Технология подготовки учащихся к выполнению заданий раздела "Аудирование" ГИА/ЕГЭ
учебно-методический материал по английскому языку по теме

Савельева Екатерина Гавриловна

Опираясь на опыт подготовки учащихся к итоговой аттестации, можно сказать, что успех зависит от эффективности использования нами  в практике  системы упражнений и заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 444.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Технология подготовки учащихся старших классов средней общеобразовательной школы к успешному выполнению заданий раздела «Аудирование»  ГИА/ЕГЭ

1.    Трудности аудирования.

Являясь одним из самых сложных видов речевой деятельности, восприятие на слух требует формирования определенных умений и навыков

В условиях отсутствия реальной языковой среды, обучение аудированию предполагает помимо речи учителя использование аудиозаписей. Успешность процесса осмысления и запоминания воспринятой на слух информации определяется как объективными, так и субъективными факторами. К объективным факторам относятся условия, в которых осуществляется восприятие на слух предъявляемого текста: наличие незнакомых грамматических явлений, незнакомой лексики, темп речи и ее индивидуальные особенности, неповторимость, кратковременность воспринимаемой информации. Субъективные факторы определяются особенностями психики и уровнем сформированности механизмов аудирования ( наличие навыков фонематического и  речевого слуха, аудитивной памяти, внимания, внутреннего артикулирования, воображения, прогностических способностей восприятия,  и мышления),

неумение преодолевать трудности во время процесса аудирования. Авторами официального информационного портала ЕГЭ выделяются типичные ошибки экзаменуемых:

- неумение выделять ключевые слова в тексте;

-  неумение игнорировать ненужную информацию;

- ставят верно/неверно /нет информации исходя не из содержания текста, а из своего социального опыта;

- дают ответ на тестовый вопрос, основываясь на значении отдельного слова;

- выбирают варианты ответов только потому, что эти же слова звучат в тексте, и забывают о том, что верный ответ, как правило, выражен синонимами.

При проведении анкетирования учащиеся  из основных трудностей при аудировании учащиеся выделяют следующие:

- слишком быстрый темп звучащей речи;

-необходимость обрабатывать услышанное для выбора ответа;

-необходимость выделять существенную информацию;

-следить за ходом мысли говорящего;

-наличие незнакомых слов;

- сохранение внимания;

-необходимость удерживать информацию в памяти.;

-воспринимать особенности произношения;

-адаптироваться к смене говорящего.

Можно сделать вывод, что  необходимо уделять особое внимание   заданиям, направленным на снятие трудностей как на этапе восприятия, так и на этапе осмысления.

Опираясь на опыт  подготовки учащихся к итоговой аттестации, можно сказать , что успех  зависит от ее эффективности. Используемые нами в практике упражнения и задания позволяют постепенно и  целенаправленно  формировать  навыки аудирования,  формировать определенные общеучебные и специальные умения. Руководствуясь психологическими особенностями процесса понимания, а также трудностями понимания аутентичного текста система упражнений , направленных на развитие аудитивных умений ,должна быть построена на следующих принципах:

-направленность на достижение  конечных(промежуточных ) целей;

-направленность на преодоление психологических/лингвистических сложностей воспринимаемой на слух речи;

- направленность на совершенствование рецептивных механизмов аудирования;

-учет специфики структурной организации аудирования как  вида речевой деятельности;

- система упражнений должна содержать упражнения для предтекстовой, текстовой и послетекстовой работы;

-система упражнений должна обеспечивать понимание текста , как на уровне значения, так и на уровне смысла.

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ,

1. Упражнения на развитие речевого слуха.

При развитии речевого слуха можно использовать  упражнения со зрительной опорой, где в качестве таковой можно применять как печатный текст, так и иллюстрации к нему. Хорошим источником подобного аудирования являются учебные фильмы., где картинка полностью отражает содержание текста.   Широко используется и направленное аудирование - на узнавание  конкретных слов ,структур , извлечение конкретной информации.. Это задание может сопровождаться   заполнением пропусков (слов, артиклей, предлогов)

2.Упражнения на тренировку памяти.

1) Согласиться  с утверждениями или опровергнуть  их после прослушивания текста. Вместо утверждений можно использовать вопросы.

2) Запомнить   информацию в тексте и повторить ее в той же последовательности.

3) Прослушать слова и сгруппировать по признаку.

4)Расширение предложений.

Kate  is  a teacher/My sister Kate is a teacher/ My older sister  Kate is a teacher/ My older sister Kate  is a teacher in London/My older sister Kate is a high school math teacher in London/ My older sister Kate has been a high school math teacher in London  for  5 years.

5)Описание фото или иллюстрации. Работа проводится в парах или группах. Каждая группа учащихся  говорит 1 предложение , относящееся к иллюстрации. Следующая группа  должна повторить предыдущее предложение и сказать свое.

3. Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования.

1) Подобрать как можно больше определений /синонимов/антонимов к словам.

2)составить возможные словосочетания с  наречиями/глаголами…

3)В рамках конкретных ситуаций составить наиболее типичные словосочетания.

4) Упражнения на логическое развитие замысла, предполагающие умение закончить фразу.

5)Определить содержание по заголовку, ключевым словам, иллюстрациям. 

6). Прочтите/ прослушайте заголовок и скажите о чем  будет идти речь в данном тексте.

7). Прослушайте предложения первого абзаца и назовите вопросы , которые будут рассматриваться в тексте.

4. Упражнения, развивающие умения находить в тексте специфическую информацию.

1)Просмотрите статью и определите основную тему, опираясь на ключевые слова.

2). Просмотрите текст и скажите, содержит ли он интересующую вас информацию.

3) просмотрите текст и определите его характер( описание, рассуждение, повествование)

4) Просмотрите текст и скажите,  есть ли в нем ответы на поставленные вопросы.

5. Упражнения, развивающие умения понимать главное в тексте.

1)Выразите согласие/ несогласие с приведенными ниже утверждениями.

2) Ответьте на вопросы к тексту.

3)Выберите правильный ответ из нескольких данных.

4) Составьте план прослушанного.

6.Упражнения, способствующие полному и точному пониманию всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание.

1)Опираясь на прослушанный текст, закончите предложения, используч предлагаемые варианты.

2)Прочтите план текста и скажите, достаточно ли полно он передает содержание прослушанного текста.

3)Прокомментируйте предложения из прослушанного текста.

7.Упражнения на использование вокабуляра для развитие стратегий предвосхищения.

1)Дайте наибольшее количество вариантов, которые можно использовать , чтобы закончить предложения.

2)определите по формальным признакам, какими частями речи являются выделенные слова.

3)Сгруппируйте слова с одинаковым корнем/суффиксом/приставками  и  догадайтесь об их значении.

4) Используя  указанные слова, заполните пропуски и восстановите предложения.

8.Упражнения в идентификации маркеров дискурса.

1) Прочтите опорные слова и словосочетания и назовите тему текста.

2) Определите, какие слова относятся к второстепенной информации.

3) Исправьте ошибки в данных предложениях после прослушивания текста.

 Методика работы с текстами для аудирования

Как отечественные, так и зарубежные методисты традиционно предлагают разбить работу над текстом на три этапа: до прослушивания, во время прослушивания, после прослушивания.

Упражнения на развитие аудирования подразделяются на четыре группы:

  1. подготавливающие к восприятию текста;
  2. сопровождающие слуховое восприятие аудиотекста;
  3. базирующиеся на прослушанном тексте (репродуктивно-продуктивного характера);
  4. базирующиеся на прослушанном тексте (продуктивного характера).

Первая группа, так называемые предтекстовые упражнения, играет важную роль. Их цель - мотивация учащихся; снятие трудностей лингвистического и психологического плана, связанных с восприятием и пониманием, прежде всего аутентичного текста; мобилизация имеющегося у учащихся речевого и жизненного опыта в области затрагиваемых в тексте вопросов и дать определенные ориентиры для лучшего запоминания информации и ориентации в структуре и содержании. Особенно эффективно  на этом этапе использование приемов технологии критического мышления.

1.Методический прием «Мозговая атака» используется с целью активизации имеющихся знаний .  Учитель произносит фразу или слово Учащимся предлагается записать все  слова или фразы  по данной теме.

2. Создание кластеров является способом графической организации материала. Задание предполагает работу в парах, группах. Посредине листа или доски пишется ключевое слово  или предложение по теме. Вокруг написать слова или предложения, выражающие идеи , факты. Соединить их с ключевым словом. Получается так называемое «поле идей». Прослушать текст и определить , какие идеи прозвучали в тексте.

3. Стратегия «Ассоциации». Учитель называет слово по теме. Учащиеся говорят с  чем оно у них ассоциируется.

4..Одними  из эффективных способов являются  использование   тематических иллюстраций  для обсуждения  темы и ответы на вопросы по теме. Вопросы и обсуждения  направлены на  активизацию   лексики  и знаний по теме, помогают учащимся развивать навыки критического мышления(определение причины, взаимоотношений, делать выводы).

5.. Прием «Дерево предсказаний» направлен на  прогнозирование событий. Этот прием помогает строить предположения  по поводу развития сюжетной линии рассказа.  Выполняя это задание, учащиеся учатся  уметь отличать факты от предположений и личного мнения.

3. Прием «Ключевые слова»: знаю-хочу узнать- узнал.

4. Учащиеся сначала читают одну  роль  в  диалоге, пытаются восстановить   вторую, затем  прослушивают диалог и сравнивают.

5.Учащиеся слушают часть истории, выдвигают свои идеи окончания истории, после прослушивания сравнивают.

6.Учащиеся читают заголовки, выдвигают идеи, что случилось, затем слушают текст и сравнивают.

Вторая группа упражнений и есть собственно «слушание» текста, но перед восприятием информации учителю необходимо дать установку и сформулировать коммуникативную задачу: как и с какой целью, учащиеся должны слушать текст (например, понять основное содержание и ответить на вопросы или заполнить в процессе прослушивания таблицу или схему и т.д.).

Заметим, что если речь идет об аутентичном аудиотексте (даже подвергнувшемся той или иной степени адаптации), то желательно, особенно на начальном этапе обучении, предложить учащимся при первом его восприятии понять основное содержание или выявить необходимую информацию:

  1. определить тип текста (например, интервью);
  2. определить основную тему, идею текста и сформулировать ее;
  3. ответить на вопросы к общему содержанию текста (кто? где? с кем? о чем? как?);
  4. соотнести иллюстрации с текстом, установив их последовательность или сделав из числа предложенных соответствующий выбор;
  5. изменить что-либо в репродукции в соответствии с указанием в тексте;
  6. выбрать из предложенных вариантов ответов тот, который соответствует содержанию текста и др.
  7. вставить пропущенные слова в следующих предложениях. (Как вы думаете, какие слова могут быть пропущены и почему выбор падает именно на них: ключевые, несущие основную информацию; предлоги; артикли; незнакомые слова);
  8. сказать, какие из предложенных ниже словосочетаний употреблялись в тексте без изменений;
  9. закончить следующие предложения;
  10. найти русский, английский и т. д. эквивалент слов в параллельном столбце.

В этом плане большой эффект дают письменные задания к аудиотексту, выполняемые в процессе его прослушивания:

  1. заполнение схем и таблиц;
  2. выбор из двух вариантов ответа на вопрос (вопросы сформулированы в письменном виде) один, соответствующий содержанию текста;
  3. фиксация ключевых слов (фраз);
  4. запись важных аргументов дискуссии и т.д.

Учащийся учится слушать текст избирательно, то есть при слуховом восприятии находить в нем необходимую (основную) информацию и фиксировать ее письменно. Зафиксированная информация может служить опорой для устных и письменных высказываний учащихся.

Если текст предназначен для детального понимания или от учащихся требуется запомнить информацию с целью ее дальнейшего использования при продуцировании собственных устных или письменных текстов (высказываний), то он может быть предложен для повторного прослушивания. Однако, как и при чтении, коммуникативная задача и способы контроля понимания в этом случае должны быть изменены. 

Третья группа упражнений направлена на развитие у учащихся умений в той или иной степени интерпретировать, комментировать, анализировать содержащуюся в аудиотексте информацию и воспроизводить ее.

К этой группе упражнений относятся:

  1. пересказ текста по цепочке, отдельным пунктам плана и т.д.;
  2. продолжение текста (устно и письменно);
  3. комментирование того, что было интересно (неинтересно), ново, значимо для ученика;
  4. оценка события, поступков героев с опорой на ключевые слова (предложения);
  5. ответы на вопросы с опорой на заполненную во время прослушивания схему, таблицу, ассоциаграмму;
  6. интерпретация заголовка (с различными видами опор: на печатный текст, на план, ключевые слова и др.);
  7. озаглавливание текста и аргументация заголовка с опорой на его содержание и др.

Выполняя задания, учащиеся обращаются не только к учителю, но и друг к другу, работая в парах, тройках, группами. Выполнение перечисленных заданий не только формирует умения понимать речь на слух, но и свидетельствует о понимании, следовательно, выполняет и контрольную функцию.

Четвертую группу упражнений составляют упражнения для комментирования, обсуждения, интерпретации затронутых в тексте вопросов, проблем без опоры на вербальные стимулы.

Среди упражнений особый интерес представляют: интервьюирование, дискуссия, «круглые столы», ролевые игры, драматизация, постановка собственных проблемных вопросов по затронутой в тексте проблеме (для организации дискуссии), высказывание собственного мнения по проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ, ПРОВЕРЯЮЩИХ ПОЛНОЕ И ТОЧНОЕ ПОНИМАНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ.»

«ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ, ПРОВЕРЯЮЩИХ ПОЛНОЕ И ТОЧНОЕ ПОНИМАНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ.» (подготовка к ЕГЭ)...

Презентация«ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ, ПРОВЕРЯЮЩИХ ПОЛНОЕ И ТОЧНОЕ ПОНИМАНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ.»

«ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ, ПРОВЕРЯЮЩИХ ПОЛНОЕ И ТОЧНОЕ ПОНИМАНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ.» - презентация...

Окислительно-восстановительные реакции - электронная презентация для подготовки учащихся к выполнению задания С1 на ЕГЭ по химии

Данный материал может быть использован для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по химии, а также может быть полезен для работы с детьми интересующимися предметом химия....

Подготовка учащихся к выполнению заданий по чтению в ГИА.

Рекомендации для подготовки учащихся 9 классов к ГИА (чтение)...

Мастер-класс "Методика подготовки учащихся к выполнению заданий С2 ЕГЭ по химии с помощью химического эксперимента"

Данная методика позволяет учащимся осознать сущность химических операций (действий) и учит ориентироваться в физических свойствах веществ....

Контрольная работа по теме: «Подготовка учащихся к выполнению заданий раздела «Чтение» в формате ЕГЭ

Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста. Чтение выполняет ...

Контрольная работа по теме: «Подготовка учащихся к выполнению заданий раздела «Лексика и грамматика» в формате ЕГЭ

Экзаменационная работа включает разделы «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика» и «Письмо».   Для дифференциации экзаменуемых по уровн...