Пути повышения эффективности обучения технике чтения на ачальномэтапе
занимательные факты по английскому языку (5 класс) на тему

Мольба Екатерина Георгиевна

Обучение чтению в начальной школе является неотъемлемой частью обучения английскому языку. Поэтому очень важно знать, с чего стоит начать обучение со слов или звуков. Статья раскрывает мои секреты успешного овладения чтением. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути повышения эффективности обучения технике чтения на английском языке.

Автор: Мольба Екатерина Георгиевна, учитель английского языка МБОУ г. Астрахани «СОШ № 27»

В отечественной методике вопросы обучения чтению всегда занимали особое место. Во все периоды социально-политического развития общества на первый план выходили различные аргументы в защиту особого значения чтения, но неизменным и очевидным остается факт, что именно искусство чтения является системообразующей основой для формирования информационно-академических знаний. Именно эти умения позволяют человеку эффективно ориентироваться в растущих информационных потоках, а также выстраивать автономную образовательную траекторию с учетом своих индивидуальных потребностей и возросших возможностей современной системы непрерывного образования, с наличием множества моделей и форм традиционного очного и дистанционного обучения.

Формирование навыков и умений в чтении является одной из важнейших составляющих процесса обучения иностранному языку на всех его этапах. Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей и обеспечивает в ней письменную форму общения [3].

Существует точка зрения, что обучение чтению следует отложить до более или менее удовлетворительного становления навыков устной речи. Однако, на наш взгляд, лица, умеющие читать и писать на родном языке, испытывают значительные трудности, если их лишают зрительной опоры, при овладении иноязычной речью. Это тем более, неприемлемо в век всеобщей компьютеризации, когда предполагается получение информации с экрана дисплея. Именно поэтому обучение чтению должно начинаться с первых занятий по языку.

В процессе работы нами всегда уделялось большое внимание обучению учащихся различным видам чтения. На начальном этапе основной целью учителя является учебное чтение, то есть чтение, при котором создаются и закрепляются связи “графические знаки-звуки”. В настоящее время мы начинаем обучать детей иностранному языку со второго класса, когда навыки чтения на родном языке не слишком прочны и не у всех детей они достаточно сформированы.

Начальный этап обучения чтению имеет своей целью формирование у учащихся техники чтения на иностранном языке и, в частности, таких способностей как:

o        быстрое установление звукобуквенных соответствий;

o        правильное озвучивание графического образа слова и соотнесение его со значением, т.е. понимание/осмысление читаемого;

o        чтение по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;

o        чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом материале;

o        выразительное чтение текстов вслух, с правильным ударением и интонацией.

•        С первых же уроков иностранного языка мы предлагаем детям, посмотрев на английский алфавит, сказать, какие буквы одинаковы в русском и английском  алфавитах. Обязательно исправляем ошибки, когда ребята неправильно называют английские буквы (m, n, p, x, y, u), совпадающие по начертанию в обоих языках.

•        Далее начинается серьезная работа по изучению алфавита. Для того чтобы дети лучше запомнили буквы, просим их написать на карточках. Это поможет ребятам быстрее усвоить алфавит, так как с карточками проводятся различные игры. Например, “Быстро покажи”, “Расположи в алфавитном порядке”, “Какая это буква?”, “Найди соседей”.

•        Игра “Быстро покажи” проводится в быстром темпе. Побеждает тот ученик, который показывал названные учителем буквы раньше всех и кто в ходе игры ни разу не ошибся.

Однако следует отметить сложности, которые возникают у учащихся в процессе запоминания и узнавания букв.

Смешиваются и взаимозаменяются буквы как отличающиеся дополнительными элементами (О–Q), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (b–d, d–q). Это свидетельствует о несформированности зрительного анализа и синтеза у детей.

Для развития зрительного восприятия, анализа и синтеза детям предлагаются следующие виды работы:

а) назвать по контуру изображенные предметы, перевернутые буквы, буквы в зеркальном изображении, буквы, наложенные друг на друга и т.д.

б) узнать букв, написанные на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные, перевернутые) буквы.

в) найти недостающие элементы букв;

г) сложить буквы, добавляя элемент;

д) распознать букв в геометрических фигурах;

е) собрать буквы из элементов;

ж) прочитать буквы по полу букве.

Детям будут полезны разнообразные упражнения на развитие объема, концентрации, переключения внимания.

Для тренировки устойчивости внимания используются бланки с рядами букв. Ребенку предлагают в течение 5–7 минут как можно быстрее просмотреть ряды букв и вычеркнуть заданным образом 2–3 буквы (например: букву с зачеркнуть, а букву d подчеркнуть).

Как только позволяет количество изученных букв, мы начинаем составлять с детьми знакомые им слова. Сразу же возникает необходимость изучения правил чтения. В этом случае, нами также используются карточки, на которых написаны звуки языка. Карточки учащиеся делают сами, а на уроках мы проверяем знания звуков и букв. Сначала мы называем изученные звуки хором. Далее используются карточки с буквосочетаниями и примеры слов. Идет отработка навыков чтения.

Хочется отметить, что авторы учебника дают правила чтения букв и буквосочетаний в системе. Мы изучаем сразу три типа чтения, и что характерно, учащиеся не только с удовольствием начинают читать слова на иностранном языке, но и делают это довольно-таки быстро. Каждый урок рассчитан на какое-либо правило чтения, а также, что немаловажно, на повторение предыдущего. То есть учащиеся не успевают забыть правила, тем более сами с удовольствием их рассказывают.

Для закрепления знаний правил чтения ребятам предлагаются следующие задания:

- прочесть слова в соответствии с правилами чтения определенной буквы (c, g; a, i, y, e,)

(показать карточки с правилами чтения).

- “какую букву нужно вставить в слово?” (d_ll, b_ll, pl_ne, c_t, tr_in, h_llo, sh_, h_).

Для того чтобы правила чтения легче запомнились, необходимо создать на уроке соответствующую эмоциональную атмосферу. Например, объясняя правила чтения буквы е, ребятам предлагается такая ситуация: буква е встретила своих друзей, которые умеют петь (ведь гласные звучат долго, тянутся). Взявшись с ними за руки, она и сама звонко запела.:

Me, he, she, sleep.

Переход к чтению связного теста также имеет определенные трудности. На наш взгляд, следует учить детей создавать необходимый интонационный рисунок предложения. Наличие явлений связывания и сцепления также представляют определенные затруднения для учащихся. Поэтому незнакомый текст мы обязательно прочитываем с ребятами вслух хором, затем повторяем, читая по предложению. Для того чтобы сделать несколько монотонную работу над текстом более интересной для ребят, нами проводится чтение с постепенным ускорением темпа. Эта форма работы активизирует внимание ребят.

Часто во время работы над текстом мы используем чтение в паре. Эта форма работы очень нравится детям. Ведь каждый из них по очереди исполняет обязанности учителя, то есть контролирует чтение своего товарища.

Благодаря такой интенсивной работе к концу первого полугодия мы успеваем освоить учебное чтение. Однако работа по совершенствованию техники чтения продолжается.

По завершении курса учебного чтения, нами проводится зачет по правилам чтения. Эта новая для них форма работы очень нравится детям. Они с некоторым трепетом берут карточки с заданиями, которые мы называем “билетами”. В билете предлагается прочесть небольшой текст, а также рассказать правила чтения той или иной буквы, или прочесть несколько буквосочетаний.

Следует отметить, что учебное чтение присутствует в основном на начальном этапе обучения, уступая затем свое место информативному чтению. Однако использование оговоренных ранее форм и приемов обучения позволяет поддерживать технику чтения учащихся на должном уровне.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что вся работа строится на принципе индивидуализированного подхода при усвоении учебного материала. По нашему мнению, важнейшим условием предупреждения неуспеваемости является индивидуальный подход учителя к детям, опирающийся на знания каждого ученика и правильную организацию домашней самостоятельной работы. Действительно, каждый школьник, в любой момент урока может максимально реализовать свой эмоциональный и интеллектуальный потенциал, выбрав из “веера” увлекательных заданий подходящее лично ему.

В заключении хотелось бы отметить, что основной задачей при обучении учебному чтению на начальном этапе является создание у учащихся положительного эмоционального настроя на выполнение учебного задания, снятие психологических трудностей при усвоении учебного материала, повышение мотивации и индивидуализации процесса обучения.

 

Список использованной литературы:

1.        Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000.

2.        Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. – М., просвещение, 1973.

3.        Азимов Э. Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). – СПб: “Златоуст”, 1999.

4.        Программно-методические материалы. Иностранные языки для общеобразовательных учебных заведений. Начальная кола. – М.: Дрофа, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль чтения в развитии слабослышащих детей. Пути преодоления трудности при чтении.

Именно книга расширяет знания детей с нарушенным слухом об окружающем мире, уточняет и корригирует имеющиеся представления, помогает входить в мир слышащих и говорящих. Первые сведения из истори...

Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе и проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе.

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном ...

Материал по чтению Пути повышения качества чтения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта"

Чтение - сложный навык, усвоение которого происходит в процессе обучения. В статье рассматривабся практические упражнения  по работе над чтением с детьми с нарушением интеллекта....

Пути повышения исследовательских компетенций подростков на уроках внеклассного чтения. Урок-размышление по рассказу Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы…»

В статье рассмотрен опыт формирования исследовательских компетенций у подростков. Вниманию читателей предлагается методика заполнения Карты решения исследовательского задания (КРИЗ) на примере урока в...

Методическое пособие по развитию техники чтения «Прочитайка. Странички для чтения» для учащихся обучающиеся с нарушениями письма и чтения

Данный сборник упражнений предназначен для логопедов, дефектологов, учителей начальных классов, родителей.Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и ...

Повышение качества образования по учебному предмету «Информатика» путем повышения интереса учащихся к изучению предмета.

Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. ...