музыка на уроках иностранного языка
учебно-методический материал по английскому языку по теме

Гаврилова Наталья Дмитриевна

Роль музыки при изучении английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_na_uroke_inostrannogo_yazyka.doc43.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка на уроке иностранного языка.

Гаврилова Наталья Дмитриевна,

учитель английского языка

МОУ « Майская средняя школа

с углубленным изучением

отдельных предметов».

Сегодня каждое цивилизованное общество, налаживая межкультурные связи, нуждается в высокообразованной, развитой личности, а это подразумевает владение как минимум двумя иностранными языками. Существующая в современном обществе тенденция к возрастающей роли иностранного языка во всех сферах жизнедеятельности человека, диктует новый подход к обучению иностранным языкам. Новый социальный заказ общества – обучать иностранному языку как средству межкультурной коммуникации, формировать личность, вобравшую в себя ценности родной и иноязычной культуры и готовую к межнациональному общению – нашел отражение в концепциях межкультурного и социокультурного обучения иностранным языкам. Для этого необходимо повышать уровни мотивации, так как мотивационный аспект имеет решающее значение для активизации всех психологических процессов – мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала, а это в свою очередь способствует развитию познания и интеллектуальной деятельности у учащихся, что повышает эффективность процесса обучения. Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и при проникновении в их эмоциональную среду. В настоящее время существует большое количество технологий, методов, которые позволяют эффективно получить необходимые знания. Одним из более эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка. Музыка – это эффективное средство изучения иностранного языка. Музыка – это уникальное средство для усвоения учебного материала.

На уроках иностранного языка возможны различные варианты привлечения музыкального искусства. Одной из наиболее широко объемлющих форм включения музыки в уроки может стать лекторий. Лекторий включает в себя не только беседы и слушание музыки, но и просмотр спектаклей, фильмов, проведение школьных музыкальных вечеров на иностранном языке.

Так как музыка обладает эмоциональной силой, то на уроках можно использовать и классическую музыку, которая требует большой концентрации внимания, способности сохранять и перерабатывать информацию. Удачно подобранное музыкальное произведение может лучше слов настроить школьников на восприятие и воспроизведение текстов монологического и диалогического характера на неподготовленные высказывания. Вот пример задания для стимулирования неподготовленного высказывания: «Прослушайте данный музыкальный отрывок и попробуйте передать на иностранном языке его основную тему, настроение, чувства, возникшие у вас». Или: «Попробуйте составить рассказ или описание по ассоциациям с услышанной музыкой». Наиболее удачными в плане развития навыков устной речи являются те музыкальные произведения, которые созвучны изучаемым темам: «Времена года», «Спорт», «Театр», «Музыка», «Живопись».

Также классическую музыку можно включать в качестве фона, когда учащиеся работают в группах, планируют что-либо или выполняют языковые задания. Если же включать классическую музыку на переменах, то это способствует релаксации учащихся.

Песни страны изучаемого языка являются интересным и полезным материалом при изучении иностранного языка и знакомстве со страной, ее обычаями, литературным и музыкальным творчеством. Использование песен на изучаемом языке  актуально по многим причинам.

 Учащиеся сразу приобщаются к культуре страны изучаемого языка. При работе с песней создается хорошая предпосылка для развития личности учащегося, так как песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус. К тому же песенный жанр способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка. Песне присуща коммуникативная функция и она оказывает воздействие на эмоции человека и его общехудожественную память. Ученые выяснили, что музыкальный слух, внимание тесно связаны с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодичному рисунку, но с четким ритмом, с частыми повторами помогают быстрее и надолго запомнить артикуляцию, ударения, произношение звуков и слов. Благодаря использованию музыки и ритма психологический климат класса значительно улучшается, исчезает напряжение, повышается эмоциональный тонус у учеников, поддерживается интерес к предмету. Даже учащиеся, которые не проявляли высоких достижений, чувствуют себя более уверенно и комфортно. Прослеживаются следующие методические преимущества песен в обучении иностранному языку:

  1. Песни способствуют более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как включают новые слова и выражения.
  2. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знакомит с его стилистическими особенностями.
  3. Активизируется уже знакомая лексика, которая используется в новом контекстуальном обороте.
  4. В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические структуры.
  5. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения.
  6. Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, более полному раскрытию творческих способностей каждого.
  7. Песни являются приятной альтернативой традиционному аудированию.
  8. Песни стимулируют монологические и диалогические высказывания.
  9. Песни создают благоприятный психологический климат.

Методика использования каждой песни предусматривает предварительное введение, активизацию и закрепление лексико-грамматического материала используемых песен.

        При работе с песнями можно использовать следующие упражнения:

- учащиеся слушают и вставляют пропущенные слова в тексте;

- перевод песни на родной язык;

- презентация песни и ее исполнителя;

- представление своей любимой песни;

- угадывание о чем песня по нескольким словам;

- расстановка перепутанных рифм в правильной последовательности.

Стимулом для бесед и дискуссий могут стать современные, популярные среди молодежи песни. Можно использовать рождественские песни, рок или поп-музыку и даже рэп–направление. В этом смысле очень интересной и эффективной при овладении английским является авторская джазовая методика  Кэролин Грэм, профессора Нью–Йоркского университета. Эта методика построена на разговорных тренировочных упражнениях, монологах, диалогах, фразах, которые повторяются многократно под джазовую музыку в разном темпе и ритме. Такие музыкальные тренировки помогают учащимся усвоить тяжелую звуковую систему разговора, произношения и просто языка. Необходимые в жизни сложные фразы, которые сам не построишь и не переведешь  (клише), запоминаются под ритмичную музыку быстро и легко. Такая учеба является учебой с удовольствием и с радостью.  

Из всех видов активной музыкальной деятельности, способной охватить детей, занимающихся изучением иностранного языка, следует выделить хоровое пение на иностранном языке. Хоровое пение- это наиболее доступный вид музыкального исполнения. Хоровая музыка тесно связана со словом, через которое раскрывается  содержание поэтического текста. И, конечно же, хоровое пение способствует сплачиванию коллектива.

Используя песню на уроках иностранного языка, нельзя забывать, что чрезмерное увлечение песней также нехорошо, как и неиспользование ее вообще.

Музыка в процессе обучения иностранным языкам оказывает индивидуальное воздействие и в итоге имеет субъективно-творческий языковый продукт. Сам процесс и итог работы являются компонентами языкового познания и учения. Музыка очень многогранна, она обогащает человека, раскрывает его творческий потенциал и повышает качество языка.

Литература:

  1. Антонов В. Ф., Антонова В. М., Никитенко З. Н. Аутентичные песни как один из элементов национально-культурного компонента содержания образования ИЯ. - ИЯШ.-1996. № 4. С.14-17.
  2. Бикеева А. С.. Некоторые приемы развития творческих способностей учащихся на уроках ИЯ. - ИЯШ.- 2005. № 3. – С. 37 -41.
  3. Голубев А. Н., Смирнова И. Б. Песня в курсе английского. – М. « Академия». – 2003. – С. 304.
  4. Измайлова Е. В. Песни и стихи на уроках английского языка в 3 классе. – ИЯШ. -  2005. № 3. – С. 34 -37.
  5. Михайлова Е. А. Работа над песней на уроке английского языка. – ИЯШ. – 2006. - № 1. – С. 37 – 39.
  6. Синькевич Г. С. Песня на уроке английского языка. ИЯШ – 2002. - № 1. – С. 50 –53.

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатырская тема в музыке.Открытый урок по музыке 5 класс.

Предмет: музыка. Цель урока: Выявить какое эмоциональное воздействие оказывают на личность учащихся произведения музыки, изобразительного искусства, литературы. Тип урока: урок комплексного применения...

Урок музыки. Тема урока: Можем ли мы увидеть музыку? (Мужественные, героические образы в искусстве)

Тема урока: «Можем ли мы увидеть музыку?».               На первый взгляд эти два вида искусства (музыка и живопись),  с...

1 класс музыка тема урока "Музыка про разное"

на данном уроке начинается раскрытие темы, о чем может рассказывать музыка....

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока по музыке "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет)

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет) для 3-4 класса с презентацией...

Урок в 5 классе ФГОС по музыке. Тема урока "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".

В классе 13 учеников. Разделились на 4 группы, которые выполняют  задания по карточкам.  В каждой группе выбран учитель, который оценивает работу группы. Для выразительного чтения, заранее д...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....