Развитие Социокультурной компетенции на уроках в школе
статья по английскому языку на тему

Еперева Ирина Юрьевна

В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. В социокультурном развитии учащихся происходит соизучение родного языка и родной культуры и иностранных языков и культур других народов, развитие у школьников способностей представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.Данная статья посвящена изучению развития социокультурной компетенции во внеурочной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие Социокультурной компетенции на уроках в школе

В российском обществе происходит процесс смены социокультурной парадигмы. Устойчивые изменения в сферах общественной жизни, ответственных за передачу накопленной культуры и развитие человека в непрерывном процессе смены поколений ярко характеризуют этот процесс. Современная школа не может находиться в отрыве от общества. Концепция непрерывного образования и стандарты третьего поколения задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов школьного образования. Компетентностные результаты обучающихся – это универсальные способы деятельности, применимые как в учебном процессе, так и в реальных жизненных ситуациях. Выпускник школы – прежде всего гражданин России, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбе страны, уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении, разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни, уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместных целей.

Задача любого педагога – сформировать  личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации  .Владение социокультурными компетенциями является необходимым условием успешной работы учителя в условиях многонациональной и многоконфессиональной школы.

Определение

  1. Что  такое компетенция?

Как утверждает Рахимова Э.А.( Рахимова Алина Эдуардовна. Развитие социокультурной компетенции обучающихся в условиях Интернет-проектов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Рахимова Алина Эдуардовна; [Место защиты: Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина]. - Казань, 2007. - 187 с. : ил. РГБ ОД, 61:07-13/3153, с. 6   ), это знания социальной и культурной жизни, познания и опыт своей и иной культуры, владение родным и иностранным языком, умение распознавать и анализировать ситуацию, давать ей адекватную оценку, находить пути решения задач и добиваться поставленных целей. Добавим,  что  это  знания не только культурной жизни своей страны и этноса, но и знание мировой культуры во всём её многообразии.

Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.

Компетенция – это готовность действовать в ситуации неопределённости.

Компетенции подразделяют на ключевые и профессиональные.

Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Ключевыми компетенциями должен обладать каждый член общества. Термин ключевые подчёркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе. Все ключевые компетенции по своей сути социальны, они представляют собой универсальные способы социальной деятельности.

Ключевых компетенций не так уж мало, но все они складываются из четырёх элементарных ключевых компетенций:

Информационная компетенция – готовность к работе с информацией;

Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;

Кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;

Проблемная компетенция – готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.

Из этих «кирпичиков» сложены составные ключевые компетенции, а именно: самообразовательная, исследовательская, методологическая, организационная, прогностическая и др.

Каждый учёный знает, что настоящее исследование – это сложный, многогранный, творческий процесс, а самое важное в этом процессе – самостоятельное приобретение нового знания. В таинство этого процесса посвящены и сам исследователь (ученик), и его научный руководитель (учитель). От того, как будет выстроено их взаимодействие, зависит результат.

Работа по формированию исследовательской компетенции у школьников невозможна без качественной подготовки педагогических кадров. Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся должно осуществляться специально подготовленным учителем. Подготовка учителя к работе в современной школе предполагает развитие у него в первую очередь исследовательских способностей. Обучение его специальным знаниям, умениям и навыкам ведения научных исследований. Современный педагог должен уметь не только сам вести научный поиск, но и быть способным обучать этому своих учеников.

2. Социокультурное образование – новый аспект в преподавании школьных предметов, и связан он с необходимостью формирования социокультурной компетенции. Социокультурный подход определяет стратегию изучения языка сквозь призму национальной культуры. Под социокультурной компетенцией понимают не просто владение информацией о непосредственной связи речевой и социокультурной среды, о взаимосвязи развития языка и общества. Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию её творческого потенциала. В изменчивых условиях экономического и социального развития общества, выпускники должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т.е. обладать общеучебными компетенциями.

Информационная компетентность носит “надпредметный”, общеучебный, общеинтеллектуальный характер. Информационная компетентность позволяет человеку быть успешным в современном информационном обществе, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информацию. Коммуникативная компетентность позволяет достигать поставленных целей коммуникации: получать необходимую информацию от других людей и организаций, убеждать, влиять на принятие решений и т.п. на основе толерантного отношения к ценностям и интересам других людей.

2. Актуальность проблемы

Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи. К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины?

снижение уровня читательской культуры;

снижение уровня индивидуального словарного запаса;

низкий уровень сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности.

Это отражается на результатах и качестве речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности.

Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.

. В социокультурном развитии учащихся происходит соизучение родного языка и родной культуры и иностранных языков и культур других народов, развитие у школьников способностей представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения. Социокультурная компетенция включает три блока знаний: лингвострановедческие знания, социально-психологические знания, культорологические знания.

Культорологические знания – знания социокультурного, историко-культурного, этнокультурного фона и умения использовать их для достижения взаимопонимания с носителями данной культуры.

Культурологический подход, являясь одним из подходов в реализации идей личностно-ориентированного образования, оказывает большое влияние не только на построение процесса обучения, методы преподавания, но и утверждает новый стиль взаимоотношений учитель - ученик, ученик - группа, как диалоговое общение полноправных личностей-культур.

3.Цель педагогического опыта:

Основной целью  социокультурной   компетенции является создание условий для формирования  у учащихся целостной картины мира , через приобщение к его культурному наследию,воспитание гражданина мира.

Разработка и создание условий для формирования информационно-коммуникативной и социокультурной компетенции учащихся с использованием различных форм и методов работы.

           4.Задачи :

формировать ключевые компетенции учащихся на уроках с использованием возможностей современных образовательных технологий;

научить правильно  усваивать информацию;

научить группировать, выделять главное, находить связи;

активизировать познавательную деятельность учащихся

5.Гипотеза

Повышение эффективности обучения посредством развития у учащихся интереса к изучению предмета с помощью приобщения ребят к различным мероприятиям; развитие мотивации к самовоспитанию и самообразованию посредством творческой реализации личности учащихся.

Успешность развития  социокультурной  компетенции зависит от условий, создаваемых учителям на уроках и во внеурочной деятельности с учащимися.

 Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности . Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь их в активный процесс получения  и переработки информации,  учитель  организует  такое взаимодействие, которое включает в себя связки  “ученик - ученик”, “ученик – учитель”, “учитель – ученик”, “ученик – класс”, при помощи методов,  фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.  

      6. Описание опыта

Современная школа продолжает поиск оптимальных форм обучения. Сегодня актуальные проблемы не решаются старыми традиционными методами. Современному обществу нужен ученик, не только вбирающий знания, но и умеющий их добывать, чтобы жить в этом меняющемся, сложном мире. На наших детей обрушивается поток информации, которую они не умеют превращать в знания. Наша задача - научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить группировать, выделять главное, находить связи. Поэтому оказались востребованными такие деятельностные виды обучения, как проблемное и развивающее, которые помогают выполнить социальный заказ – развить у детей знания и умения, сформировать компетенции, то есть дать знания, соединённые с опытом практического их применения.

Формы и методы, используемые  на уроках:

                    1) объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций,                  различных схем, символических картинок, опорных конспектов);

2) репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму);

3) эвристический метод (решение лингвистических задач);
4) методы самостоятельной работы учащихся;

5) метод дифференцированного обучения;

6) метод проектов.

3 .В целях достижения лучшего результата использую разнообразные виды уроков: урок-практикум, урок-лекция, урок-семинар, урок-игра, урок-презентация с использованием компьютера, урок-экскурсия и др.

Уроки  в школе как раз и способствуют развитию ключевых компетентностей. На своих уроках применяем различные формы обучения: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные. Чаще всего учителя  сочетают  фронтальную и индивидуальную работу с групповой работой. Основные виды деятельности на уроке: выделение главной мысли текста, заключение в таблицы, в схемы. В процессе овладения монологом(, диалогом) на уроках русского  языка, литературы ,английского языка ,истории, географии  развиваются умения строить умозаключения, доказывать свою точку зрения, слышать и понимать собеседника. Этими умениями учащиеся овладевают на уроках с использованием интерактивных форм обучения: урок – дискуссия, урок – спектакль, урок – презентация проекта. На таких уроках создаются условные ситуации, где учащиеся находят выход из создавшихся ситуаций. При выполнении разных видов работ учащиеся учатся извлекать пользу, связывать полученные на уроке знания с практической деятельностью.

Успешно формировать ключевые компетентности личности позволяют не только определенно-ориентированные задания, специально подобранные тексты, наблюдение и анализ, а также метод проектов.

Применяя  на уроках  метод проектов,  учителя  обучаю т детей  ставить цели к заданиям, упражнениями:

- С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?

- Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.

Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.

Особо хочется рассказать о методе проектов, используемом в рамках ИТ. Проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

Главное — продумать способы введения метода проектов в структуру уроков. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (сочинение, создание презентаций).

Учащиеся чаще всего выбирают парные или групповые типы проекта, что стимулирует само- и взаимообучение, развитие коммуникативных навыков (обмен материалами, обсуждение их). Коллективная работа по методу проектов избавляет участников от неприятного ощущения подконтрольности, создает чувство свободы, снимает интеллектуальные страхи, способствует возникновению внутренней мотивации. В группах учащиеся, вступая в контакт, решают коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию. Приоритетным направлением в работе с проектами стало повышение уровня информационной культуры, а именно работа учащихся с ресурсами Интернет. Метод проектов может включать различные приёмы, т. к. основан на личном желании ученика узнать предмет для применения знаний впоследствии. Проектная деятельность включает не только работу исследовательского характера (она не по силам многим ученикам, для некоторых не представляет практического интереса, да и не все могут ставить перед собой цели, а значит, не могут определиться, что им нужно), но и поиск, обработку данных по теоретической или практической проблеме, связанной с существующей реальностью. Такие проекты называются информационными и их способны выполнять все учащиеся старших классов. В некоторых случаях информационные проекты способствовали возникновению интереса к проведению исследования по данной теме.

В своей работе на уроках  учителя используют  также элементы технологии коллективного взаимообучения, которая в свою очередь, помогает формировать социальную компетентность учащихся. Коллективная форма обучения дает возможность трудиться на уроке всем учащимся. Эффективность урока возрастает за счет того, что увеличивается время для активной работы школьников. В чем же преимущества данной технологии:

в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

в процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идет актуализация предшествующего опыта и знаний;

каждый работает в индивидуальном темпе;

повышается ответственность за результаты коллективного труда;

формируется самооценка личности, своих возможностей и способностей.

Наиболее эффективными для формирования социальной компетентности по работе в сотрудничестве является групповая работа, а ведущей - работа в парах сменного состава. Методы и приемы, используемые в рамках групповой работы следующие: самостоятельная работа в парах и в группах по изучению и закреплению нового материала; групповые мини–проекты; проверочные работы, проводящиеся в парах и группах; ролевые и деловые игры, любые варианты технологии работы в группах сотрудничества. Работа в парах сменного состава позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу, т.е. принцип сотрудничества становится ведущим, каждый на уроке имеет возможность усвоить материал.

Немецкий педагог Дистервег считал, что «хороший учитель не преподносит истину, а учит её находить». Поэтому учителя должны   стараться воспитывать у учащихся навыки самостоятельного поиска решения, ведущего к успеху. Приведу примеры практических заданий, которые не только интересны по форме и содержанию, но и направлены на развитие коммуникативной компетенции. Это помогает учителям  организовать работу на уроках на основе сотрудничества, воспитать у школьников внимание к слову, научить правильно, точно употреблять средства лексической выразительности в речи.

Совершенствуя речевую деятельность учащихся, опираюсь на самые разнообразные виды и жанры высказывания на заданные  темы, которые при обучении создают условия для разностороннего речевого и эстетического развития личности ученика. Он имеет возможность выбора этих жанров на основе следующей классификации связных монологических высказываний.

I. Репродуктивные высказывания: воспроизводящие и творческие пересказы художественного текста, пересказы статей учебника, фрагментов литературоведческих и литературно-критических статей, мемуарных и эпистолярных материалов.

II. Продуктивные высказывания:

1. Научные, литературоведческие: развернутый устный ответ, сообщение, доклад( например, «слово о писателе»)и др.

2. Искусствоведческие: рассказ или доклад о произведении искусства (картине, скульптуре, архитектурной постройке) и т.д.

4. Публицистические: речь о герое произведения, репортаж и т.д.

5. Художественно-творческие: а) литературно-художественные — стихи, рассказы, очерки и т.д., самостоятельно сочиняемые школьниками; б) художественно-критические: художественно-биографический рассказ, рассказ о литературном событии, художественная зарисовка и др.

6.Пересказы  текста:

Воссоздающие (подробный, сжатый, выборочный) и творческие (с изменением лица рассказчика, осложненные творческими заданиями и т.д.).

Пересказы являются важнейшими приемами, которые используются с целью развития речи учащихся средних классов. Пересказы могут быть следующих видов и подвидов:

1. Подробный, который, в свою очередь, делится на свободный, т.е. основанный на первом впечатлении и передаче его в целом («своими словами»), и художественный — близкий к тексту автора, имеющий целью не только детально передать содержание, но и отразить художественные особенности текста.

2. Краткий пересказ (сжатый) излагает основное содержание прочитанного, сохраняя логику и стиль исходного текста, но опуская подробности, некоторые детали художественного текста. Работа над кратким пересказом учит школьника отбирать главное и существенное, отграничив их от второстепенного.

3. Выборочный пересказ строится на отборе и передаче содержания отдельных фрагментов текста, объединенных одной темой. При этом создается свой завершенный рассказ .

4. Пересказ с изменением лица рассказчика( например , на уроках литературы, иностранного языка) предлагает изложение содержания от лица того или иного героя, от третьего лица. Здесь требуется глубокое понимание характера героя, художественных средств его изображения, большая предварительная работа.

7. Работа с лингвистическим текстом( на уроках литературы, английского языка)

Чтобы сформировать умения, связанные с пониманием содержа ния лингвистического текста, учителем  ведется целенаправленная работа, в процессе которой текст поэтапно анализируется:

уточняются тема и основная мысль;

проводится словарная работа;

составляется план текста;

выразительное чтение текста;

ответы на вопросы учителя;

пересказ текста.

Начиная с 5 класса, ученики учатся читать и пересказывать лингвис тические тексты на уроках русского языка. Этому помогает система заданий учебника «Учись читать и пересказывать лингвистический текст» («Выпиши предложение, передающее основную мысль», «Составь план по абзацам», «Выпиши новые термины» и другие), которые развивают внимание учащихся, помогает лучше понять, о чём говорится в тексте, облегчает выполнение задачи по пересказу этого текста. Постепенно у учащихся накапливается опыт чтения и понимания текстов научного стиля.

Параллельно с развитием навыков чтения- понимания научной информации учителя  работают с текстом: определяется стиль и тип речи; рассматриваются выразительные средства, проводится орфографический и пунктуационный анализ.

Пристальное внимание я уделяю и развитию навыков говорения. Для разви тия этих навыков учебник предусматривает широкий материал—это и эпиграфы к разделам и темам, и образцы научной речи, и сочинения по картинам с лингвистическим заданием, и образцы научного способа действия, и схемы грамматического разбора. Учить научной речи очень трудно, ведь для ребёнка является новым и лексика с её значительным объёмом терминов, грамматический строй речи и содержание высказывания. Постепенно пересказ текста становится доступным для учеников. Система заданий учеб ника побуждает к дискуссии, готовит к более сложным видам учебной деятельности—языковому анализу, размышлениям на лингвистические темы.

Для обучения культуре устного речевого общения  учителя   использую т  различные ситуации, создавая «схемы – образцы».Они помогают учащимся составить тексты.

Как использовать текст в качестве дидактической единицы, чтобы достичь органического единства в изучении языка как системы и развития коммуникативных умений учащихся? Эти проблемы и решаю т учителя на своих уроках. Тексты, используемые на подобных занятиях, тщательно отредактируются учителями  в соответствии с  общедидактическими  и методическими принципами, но в то же время имеют ряд особенностей:

1. В ходе анализа текста осуществляется взаимосвязь всех разделов предмета.

2. В тексте представлены различные виды вопросов, изученных к моменту анализа текста.

3. Предложены все виды заданий.

4. Тексты являются образцовыми в идейно-тематическом и языковом отношении, направлены на патриотическое воспитание учащихся, а также демонстрируют звучность, выразительность, богатство русского( или английского )  языка.

.

Система работы с текстами необходима, так как она даёт подготовку к государственной (итоговой) аттестации учащихся.

Ценностные приоритеты изучения английского языка во внеурочной деятельности как одной из форм развития социокультурной компетенции у учащихся

Хорошо известно, что, осваивая каждый новый язык, человек расширяет границы своего мировосприятия и мироощущения. Его картина мира, созданная с помощью родного языка, его личностное пространство расцвечиваются новыми красками иной культуры. Готовность жить в поликультурном мире требует владения социокультурной компетенцией. Учащимся необходимы для перспективной деятельности фоновые и предметные знания языка, иметь представления о реалиях иностранного языка и знать их, а также быть знакомыми с традициями и обычаями другой страны. Это поможет им в будущем компетентно вести свои дела, общаться с партнёрами чужой страны, не испытывая дискомфорта и языкового комплекса. Речь идет не просто о знании языка, а об умении использовать его в реальном общении, т. е. о практическом владении языком и, следовательно, о развитии «прагматической межкультурной (социокультурной) компетенции».

Самым эффективным средством развития социокультурной компетенции является пребывание в стране изучаемого языка, погружение в саму атмосферу культуры, традиций, обычаев и социальных норм страны.Учащиеся нашей школы имеют возможность посещать  иноязычные страны,где они знакомятся с культурой  других  людей.

Главной задачей считается  выбор соответствующих учебных пособий, совершенствование своих языковых знаний, поиск и использование необходимого дополнительного разнообразного аутентичного языкового и страноведчского материала, без чего невозможно развитие социокультурной компетенции. Для этого в своей работе постоянно применяю методические материалы из Великобритании издательства “Longman’,’Macmillan”, и др.

Главным социокультурным компонентом содержания обучения является учебный текст. В качестве учебного текста использую тематические, страноведческие, художественные тексты, диалоги и полилоги, стихи, песни, письма, ситуативные клише, интервью, аудиотексты, записанные носителями языка. Важно, чтобы текст был аутентичным, соответствовал интересам и возрасту учащихся и был максимально приближён к естественной ситуации. Часть информации, знакомящей учащихся с реалиями немецкой жизни, представлена в виде картин, книг, методических разработок с иллюстрациями и фотографиями; другая - прагматическими материалами, представляющими собой утилитарные аутентичные материалы (анкеты-опросники, театральные и другие программки, билеты проездные и входные, этикетки, карты, схемы-планы, чеки, открытки, рекламные проспекты по туризму, отдыху, покупкам, письма из  Англии). По своей доступной обиходности они весьма значимы для приобщения учащихся к чужой среде обитания и языка.

Реализация социокультурного подхода осуществляется при знакомстве с традиционными английчкими праздниками: Хэллоуин (Halloween), Рождество (Christmas), День святого Валентина (St. Valentine’s  Day), День Благодарения (Thanksgiving Day) - с разучиванием песен и стихов, демонстрацией и изготовлением национальных атрибутов к празднику: венки к Рождеству,  рождественские свечи и календарь, валентинки,. Ещё одним способом развития социокультурной компетенции учащихся является использование видеоматериалов. Видеофильмы - это своего рода культурные портреты страны. Благодаря им, учащиеся могут воочию увидеть ландшафты и достопримечательности страны, наблюдать процесс праздника, обряда, модели поведения людей в повседневной жизни, например, в кафе и в магазине, на вокзале и на дне рождения, поиск и аренда квартиры, приёме у врача и т.д. В своей видеотеке имею ряд фильмов о городах Великобритании , Австралии , Америки, Канады ,их столицах, известных людях, о немецких праздниках.

Погружение в виртуальное пространство - очень эффективное средство развития социокультурной компетенции учащихся. Этим виртуальным пространством является аутентичная виртуальная интерактивная языковая среда и мощный инструмент приобретения знаний – Интернет. Электронные словари и энциклопедии, мультимедийные курсы, включающие аудио- и видеоматериалы, электронные издания книг, газет и журналов на языке оригинала, образовательные сайты, форумы, - все это дает возможность в более полном объеме увидеть социокультурные особенности изучаемого предмета и получить исчерпывающую информацию по тем или иным вопросам.

Развитию социокультурной компетенции учащихся способствует организация исследовательской и проектной деятельности. В этом учебном году учащимися были проведены следующие исследования: «Английские  заимствования в русском языке», «Английские фразеологизмы и их перевод на русский язык». Учителя английского языка  на протяжении многих лет готовят спектакли по произведениям английских и американских классиков классиков, читают стихи, исполняют  английские песни, разрабатывают творческие проекты, требующие фоновых знаний. Результативность участия наших учащихся в страноведческих олимпиадах, призовые места и победы в конкурсах, убеждают в правильности выбранного нами пути. Реалии сегодняшнего дня требуют уделять развитию социокультурной компетенции учащихся должное внимание, чтобы учащиеся не испытали «культурного шока», столкнувшись воочию с бытом и обычаями стран, язык которых они изучают.

  1. Основные результаты, достигнутые в ходе развития опыта:
  • повышение уровня социальной компетенции учащегося, владение навыками эффективного взаимодействия и общения;
  • способность учащегося работать в группе с любым партнёром или партнёрами;
  • владение учащимся навыками самостоятельной аналитической, исследовательской, творческой работы;
  • повышение внутренней мотивации к изучению английского языка, ощущение психологического комфорта и удовлетворения от доступной деятельности;
  • осознание учащимся собственных возможностей, адекватная самооценка, критическое оценивание деятельности других учащихся;
  • наличие чувства ответственности не только за собственные результаты, но и за успехи своих товарищей;
  • стопроцентная активность всех учащихся;
  • повышение качества и результативности обучения английскому языку.
  1. Показатели и их значения, характеризующие развитие опыта в начале и в конце периода:

В начале

В конце

Низкий уровень культуры общения у учащихся, недостаточно сформированные социальные навыки и умения: невнимание к партнёру по общению, его мнению; отсутствие стратегии общения.

Владение следующими социальными навыками и умениями (необходимыми для успешного прохождения Единого государственного экзамена по английскому языку в разделе «говорение»):

  • умением вступать в общение и поддерживать его, адекватно реагировать на реплики партнёра и выражать отношение к ним, завершать общение;
  • умением проводить свою стратегическую линию в общение с партнёром в согласии с речевыми интенциями партнёра;
  • умением принимать во внимание культурные и личностные особенности речевого поведения партнёра;
  • умением прогнозировать поведение собеседника, исход ситуации общения.

Проблемы в распределении обязанностей внутри группы, отсутствие чувства ответственности за общее дело, а иногда и за собственную часть работы.

Наличие чувства ответственности не только за собственные результаты, но и за успехи своих товарищей. Способность разделить радость удачи или горечь поражения со своей командой. Способность оказать помощь и попросить о помощи товарища.

Нетерпимость к точке зрения одноклассников, несдержанность при общении.

Уважительное отношение к мнениям других людей, адекватное речевое поведение; большее внимание к аргументации своей собственной точки зрения.

Не всегда адекватная самооценка учащихся; проблемы в оценивании других людей.

Осознание своих возможностей. Адекватное отношение учащегося к критической оценки его деятельности. Корректировка дальнейшей деятельности.

Критическое восприятие и оценивание речевого и личностного поведения окружающих людей.

Отсутствие уверенности в себе у учащихся, испытывающих затруднения в изучении английского языка. Боязнь совершить ошибку.

Повышение уверенности в своих силах, благодаря помощи одноклассников. Возможность избежать ошибки и преодолеть трудности в совместной деятельности.

Невысокий уровень кругозора, самостоятельности в поиске необходимой информации, отбора материала и путей его представления.

Обсуждение наиболее актуальных и интересных проблем на уроке английского языка. Более детальное рассмотрение вопросов, позволяющее расширить кругозор и повысить культуру мышления. Навыки самостоятельной работы по поиску и отбору необходимой информации.

  1. Проблемы, с которыми сталкивались участники в ходе решения соответствующей задачи развития, а также использовавшихся путей и способов решения

Проблема

Пути решения

Отсутствие эффективного взаимодействия и общения между партнёрами по общению; низкий уровень сформированности социальных умений и навыков.

  • проведение урока( инсценировка) ознакомления с социокультурной компетенцией на основе работы с текстом  
  • ознакомление учащихся со стилями общения на основе художественных  текстов  и их особенностями;
  • проведение сюжетных игр, направленных на формирование социальных навыков и умений, акцент на составлении диалогов с целью обмена оценочной информацией;
  • предусмотреть в критериях оценивания устной речи учащихся – оценку за взаимодействие с партнёром или партнёрами.

Отсутствие чувства ответственности за общее дело, стремление переадресовать свою часть работы другому наиболее ответственному члену группы.

  • Выставление одной оценки за работу группы, которая представляет собой сумму оценок каждого учащегося, делённую на количество участников группы. Каждый участник группы должен дать аргументированную оценку деятельности товарищей.
  • Введение определённых критериев оценивания, например: доступность информации, оригинальность подачи, взаимодействие с партнёрами, и т.д.  Каждый критерий определяется определённым количеством баллов, которые затем переводятся в процент качества работы и, наконец, оценку.

Психологический комфорт и эффективность взаимодействия в группе.

  • Возможность формирования групп с разным уровнем речевого развития: сильные, смешанные.
  • В смешанных группах все учащиеся имеют возможность выполнить посильную работу и получить от этого удовлетворение. Помимо этого слабые учащиеся ориентируются на учебных лидеров. Группа получает общий балл. Следовательно, и сильный, и слабый учащийся могут получить одинаковые отметки.
  • В сильных группах, каждый учащийся может максимально проявить себя.

Отсутствие навыков самостоятельного поиска и переработки информации.

  • чёткое определение этапов работы и целей на каждом этапе;
  • использование дополнительной литературы(помимо учебно-методического комплекса), интернета;
  • составление компьютерных презентаций для выделения основных понятий и тезисов;
  • взаимная помощь внутри команды.

Работа  учителей в группе:

Ф.И.О.

Методическая тема

Результат

1. Еперева И.Ю.

Развитие аудитивных навыков у учащихся при проведении внеклассных мероприятий

Праздники английского языка  в 2,3,4 классах ( май 2013)

Подготовка учащихся к творческому конкурсу « Зажигай Звезду»

2. Боброва Н.А.

Воспитание у  учащихся потребности в  личностном росте ,самореализации при проведении внеклассных мероприятий

Праздники английского языка  в 2,3,4 классах ( май 2013)

Подготовка учащихся к творческому конкурсу « Зажигай Звезду»

Подготовка и проведения праздника « Рождество « среди учащихся 5-х классов.

3.Овчарова О.В.

Использование  игровых технологий в обучении говорению

Подготовка и проведение игры по станциям  среди учащихся 8-х классов по страноведению.

Подготовка учащихся к творческому конкурсу « Зажигай Звезду»

4.Хаертинова А.З.

Применение игровых технологий при проведении внеклассных мероприятий

Праздники английского языка  в 2,3,4 классах ( май 2013)

Подготовка учащихся к творческому конкурсу « Зажигай Звезду»

5.Касабуцкая  Л.Н.

Развитие фонетических и художественного чтения в драматизации при проведении внеклассных  мероприятий

 Общешкольный  праздник « День Святого Валентина»( февраль 2013)

- Подготовка учащихся к творческому конкурсу « Зажигай Звезду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социокультурной компетенции учащихся на уроке немецкого языка и во внеурочной деятельности

Готовность жить в поликультурном мире требует от обучающихся владения социокультурной компетенцией. Речь идет не просто о знании языка, а об умении использовать его в реальном общении. Я раскрываю эфф...

«Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы для развития социокультурной компетенции (на материале английского языка)».

Одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка в средней школе сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка. Без понимания социально-экономических ...

Разработка урока по развитию социокультурной компетенции учащихся.

Разработка урока по развитию социокультурной компетенции учащихся....

Урок по развитию социокультурной компетенции учащихся

Урок направлен на развитие социокультурной компетенции учащихся, неразрывно связанной с основными задачами обучения: практической, развивающей, воспитательтной....