Межкультурная компетенция
материал по английскому языку по теме

Арзуманян Ануш Арнодиковна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhkulturnaya_kompetentsiya.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Межкультурная компетенция

 Современные средства обучения иностранному языку при формировании межкультурной компетенции. Компетентность учителя иностранного языка приобретает в последние десятилетия всю большую актуальность в связи с тем, что происходит модернизация содержания языкового образования в России, которая направлена на целенаправленное формирование межкультурной компетенции. По своей сути межкультурная компетенция учителя иностранного языка – это основа формирования национального самосознания, для развития способности видеть собственную национальную перспективу, что непосредственно соотносится с целями обучения именно в педагогическом вузе, поскольку приобретает в настоящее время огромное воспитательное значение.Чтобы осуществить эти цели, учителю иностранного языка необходимо освоить новые технологии, учитывая межкультурную перспективу и коммуникативность учебного материала. Такими технологиями являются прежде всего проектная методика и использование Интернет-ресурсов.

Метод проектов широко использовался в России в начале прошлого столетия, но в связи с отсутствием положительных результатов был незаслуженно забыт. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования учащихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении. В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода. Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения иностранным языком.

Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

-    показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

-    реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;

-    продемонстрировать уровень обученности иностранному языку;

подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости. [Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. 1999, с. 34-50].

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

-    тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран;

-    проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;

-    необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки.

Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания иностранного  языка. К ним относятся, прежде всего разнообразие, проблемность, учение с удовольствием.

Разнообразие, как необходимая черта любого хорошего обучения, способствует поддержанию интереса к учебе - это и разнообразие тем, типов текстов (диалоги, монологи, письма, настольные игры, описания, инструкции и т.п.),  и разнообразие форм учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая работа, работа в командах), и разнообразие типов упражнений.

Проблемность означает, что учащиеся используют язык как для выполнения творческих заданий, которые характеризуются новизной результата, так и новыми способами его достижения. Проблемы заставляют думать, и подросток обучается, думая, мысля. Имеется широкий диапазон коммуникативных заданий и проектных работ, ориентированных на решение проблем. Проблемный подход имеет место при обучении грамматике в тех случаях, когда учащийся использует ее в речь, и когда он постигает ее как систему.

В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы, презентации в Power Point. В фонограммах курса используются звукоподражательные средства и шумовые эффекты. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию, что, безусловно, способствует развитию креативных способностей обучаемых.

Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.

Многообразие средств выражения смысла выводит детей в свободное творчество. Это удачная по простоте методическая находка - ключ к построению проектных заданий, где языковой элемент представлен скупо - до продвинутого уровня, где он играет ведущую роль. При этом проектная работа, обладает уникальными возможностями для действительно коммуникативного обучения иностранному языку даже при опоре на минимальный языковой материал.

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

- совершенствовать умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;

- пополнять словарный запас, как активной, так и пассивной лексикой современного языка;

- формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности, способствуя развития креативных способностей обучаемых.

Обучать иностранному языку - значит обучать общению, передаче и восприятию информации. Существуют три области, в которых Интернет может вывести обучение иностранным языкам на новый уровень. Это коммуникация, информация и публикация. Коммуникация осуществляется с помощью электронной почты, огромные пласты информации заключены во всемирной паутине (World Wide Web), публикация может осуществляться путем создания собственной страницы в Интернет. Все это можно делать и без сети Интернет. Однако Интернет вносит в эти области новое измерение. Коммуникация значительно облегчается и ускоряется, информация становится доступной, актуальной и аутентичной, а публикация в Интернет имеет более широкую аудиторию, чем в журнале или газете.

С дидактической точки зрения преимущество сети Интернет перед традиционными средствами обучения заключается, прежде всего, в доступности и актуальности аутентичных материалов, а также в облегче¬нии и ускорении межнациональной коммуникации.

Самое простое применение Интернет - это использовать его как источник дополнительных материалов для преподавателя при подготовке к занятию. Материалы могут распечатываться и использоваться затем в ходе традиционного занятия. Наиболее полно возможности Интернет раскрываются при использовании его непосредственно в аудитории. Идеальными условиями для такой работы является наличие компьютерного класса с подключением к Интернет.

Таким образом, при работе в сети Интернет ученик получает доступ к актуальной и аутентичной информации, которую трудно отобрать из других источников. Это повышает интерес обучающихся, усиливает их мотивацию к изучению языка и способствует развитию творческих способностей старшеклассников. Включение материалов сети в содержание урока позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских, научных и творческих проектах, развивать любознательность и мастерство. Но преподавателю необходимо правильно определить место и роль Интернет в обучении языку и найти для себя четкие ответы на вопросы: для кого, для чего, когда, в каком объеме он должен использоваться.

Умение работать с компьютером, создавать Web-сайты, пользоваться Интернетом для современного образованного человека, в какой бы сфере деятельности он не был занят, составляют насущную жизненную и профессиональную необходимость.

Хотя темпы развития информатизации общества пока значительно обгоняют учебные планы, школьную программу, необходимость знаний Интернет-технологий осознается сегодня как никогда раньше, что находит отражение в учебном процессе современной общеобразовательной школы. В современном образовании все активнее внедряется форма дистанционного обучения, Интернет-пространство позволило участвовать в дистанционных олимпиадах, творческих и научных конкурсах, тем самым, способствуя развитию творческого потенциала обучаемых.

Таким образом, новые технологии в теории обучения иностранному языку позволяют целенаправленно восполнить те аспекты, которые раннее не включались в базовую подготовку учителя иностранного языка в вузе.

Литература

1. Владыко О.А. Проектная методика – эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка.  Иностранные языки в школе.- 2007.- №4.

2. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М. АРКТИ, 2003.

3. Душеина Т.В.  Проектная методика на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе.- 2003.- №5.

4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. /Под ред. Полат Е.С. — М.: Издательский центр "Академия", 1999.

5. Полат Е.С. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе.- 2000.- №1.

6. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ. 1991, № 2. С. 3 – 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Региональный компонент на уроках французского язык- как средство развития межкультурной компетенции учащихся"

Описание опыта в виде ИПМ: теоритическое обоснование опыта, цели, задачи педагогической деятельности, принципы и формы организации деятельности....

Межкультурная компетенция

Межкультурная компетенция является составной частью коммуникативной компетенции....

Второй иностранный язык как основа межкультурной компетенции учащегося.

Второй иностранный язык (далее ИЯ²) в школе – явление новое и, на мой взгляд, положительное. В целом по стране введение ИЯ² в учебный план общеобразовательных школ стало реальным шагом на пути к...

Межкультурная компетенция как показатель сформированности вторичной языковой личности

На современном этапе развития человечества, в эпоху глобализации, изменения, происходящие во всех областях общественной жизни, требуют  от человека мобилизации всех его способностей, которые помо...

Формирование межкультурной компетенции учащихся с помощью информационных технологий

Статья о формировании межкультурной компетенции учащихся в средней школе с помощью информационных технологий, об использовании Интернет-ресурсов и их применение на уроках иностранного языка....