Формирование межкультурной компетенции учащихся с помощью информационных технологий
статья по английскому языку по теме

Статья о формировании межкультурной компетенции учащихся в средней школе с помощью информационных технологий, об использовании Интернет-ресурсов и их применение на уроках иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kovaleva_l.v._statya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ  УЧАЩИХСЯ

С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ковалева Л.В.,

учитель английского языка МОУ

«Дубовская СОШ Белгородского района Белгородской области

 с углублённым изучением отдельных предметов»

Расширение международного сотрудничества и различных сферах деятельности  требует от современного человека владения иностранным языком на принципиально новом уровне – как инструментом межкультурной компетенции. Межкультурная компетенция – это совокупность знаний о родной и иноязычной культуре, умений и навыков понимать и использовать в речи иноязычную лексику, корректно применять знания о культуре носителей языка и способности участвовать  в межкультурном взаимодействии.  

Интернет в образовании стимулирует желание детей учиться, расширяет зону индивидуальной активности каждого ученика, увеличивает скорость подачи материала в рамках одного урока. Успешность внедрения межкультурной коммуникации во многом зависит от профессиональных качеств учителя иностранного языка. Способность учителя адаптироваться к новым средствам обучения существенно влияет на  уровень формирования межкультурной компетенции учащихся. Посещая открытые уроки коллег можно наблюдать, что в классах, где учитель владеет электронными технологиями и методикой их внедрения в процессе обучения иностранному языку, результаты формирования компонентов межкультурной компетенции значительно выше, чем в классах, где в силу технической некомпетентности учителя,  учащиеся не получают инструкции по работе с получаемой информацией и плохо ориентируются в пространстве Интернета. Современному учителю стоит отбирать такой учебный материал из Интернет-ресурсов, который бы способствовал воспитанию личности ребенка, выработке его активной жизненной позиции. Эффективным средством обучения в последние годы стала интерактивная доска. Использование возможностей интерактивной доски на уроке иностранного языка повышает качество преподавания, усиливает подачу материала, позволяя учителю эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами. Интерактивная доска предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе, делает занятия интересными и увлекательными благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов Интернета, что способствует формированию дальнейшему формированию межкультурной компетенции учащихся [1,с.42].

Информационные ресурсы в сети Интернет содержат текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике на иностранном языке. Использование видеоматериалов на уроках иностранного языка  способствуют формированию способности к межкультурному взаимодействию. В зависимости от лексического и грамматического наполнения видеоматериалы могут применяться на разных этапах обучения, от начального до продвинутого. Наиболее эффективным считается применение видео на продвинутых этапах обучения иностранному языку. Преимущество использования  видео на уроках является то, что помимо содержательной стороны общения, видеотекст содержит визуальную информацию о месте события, внешнем виде и невербальном поведении участников общения в конкретной ситуации, обусловленных зачастую спецификой возраста, пола и психологическими особенностями личностей говорящих [5,с.93]. Использованию видео на иностранном языке на уроке и в самостоятельной работе должна предшествовать тщательная работа учителя. Просмотру видео должна предшествовать комбинация упражнений на понимание, грамматику, лексику и т.д. На уроке рекомендуется использовать небольшие видеофрагменты длительностью до 15 минут.

Интернет может вывести обучение иностранным языкам на новый уровень. Коммуникация на иностранном языке  и получение информации на иностранном языке осуществляется с помощью переписки по  электронной почте со школьниками других стран, создание и проведение совместных проектов, участие в разнообразных конкурсах и олимпиадах. Задача учителя состоит в том, чтобы создать модель реального общения, которая способствует возникновению у учащихся естественного желания и необходимости взаимодействия с другими, уверенности в себе и своих силах для осуществления коммуникации на иностранном языке [3, с.101]. Общение со сверстниками из англоязычной страны часто происходит путём обмена электронными сообщениями, что даёт ученикам возможность улучшить качество письма, грамматических и лексических навыков. Обмен электронными сообщениями это отличный способ способствующий развитию коммуникативных качеств учащихся. Общение с ровесниками на иностранном языке, даже если они не являются носителями языка, а тоже изучают его как иностранный, поспособствует формированию межкультурной компетенции учеников и расширению их кругозора.

На более высоком этапе обучения иностранному языку, Интернет предоставляет учащимся возможность развития навыков разговорной речи и общаться «в живую» с носителями языка. Самый распространённый сервис, предоставляющий такую возможность - это «Skype». Общение с преподавателем из страны изучаемого языка, проведение тестирований навыков говорения на иностранном языке и всевозможных устных олимпиад становятся возможными с сервисом «Skype».

Общение в Интернете может происходить посредством публикации блогов. Существует немало образовательных интернет ресурсов, где учащиеся могут общаться посредством таких публикаций. Например сервис для изучающих английский язык предоставляемый британской телерадиовещательной корпорацией (BBC) на страницах www.bbc.co.uk. Одним из популярных сервисов для публикаций, который используют учащиеся для общения - «Твиттер» (www.twitter.com.). Учащиеся могут публиковать в нем короткие сообщения на любую тему. Любой из пользователей, в любой стране мира может прочитать ваши публикации и тут же ответить на них или продолжить общение на заданную тему. «Твиттер» так же  может широко использоваться для обучения письму. Создавая публикации в «Твиттере», учащиеся могут познакомиться со сверстниками за границей и продолжить общение [2,с.3].

Однако следует отметить, что просто общение со сверстниками из другой страны не может быть гарантией формирования межкультурной компетенции. У учащихся могут быть созданы ложные стереотипы о другой культуре, что в свою очередь приведёт к антипатии и неприятию изучаемой культуры. Учащихся необходимо подготовить к тому, что представители контактирующей культуры могут придерживаться другой системы ценностей, знаний и норм, именно поэтому их мнения и суждения могут отличаться от мнений и суждений, существующих в родной культуре.

Формирование межкультурной компетенции средствами современных информационных технологий может привести к успеху лишь при соблюдении ряда условий. К таким условиям можно отнести следующие: наличие технологии формирования межкультурной компетенции; наличие заданий на анализ, обсуждение, интерпретацию получаемой информации; наличие заданий на культурную рефлексию; наличие заданий, в которых обучающиеся выступают в качестве представителей родной культуры; аутентичность материалов для обсуждения [4,с.19].

Используя поисковые системы, можно найти огромное количество информации, в том числе и касающейся особенностей культуры страны изучаемого языка. Задача учителя состоит в том, что бы помимо использования предлагаемых школой учебных пособий и аудиовизуальных материалов, активно пользоваться Интернет ресурсами, расширяя свой кругозор и постоянно привнося что-то новое в свои занятия. Это могут быть интересные и необычные факты о чужой культуре, аутентичные аудио и видео материалы, интересные фотографии, иллюстрации, планы уроков, рабочие тетради,  в общем, всё то, что может повысить интерес учащихся к культуре страны изучаемого языка, поможет им по-новому взглянуть на культуру своей страны, а значит повысить их уровень межкультурной компетенции.

Ресурсы Интернета - необъятный источник информации, который может быть использован как учителем, так и учащимися. При правильной организации учебного процесса, помимо коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов учащиеся приобретают информационную компетенцию, которая включает в себя овладение новыми информационными технологиями, понимание диапазона их применения, а также критическое отношение к распространяемой информации.

В настоящее время никто уже не сомневается в том, что применение компьютеров приводит к активизации умственной деятельности, формирует положительные мотивации у большинства учащихся к занятиям, позволяет увеличить объем получаемой информации, систематизирует мышление. Использование сети Интернет в учебном процессе дает возможность почувствовать, что такое реальное общение, повысить мотивацию изучения иностранного языка, помогает лучше узнать иностранный язык с помощью зарубежных друзей, способствует взаимопроникновению двух культур, подготовиться к межкультурному общению на иностранном языке посредством коммуникационных технологий.

Список использованной литературы

1. Белкова М. М. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках иностранного языка. / М.М. Белкова // Английский язык в школе, 2009 - № 2

2. Бельковец  Л.П. Развитие познавательной активности, речемыслительной деятельности и отношения для новой образовательной среды/Тезисы докладов на XII Международной конференции, 2005.

3. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной компетенции. – М., 2002.

4. Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования / В.В. Сафонова - // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 3. - С. 17-24.

5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс. Пособие для студентов педагогических вузов и учителей. – М., АСТ. Астрель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных компетенций учащихся с помощью ситуативных упражнений

Использование элементов психолингвистики при формировании коммуникативных компетенций, примеры ситуативных упражнений, позволяющих добиться успешных результатов....

Формирование химических знаний учащихся при использовании информационных технологий

Бурное развитие технических средств создания, передачи, хранения и переработки информации, которым ознаменовалась вторая половина 20 века, затронуло и школу. Согласитесь, было ба странным, если ...

Формирование ключевых компетенций будущих специалистов средствами информационных технологий.

Материал содержит пути формирования компетенций будущих специалистов в условиях внедрения современных образовательных стандартов....

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках. Для успешного межкультурного взаимодействия необходимо выработать двойное видение, научить адекватн...

Экспериментальное исследование по формированию межкультурной компетенции учащихся на уроках английского языка в средней школе

В каждой стране сформировались свои, присущие только ее народу культура, традиции и обычаи. Практика показывает, что при ознакомлении с ними учащихся в школе скорее нужны не лекции, а активные занятия...

Формирование коммуникативных компетенций учащихся с помощью приемов технологии критического мышления

Внедрение современных технологий способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления.В данной работ...