Главные вкладки

    Организация дистанционного обучения английскому языку на базе компьютерных телекоммуникаций
    материал по английскому языку по теме

    Максимова Юлия Анатольевна

    Дистанционное обучение английскому языку. Дистанционное обучение на базе компьютерных телекоммуникаций. Разновидности технологических основ дистанционного обучения английскому языку. Эффективность дистанционного обучения.Педагогические основы дистанционного обучения английскому языку. Формы и специфика дистанционного обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл distancionnoe_obuchenie_angliyskomu_yazyku.docx36.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ

    ЯЗЫКУ НА БАЗЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ.

    Дистанционное обучение английскому языку - это обучение на расстоянии, то есть  в ситуации, когда обучаемый отделен от обучающего расстоянием. На протяжении многих лет эта форма обучения была известна в России как заочная.

    Существовали заочные курсы английского языка , существуют учебные телевизионные передачи для изучающих английский язык, радиопередачи.

    Экономические затраты на транспорт, проживание в общежитиях и т. д. в сегодняшней ситуации становятся просто для большинства граждан непреодолимыми. Разумеется, всегда остается возможность для избранных поехать изучать английский язык за рубежом, но говорить о такой возможности для подавляющего большинства граждан не приходится.

    Поэтому поиск путей более эффективного обучения английскому языку на расстоянии велись давно во многих странах мира. Для этих целей широко использовались наряду с печатными средствами возможности телевидения, видеозаписи, в последние годы интернет.

    Дистанционное обучение на базе компьютерных телекоммуникаций

    В последние годы университеты разных стран мира обратили внимание на возможности использования компьютерных телекоммуникационных технологий для целей обучения на расстоянии, в том числе и для обучения английскому языку.  В отличие от различных форм заочного обучения обучение на основе компьютерных телекоммуникаций обеспечивает:

    - возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);

    - хранения ее в памяти компьютера (электронная почта) нужное количество времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки;

    - возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации, и оперативной обратной связи с преподавателем английского языка  или с другими участниками обучающего курса;

    - возможность доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через Интернет, работы с этой информацией;

    - возможность организации совместных телекоммуникационных проектов, в том числе международных, электронных конференций, компьютерных аудио и видеоконференций на английском языке.

      Существующая в настоящее время сеть дистанционное обучение английскому языку в мировой практике базируется на шести известных моделях:

    - обучение английскому языку по типу экстерната (самостоятельное изучение того ли иного курса и сдача экзаменов экстерном в соответствующем типе учебного заведения по сети для получения сертификата);

    - обучение английскому по программе и на базе школы, гимназии, университета (это специальные курсы дистанционного обучения, по окончании которых учащиеся могут получать соответствующий сертификат, если это предусмотрено образовательным учреждением, организующим такие курсы, либо просто совершенствовать свои знания в той или иной области);

    - обучение на основе межвузовской, общешкольной программы (это курсы английского языка, разработанные и принятые к использованию на основе межвузовской кооперации);

    - обучение в специализированных образовательных учреждениях, так называемых, открытых университетах (самым крупным подобным учреждением является Открытый университет в Лондоне (Великобритания), на базе которого в последние годы проходят обучение дистанционно большое число студентов не только из Великобритании, но из многих стран Содружества. В США примером такого университета может служить Национальный технологический университет (штат Колорадо), который готовит студентов по различным инженерным специальностям совместно с 40 инженерными колледжами. В 1991году университет объединил эти 40 колледжей сетью дистанционного обучения при теснейшем сотрудничестве с правительством штата, сферой бизнеса;

    - курсы самообразования. С такими программами учащиеся работают в автономном режиме, имея возможность в дальнейшем сдать экзамен по английскому языку экстерном и получить сертификат;

    - неформальное дистанционное обучение английскому языку на основе мультимедийных курсов.

    Судя по описанным выше моделям , которые функционируют в мировой практике последние 20 лет, основные цели дистанционного образования можно свести к следующим:

    1. Дать возможность обучаемым совершенствовать, пополнять свои знания английского языка.

    2. Дать аттестат об образовании, ту или иную квалификационную степень на основе результатов соответствующих экзаменов (экстернат).

    3. Дать качественное образование по английскому языку по различным направлениям школьных и вузовских программ.

    В настоящее время в сети Интернет можно увидеть в свободном доступе достаточно большое количество курсов английского языка, подавляющее большинство из них все-таки предназначены для самообразования. Но встречаются уже и курсы английского языка под руководством учителя куратора. Думается, что именно за такой формой дистанционного обучения будущее.

    Разновидности технологических основ дистанционного обучения английскому языку

    Различаются эти программы и курсы английского языка и по используемым средствам информационных технологий, на которых они строятся. Это могут быть программы, поддерживаемые такими средствами обучения - печатными, звуковыми, аудиовизуальными или мультимедийными.

      В последние годы все большее распространение получают три вида дистанционного обучения английскому языку, основанного на:

    - интерактивном телевидении (two-way TV), когда обучение ведется преподавателем из одного, базового класса, где установлена видеокамера, на одну или несколько удаленных аудиторий в системе кабельного телевидения;

    - компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных и глобальных - Internet) с использованием мультимедийной информации сетевой или на CD-ROM , в том числе в интерактивном режиме, а также с использованием компьютерных видеконференций;

    - программах CD-ROM в качестве основы курса, в котором иногда могут использоваться и компьютерные телекоммуникации в случае необходимости проконсультироваться у составителей программы или консультанта-педагога.

    Современные средства позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к распространяемым в сетях учебным материалам: учащийся сам может выбрать размер и тип шрифта при просмотре полученного по электронной почте материала, убрать или переместить рисунки , изменить цвета, используемые для оформления текста, подобрать степень яркости и контраста, выбрать удобные ему графические символы разметки текста (конечно, все это предполагает достаточное владение применяемыми программными средствами). Возникает новая, с точки зрения эргономики, ситуация: учащийся сам подбирает индивидуально наиболее эргономичные характеристики изучаемого материала на английском языке. Поэтому важно, чтобы учащиеся дистанционной формы обучения владели всеми необходимыми пользовательскими навыками.

     

     Эффективность дистанционного обучения английскому языку

    Эффективность обучения английскому языку на расстоянии зависит от четырех составляющих :

    а) эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они физически разделены расстоянием;

     б) используемых при этом педагогических технологий;

    в) эффективности разработанных методических материалов по английскому языку и способов их доставки;

     г) эффективности обратной связи.

    Другими словами, успешность и качество дистанционного обучения английскому языку в большой мере зависят от эффективной организации и методического качества используемых материалов.

      Эффективность дистанционного обучения английскому языку происходит в случае, когда:

    - курсы дистанционного обучения предполагают более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов;

    - интерактивность - ключевое понятие образовательных программ дистанционного обучения. Курсы дистанционного обучения английскому языку должны обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предоставлять возможность группового обучения;

    - чрезвычайно важно предусматривать высоко эффективную обратную связь, чтобы обучаемые могли быть уверены в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Такая обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки;

    - мотивация - также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения английскому языку, для этого важно использовать разнообразные приемы и средства;

    - структурирование курса дистанционного обучения должно быть модульным, чтобы обучаемый имел возможность четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю, мог выбирать любой модуль по своему усмотрению или по усмотрению ведущего педагога, в зависимости от уровня обученности.

    - для курсов английского языка особое значение имеет звуковое сопровождение, которое может быть реализовано либо на основе сетевых технологий, либо CD-ROM.

    Технически решить проблему дистанционного обучения английскому языку в настоящее время можно действительно по-разному. Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния и любого объема и содержания.

    В этих условиях на первый план при организации системы дистанционного обучения выходит педагогическая, содержательная его организация. Имеется в виду не только отбор содержания для усвоения, но и структурная организация учебного материала по английскому языку.

     

    Педагогические основы дистанционного обучения английскому языку.

     

    Важно, на каких концептуальных педагогических положениях целесообразно строить современный курс дистанционного обучения английскому языку:

    В центре процесса обучения английскому языку находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание). Самостоятельная деятельность по овладению различными видами речевой деятельности, формированию необходимых навыков и умений является спецификой данной области знания.

    Отсюда, с одной стороны, необходима более гибкая система образования, позволяющая приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно обучаемому.

    С другой стороны, при дистанционном обучении обучаемый должен не только владеть пользовательскими навыками работы с компьютером, но и способами работы с аутентичной информацией, с которой он встречается в различных ресурсах Интернет. Речь идет о том, что учащиеся должны хорошо владеть различными видами чтения: изучающим, поисковым, ознакомительным, работать с электронными справочниками и словарями, которые приданы курсу английского языка или существовать автономно на различных серверах.

      Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных коммуникативных задач в совместной творческой деятельности в группах. С этой целью в курсах английского языка особенно эффективны совместные проекты.

    Дистанционное обучение, индивидуализированное по самой своей сути, не должно вместе с тем исключать возможностей коммуникации не только с преподавателем, но и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при дистанционном обучении.

    Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, умением применять полученные знания английского языка в различных проблемных ситуациях должна носить систематический характер, строиться как на основе оперативной обратной связи.

     

    Любая модель дистанционного обучения английскому языку должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу английского языка, оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим преподавателем курса, консультантами-координаторами.

    Контроль успешности подобного обучения английскому языку должен быть оперативным и предусматриваться при разработке соответствующих учебных материалов и итоговый со стороны ведущего преподавателя и консультантов-координаторов в виде тестов, презентаций, творческих работ. В самое последнее время для таких целей все больше используются специальные  страницы в интернет, которые может организовать для себя каждый обучаемый или группа сотрудничества. Работа с такими страницами значительно облегчает весь процесс взаимодействия.

    Возможные формы дистанционного обучения английскому языку.

    Рассмотрим  возможные виды и формы дистанционного обучения.

     Обучение, базирующееся на интерактивном телевидении (two-way TV) при всей его привлекательности, возможности непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя английского языка, имеет и свои минусы. Дело в том, что при таком обучении английскому языку, практически тиражируется обычное занятие, будь оно построено по традиционной методике или с использованием современных педагогических технологий. 

    Использование компьютерных телекоммуникаций в качестве технологической основы дистанционного обучения английскому языку, обусловлено возможностями, о которых говорилось выше. Особенно очевидны становятся эти возможности, если появляется возможность использования видеоконференций. Дело в том, что при языковом образовании, чрезвычайно важен фактор "присутствия", фактор общения с носителем языка, создания языковой среды и использование видеоконференции может оказаться весьма привлекательным, если урок ведется, например, носителем языка из страны, язык которой изучается. Однако в настоящее время это чрезвычайно дорогостоящие технологии.

    Наиболее приемлемым  на сегодняшний день, учитывая экономические возможности большинства населения, это сочетание CD-ROM дисков с компьютерными телекоммуникациями, где диски выступают в качестве компонента курса, на котором дается основная информация, подлежащая усвоению, а необходимый справочный материал размещается на сервере образовательного учреждения, осуществляющего процесс обучения английскому языку.

    Эта информация запрашивается обучаемым по мере необходимости. Одновременно осуществляется управление всем учебным процессом со стороны преподавателя-куратора курса, организуется работа в парах, группах, коллективные обсуждения, тестирование. Такое сочетание может дать действительно хороший результат при условии грамотной в методическом отношении разработки мультимедийных и телекоммуникационных курсов.

    К большому сожалению, рынок дает не только обилие продукции, но и явно некачественную продукцию, создаваемую отнюдь не квалифицированными методистами, а людьми, не имеющими ни малейшего представления о методике обучения английскому языку.

     Надо помнить, что речь в данном случае идет фактически об электронных учебниках, модульного характера, имеющих очень большую специфику и потому разрабатывать их должны квалифицированные ученые - методисты, даже не просто учителя, а именно методисты, владеющие к тому же компьютерными телекоммуникационными технологиями.

    Имея в виду различные варианты и модели дистанционного обучения английскому языку, описанные выше, на ближайшую перспективу в нашей стране наиболее реально организация дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций, как региональных, так и глобальных  с использованием CD-ROM . 

    При этом в зависимости от экономических возможностей регионов очень важно предусмотреть различные варианты технологической основы такого обучения :

    1-ый вариант - обмен только текстовыми файлами в режиме электронной почты (для большинства пользователей пока этот вариант может оказаться единственно приемлемым);

    2-ой вариант - использование всех возможностей и информационных ресурсов Интернет и CD-ROM;

    3-ий вариант - в дополнение к первому варианту - использование разнообразных традиционных учебных материалов (печатных, звуковых, аудиовизуальных). По сути дела, это интеграция компьютерных телекоммуникаций в систему образования.

     

    Специфика дистанционного обучения английскому языку.

    Специфика предмета "английский язык" заключается в его деятельностной основе, что предусматривает необходимость организации самостоятельной деятельности учащихся, предоставления каждому обучаемому достаточной практики в соответствующем виде речевой деятельности, в упражнении по формированию соответствующих навыков. Одновременно, изучение английского языка, как показывает многолетняя история развития методики преподавания английского языка в мире, наиболее эффективно, если оно опирается на три основные закономерности:

    1. При овладении любым видом речевой деятельности необходимо опираться на слухомоторные навыки, то есть в основе обучения любым видам речевой деятельности должны быть устные упражнения (отсюда значимость в таких курсах английского языка звуковой основы, либо в сетевом варианте, либо на основе CD-ROM).

    2. Овладение английским языком предусматривает необходимость опоры на родной язык обучаемых, что обеспечивает сознательное, а следовательно, и более прочное усвоение.

    3. Независимо от избранной методики изучения английского языка, обучение необходимо строить таким образом, чтобы в сознании обучаемого формировалась система языка.

      Вот почему, выбирая часто зарубежные курсы английского языка, строящиеся на других методических принципах, особенно, если они не учитывают опору на родной язык обучаемых, если не учитывают необходимость сознательного усвоения языкового материала, пользователь не достигает ожидаемых результатов.

      Таким образом, разрабатывая концепцию дистанционного обучения английскому языку, необходимо принимать во внимание, с одной стороны, дидактические свойства и функции телекоммуникаций, мультимедийных средств в качестве технологической основы обучения, с другой, концептуальные направления дидактической организации такого обучения как элемента общей системы образования на современном уровне, а кроме того, необходимо принимать во внимание специфику обучения английскому языку.

    Основные концептуальные положения обучения английскому языку могут быть изложены следующим образом:

     В основе обучения английскому языку дистанционно должна лежать самостоятельная практика каждого обучаемого в том виде речевой деятельности, которым он овладевает в настоящее время.

    Деятельность каждого обучаемого должна строиться под руководством опытного педагога , то есть на основе интерактивности. Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы педагог имел возможность систематически на протяжении всего курса отслеживать, корректировать, контролировать и оценивать деятельность обучаемых.

    Самостоятельная деятельность обучаемого нуждается в эффективной обратной связи как в отношении используемого учебного материала, так и внешней обратной связи при работе в группах, при контактах с преподавателем английского языка.

    Обучаемый таким образом должен иметь разнообразные контакты в процессе обучения английскому языку, помимо обучающего курса: с партнерами по курсу (парные, групповые, коллективные); с куратором сервера, с преподавателем.

    Виды самостоятельной деятельности обучаемых также должны быть разнообразными - индивидуальными, парными, групповыми - обучение в малых группах по принципу обучения в сотрудничестве (cooperative learning), со всей группой курса (конференции, коллективные обсуждения).

    Основными методическими принципами, имеющими концептуальное значение для организации подобной системы обучения английскому языку являются следующие :

    - коммуникативный принцип, который обеспечивается не только при контактах с преподавателем, но, главным образом, при работе в малых группах;

    - принцип опоры на родной язык обучаемых, что должно находить отражение в организации ознакомления обучаемых с новым языковым материалом, при формировании ориентировочной основы действий;

    - принцип наглядности, который предусматривает различные виды и формы наглядности: языковую наглядность (отбор аутентичных текстов, речевых образцов, демонстрирующих функциональные особенности изучаемого материала на английском языке; зрительную наглядность при использовании разнообразных мультимедийных средств, организации видеоконференций; слуховую наглядность, которая предусматривает необходимость использования определенных программных средств - саундбластеров, CD-ROM , а также организации аудиоконференций;

    - принцип доступности, что обеспечивается в дистанционных курсах английского языка не только за счет соответствующей разработки учебного материала разных уровней сложности, но и за счет интерактивного режима работы; интерактивность - ключевое слово не только в общедидактическом плане при дистанционном обучении, оно приобретает особое звучание при организации обучения английскому языку на расстоянии;

    - принцип положительного эмоционального фона, формирующий устойчивую мотивацию учения для каждого обучаемого, что чрезвычайно важно при дистанционной системе обучения английскому языку.

      Указанные принципы имеют методологическое значение для успешного обучения английскому языку дистанционно.

    Важное значение, в свете сказанного для организации дистанционного процесса обучения английскому языку, имеют следующие факторы:

    1. Отбор и организация языкового материала в соответствии с целями и задачами курса.

    2.Структурирование курса, его методическая и технологическая организация.

    3.Четкое планирование работы группы (организация малых групп, конференций, в том числе при возможности, аудио и видеоконференций, организация систематической отчетности - индивидуальной, групповой).

    4.Организация систематических консультаций с преподавателем английского языка и куратором.

    5. Установление и умелое поддержание положительного эмоционального фона в группе в целом и у каждого обучаемого в отдельности.

    Таким образом, дистанцио́нное обуче́ние — это совокупность

    информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие

    обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление

    обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого

    материала, а также в процессе обучения.

    Дистанционное обучение претендует на особую форму обучения

    (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом).

    Использование технологий дистанционного обучения позволяет:

    - снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду

    помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);

    - проводить обучение большого количества человек;

    - повысить качество обучения за счет применения современных средств,

     объемных электронных библиотек и т.д.

    - создать единую образовательную среду.

    Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации

    образования. Оно дает уникальную возможность получать новые знания в

    различных областях человеческой деятельности, самостоятельно планируя

    место, время и форму обучения.

    Используемая литература

    1. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический

       базис: Учебное пособие. – СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

    2. Полат Е.С., Моисеева М.В. Педагогические технологии дистанционного

        обучения. – М., “Академия”, 2006.

    3. Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат. – М.,

       “Академия”, 2004.

    4. Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной  

       педагогики // Открытое обрзование. – 2001. – №2

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогические основы дистанционного обучения английскому языку

    Описание основ при использовании дистанционного обучения английскому языку. Особенности,деятельность, преимущества....

    Использование мультимедийного лингвотренажера EN101 в дистанционном обучении английскому языку.

    Возможности использования виртуального учебного пособия EN101 при обучении английскому языку....

    Дистанционное обучение английскому языку в малокомплектных школах

    Данный учебный материал предназначен для учителей, обучающих английскому языку дистанционно. Материал знакомит с дистанционным курсом "Читаем с удовольствием"....

    Элементы дистанционного обучения английскому языку в работе с учащимися средней школы.

    В работе описаны оригинальные методы применения дистанционного обучения английскому языку, которые может использовать каждый учитель. Данные методы позволяют значительно повысить интерес и мотивацию к...

    Статья на тему: "Использование мультимедийных учебников при дистанционном обучении английскому языку "

    Статья посвящена использованию неоторых мультимедийных учебников при дистанционном обучении английсому языку. Приводятся описанияпособий и приемы работы с ними. Предназначена для педагогов, применяющи...

    Веб-квест как одна из форм дистанционного обучения английскому языку

    Авторы: Ачилдиева Татьяна Александровна, Соколова Валентина Алексеевна, Марушина Ольга Федоровна, ГБОУ СОШ №548 с углубленным изучением английского языкаАннотацияЦелью работы является анализ и предста...