Место учебного проекта "Издание журнала" в системе изучения темы "Молодежная культура"
статья по английскому языку по теме

Хаустова Ирина Владимировна

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он воз­ник еще в начале ХХ века в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, раз­работанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи (1859-1952), а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересо­ванность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mesto_uchebnogo_proektanew.docx35.09 КБ

Предварительный просмотр:

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

«ИЗДАНИЕ ЖУРНАЛА» В СИСТЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

«МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА»

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале ХХ века в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи (1859-1952), а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

В основе метода был поиск проблемы из реальной жизни ученика, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить новые знания, которые еще предстоит приобрести. Чтобы получить реальный и ощутимый результата ученики должны самостоятельно или в совместных усилиях решить проблему, применив знания подчас из разных областей. Учитель, в свою очередь, может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

В России педагогические идеи, связываемые, прежде всего с именем Дж.Дьюи и его проектным методом, первым реализовал в практике С.Т.Шацкий со своими товарищами, начав эту длительную работу в 1905 году. После революции 1917 года в России метод проектов нашел благодатную почву. Фактически на него опирается Декларация о единой трудовой школе 1918 года. Отличие российского воплощения метода проектов от американского варианта заключалось, прежде всего, в том, что советскими педагогами делался принципиальный упор на общественно полезную, трудовую и идеологическую направленность всех проектов. Меньше внимания уделялось учебным проектам, что привело, в частности, к ослаблению содержательного наполнения деятельности ребят. В стране шел широкий поиск, который подразумевал как достижения, так и ошибки. Во многих школах метод проектов применялся успешно. Выстраивалась определенная система, нарабатывались проекты (комплексы), включающие в себя основные программные знания. Все это мы можем проследить по педагогической печати того времени. Этот процесс был прерван постановлением ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 года «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе». С тех пор и до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем, в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. «Все, что я познаю, я знаю для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но его суть остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, решение которых подразумевает владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления. Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. «Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобумПроблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».

Мысль о проектной работе, как одной из форм педагогической деятельности, возникла в результате сотрудничества с учащимися 10 класса в ходе изучения темы «Новое поколение» (тематическое планирование к учебнику Кузовлева В.П., Лапа Н.М.  «Английский язык 10-11 класс»), которая вмещает в себя большое количество микротем, так или иначе отражающих реальную жизнь подростка: в основном это его увлечения, друзья, его учебная деятельность.

Молодежь в наше время ежедневно сталкивается с огромным количеством  печатной продукции, насыщенной нужной и ненужной информацией.  В ходе  изучения  темы учащиеся знакомились с видами печатной продукции,  с «построением» газет и журналов, анализировали возрастную и тематическую направленность различных изданий, составляли рецензии и аннотации. О вкусах, как известно, не спорят  и, естественно, каждый человек пытается выбрать тот источник информации, который  больше всего  удовлетворяет его потребительским и эстетическим вкусам.  Методическое построение данной темы требовало практического применения знаний, полученных в ходе обучения. Поэтому на завершающем этапе работы над темой, учащимся было предложено спроектировать и «издать» свой молодежный журнал, соответствующий требованиям и запросам  их возраста. Учащиеся сами выбирали тематику журнала, сами искали, обрабатывали и адаптировали материал, в том числе используя иноязычные ресурсы всемирной сети Интернет. Была предоставлена альтернатива в способе подачи материала: журнал мог быть представлен как в печатной, так и в рукописной форме. Творческая направленность работы реализовалась в оформлении журнала.

Данный проект «Издание журнала» проводился с учениками 10 класса. Наполняемость группы – 13 человек. Количество иностранного языка (английский) в неделю – 3 часа. Срок реализации проекта – 1 месяц (включая каникулы). Задание – проект  осуществлялось во внеурочное время.

 Не секрет, что каждый класс является коллективом с разными способностями, с разной скоростью и стилем обучения. Уровень владения английским языком от higher elementary до upper intermediate. Группа достаточно активна и, несмотря на  различия в языковых возможностях,  с энтузиазмом берется за поставленные задачи.

Выпуск журнала предоставляет ученикам идеальную возможность самостоятельно освещать события, которые они считают важными, интересными и развлекательными, т.е. школьные новости, научные  статьи, культурологические обзоры, кроссворды. Осуществление данного вида работы  невозможно без психолого-педагогической поддержки. Принцип личностного ориентирования предполагает доверительные, открытые, партнерские отношения не только между учащимися, но и между учеником и учителем. С первых минут работы над проектом, с постановки задачи, и до анализа конечного результата  педагог работает в неразрывной связке ученик-учитель. Он в большей степени ответственен за  конечный результат.

Оказывая помощь на всех этапах работы, учитель оказывается в роли такого же участника  проекта, как и его учащиеся, т.к. содержание  задания для него незнакомо, как и для остальных. Задача учителя ненавязчиво подсказать (если необходимо), принять участие в обсуждении, выдвинуть свои идеи (если потребуется), но ни в коем случае  не подавлять инициативы и самостоятельности детей. Вместе с тем, в процессе работы над проектом, позиции и действия учителя и ученика по отношению к проблеме меняются.

На первом этапе  осуществление проекта, как правило, начинается с мотивации учителя. Он заранее планирует тематику, проблему проекта и подводит учащихся к его решению. Мне, как учителю, необходимо было ввести задание (издать современный молодежный журнал, отвечающий  требованиям подростков) с уверенностью, чтобы учащиеся почувствовали необходимость выполнения данной работы,  способность сделать  это и возникло желание к претворению проекта в жизнь. Учитель был обязан подготовить всех к посильной для каждого, но обязательно активной познавательной деятельности. Им необходимо помочь осознать, что таким образом развиваемые умения и навыки могут быть применены в ситуациях за пределами школы.

Учащимся было предложено самостоятельно разделиться на группы. В результате, исходя из собственного выбора подростков, было образовано 4 коллектива (1 – 4 человека, 2- по 3 человека,1 – 2 человека) и 1 учащийся решил делать проект самостоятельно. Таким образом был задействован один из методических приемов – взаимодействие,  направленный на обеспечение общения обучаемых друг с другом. Групповая работа – очень важный  для учащихся вид деятельности, предполагающий комплексный подход к развитию умений. В данном случае 10-классников не смущало, что состав команд оказался неравнозначен. Они верили в свои силы и желали показать себя и свои работы с наилучшей стороны.

На втором этапе моей основной задачей было  создать условия для перевода активности учащихся в поисковую деятельность. Прежде всего, каждой группе необходимо было выявить тематическую направленность их проекта, выбрать рабочее название журнала (которое к концу работы могло и измениться). Исходя из этого, был составлен примерный тематический план работ и намечены способы поиска информации. Одной из задач учителя на данном этапе как раз и является оказание помощи в нахождении информационных ресурсов. Развитие самостоятельности предполагает предоставление учащимся право выбора в отношении содержания.

Одним из условий проекта было написание собственных статей по любой интересующей их тематике, выпуск материала о школе. Разрешалось использовать и готовый материал, но творчески переработанный подростками.  Учащиеся проявили большую заинтересованность в работе и задействовали значительный объем текстовой и картографической информации.  Представителем современных технологий стала глобальная сеть Интернет, которая  для  учащихся, изучающих иностранный язык,  является  виртуальной социокультурной и языковой средой. Подростками был задействован и такой вид информации, как мультимедийные справочники и  энциклопедии, которые,  совмещая в себе текстовую, аудио-  и видеоинформацию обо всех элементах знаний, о странах мира и современной жизни,  являются хорошим средством пополнения социокультурных знаний. Спектр интересов молодежи оказался  очень обширным: спорт, межличностное общение, путешествия, мода, защита окружающей среды, гороскопы… Меньше всего подростков интересовали  политика и экономика. Исходя из современных требований к журналу, не забыли и о такой форме информации как реклама. Реклама способствует развитию навыков по составлению директивных текстов, когда минимум используемых слов  должны передать максимум необходимой информации.  

Работа в группах – это, прежде всего коммуникация. Учащиеся в  микросообществах должны были  создать атмосферу необходимости общения,  взаимопомощи и уважения. Эту задачу все группы выполнили успешно. Во всех коллективах произошло разделение функций: был выбран главный редактор, ответственный за дизайн и журналисты. Это деление не означало четкое разграничение выполняемых работ. Поиск информации, оформление происходили коллективно. Но даже в коллективе присутствовал дух соперничества, что проявлялось в стремлении найти лучший материал, но это не затеняло группового сотрудничества.

Третий этап – переход от этапа сбора информации к непосредственному претворению ее в журнал – верстка. На данном этапе основной задачей учителя является  создание условий для ликвидации комплекса боязни совершить ошибку. Ошибка – это естественное явление в процессе обучения, и  учитель должен приложить максимум усилий для рефлексии ошибки учащимися и для дальнейшей работы с учетом полученного опыта.

Основными ошибками подростков на  этом этапе работы были: неверное ранжирование готовых материалов, необоснованное размещение рекламы и несочетаемость  вербального и визуального воздействия.

На заключительном этапе – уроке-презентации был использован такой методический прием, как ролевая игра. Это не просто деловая игра, моделирующая различные аспекты профессиональной деятельности учащихся (в данном случае издательское дело), это  способ, обеспечивающий комплексное использование имеющихся знаний, совершенствование их иноязычной речи, и владение иностранным  языком как средством общения и предметом изучения.

Каждая рабочая группа представляла свой проект на английском языке в течение 5-7 минут. Примерный план-презентация готового продукта был разработан совместно с учениками на предыдущих  этапах деятельности:

- состав издательской группы (представление, разграничение полномочий);

- тема проекта, название журнала;

- основные статьи;

- предполагаемая периодичность издания;

- социальная направленность данного проекта.

В процессе презентации учащиеся представили не только коллективную работу, но и индивидуальную. Каждый рассказывал о своем вкладе в данный проект. Группа в целом представляла собой издательство, а ученик в отдельности – выполнял роль ответственного за ту или иную сферу деятельности, связанную с выпуском продукции данного предприятия, например: главного редактора, художественного редактора, корреспондента, ответственного за выпуск. Безусловно, качество проектов было различным не только по внешнему виду, но и по наполнению.

Группа учащихся, имеющая более высокую компетенцию в сфере компьютерных коммуникаций создала уникальный, с моей точки зрения, журнал с цветной печатью, с качественным и хорошо продуманным и подобранным материалом по страноведению. Издательство представило не только название проекта, но и его девиз. Были затронуты такие темы как культура, специфика молодежного движения (панк), проблемы общения, загадки природы, знаменитые люди, путешествия и т.д. В своей работе они использовали и фотоматериалы о школьной жизни. Дозировано и очень разумно использована реклама. Данный журнал получил наивысшую оценку других учащихся.

Два журнала имели сходные черты  в оформлении и наполнении. Тексты были представлены в рукописном варианте. Журналы в целом имели черты классических, доступных широким массам изданий.

Отдельно хочется отметить проект, созданный силами одной учащейся, которая одновременно являлась и редактором, и художником-оформителем, и журналистом. Она успешно справилась с возложенной на нее задачей и представила  весьма интересный для своих одноклассников журнал.

В конце урока всем участникам были выданы специальные листы-опросники, в которых они должны были выразить свое отношение к тому или иному проекту, и данной работе в целом. В качестве вопросов  для обсуждения были предложены следующие:

- внешний вид издания;

- художественное оформление;

- соответствие названия журнала его тематике;

- соответствие художественного оформления и текста;

- рекламосодержащий компонент (обоснованность размещения, качество, количество);

- презентация проекта;

- положительные стороны данного проекта;

-  что нового для себя Вы вынесли из этой работы;

- отрицательные стороны данного проекта;

- чувствуете ли Вы потребность  в подобного рода деятельности (учитывая межпредметные связи);

- насколько удачным оказался Ваш проект (краткий самоанализ);

- социальное и прикладное значение Вашего проекта.

          К данному опросу  учащиеся подошли вполне ответственно. Они прошли весь путь проекта и осознанно проанализировали свои действия. Вот  некоторые  точки зрения 10-классников на проделанную работу.

 Ваулина Екатерина: «Польза проекта несомненна - приобщение к иностранной культуре, интенсивное языковое общение, опыт совместной работы…Работа расширяет кругозор и повышает интеллектуальный уровень».

Беленкова Елена:  «Благодаря этой работе я стала больше ценить труд других людей».

Ахметшина Эльмира: «Пришлось заставить думать свои мозги и включить в работу свое воображение…».

 Дохлов Антон: «При составлении журнала я узнал насколько это сложная и интересная работа. Сложность в том, чтобы проект был интересен не только мне, но и всем, кто его увидит…».

Коробейникова Марина: «Самая главная выгода этого проекта в том, что он не ограничивал нас в выборе информации, и тем самым, каждый ученик смог раскрыться в той области знаний, где являлся «профессионалом»… Я узнала, что мои знания английского языка применимы к самым актуальным темам (внешкольным)... Есть необходимость в такого рода деятельности, т.к.  ученикам надо давать волю фантазии, как в этом проекте».

     К отрицательным сторонам данного проекта  многие отнесли нехватку времени (сказалась учебная и внешкольная загруженность). Однако школьная программа не позволяла выделить большее количество времени для  данного вида работы.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ИЗДАНИЕ ЖУРНАЛА»

( АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)

I. Адресация

  1. Тема учебно-методического плана – Молодежная культура  (УМК Кузовлев В.П., Лапа  - Английский язык 10-11кл).
  2. Цели:

Образовательная – формирование кросскультурной грамотности, развитие навыков работы с большими объемами информации, развитие критического мышления.

Воспитательная – формирование личностных качеств (трудолюбия, культуры мышления, коммуникабельности и ответственности, потребности в самообразовании).

Развивающая – формирование общеязыковых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (мышление, память, восприятие, внимание).

  1. Задача учебно-педагогическая:

На группу – развитие общекультурных умений при решении коммуникативных, коммуникативно-познавательных и познавательно-поисковых задач.

На каждого учащегося – активизация творческих способностей и интереса к предмету.

  1. Возраст – 10 класс.
  2. Срок реализации проекта – 1 месяц.
  3. Режим работы – внеклассный.

II. Обеспечение

1.  Учебно-методическое, информационное оснащение.

Словари,  справочная литература, карты, зарубежная периодическая печать (газеты, журналы), электронные носители (СД), глобальная сеть Интернет.

2.  Знания, умения, навыки.

Для выполнения проекта учащимся необходимы 4 основных навыка (чтение, говорение, аудирование, письмо), владение изученной лексикой и грамматикой, умение работать с текстовыми материалами, выделять основную информацию, анализировать,  использовать общеучебные навыки. Большое значение имеет наличие у учащихся адаптивных и организационных умений.

3. Реализпация проблемы мотивации.  

Проект – это стремление к творчеству, необходимость в самовыражении. В нем проявляется дух соперничества как способ самоутверждения и высказывания своей личной точки зрения и социальной позиции в отношении конкретного вопроса.  

                       

III. Предполагаемые приращения

1. Новое содержание: использование дополнительных источников информации.

2. Практические приемы:

- установление межпредметных связей проекта;

- обращение к личности учащегося, использование его познавательных, социальных и личных мотивов;

-  перенос общей проблемы на вопросы повседневной жизни, взаимоотношения людей;

- упорядочение фактов, событий явлений на основе их соотнесения и семантизации;

- анализ ситуаций  и классификация способов их решения;

- проверка, анализ и оценка результатов.

3. Обобщающие понятия, знания, представления, на получение которых нацелен результат проекта.

Пополнение лексического запаса, возможность использования иностранного языка как средства общения, умение работать с большими объемами  информации, знакомство с новыми видами деятельности (художественное оформление, написание статей), реализация личностных качеств в коллективе, повышение общего уровня культуры и эрудиции.

4.  Проектная работа – это комплексный подход к решению конкретных учебных задач. В процессе работы происходит развитие навыков самостоятельной работы с источником информации, самостоятельного принятия решений, коммуникативности, планирования и проектирования, анализа и самоанализа.

5.  Работа в команде.

Для создания полноценного во всех отношениях издания, учащиеся должны проявить максимальные способности к сотрудничеству и взаимодействию.  Подростки работали в тесном коллективе, учитывали мнение друг друга, отстаивали и доказывали свои точки зрения в неизбежных при таком роде деятельности критических ситуациях, анализировали деятельность друг друга и формировали чувство ответственности за себя и за конечный продукт.

6. Расширение кругозора.

Тематика статей, представленных в журналах, варьируется от чисто развлекательных до сугубо научных. Учащиеся сами проявляют заинтересованность в подаче такого материала. Происходит увеличение лексического запаса, расширение возможностей применения языковых знаний и умений в сферах деятельности, не связанных с учебой.                        

Статус учебного проекта

Опыт использования – 3 года.

Внутришкольный – средняя школа №1048 г. Москвы ВАО.

                                     

Выводы

В ходе работы над проектом «Издание молодежного журнала» стало очевидно, что все поставленные цели и задачи достигнуты.  

Непосредственное участие учащихся в проектной деятельности дало им уникальную осознанную возможность использовать изучаемый язык (английский) для решения возникающих задач. В процессе разработки они проводили совместные обсуждения, анализировали условия наиболее эффективного выполнения задания, развивали критическое мышление.  Использование сочетания коллективной и индивидуальной форм работы  позволило выявить наиболее сильные стороны подростков. При реализации задания получили гармоничное развитие все языковые навыки (чтение, аудирование, говорение, письмо), необходимые для данного вида работы. Учащиеся «с душой» подошли к  выполнению данного проекта, проявили  творческую индивидуальность и смекалку. Результатом проекта для самих «издателей» стало то, что учащиеся получили возможность самореализации, при этом самоутвердившись как в собственных глазах, так и в глазах своих одноклассников.

                            БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Джонс К.,  Легутке М. «Коммуникативное обучение английскому языку.            Практический курс обучения на школьном уровне» - Страсбург, Совет Европы Пресс, 1985.
  2. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. «Методика обучения иностранным языкам в средней школе» - Москва, Просвещение,1991.
  3. Пахомова Н.Ю. «Методический анализ учебного проекта (методические рекомендации)» - Москва, МИОО, 2001.
  4. Шейлз Джо «Коммуникативность в обучении современным языкам»  Проект №12 Совета Европы по культурному сотрудничеству – Страсбург, Совет Европы Пресс,1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место задач с параметрами в изучении свойств квадратичной функции

Данный материал содержит основные сведения о квадратичной функции на уровне 8ого класса общеобразовательной школы, определения таких понятий как   параметр  ,  задача с параме...

Место вишнёвого сада в системе образов пьесы А. Чехова "Вишнёвый сад". Символический смысл названия.

В данной презентации содержится материал по пьесе "Вишнёвый сад", Рассматривается сад - главный персонаж пьесы....

ПРОГРАММА И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВОНОГО КУРСА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУЛЬТУРА АНГЛИИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

Сравнивая себя с зарубежными сверстниками, учащиеся учатся выделять общее и специфическое. Целью данной программы является расширение и углубление  страноведческих знаний учащихся. Практическая з...

Аттестационная работа "Значение и место внеурочной деятельности по русскому языку в системе изучения лексики и фразеологии"

Эта работа будет интересна учителям русского языка при выборе форм внеурочной деятельности в рамках новых ФГОС в основной школе. Здесь приводится в пример технологическая карта внеурочного занятия в 1...

Система изучения английского языка с помощью интерактивных учебных карточек

Ни одно занятие английского языка не проходит без изучения либо повторения лексики. Она объясняется с помощью различных методов для того, чтобы студент побыстрее понял, запомнил и начал использовать н...