Игровые приемы как активные формы и методы обучения на уроке английского языка
статья по английскому языку на тему

Дядькина Елена Васильевна

Статья раскрывает вопрос использования игровых приемов в процессе обучения английскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_formyoffice_word.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

 Игровые приемы как активные формы и методы  обучения                                                            на уроках английского языка.

Дядькина Е.В., учитель английского языка МАОУ «ООШ №13»                                                города Соликамска Пермского края

В обучении иностранного языка заинтересованность детей в предмете играет особую роль. Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы ученики хорошо и прочно усваивали языковой  материал? Проанализировав приемы организации учебной деятельности, многие педагоги выбирают игру.

Игровая деятельность как средство обучения обладает большими потенциальными возможностями.  С помощью игровых приемов хорошо отрабатывается произношение, развиваются навыки аудирования и говорения,  активизируется лексический и грамматический материал. В активных формах организации обучения развиваются творческие, мыслительные способности ребёнка. В них предполагается принятие решения: как поступить, что сказать и как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность обучающихся. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. (Стронин М.Ф.)

Кому из учителей не знакомы скучающие лица учеников во время урока? Обучающие игры помогают сделать процесс обучения английскому языку привлекательным и интересным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть скованность, стеснительность, снять языковой барьер. В любой вид деятельности на уроке можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму.

Как известно, школьный курс иностранного языка призван обеспечить практическое овладение предметом. Эта задача требует от учителей иностранного языка с первых шагов учить умению общаться на изучаемом языке, пусть даже на самом элементарном уровне.

Одним из эффективных приемов в обучении общению являются ролевые игры. Ролевые игры в группе детей имеют неисчерпаемые возможности воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. (Д.Б. Эльконин)     Игра -  это не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.  Ролевую игру, как любой косвенный метод, использовать труднее, чем прямое воздействие. Гораздо легче указывать детям: «Делай так! Повторяй за мной» и тому подобное.

Использование активных приемов требует определенного педагогического мастерства, педагогических усилий. Движущей силой говорения как вида речевой деятельности является мотив. Создание мотива говорения – самый трудный компонент деятельности учителя при организации урока. Но, несмотря на трудности, с которыми сталкивается учитель, не стоит игнорировать саму игру как  действенный инструмент преподавания.

Д.Б.Эльконин считает, что игра выполняет 4 важнейшие для человека функции: средство развития мотивационно - потребностной сферы, средство развития умственных действий, средство познания  и средство развития произвольного поведения. Особенность игры – её двуплановость. Личность одновременно находится в двух планах в игре: в реальном и условном (игровом). Но вместе с тем ситуация игры – ситуация реальной жизни.

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые учениками, воображаемы, но  переживаемые чувства – реальны.

Огромная популярность рожденных на телевидении интеллектуальных игр детей, молодежи и взрослых «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером?», «Своя игра» и им подобных свидетельствуют о потребности людей в умственных упражнениях. В активных формах организации урока ученики вступают в разнообразные контакты между собой, и по собственной инициативе они имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с особенностями и интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.

Конечно, урок английского языка – это не только игра. Непринужденность и доверительность  общения  обучающихся с учителем, возникшие благодаря общей игровой атмосфере, располагают к серьезным разговорам, обсуждению реальных ситуаций. Созданию творческой обстановки общения поможет, если учитель позволит ученикам не вставать во время беседы, не будет  исправлять ошибки в речи детей во время беседы, а также попробует нарушить традиционное расположение парт (столов) и рассадка парт будет такой, чтобы учащиеся видели друг друга (например, буквой «П»).  

Если предусмотрено театрализованное действие, нужно позаботиться о деталях реквизита  и костюма  – они сделают игру более полноценной и убедительной. (Стронин М.Ф.) По ходу игрового задания учащиеся получают очень лаконичное словесное оформление на английском языке. Учителю следует основательно продумать объяснение задания, так чтобы вовлечь учащихся в речевую деятельность. Кроме этого, учитель должен хорошо представлять цель и ход игрового задания и предвидеть результаты.

Нельзя ограничивать учеников в выборе речевых и языковых средств. Некоторые методисты рекомендуют не препятствовать использованию родного языка в отдельных случаях, тем более это неизбежно, когда ученики увлечены и им не достает языковых средств для выражения задуманного на изучаемом языке. Таким образом, игровые приемы освобождают учителя от необходимости постоянно быть в центре общения. Его функция заключается в том, что он организует и вдохновляет участников, обеспечивает необходимый уровень языковой подготовленности, а затем становится наблюдателем или партнером в одной из групп, время от времени контролируя ход игры, оказывая помощь учащимся в  случае затруднения.

Итак, с точки зрения учащихся, игра  – это игровая деятельность, учебный характер игровых заданий ими не  осознается. С позиции учителя игра  есть активная форма  организации учебного процесса. Игровая деятельность управляема, её учебная направленность четко осознается учителем.  Активные формы вызывают потребность в коммуникации, средством которого выступает иностранный язык. Уроки с применением игровых заданий обычно проходят в благоприятной психологической атмосфере, эмоционально, при высокой активности учащихся.

Используемая литература:

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя.- М.: Просвещ, 1987.
  2. Гашкова В.П. Ролевые игры и задания на уроках английского языка в IV классе// «Иностранные языки в школе». - 1986. - №5.-с.53-56.
  3. Ермаков В.Л. Игры на уроках английского языка// «Иностранные языки в школе». - 1983. - №2.-с.55.
  4.  Стронин М.Ф.  Обучающие игры на уроке английского языка (из опыта работы).- М. Просв, 1984.
  5. Устенкова Т.П. Языковые и речевые игры на уроке немецкого языка// «Иностранные языки в школе». - 1996. - №3.-с.30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения на уроках английского языка

Данная статья содержит обобщение опыта работы по примению активных методов обучения на уроках английского языка в условиях школы - интерната VI вида...

Активные методы обучения на уроках английского языка

Материал содержит историю развития и становления методов обучения. Перечисляются педагоги, занимавшиеся изучением проблемы методов обучения. В работе представлены активные методы обучения, применяемые...

Активные формы и методы обучения на уроках русского языка

Статья, в которой рассказывается о современных методах преподавания уроков русского языка и литературы....

Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы

Современному обществу нужны грамотные, всесторонне развитые, свободные, самоопределяющиеся личности, самостоятельно адаптирующиеся в коллективе и обществе. Использование активных форм и методов обучен...

«Активные методы обучения на уроках английского языка как средство повышения учебной мотивации школьников на начальном и среднем этапах обучения»

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. АМО способствуют формированию ...

Приемы и методы обучения на уроках английского языка во время дистанционного обучения

В настоящее время в современном мире использование современных технических средств обучения стало повсеместным явлением образовательной и информационной культуры, что значительно изменило подход к обр...