Формирование языковой компетенции на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

Ботвина Марина Николаевна

В статье рассматривается система работы с пособием "Звуковая мозаика" по формированию языковой компетенции на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_yazykovoy_kompetencii.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
С ПОМОЩЬЮ ПОСОБИЯ «ЗВУКОВАЯ МОЗАИКА»

(Ботвина М.Н., №218-187-896)

           Основной задачей изучения иностранного языка является развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. Языковая компетенция включает в себя овладение фонематическими, орфографическими, лексическими, грамматическими средствами.[1]
          Овладевая иностранным языком, ребенок во всем многообразии звуков доносящейся до него речи должен суметь услышать основные звуки данного языка. Этот процесс осуществляется с помощью высших корковых отделов акустического восприятия, составляющих своеобразие человеческой психики.

           Усвоение фонематической стороны речи раньше всего предполагает усвоение фонем. Вслед за выделением фонемы возникает ее произношение, которое формируется постепенно в едином взаимокоррегирующем процессе с уточнением акустического образа и является необходимым его компонентом. [10]

          Несформированность фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза слова приводят к таким ошибкам, как пропуски гласных и согласных букв, перестановка букв в словах, перестановка и выпадение слогов, появление лишних букв или слогов в слове, недописывание букв и слогов.

         Умение слушать и выделять звуки, определять их порядок и последовательность предупреждает многие трудности обучения чтению и письму. Звуковая сторона языка – основа подготовки детей. [8]

         Звуковой анализ это: определение порядка звуков в слове; выделение отдельных звуков; различение звуков по их качественным характеристикам (гласный - согласный, звонкий - глухой,  долгий – краткий).

         Начинать обучать звукобуквенному анализу необходимо на раннем, первом этапе, так как затем дети теряют особую восприимчивость и чувствительность и, в большей степени, предрасположены к чтению.

         Решить данную проблему помогает пособие «Звуковая мозаика». Для работы нужно игровое поле, расчерченное квадратами 3х3, разноцветные жетоны по размеру квадратов. Перед началом работы каждому ребенку раздаются жетоны и игровое поле. Затем дети слушают инструкцию и заполняют игровое поле согласно инструкции.

          Например, инструкция для определения первого звука в слове. «Я буду называть разные слова. Если слово начинается со звука [b], клади жетон красного цвета, если со звука [p] – синего цвета. Раскладывать жетоны надо с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, затем третий. Если вы будете внимательно слушать слова и правильно подбирать жетоны нужного цвета, у вас получится красивый узор».

Слова: bed, pen, ball, plane, big, pin, blue, pine, box

         Для определения конечного звука в словах звучит следующая инструкция: «Я буду называть разные слова. Если слово заканчивается звуком [t], клади жетон желтого цвета, если звуком [d] – зеленого цвета. Раскладывать жетоны надо с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, затем третий. Если вы будете внимательно слушать слова и правильно подбирать жетоны нужного цвета, у вас получится красивый узор».

Слова: liked, thanked, stopped, opened, washed, closed, played, looked, tried

          Для определения звука в слове звучит инструкция «Я буду называть разные слова. Если в слове есть звук [I:], клади жетон желтого цвета, если звук [I] – красного цвета. Раскладывать жетоны надо с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, затем третий. Если вы будете внимательно слушать слова и правильно подбирать жетоны нужного цвета, у вас получится красивый узор».
Слова: sit, sleep, sea, tin, thing, thick, slim, feed, bee

         Продолжительность работы со «Звуковой мозаикой» на уроке составляет 5-10 минут. Если кабинет оборудован интерактивной доской, то можно вывести игровое поле на экран и заполнять его, вызывая учащихся к доске.

         Наряду с овладением звуковой стороной языка, при работе с пособием «Звуковая мозаика» у учащихся развивается внимание, восприятие, пространственная ориентировка, умение следовать инструкции. Благодаря этому «Звуковую мозаику» можно эффективно использовать и в работе с учащимися с задержкой психического развития, так как очень часто такие ученики как раз страдают недостаточным объемом внимания, несформированностью восприятия и произвольной сферы.

         Если ученики испытывают трудности в выполнении задания, то целесообразно учителю привлечь к решению проблемы педагога-психолога и учителя – логопеда. Совместная коррекционно – развивающая деятельность позволит учащимся быстро преодолеть возникающие трудности и сохранить стойкое позитивное отношение к изучению иностранного языка.

ЛИТЕРАТУРА


1. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 308 с. – (Образование в документах и комментариях).  

2. Айзенк Ганс Юрген. Проверь свои способности: пер. с англ. А. Лука, И. Хорола - СПб.: «ЮТ», 1994.
3. Алтухова Н. Звуковая мозаика. Как эффективно подготовить ребенка к школе. Обучение чтению, предупреждающее появление дисграфических ошибок. - СПб: «Лань», 1998. - 128с.
4. Безруких М.М., Ефимова СП. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1991.
5. Безруких М.М., Ефимова СП. и др. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться. М.: «Новая школа», 1993.
6. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1991.
7. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. - СПб.: «Детство -Пресс», 1999.- 95 с.
8. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. - М.: Просвещение, 1991.
9. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003. – 217 с.

10. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов - на – Дону: «Феникс», 2002.– 448 с.

11. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М.: «Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС», 1997. – 256 с.
12. Иностранные языки в школе. 2002 - 2007 г.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная образовательная программа “Professor Higgins. Английский без акцента!”как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную за...

Дискуссия как эффективный интерактивный метод формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Во время дискуссии учитель перестает быть лишь лектором, выдающим слушателю определенный объем информации для запоминания, а играет роль помощника, собеседника. Ученик здесь выступает уже не в роли па...

"Игра как средство формирования языковой компетенции на уроках английского языка"

Статья посвящена особенностям обучения иноязычной лексике....

Проблемно-деятельностный подход в формировании языковой компетентности на уроках английского языка

Проблемное обучение учит учащихся добывать знания самостоятельно. Мы живем в информационном обществе и главный капитал – умение добывать информацию, которая является самым ценным и важным продук...

Фонетические упражнения и игры как средство формирования языковой компетенции на уроках русского языка

Доклад "Фонетические упражнения и игры как средство формирования языковой компетенции на уроках русского языка" представляет интерес для педагогов, работающих с учащимися,  изучающ...