Развитие социокультурной компетенции учащихся на уроке немецкого языка и во внеурочной деятельности
статья по немецкому языку по теме

Зарайская Галина Валентиновна

Готовность жить в поликультурном мире требует от обучающихся владения социокультурной компетенцией. Речь идет не просто о знании языка, а об умении использовать его в реальном общении. Я раскрываю эффективные средства развития социокультурной компетенции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межрегиональная научно-практическая конференция

«Гуманитарные науки в современной школе:

содержание, технологии, воспитательный потенциал»

22 апреля 2011 г.

г. Иваново

Ценностные приоритеты современного иноязычного образования

    Свое  выступление я позволю себе начать с басни под названием "Лев", написанной немецким писателем и философом Гюнтером Андерсом: "Впервые услышав львиный рык, муха сказала курице: "Как странно он жужжит!". Та возразила: "Он не жужжит, он кфохчет, но делает он это, действительно, как-то странно!"". Чтобы не уподобляться героям этой басни, наши учащиеся должны быть способными строить взаимовыгодный диалог со всеми субъектами общего жизненного пространства, понимая и принимая особенности их общения. Подобная способность не есть врожденное качество человека. Хорошо известно, что, осваивая каждый новый язык, человек расширяет границы своего мировосприятия и мироощущения. Его картина мира, созданная с помощью родного языка, его личностное пространство расцвечиваются новыми красками иной культуры.                                                                                                                                                                     Готовность жить в поликультурном мире требует владения социокультурной компетенцией. Учащимся необходимы для перспективной деятельности фоновые и предметные знания языка, иметь представления о реалиях иностранного языка и знать их, а также быть знакомыми с традициями и обычаями другой страны. Это поможет им в будущем компетентно вести свои дела, общаться с партнёрами чужой страны, не испытывая дискомфорта и языкового комплекса. Речь идет не просто о знании языка, а об умении использовать его в реальном общении, т. е. о практическом владении языком и, следовательно, о развитии «прагматической межкультурной (социокультурной) компетенции».                                                                                                                                      Самым эффективным средством развития социокультурной компетенции является пребывание в стране изучаемого языка, погружение в саму атмосферу культуры, традиций, обычаев и социальных норм страны. Учащиеся нашей школы используют для этого возможности, предоставляемые участникам международного конкурса «Встреча с Восточной Европой» и областных конкурсов в рамках Дней российско-немецкой дружбы, став победителями этих конкурсов, уже дважды побывали в Германии.     Ввиду того, что большинство учащихся не имеют такой возможности, необходим поиск эффективных путей и способов развития социокультурной компетенции вне языковой среды.          Главной задачей считаю выбор соответствующих учебных пособий, совершенствование своих языковых знаний, поиск и использование необходимого дополнительного разнообразного аутентичного языкового и страноведчского материала, без чего невозможно развитие социокультурной компетенции.  Для этого в своей работе постоянно применяю методические материалы из Германии издательств «Hueber», «Langenscheidt», «Klett», материалы Goethe-Institut, Интернет-источников, журналов «Juma», «Deutschland», «Der Weg», «Vitamin De», «Deutsch Kreativ», приложение к журналу «Первое сентября».                                                      

Главным социокультурным компонентом содержания обучения является учебный текст. В качестве учебного текста использую тематические, страноведческие, художественные тексты, диалоги и полилоги, стихи, песни, письма, ситуативные клише, интервью, аудиотексты, записанные носителями языка. Важно, чтобы текст был аутентичным, соответствовал интересам и возрасту учащихся и был максимально приближён к естественной ситуации. Часть информации, знакомящей учащихся с реалиями немецкой жизни, представлена в виде картин, книг, методических разработок с иллюстрациями и фотографиями; другая - прагматическими материалами, представляющими собой утилитарные аутентичные материалы (анкеты-опросники, театральные и другие программки, билеты проездные и входные, этикетки, карты, схемы-планы, чеки, открытки, рекламные проспекты по туризму, отдыху, покупкам, письма из Германии). По своей доступной обиходности они весьма значимы для приобщения учащихся к чужой среде  обитания   и языка.                                                                    

Реализация социокультурного подхода осуществляется при  знакомстве с традиционными немецкими праздниками: День урожая (Erntedankfest), День святого Николая (Nikolaustag), Рождество (Weihnachten), День святого Валентина (Verliebstag), Пасха (Ostern) - с разучиванием песен и стихов, демонстрацией и изготовлением национальных атрибутов к празднику: венки к празднику урожая, Рождеству, Пасхе, рождественские свечи и календарь, валентинки, пасхальное дерево, гнёзда с пасхальными яйцами и зайцем.                                                                                                                                                             Ещё одним способом развития социокультурной компетенции учащихся является использование видеоматериалов. Видеофильмы - это своего рода культурные портреты страны. Благодаря им, учащиеся могут воочию увидеть ландшафты и достопримечательности страны, наблюдать процесс праздника, обряда, модели поведения людей в повседневной жизни, например, в кафе и в магазине, на вокзале и на дне рождения, поиск и аренда квартиры, приёме у врача и т.д. В своей видеотеке имею ряд фильмов о городах Германии, Австрии, Швейцарии, их столицах, известных людях, о немецких праздниках.                  

Погружение в виртуальное пространство - очень эффективное средство развития социокультурной компетенции учащихся. Этим виртуальным пространством является аутентичная виртуальная интерактивная языковая среда и мощный инструмент приобретения знаний – Интернет. Электронные словари и энциклопедии, мультимедийные курсы, включающие аудио- и видеоматериалы, электронные издания книг, газет и журналов на языке оригинала, образовательные сайты, форумы, - все это дает возможность в более полном объеме увидеть социокультурные особенности изучаемого предмета и получить исчерпывающую информацию по тем или иным вопросам.    

Развитию социокультурной компетенции учащихся способствует организация  исследовательской и проектной деятельности. В этом учебном году учащимися были проведены следующие исследования: «Немецкие заимствования в русском языке», «Немецкие фразеологизмы и их перевод на русский язык», «Немецкий автомир и его преимущества», «Почему Рейн называют романтичным?». Члены драматической студии «Herzchen» на протяжении многих лет готовят спектакли по произведениям немецких классиков, читают стихи, исполняют немецкие песни, разрабатывают творческие проекты, требующие фоновых знаний. Результативность участия наших учащихся в страноведческих олимпиадах, призовые места и победы в конкурсах, объявленных землёй Северный Рейн-Вестфалия, убеждают в правильности выбранного нами пути. Реалии сегодняшнего дня требуют уделять развитию социокультурной компетенции учащихся должное внимание, чтобы учащиеся не испытали «культурного шока», столкнувшись воочию с бытом и обычаями стран, язык которых они изучают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Главной задачей современного стандарта является создание социокультурной образовательной среды для развития учащихся....

Развитие речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка

Речевая компетенция означает владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи. Высокую продуктив...

Коммуникативные стимуляции как способ развития социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка.

Определение и разработка наиболее эффективных упражнений, основанных на  коммуникативных стимуляциях    для формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского ...

Обобщение педагогического опыта по теме "Интерактивные технологии как средство развития речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка"

       Одним из требований, предъявляемых выпускнику, является владение навыками устной речи, достаточными для социокультурного общения....