Инновационный образовательный проект
материал по английскому языку по теме

Филюшина Юлия Александровна

Модель создания коммуникативных ситуаций в процессе эффективного обучения говорению на английском языке

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Модель создания коммуникативных ситуаций в процессе эффективного обучения говорению  на английском языке».

Инновационный образовательный проект.

КАДР 1.   1-й лист презентации.

КАДР 2.   Разрешите представиться – Филюшина Юлия Александровна,  молодой специалист МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ», где имею честь преподавать английский язык.

КАДР 3.        Обоснование актуальности проекта

      Современная международная обстановка, информационный взрыв, международная экономическая и политическая интеграция обуславливают вовлечение все возрастающего числа специалистов в разных областях науки и техники в непосредственное осуществление международных научно-технических связей, сопровождаемых значительным ростом и расширением культурных и деловых контактов, - все это предъявило свои требования к характеру владения иностранным языком и тем самым детерминировало некоторые принципы и параметры новых методов обучения иностранным языкам.

     Изменился статус иностранного языка как школьного учебного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным.

Государство и общество стали испытывать действительную потребность в людях, практически владеющих иностранным языком.

     При овладении иностранной речью в рамках средней общеобразовательной школы преподаватели сталкиваются с проблемой несоответствия используемых методов обучения с современными требованиями к овладению иностранным языком. Часто «испытание практикой» заставляет подвергнуть сомнению правильность экзаменационной оценки по иностранному языку в средней общеобразовательной школе, так как, несмотря на качественно новые, довольно конкретные требования к уровню владения иностранным языком, экзамены по-прежнему ориентированы на традиционный или какой-либо другой метод обучения, где знаниям о языке придается большее значение, чем умениям и навыкам в самом языке, и где владение устной речью носит вторичный подчиненный характер.

   Для того, чтобы процесс обучения иностранному языку был эффективным, его следует  активизировать, то есть сделать более  активным того, кто учит и того, кто учится.

   Термин  «активизация» я интерпретирую

  1. как метод прием, способствующий более эффективному овладению умениями в речевой деятельности;

    КАДР 4.      Этим и продиктована тема настоящего проекта: «Методическая модель активизации процесса обучения говорению  на английском языке»

     Выбор темы обусловлен следующими противоречиями:  КАДР 5.  

потребность все возрастающего числа специалистов в разных областях науки и техники в осуществление международных научно-технических связей, с одной стороны, и низкий  уровень владения учащимися общеобразовательной  школы иноязычным говорением, с другой;

изменились цели языкового образования в школе. Но используемые методы обучения не соответствуют современным требованиям к овладению иностранным языком;

Известно также, что причиной низкого уровня владения учащихся умениями в говорении на английском языке является  недостаточная подготовленность учителей. Это причины:

    организационного  характера: недостаток учебного времени,

    профессионального характера: неумение учителей отбирать и организовывать языковой и речевой  материал, эффективные приемы, средства, формы обучения говорению, необходимые для конкретных условий обучения в общеобразовательной школе.

КАДР 6.  Условия, необходимые для реализации проекта.

     Модернизация современного языкового образования в школе требует поиска эффективных путей активизации процесса обучения иностранному языку. В настоящее  время стратегической целью является формирование у школьника совокупности способностей к иноязычному общению на межкультурном уровне.

     Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения.

     

     

               КАДР 7.    Поэтому  цель  проекта заключается в создании образовательной среды, способствующей повышению активизации обучения говорению в общеобразовательной школе.

     Успешному достижению цели будет способствовать решение ряда задач:

  1. Формирование мотивации изучения иностранного языка.
  2. Создание методической системы обучающих  активных методов-приемов обучения, которые в сочетании с содержанием профессиональной подготовки учителя иностранного языка и содержанием обучения говорению учащихся общеобразовательной школы составят модель обучения;
  3. Непрерывное совершенствование своего педагогического мастерства.

Основные идеи проекта

     Психологические, дидактические, лингводидактические, психолингвистические стороны активизации  обучения изучались многими учеными: А.А.Алхазшвили, Л.П.Аристовой, А.А.Вербицким, Л.Ш.Гегечкори, И.А.Зимней, Г.А.Китайгородовой, Г.И.Щукиной,  исследовавшими возможности активизации различных систем обучения различным предметам, в том числе иностранному языку.

     Опираясь на их исследования, я выделяю создание коммуникативной ситуации как ведущего метода обучения говорению.

      Здесь следует учитывать специфические признаки говорения как речевой деятельности. КАДР 8.     1) Мотивированность. Человек, как правило, говорит потому, что у него есть для этого мотив. В основе коммуникативной мотивации лежит потребность в общении как таковая, свойственная человеку как существу социальному; и потребность в совершении данного конкретного речевого поступка, потребность «вмешаться» в данную речевую ситуацию. Первый вид можно назвать общей коммуникативной мотивацией, второй это ситуативная мотивация, уровень которой определяется тем, как мы обучаем, т.е. как создаем речевые ситуации, как используем материал, приемы и т.д. 2) Активность. Говорение всегда процесс активный, в нем проявляется отношение говорящих к окружающей действительности, но не только тогда, когда человек говорит, но и когда слушает собеседника. Именно активность обеспечивает инициативное речевое поведение собеседника, что так важно для достижения цели общения. 3) Целенаправленность. Любое высказывание преследует какую-нибудь цель: убедить собеседника, поддержать, разгневать и т.д. Подобные цели можно назвать коммуникативными задачами.  4) Связь с деятельностью. Говорение во многом зависимо от общей деятельности человека. Во-первых, содержательный аспект говорения полностью обусловлен сферами деятельности человека. Во-вторых, потребность, скажем, убедить кого-то возникает только в случае, если ситуация, вызвавшая такую задачу, является следствием или предметом событий, к которым причастен собеседник. 5) Связь с коммуникативной функцией мышления. Мыслительная деятельность направлена на совершение речевого поступка, подчинена ему. 6) Связь с личностью. Говорение во много обусловлено компонентами личности. Личность всегда индивидуальна, и проявляется в общении. 7) Ситуативность. На дальнейший ход развития общения может повлиять любая произнесенная одним собеседником речевая единица. Эта речевая единица может менять коммуникативную задачу и влиять на мотивацию. Когда речевая единица неспособна «продвинуть» речевую ситуацию, она неситуативна, не вызывает реакции собеседника. 8) Эвристичность. Речевая деятельность не может быть полностью заучена и предсказана. Такая непредсказуемость и есть эвристичность.

Приемы создания речевых ситуаций на уроке иностранного языка.


Умение непринужденного общения на иностранном языке  в реальных  жизненных ситуациях – один из показателей качества владения языком. В связи с этим представляется важным развитие у обучающихся необходимых и достаточных для общения с носителями языка навыков и умений неподготовленной устной речи. Для реализации поставленной цели нужны адекватные методы и приемы обучения .КАДР 9.  Одним из приемов , как показывает опыт обучения является использование коммуникативных мероприятий на уроках ИЯ. Понятие «коммуникативное мероприятие » не тождественно понятию «коммуникативное упражнение», оно значительно шире. В частности, отличительная черта коммуникативных мероприятий – коммуникативная свобода учащихся и возможность самостоятельной реализации их творческого потенциала.
Эффективность этих мероприятий основана на том , что учащиеся – поставлены в условия, при которых они вынуждены общаться и обмениваться мнениями на заданную преподавателем тему здесь и сейчас .

Большое значение для успешного создания речевой ситуации имеют два взаимосвязанных фактора : заинтересованность в тематике и максимальная вовлеченность учащихся в ее активное обсуждение .Важным
условием является также правильное деление класса на группы и пары
.

Отправная точка для проведения коммуникативных мероприятий - реальные жизненные ситуации .Для этого в процессе обучения необходимо использовать приемы, обеспечивающие реальное общение в учебной обстановке: решение проблемных заданий ; дискуссий; составление рассказов ;ролевые игры , которые достаточно известны .



Проблемные задания –наиболее простой способ создания речевой ситуации. Их цель – научить коротко высказывать свое мнение ,вносить предложения ,
запрашивать информацию , сравнивать , соглашаться или опровергать утверждения других участников . К этому же типу коммуникативных мероприятий можно отнести и некоторые виды интервью .

Дискуссия , как известно , носит более сложный характер и для ее проведения необходимо , чтобы учащиеся умели формулировать , аргументировать , отстаивать свою точку зрения.
Дискуссия как способ создания речевой ситуации помимо большой эффективности в обучении реальной коммуникации помогает также решить большие воспитательные задачи на уроках ИЯ.

Составление рассказа стимулирует учащегося к связанному высказыванию,
активизирует употребление большого количества языкового материала .
 

Ролевые игры – это эффективный способ вовлечь учащихся в коммуникацию.
Их цель – создать в классе атмосферу окружающего мира для того, чтобы использовать лексику , употребление которой в другой ситуации было бы невозможным или искусственным и неинтересным.

     Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако часто приходиться слышать от учащихся школы фразы, выражающие нежелание выполнять домашнее задание, и даже идти в школу. Некоторые дети не стремятся расширить запас своих знаний: пассивны на уроках. Им большее удовольствие приносит деятельность, не связанная со школой. Почему это происходит? Почему же дети не хотят учиться? Этот вопрос встал передо мной, как, только закончив обучение, я пришла работать в сельскую школу. Проблема оказалась вполне очевидна. В сельской школе учатся дети в основном из простых рабочих семей со средним достатком, есть учащиеся из малообеспеченных семей. Они не видят для себя личностной перспективы, и многие не заинтересованы в изучении английского языка, считая, что он не нужен в будущей профессии. У части учеников положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой и вовсе отсутствует, так как при изучении английского языка они сталкиваются со значительными трудностями. Всё вышеперечисленное указывает, что учитель должен создать источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Учитель должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребёнку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха. КАДР 10.

На уроках иностранного языка основой для преподавателя является создание ситуации успеха в коммуникативной деятельности учащихся. Переживание успеха в учебном общении внушает ему уверенность в собственных силах; повышается самооценка, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов в коммуникативной деятельности, чтобы ещё раз пережить радость успеха.

Таким образом, ситуация успеха на уроках иностранного языка выполняет функцию коммуникативно – развивающей сферы и помогает учащимся эффективно осуществлять иноязычное общение и взаимодействие друг с другом и с педагогом.

В ходе учебного общения на занятиях по английскому языку создаются естественные условия для достижения ими коммуникативной успешности.

Реализация данных условий осуществляется на основе внедрения в учебный процесс специально разработанного комплекса заданий.

Наиболее приемлемыми являются: упражнения игрового характера, пение, хоровая декламация, изобразительная деятельность, инсценирование сказок, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок.

– Игровые упражнения развивают фонематический слух, восприятие речи, внимание, память; повышают учебную мотивацию, самооценку обучаемых.

– Пение, хоровая декламация способствуют овладению учащимися навыками правильной артикуляции, формируют чувство ритма и темпа.

– Изобразительная деятельность (рисование, лепка, работа с мозаикой и использование трафаретов) активизирует умственную и речевую способности.

– Разгадывание ребусов, кроссвордов стимулируют творческое мышление, память, внимание, развивают лексические навыки.

Использование песен на изучаемом языке очень эффективно.

Благодаря использованию песен ребята приобщаются к культуре страны изучаемого языка, создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности ребенка.

Пение на уроках английского языка позволяет включить в активную познавательную деятельность каждого ребенка, создает предпосылки для дружной коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.

Один из видов творческой деятельности, который можно использовать на уроках в школе – это сказки. Дети разыгрывают их по ролям и очень любят иллюстрировать сказки.

Применяя все эти приемы создания ситуации успеха, учитель главной целью для себя определяет установить контакт с детьми, то есть научить учащихся чувствовать себя свободно и раскрепощенно на уроке, что способствует успешному общению учащихся на английском языке, а следовательно и достижению хороших результатов в учебной деятельности.

Ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной деятельности. Поэтому создание ситуации успеха – важнейшее направление в работе любого учителя, которое позволяет повысить самооценку учащихся, развить их уверенность в себе, преодолеть неуспеваемость.

КАДР 11.    Этапы реализации проекта

Проект рассчитан на три года (2012 – 2015гг):

  1. Подготовительно – организационный (текущий учебный год) (2012-13г.)
  2. Инновационная практическая деятельность (2013-14г.)
  3. Завершающий (2014-15г.).

                         Кадровое обеспечение УП.

  1. Формирование группы учителей-единомышленников и спланировать совместную работу на 3 года.
  2. Использовать всевозможные условия для популяризации результатов опытно-экспериментальной работы.

                     Содержание и организация ОП.

  1. Содержание и организация образовательного процесса предусматривает составление рабочих программ по английскому языку с учётом личностно-ориентированного обучения.
  2. Развитие межпредметных связей с целью формирования метапредметных знаний и ученических компетенций.
  3. Совершенствование форм оценки деятельности учащихся.

         Внеурочная деятельность. Дополнительное образование.

 1. Использование внеурочной деятельности для раскрытия творческих способностей учащихся и организация посильного участия родителей во внеурочной деятельности.

              Сохранение и укрепление здоровья.

В целях сохранения и укрепления здоровья детей, планируется:

- обеспечить психологическую комфортность образовательной         среды;

- соблюдать дозировку домашнего задания, включая детей с повышенной мотивацией,  и детей, имеющих хронические заболевания;

(кадр 13)       Участниками проектной деятельности являются:

- Администрация МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ»;

- высококвалифицированный учитель английского языка, способный реализовывать идеи инновационного характера;

- контакты с социальными партнёрами и членами педагогического сообщества района;

- взаимодействие внутри школы (учителя гуманитарного цикла и  информатики, библиотекари, учащиеся школы и их родители).

(кадр 14)       Программа позволит решить взаимосвязанные задачи:

  1. Создание благоприятной образовательной среды, способствующей активизации процесса обучения говорению  на английском языке.
  2. Реализация социального заказа через профессиональное самоопределение учащихся.
  3. Достижение устойчивого эмоционально-позитивного отношения к изучению английского языка.
  4. Расширение сферы учебной и конкурсной деятельности учащихся на базе очно-заочных школ вузов, образовательных Internet – проектов для школьников и абитуриентов.

 (кадр 15)        Спасибо за внимание!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный образовательный проект «Формирование творческих компетентностей учащихся как фактор создания модели социально адаптированной личности выпускника»

.  Идея проекта и обоснование его  востребованности  и  актуальности. «Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих р...

Инновационный образовательный проект "Формирование оптимального правового пространсва образовательного учреждения в новых финансово-экономических условиях"

Инновационный проект направлен на областной конкурс инновационный проектов в сфере образования "Наша новая школа"...

Инновационный образовательный проект "Создание модели социально адаптированной личности выпускника посредством интеграции учебной и внеклассной работы учителя химии"

Адаптированность - это принятие и эфективный ответ на те социальные ожидания, с которыми каждый встречается в соответствии со своим возрастом и полом, а также способность придавать событиям желательно...

Инновационный образовательный проект

Формирование регулятивных универсальных учебных действий  во внеурочной деятельности на примере проектной мастерской...

Инновационный образовательный проект «Левобережный образовательный центр «Одаренные дети». Конкурс проектов «Учитель XXI века», посвященный 350- летию присоединения Бурятии к России

Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.А. Н. Колмог...

Инновационный образовательный проект «Электронная тетрадь как элемент современной информационно-технологической образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей».

Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования: Мы живем в XXI веке… Компьютерами или мобильными телефонами, которые были...

Инновационный образовательный проект "Левобережный образовательный центр "Одаренные дети"

Инновационный образовательный проект «Левобережный образовательный центр «Одаренные дети» представляет собой комплексную программу по созданию  условий для выявления, поддержки ...


 

Комментарии

Очень интересная работа.Почерпнул кое что новое для себя и взял на заметку

Филюшина Юлия Александровна

Мной, в Единой образовательной сети "Дневник.ру" созданна группа по реализации проекта "Модель создания коммуникативных ситуаций в процессе эффективного обучения говорению на иностранном языке". ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!!! http://groups.dnevnik.ru/group.aspx?group=186788

Юлия Александровна, ваш проект достоин обобщения и внедрения в образовательный процесс. Очень хорошо, что вы используете элементы арттехнологий по обучению детей английскому языку (пение, творчество, проблемные задания, изодеятельность, игровые упражнения и т.д). Это поможет детям не только повысить мотивацию в изучении предмета, но и улучшить коммуникативные умения и навыки. Хорошо, что в вашем проекте вы уделяете внимание внеурочной деятельности. Спасибо за ваш труд и энтузиазм!