цель которых, довести грамматический навык до автоматизма:

Change into the plural.

      Ex. There was one dog in the park.  -    There were many dogs on the park.

  1. There was one bench in the park.
  2. There was one tree in the park.
  3. There was one pond in the park.
  4. There was one child on the bench.
  5. There was one squirrel in the tree.
  6. There was one dog in the park.
  7. There was one policeman in the park.
  8. There was one bird in the tree.
  9. There was one flower on the ground. There was one funny monkey at the Zoo.
  10. There was one green crocodile in the pool.
  11. There was one brown and yellow giraffe on the grass.
  12. There was one-bird in the cage.
  13. There was one big white bear in the pool.
  14. There was one nice red fox at the Zoo.
  15. There was one gray horse in the little field.

А сколько возможностей дает доступ к звуку! Насколько можно разнообразить и обогатить урок иностранного языка, сопроводив его аутентичной речью или колоритной национальной мелодией!  Дети начальных классов очень любят петь караоке на английском языке и у меня всегда есть в арсенале сайты с английскими песнями с видеорядом слов.

За время работы в школе у меня накопилась целая видеотека. Это видео-сопровождение к урокам, таблицы, опорные схемы и т.д.

Особая роль на уроке отводится обучающим видео-играм. Учащимся начальной школы это особенно нравится, хотя и в среднем звене грамматические игры также используются на этапе повторения материала.

 На учебных сайтах, перечень которых я привожу ниже, можно найти целые видео-уроки(иногда я использую их).

С внедрением информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения заметно возросла мотивация к предмету. Ученики получили возможность применять свои знания и навыки в новых условиях. Компьютерные программы дают возможность учащимся учиться с увлечением, т.е. играя. Процесс усваивания материала идёт гораздо быстрее и легче. Успешно используется индивидуальная форма работы. Компьютер дает возможность каждому ребёнку индивидуально поработать над грамматическим материалом под руководством учителя или без него. Интернет технологии делают образовательный процесс более открытым для новых идей и источников знаний. Используя информационно-коммуникативные технологии на уроках, удаётся включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда, нацелить ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.

Внедрение в учебный процесс информационных технологий не исключает традиционные методы обучения. Они гармонично сочетаются  с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Использование информационно-компьютерных технологий позволяет многократно повысить эффективность обучения, качество обучения и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению иностранного  языка.

Я уверенно могу сказать, что при правильном подборе программы и грамотной методике проведения работы с ней, мультимедиа могут стать хорошими помощниками учителя, так как при их использовании осуществляется:

- улучшение эффективности и качества образования;

- использование взаимосвязанного обучения различным видам деятельности;

- мгновенный, но безоценочный (!) контроль над работой;

- повышение качества наглядности;

- возможность находить основные и дополнительные материалы для уроков;

- использование страноведческого аспекта;

- повышение познавательной активности и мотивации к обучению ученика.

При подготовке материалов к уроку я активно использую программу MS Power Point.  Отличие презентации Power Point от традиционных средств наглядности в том, что она:

  1. интерактивна (способна изменяться и реагировать на действия пользователя)
  2. мультимедийна (используется комплекс эффектов: текст, звук, графика)
  3. информация представлена комплексно (возможность управления показом презентации в различном режиме).

В этой программе при подготовке к уроку выполняются:

составление тематических презентаций по новому материалу;

составление контрольного материала;

составление различного рода обзоров по дополнительному материалу;

подготовка презентаций -опорных конспектов;

подготовка презентаций для урока самостоятельного изучения;

моделирование различных предметных и учебных ситуаций.

В работе учащегося на уроке:

составление презентации по изученному материалу в целях закрепления;

подготовка презентаций при работе с дополнительным материалом;

составление опорных конспектов;

подготовка докладов, творческих отчетов и конференций.

     Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе — неуспех, обусловленный непониманием материала или пробелами в знаниях. Работая на компьютере, учащийся получает возможность довести решение учебной задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

     Практика показывает, что информационно-коммуникационные технологии имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них можно выделить индивидуализацию обучения, интенсификацию самостоятельной работы учащихся и повышение познавательной активности.

Одной из возможностей использования мультимедийных технологий на уроке является подготовка и проведение интегрированных уроков. Мультимедиа дают мне возможность подготовить презентацию с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком), с выходом на учебные сайты онлайн, с возможностью каждому ученику поработать с упражнениями на компьютере и с самопроверкой. Такую презентацию я готовлю сама или поручаю создание презентации учащимся.

Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Обычно все эти элементы я объединяю, предложив учащимся на завершающем каждую тему этапе, создать мультимедийный проект, вместо традиционного реферата. Создавая презентацию, мои ученики имеют возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей.

Могу сказать, что еще один результат использования презентаций – это более быстрый темп урока, заинтересованность учащихся. Еще большую заинтересованность можно вызвать, предложив некоторым ученикам под своим руководством подготовить презентацию к уроку.

Применение презентаций на уроке дает возможность анимации, изменения и выделения наиболее важных элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, размера и т.д. Так, например, при объяснении образования вопросов в английском языке учащиеся видят, как постепенно перестраивается предложение из повествовательного в вопросительное. При необходимости можно повторить тот или иной этап. Кроме этого в презентацию можно добавить фотографии, схемы или таблицы, что еще более усиливает эффект воздействия. Такой прием в большей мере воздействует на зрительную память, что позволяет лучше усваивать материал.

Нельзя сказать, что использование средств мультимедиа на уроке английского языка решило все проблемы, но их стало гораздо меньше. Моя практика показывает, что использование мультимедиа даёт конкретные положительные результаты:

- мультимедиа-технологии ускоряют процесс обучения;

- улучшают качество усвоения материала;

- способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;

- обеспечивают интерактивность обучения;

- позволяют организовывать дифференцированное обучение с учетом различных индивидуальных типов мышления и учебных стилей учащихся;

- дают возможность избежать субъективности оценки;

- развивают системное мышление, учат анализировать, сопоставлять и обобщать факты;

- усиливают самостоятельность школьников;

- активнее используются полученные знания в повседневной жизни (общаются на английском языке, переводят песни, диалоги актёров в мультфильмах и кинофильмах);

- создаваемые самим учителем программы рассчитаны не какого-либо абстрактного ученика, а на тех конкретных детей, которых обучает учитель.

Конечно, занятость учителя не позволяет тратить много время на создание роскошных презентаций. Но, можно воспользоваться трудом своих коллег. Есть очень полезные учебные и образовательные сайты, где представлены очень достойные учебные ресурсы. Я часто пользуюсь разработками своих коллег, за что всегда их благодарю, и сама делюсь удачными на мой взгляд работами.

Интернет – ресурсы по английскому языку:

www.sch130.nsc.ru/~eva/lesson/London/index.htm

www.nationalgallery.com

www.english-to-go.com

www.eviews.net

www.carolinebrownlisteninglessons.com/family/menu.php

www.songsforteaching.com 

www.anglik.net/songlyricsindex.htm 

 http://www.mp3lyrics.org

www.indianchild.com/Music/download_english_songs_music.htm

www.earthcam.com

http://September11News.com

http://www.thebritishmuseum.ac.uk/compass/

http://www.english-hilfen.de

http://www.English-test.net

http://www.english.language.ru

 www.aleng.ru

www.DoMyEnglish.ru

www.englisheasy.info

www.repetitors.ru

www.urokinet

Заключение

Подводя итоги своей творческой работы, хочу подчеркнуть, что дополнительные образовательные ресурсы являются неотъемлемой частью информационно-образовательной среды. Использование мультимедиа делает процесс обучения более эффективным и интересным, способствует развитию личностных качеств обучаемых. Использование новых технологий – назревшая необходимость в образовательном процессе, закономерный этап развития педагогических технологий и неотъемлемая часть современной школы.

И все же, как бы ни было заманчиво применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить слово самого учителя.

Никто не заменит учащимся учителя в качестве образца для подражания при отработке навыков произнесения, нет альтернативы работе в парах и группах на уроке для обучения общению в учебно-речевых ситуациях. Поэтому использование, пусть самых удачных мультимедийных учебников и программ, не может заменить живое общение на уроке.

Таким образом, главной и ведущей фигурой на уроке остается учитель, а применение мультимедиа-технологий следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебного процесса. И поскольку в стране идет модернизация образования, одним из основных требований к профессиональной деятельности учителя является информационная компетентность.

 Литература:

  1. Демкин В. Дистанционное обучение и мультимедиа. Высшее образование в России, 2005
  2. Воробьев Н.Е., Бабашев А.Э. Школьное образование в США и Западной Европе. Луганск, 2004.
  3. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире.  М., Владос, 1999.
  4. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. (в вопросах и ответах). СПБ., 2001.
  5. Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка. ИЯШ, №4, 2002. с. 73-78.
  6. Нелунова Е.Д. К проблеме компьютеризации обучения иностранным языкам. Якутск, 2004.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования

Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ

Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...