РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
методическая разработка по английскому языку (5 класс) по теме

Сигал Татьяна Константиновна

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощью метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи учащегося. Применение опорных сигналов важно потому, что позволяет избежать или сократить до минимума в процессе обучения и общения использование языка посредника - родного языка. Тем не менее, сохраняется опосредованная подсказка в виде различных символов, знаков, кодов или сокращений, которая позволяет управлять высказыванием и необходимость в которой постепенно убывает по мере формирования речевого умения, до полного исчезновения на его последней стадии. Назначение опор заключается в том, чтобы, вызвав ассоциации с жизненным и речевым опытом обучающихся, опосредованно помочь построению речевого высказывания. Опоры составляются как с помощью слов, так и с помощью различных изображений действительности и могут использоваться в рамках одного конспекта обособленно друг от друга и во взаимодействии, дополняя друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon material_k_vystupleniyu_po_metodike.doc994 КБ

Предварительный просмотр:

                          РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ

             МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ

                             Предмет: английский язык

Более четверти века назад имя школьного учителя из Донецка Виктора Федоровича Шаталова, разработавшего авторскую образовательную модель, широко известную как методика интенсивного обучения Шаталова, гремело на всю страну.                                                                                                                 Уникальная методика привлекала внимание и педагогов, и родителей, и учеников. 

Мое первое знакомство с этой замечательной методикой произошло в конце 80-х годов. Одна из наших школьных учителей английского языка посетила семинар Виктора Федоровича в Донецке и привезла некоторые методические материалы. Не скажу, что сразу увлеклась этим подходом к обучению детей иностранному языку, но через некоторое время стала пробовать элементы методики в своей работе и … свершилось! Все больше и больше захватывала меня система опорных сигналов и конспектов. Сначала открытые уроки для коллег школы, затем – района и города, просьбы учителей распечатать конспекты и, наконец, издание книги под названием «Английский язык. Устная речь с помощью опорных сигналов»,изд-во «Айрис».

Хочу поделиться с коллегами своими наработками по  работе с опорными конспектами.

                            КАКИЕ  ВОЗМОЖНОСТИ   ДАЕТ   УЧИТЕЛЮ  И   ДЕТЯМ  РАБОТА

                                              С  ОПОРНЫМИ  КОНСПЕКТАМИ  НА  УРОКАХ ?

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.. «Формирование этого сложного умения, - как считают известные методисты Рогова Г.В. и Верещагина И.Н., - должно протекать с помощью опор, которые могут быть связаны, как с содержанием, так и с формой изложения, а также и с тем и с другим.»

Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи учащегося. Применение опорных сигналов важно потому, что позволяет избежать или сократить до минимума в процессе обучения и общения использование языка посредника - родного языка. Тем не менее, сохраняется опосредованная подсказка в виде различных символов, знаков, кодов или сокращений, которая позволяет управлять высказыванием и необходимость в которой постепенно убывает по мере формирования речевого умения, до полного исчезновения на его последней стадии.

Назначение опор заключается в том, чтобы, вызвав ассоциации с жизненным и речевым опытом обучающихся, опосредованно помочь построению речевого высказывания. Опоры составляются как с помощью слов, так и с помощью различных изображений действительности и могут использоваться в рамках одного конспекта обособленно друг от друга и во взаимодействии, дополняя друг друга.

Опоры содержат определенную информацию в развернутом или сжатом виде. Они не требуют точной передачи информации с точки зрения ее количества и позволяют создавать свои речевые конструкции в данном контексте и в рамках освоенных речевых навыков, открывают возможности для формирования мыслительной деятельности на языке обучения.

Вспомогательную роль при формировании некоторых фраз и фрагментов устной речи вначале исполняют опорные сигналы, которые в виде символов кодируют какие-либо, как правило, ключевые фрагменты текста. Это позволяет учащемуся, пользуясь на начальном этапе опорным конспектом, произносить монологическую речь плавно, без запинок и сбоев, растормаживает сам процесс говорения, делая речь свободной. На последующем этапе в связи с тем, что материал усвоен учащимися достаточно хорошо, необходимость в опорных сигналах отпадает.

Несмотря на ограниченное количество знаков на листе опорного конспекта, он охватывает значительный материал. При безупречной подготовке к уроку ученика V-VI класса (обучение ИЯ с 5 класса) для ответа по теме в 15-20 высказываний на иностранном языке требуется не более 2-3 минут. Это значительно экономит время урока. Время на устные ответы увеличивается настолько, что позволяет каждому ученику ответить по теме опорного конспекта, а такая ситуация, в свою очередь, при  подготовке к каждому уроку настраивает на предстоящий устный ответ. Частая практика устной речи способствует развитию языковых навыков. Хорошее знание учебного материала переносит акцент с того, о чем нужно говорить, на то, как нужно говорить, формируя фонетически правильную речь, богатую образными выражениями и сложными грамматическими оборотами. Повышение речевой активности учащихся влечет за собой увеличение перерабатываемой информации в ходе урока, а возрастающий объем знаний является хорошей предпосылкой к творчеству.

Использование опорных сигналов упрощает процесс восприятия учебного материала за счет создания зрительных образов и компановки их во взаимосвязанные логические блоки.

Методика работы по опорным сигналам побуждает к творчеству и учителя и ученика, предоставляя возможность изменять и дополнять листы с опорами, перерабатывать их в нужном ключе или составлять самим.

             КАК  СОСТАВИТЬ   ОПОРНЫЙ   КОНСПЕКТ?

В среднем  на  изучение  той  или  иной  темы   отводится  2-3  урока: знакомство с новыми  лексическими  единицами, отработка произношения  и  орфографии  новых слов,  использование  лексических единиц  в  грамматических  структурах. На  заключительном  этапе  работы  по  той  или  иной  теме  используется  опорный конспект.

Приступая к работе над очередной темой опорного конспекта, учитель, совместно с учащимися, продумывает примерные тексты монологических высказываний. Эти примерные тексты с отражением в них основных смысловых вех, служат отправным материалом для выделения опорных сигналов и составления опорных конспектов.

Составленный на основе полученных знаний по той или иной теме примерный рассказ ученика является исходным материалом для опорного конспекта, уменьшенным по объему, но сохраняющий основную информацию текста.

Затем учитель и учащиеся решают, какие слова и словосочетания в рассказе являются ключевыми и какими символами нужно их выделить в опорном конспекте. Отдельные ключевые слова передаются простыми рисунками или условными обозначениями.

Также выделяются в тексте цифры и даты, имеющие важное значение. Тем самым определяются опорные сигналы конспекта. Затем опорные сигналы располагаются в нужной последовательности, благодаря чему достигается простота и наглядность конспекта.

Группы опорных сигналов, объединенные общей подтемой, выделяются в конспектах в виде блоков. Блоковое деление конспектов рассчитано на одновременное восприятие и запоминание групп взаимосвязанных объектов. Это облегчает запоминание конспекта.

Затем учащимся дается домашнее задание, составить свои индивидуальные конспекты для участия в конкурсе «Лучший конспект». На следующем уроке учитель совместно с учащимися просматривает ученические конспекты и выбирает лучший, который и послужит образцом для создания окончательного варианта опорного конспекта.

Необходимо отметить, что конспекты  начального варианта - простые рисунки. Они содержат меньше опорных сигналов. По каждому опорному сигналу при рассказе составляется одна или несколько фраз.                                                                                      На начальном этапе различия между языковым материалом, который ученики употребляют в речевой практике, и материалом текстов учебника еще незначительны. Поэтому содержание опорных конспектов связано с материалом текстов учебника.

Ниже приведем пример составления опорного конспекта по теме «Months and Seasons». Перед Вами примерный текст монологического высказывания учащегося по данной теме, которое ожидается услышать при ответе на уроке.

                                        TEXT

Months and Seasons

There are 4 seasons in a year : spring, summer, autumn and winter. There are three months in a season.

Spring months are : March, April, May. Spring begins in March and is over in May. The weather in spring is warm. When spring is over, summer comes.

Summer months are : June, July, August. Summer begins in June and is over in August. The weather in summer is warm or hot. When summer is over, autumn comes.

Autumn months are : September, October and November. Autumn begins in September and is over in November. The weather in autumn is cool. When autumn is over, winter comes.

Winter months are : December, January, February. Winter begins in December and is over in February. The weather in winter is cold. Thirty days has September,

April, June and November.

All the rest have thirty one, excepting February alone,

Which has twenty eight days clear

And twenty nine in each leap year.

В тексте выделены:

• полужирным шрифтом - слова, фразы и буквосочетания, вынесенные в виде опор в опорный конспект;

• курсивом - части слов и фраз, опущенные в опорах;

• подчеркиванием - слова и фразы, внесенные в опорный конспект в виде символов, картинок и других изображений.

      Нужно отметить, что при озвучивании опорного конспекта нет

необходимости копировать текст, можно обогащать его в соответствии со своими жизненными представлениями и опытом, а также в соответствии с тем объемом знаний, которым учащиеся владеют на том или ином этапе обучения.

        Так, при озвучивании данного опорного конспекта учащиеся могут добавить следующие факты: о том, что на деревьях распускаются листья, появляются подснежники, о том, что дни становятся длиннее, а ночи короче – говоря о весне;

о том, что в лесу и на полях появляются цветы, можно купаться на речке и ловить рыбу, о том, что дни стали длинными, а ночи очень короткими – говоря о лете;

о сборе овощей и фруктов, о том, что дети идут в школу 1 сентября, говоря об осени;

 о снеге, который покрывает землю, деревья и крыши домов, о том, что можно лепить снеговиков и кататься на санках, лыжах и коньках – говоря о зиме.

        А при изучении темы «Whatever the weather …» по учебнику В.П.Кузовлева (6 класс) можно добавить к опорному «Months and Seasons» сведения о том, что весной тает снег, идет дождь; летом – солнечно, иногда – небо покрывают тучи; осенью – ветрено, листья на деревьях меняют цвет на желтый или красный; зимой – морозно, реки и озера замерзают, температура ниже нуля и т.д.

                               КАК  РАБОТАТЬ  С  ОПОРНЫМ   КОНСПЕКТОМ  НА  УРОКЕ?

                                                                                        Вариан т 1 

                 Первый  вариант  работы с опорным  конспектом  предполагает использование примерного текста  монологического высказывания, составленного  учителем  совместно с учащимися.

Приступая к работе с опорами на уроке, учитель демонстрирует заранее составленный опорный конспект, затем читает или озвучивает устно рассказ, который предполагается услышать от учащихся.

Далее учитель в быстром темпе задает вопросы, на которые требуются быстрые и краткие ответы по теме урока. Это позволяет быстро восстановить в памяти и использовать в речи учащихся материал предыдущих уроков и подготовить их к ответу по теме.

Примерные вопросы  по теме «Months and Seasons»:

1)How many seasons are there in a year?

2)Are there four months in a season?

3) What are spring months?

4) What is the weather like in spring?

5)What season comes after spring?

6)When does summer begin?

7)What is the weather like in summer?

8)The first month of the year is October, isn't it?

9)Is it hot in autumn?

1 0)What is the third month of winter?

1 l)Is it cold in winter?

12)How many months have thirty days? Name them.

13)What month has twenty days clear and twenty nine in each leap year?

Можно предложить другой вид работы для восстановления в памяти учащихся материала пройденного на предыдущих уроках – это выполнение теста на понимание. (Если предложение соответствует содержанию примерного текста монологического высказывания по теме, то дети должны поставить знак «+» рядом с предложением. Если не соответствует, то знак «-«). Тест проверяется сразу же по ключам.        

Тест по теме «Months and Seasons»:

1)There are three seasons in a year.

2)Spring begins in May and is over in March.

3)The weather in spring is warm.

4)Summer months are: June, July and August.

5)The weather in autumn is hot.

6)Winter begins in December and is over in April.

7)September, April, June and November have thirty days.

8)February has twenty eight days clear.

Keys: 1-; 2-; 3+; 4+; 5-; 6-; 7+; 8+.

После этого учитель напоминает учащимся о значении символов в опорном конспекте, если в этом есть необходимость:                                                                                                     Символ 4 s - s- учащимся следует озвучить так: ' There are 4 seasons in a year: spring, summer, autumn and winter.’

Spring ... ... M., A., M. = Spring months are March, April and May.

weather ... ... warm = The weather in spring is warm.

(Далее по такой же схеме о всех временах года ...)

30 days ... S., A., J., N. = 30 days has September, April, June and November.

the rest ... 31 = All the rest have 31,

28
excepting
F. . . .        = excepting February alone, which has 28

29 ... leap year

days clear and 29 in each leap year.

        

См. опорный конспект №1

Затем начинается опрос по теме. Первым озвучить опорный конспект можно попросить сильного ученика.

Исходя из собственного опыта работы, предлагаю сначала опросить сильных учеников группы и, убедившись в их хорошей подготовке по опорному конспекту, предложить им выступить в роли консультантов на уроке. Консультанты должны выслушать ответы своих одноклассников и оценить их знания.

                                        Вариант 2

Второй вариант работы с опорами предполагает использование уже готового текста монологического высказывания по той или иной теме или при пересказах текстов учебника.

Технология составления опорного конспекта и методика работы с составленными опорами на уроке остаются прежними.         

Пример составления опорного конспекта по тексту учебника «English 5» (автор - Кузовлев В.П.):

                                             TEXT

                                    “Little Red Riding Hood”

        The girl  lives in the wood. Her mum is a good cook.  She is the best cook in the world.  She cooks   food  for  woodmen. Dad  is a woodman. He  works  in  the wood. The girl   often  walks  in the wood.  She enjoys  watching  cuckoos. When the weather  is  good  she  walks  around  the  pond  to collect  frogs.  She often goes to her granny with a basket of food: frogs  legs,  potatoes, cold  Coke, hot  cocoa  and  coffee, oranges, chocolate  scones  and  hot  porridge in the pot.

        См. опорный конспект №2

              Нужно сказать, что высокая эффективность от применения опорных конспектов на начальной фазе обучения может быть достигнута не сразу, поскольку учащимся потребуется какое-то время на то, чтобы научиться ими правильно пользоваться, но буквально через несколько уроков вы почувствуете существенные изменения в речевой практике учеников.

Часто у преподавателей, приступающих к работе по опорам, возникает вопрос, почему нельзя просто заучивать и пересказывать тексты, что и делается порой на уроках иностранного языка.

Принципиальное отличие заключается в том, что метод опорных сигналов позволяет учащимся не просто механически заучить и озвучить текст, зачастую не понимая его содержания, а именно мыслить на языке, самим конструировать грамматические формы, строить самостоятельные речевые высказывания, не копируя предложенный текст, а обогащая его в соответствии со своими жизненными представлениями и опытом.

Разумеется, применение метода опор дает наибольшие результаты тогда, когда преподаватели подходят к процессу обучения комплексно, используя в практике и другие прогрессивные методы обучения иностранному языку.

                                                     Опорный конспект №1

        

                                                                  Опорный конспект №2

        

Хочу пожелать успехов своим коллегам в обучении и воспитании подрастающего поколения!

А так же, от всей души желаю Виктору Федоровичу Шаталову, Учителю с большой буквы ЗДОРОВЬЯ и УДАЧИ!!!                                                                                                                                                       С уважением, Татьяна Сигал, учитель английского языка МБОУ СОШ №39, г.Подольск.

                                                2013г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...

Развитие речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка на основе использования технологии проблемного обучения

Опыт работы  Гукасян Людмилы Гургеновны, учителя английского языка МОБУ СОШ №4 по теме «Развитие речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка на основе использования технологии п...

Развитие речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка на основе использования технологии проблемного обучения

Опыт работы  Гукасян Людмилы Гургеновны, учителя английского языка МОБУ СОШ №4 по теме «Развитие речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка на основе использования технологии п...

Урок английского языка в 10 классе по УМК New Millennium “School of my Dream” (урок развития речевых умений)

Данный урок является обобщающим по циклу тем "Школьные проблемы", "Школа моей мечты". Тип урока - урок дискуссия с ролевой игрой....

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции посредством метода проектов на уроках английского языка.

Статья о необходимости использования метода проекстов на уроке английского языка.Особую популярность в последнее время приобретает метод проектов в старших классах. Учитель при данном методе обучения ...

«Развитие читательских умений с учетом требования ФГОС на уроке английского языка с практическим примером урока в 7-м классе (УМК “Spotlight”)»

laquo;Развитие читательских умений с учетом требования ФГОС на уроке английского языка с практическим примером урока в 7-м классе (УМК “Spotlight”)»...

Развитие коммуникативных умений школьников с помощью игровой технологии на уроках английского языка

Статья рассказывает о важности испоьзования игр на уроке иностранного языка...


 

Комментарии

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020

Мерзлютина Ирина Александровна

Полезный материал. Голосую.