Статья Повышение коммуникативных навыков у учащихся.
статья по английскому языку по теме

Петухова Светлана Владимировна

 

В последнее время компьютеризация детей достигла высокого уровня, вырос и уровень знаний учащихся в данной области. Однако, чем выше уровень общения в сети у детей, тем труднее они вступают во взаимоотношения в реальной жизни. Дети совершенно теряются, сталкиваясь с живым собеседником при неожиданных ситуациях. Особенно это становится видно на последнем этапе подготовки к ЕГЭ, когда выпускники с трудом понимают логическую цепь в построении предложений при ответе «к другу»,при запросе информации и аргументировании своих ответов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение коммуникативных навыков у  учащихся.

В последнее время компьютеризация детей достигла высокого уровня, вырос и уровень знаний учащихся в данной области. Однако, чем выше уровень общения в сети у детей, тем труднее они вступают во взаимоотношения в реальной жизни. Дети совершенно теряются, сталкиваясь с живым собеседником при неожиданных ситуациях. Особенно это становится видно на последнем этапе подготовки к ЕГЭ, когда выпускники с трудом понимают логическую цепь в построении предложений при ответе «к другу»,при запросе информации и аргументировании своих ответов.

А ведь главная цель обучения английского языка- это умение общаться, то есть решение коммуникативной задачи => мы должны ещё в школе на начальной стадии рассматривать различные виды ситуаций, так как именно они формируют навыки поведения и общения, а неправильно понятая ситуация может привести к нежелательным последствиям. Разыгрывание различных видов ситуаций позволит учащимся быть готовыми к адекватному коммуникативному общению, а процесс обучения выстраивается как структура взаимоотношений. Однако достигнуть этих результатов можно только в случае, если учитель привлекает каждого ученика к выполнению заданий, разучиванию определенных клише и составлению диалога с использованием изученного материала и на каждом уроке ученик применяет свои знания в разнообразных формах обучения, при этом учитель учитывает интересы и способности каждого учащегося, его взаимоотношения в классе и умение учиться. А это возможно в полной мере только при малой наполняемости групп на уроках при изучении английского языка, так как основа овладения материалом зависит от правильного понимания ситуации, а для этого требуется максимальное количество времени на каждого учащегося.

При общении каждый учащийся примеряет для себя различные роли : межличностные, групповые , социальные которые могут выполнять различные задачи:

введение в процесс обучения-контакт

расспрашивание

совместные планы

согласие и несогласие

обсуждение результатов деятельности

 диспут

Именно в этом случае и решаются коммуникативные задачи. При этом следует знать участникам:

тип ситуации

характеристика партнера

предыдущий опыт общения

состояние партнера на момент общения

Результатом же этого общения станет изменение отношений, объективность передачи информации и проявление при этом позиции человека в определенной ситуации, что приведет к дальнейшим взаимоотношениям:

социальным

ролевым

деятельным

нравственным

1.Социальные взаимоотношения складываются из общения личности с социальными структурами общества: социальные слои, профессиональные группы, общественные организации, возрастные группы, группы по интересам и так далее.

Что следует учитывать при разработке ситуаций речевого общения, задач и характера общения.

2. Ролевые отношения связаны с ситуациями в повседневной жизни, где сталкиваются интересы 2 сторон: ребенок-родитель, пациент-врач, пассажир-водитель. Различные типы отношений:

1) подчиненный-руководитель

2) опытный-неопытный

3) лидер-ведомый

При использовании различных ситуаций учащийся может выступить в разных сферах деятельности, попробовать проявить качества, несвойственные ему в жизни, побороть свои комплексы, раскрыть для себя как скрытые способности одноклассников, так и свои собственные, что приведет в конечном итоге деятельным отношениям.

3. Деятельные связи. Появляются общие задачи для выполнения определенных целей с помощью средств совместной деятельности при участии в различных конкурсах, Олимпиадах, турслетах, проведении праздников и так далее. Однако из опыта классного руководителя можно увидеть, что любая деятельность в группе может пойти по 3 направлениям:

1) когда идет полная сплоченность коллектива и все работают на реализацию задачи

2) разделение на 2 противоположных лагеря, когда в споре рождается истина

3) безразличное отношение или совсем отрицательное и открытое сопротивление к сотрудничеству

ТО есть проигрывание ситуации на уроках английского языка в различных сферах деятельности мы развиваем и совершенствуем коммуникативные навыки овладения английского языка на различных уровнях. Поэтому темы совместной деятельности должны затрагивать интересы подростков, чтобы более полно вовлечь их в процесс обучения .

На уроках английского дети должны учиться общению, умению отстаивать свои взгляды, не нарушая при этом каких-либо нравственных принцыпов. И мы сталкиваемся с 4 типом.

4. Нравственные взаимоотношения. Искусственно создавая ситуации, встречающиеся в нашей жизни, мы готовим учащихся к более легкой адаптации их на жизненном пути. При выборе той или иной формы общения на английском языке они сталкиваются с отбором той речевой структуры, выражений и языкового материала, которые приведут к более успешному выполнению коммуникативных задач в совместной деятельности, а соответственно  и конечному результату.

А рассмотрение различных ситуаций, проигрывание их на уроках позволит в дальнейшем управлять ими, учитывая наиболее важные психологические особенности личности, ориентированной на общечеловеческие ценности и высоконравственную культуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение коммуникативных навыков у учащихся.

В последнее время компьютеризация детей достигла высокого уровня, вырос и уровень знаний учащихся в данной области. Однако, чем выше уровень общения в сети у детей, тем труднее они вступают во в...

Статья "Формирование коммуникативных навыков на уроках СБО в школе VIII вида".

Статья "Формирование коммуникативных навыков на уроке СБО в школе VIII вида предназначена для педагогов, работающих с детьми с нарушением интеллекта. В ней рассматриваются способы и методы формир...

Статья "РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ СИРОТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью. Однако для воспитанников коррекционных детских домов, этот вид деятельности вызывает большие трудности. В статье описаны причины, основн...

Статья «Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушениями умственного развития"

Целью статьи является формирование навыков коммуникации и речевых навыков с использованием вербальной и невербальной коммуникации, умение пользоваться ими в процессе социального взаимодействия....

Статья "Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра"/"Formation of communication skills in children with autism spectrum disorders"

Ключевые слова: ранний детский аутизм, дошкольный и младший школьный возраст, способы коммуникации, невербальная коммуникация, альтернативная коммуникация.Keywords: early childhood...

Статья "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с расстройством аутистического спектра на уроках по окружающему миру"

В статье отражены основные особенности коммуникативного развития обучающихся с расстройством аутистического спектра, а также педагогические приёмы по формиованию и развитию коммуникативных навыков на ...

Статья Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ при помощи игровых технологий в условиях реализации ФГОС

Статья Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ при помощи игровых технологий в условиях реализации ФГОС...