«Цели,ценности,направления развития иноязычного образования в контексте ФЦПРО на 2011-2015 год.»
статья по английскому языку по теме

«Цели,ценности,направления развития иноязычного образования в контексте ФЦПРО на 2011-2015 год.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftspro.docx107.05 КБ

Предварительный просмотр:

Вхождение России в мировое образовательное пространство, модернизация системы образования предполагают новые возможности, цели и стратегии системы  образования в целом, и школьного образования, в частности. Современный этап модернизации российской системы образования ознаменовался появлением ряда новых федеральных и региональных нормативно-правовых документов, позволяющих создать условия для удовлетворения потребностей граждан России, общества и государства в качественном образовании.  В свою очередь, это позволило внести определенный вклад в систему непрерывного образования путем внедрения новых механизмов регулирования в сфере образования, обновление структуры, и что самое важное, содержания образования и развития системы обеспечения качества образовательных услуг. В ходе выполнения Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 г. были успешно решены многие важные задачи в том числе:

-совершенствование содержания и технологий образования;

-повышение эффективности управления в системе образования;

          -совершенствование механизмов в сфере образования .

Основополагающим документом на современном этапе является федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг., утвержденная Постановлением Правительством Российской Федерации 7 февраля 2011г. №61. Согласно данному постановлению целью вышеназванной программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. При этом задачами Программы являются:

-модернизация  общего и дошкольного образования как института социального развития;

-приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

-развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг;

- обеспечение инновационного характера базового образования;

-создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров.

В соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2025 года стратегическими целями являются:

-восстановления статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования;

-восстановление исторической преемственности поколений и развитие национальной культуры;

-интеграция российского образования в мировую образовательную систему с учётом отечественных традиций и опыта.

Программа будет реализована в 2011-2015 годы в два этапа.

На первом этапе (2011-2013 годы)  в соответствии с мероприятиями Программы будут сформированы стратегические проекты развития образования, включающие в себя ряд новых взаимоувязанных направлений. Эти проекты будут реализованы субъектами Российской Федерации, образовательными и иными учреждениями и организациями при федеральной поддержке с участием профессионально-педагогического сообщества.

В результате выполнения первого этапа будут получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных учреждений, регионов, социально-экономических условий, а также с учетом иных параметров, которые покажут значимость в ходе исследований и практических мероприятий на первом этапе.

На втором этапе (2014-2015 годы) предстоит завершить начатые на первом этапе стратегические проекты, обеспечив последовательные изменения в образовании на всей территории Российской Федерации. На этом этапе будут сформированы новые институты образования, модели управления в условиях широкомасштабного использования ИКТ. Также будут определены основные позиции по целям и задачам Федеральной целевой программы развития образования на следующий период.

Таким образом, результатом реализации мероприятий на втором этапе будет являться массовое внедрение всех утвержденных по итогам выполнения первого этапа Программы успешных моделей и механизмов, наличие работоспособных новых институтов и инфраструктуры в образовательной среде, а также полученные по итогам анализа программы целевые установки на следующие периоды, учитывающие внешние факторы и итоги реализации программы.

В Программе отмечается, что анализ состояния российского образования свидетельствует о том, что, несмотря на некоторые успехи, все еще существует ряд противоречий и серьезных проблем, мешающих совершенствованию эффективности системы образования. Среди них называются такие проблемы как:

- неравный доступ граждан к качественному образованию;

- ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья;

-несформированность системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью;

-несогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержания образования со стороны рынка труда;

-эпизодический характер использования информационно- коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов;

-отсутствие эффективных прямых и обратных связей с производственной сферой и сферой потребления и др.

Цели и задачи, поставленные в программе созвучны тем целям и задачам, которые выдвинуты в федеральном документе Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», принятом в январе 2010 года. Основная задача сформулирована следующим образом: создать «Новую школу», цель которой «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».

В документах предусмотрена модернизация повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а именно: внедрение адресных моделей, расширение выбора  дистанционных программ обучения, создание на базе лучших школ стажировочных площадок.

          Как одно из необходимых условий реализации первоочередных задач программы и  национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» выдвигается разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов для общеобразовательных учреждений –ФГОС. (6 октября 2009 г. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС основного общего образования был утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря  2010 г. № 1897).

Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарты включают в себя требования к:

- результатам освоения начальной и основной образовательной программы основного общего образования;

- структуре основной образовательной программы начального и основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

- условиям реализации основной образовательной  программы начального и основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

     Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на конкретной ступени общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость конкретной ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся.

  Выделяют следующие положительные стороны стандартов и программ по ИЯ для начальной и основной школы:

- преемственность ФГОС, которая проявилась в целях и задачах, в сохранении основных подходов к формированию содержания образования: личностно-ориентированого, деятельностного и компетентностного;

-вариативность содержания образования, которая выражена в сохранении вариативной части образования, а также в разработке двух вариантах тематического планирования в примерных программах;

- развитие идей стандартов , которые проявились, в первую очередь, в включении в качестве нового содержания образования,  наряду с предметными, метапредметных знаний, умений и навыков важнейших типов деятельности, таких как исследование, проектирование, конструирование, управление;

-выделение комплексного подхода к системе оценке результатов образования, что позволит более точно с помощью мониторинга и итоговой аттестации определить достижения школьников;

-включение программы воспитания и социализации школьников;

- инновационность и реализуемость предложенных программ ИЯ;

          -включение требований (финансовых, материально-технических,                                      кадровых) к условиям реализации нового стандарта и программ.

     Таким образом, в результате выполнения программы в системе образования будет обеспечено:

  •  создание и внедрение новых досуговых и образовательных программ на всех уровнях системы образования;
  • внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;
  • предоставление в электронном виде гражданам и организациям значительной части государственных услуг в сфере образования;
  • внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов;
  • создание ресурсов и программ для одаренных детей.

В ходе реализации программы будет сформирован вектор на инновационное развитие образования.

Будут обеспечены:

  • поддержка региональных комплексных программ развития профессионального образования, направленных на достижение стратегических целей инновационного развития и стимулирование взаимодействия организаций науки, высшего, среднего и начального профессионального образования, российских и зарубежных компаний в рамках общих проектов и программ развития;
  • подготовка кадров по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России ;
  • оснащение современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением образовательных учреждений профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии, организацию стажировок и обучение специалистов в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах, с привлечением к этой работе объединений работодателей, коммерческих организаций, предъявляющих спрос на выпускников учреждений профессионального образования;
  • формирование сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций, в том числе для инновационных отраслей экономики;
  • повышение показателей академической мобильности студентов и преподавателей, позволяющей обеспечить новые уровни взаимодействия различных образовательных и экономических систем, привлечение вузами для преподавания специалистов из реального сектора экономики;
  • кооперирование учреждений профессионального образования с внешней средой для формирования устойчивых двухсторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержанию процессов непрерывного образования для сотрудников предприятий.

При выполнении Программы особое внимание будет уделено вопросам повышения эффективности экономики образования.

  Решение  задач ФЦПРО требует многочисленных ресурсов, в том числе кадровый ресурс.

         Анализ ЕГЭ, ГИА и разного рода олимпиад по иностранному языку показывают, что учителя иностранных языков в целом справляются со своими задачами, однако качество обучения, особенно в общеобразовательных школах, профессиональных колледжах, в надомном обучении, все еще оставляет желать лучшего. Во всех типах общеобразовательных учреждений необходимо оптимизировать преподавание путем введения новых современных технологий обучения иностранному языку, грамотного применения УМК нового поколения, индивидуальных форм обучения с одаренными и слабыми учащимися, совершенствования профессиональной компетенции.

   С какими проблемами сталкиваются учителя ИЯ в первую очередь?

  • Расширение функционала учителя ИЯ и необходимость непрерывного повышения квалификации;
  • Разноплановая учебная нагрузка и необходимость учета специфики преподавания ИЯ на разных этапах обучения;
  • Появление новых реалий, новых образовательных документов, УМК нового поколения, новых экзаменов и т.д. и необходимость не только знакомства с ними, но и перестройка своей работы с их учетом;
  • Появление нового типа учащихся и  разработка новых форм и технологий обучения с учетом их возрастных психолого-педагогических характеристик, интересов и потребностей;
  • Работа в информационной среде, требующая новых знаний и умений;
  • Недостаточно современное оснащение кабинетов ИЯ;
  • Выход за пределы нормативной деятельности: работа в инновационной среде, требующая фундаментальных знаний по предмету, исследовательских и творческих умений и навыков.

Решению ряда данных проблем будет способствовать постоянное совершенствование профессиональной компетенции учителей иностранного языка, учеба на курсах повышения квалификации, участие в профессиональных сообществах и самообразование.

                                   

                               

                                        Литература.

1. Федеральные целевые программы.- Вестник образования России.- №7, 2011, с.4-7.

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2010-2015гг. - Вестник образования России.- №7, 2011, с.8-31.

3. Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», М., 2010.

4. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников /Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. – М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Новая образовательная реальность и новая парадигма школьного историко-обществоведческого образования в контексте Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг."

Изменения в содержании и преподавании курсов истории и обществознания в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг....

Выступление:Проблемы развития психологической компетентности современного педагога в условиях реализации ФЦПРО на 2011-2015 годы

Сегодня в рамках смены образовательной парадигмы, нового подхода к конструированию образовательных стандартов,  формирования профессиональных требований...

"Новая образовательная реальность и новая парадигма школьного историко-обществоведческого образования в контексте Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг."

Изменения в содержании и преподавании курсов истории и обществознания в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг....

Участие в программе ФЦПРО 2011-2015 "Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения"

В материале представлены план урока  и ссылка на видео, отснятого для банка данных программы ФЦКПО 2011-2015 " Развитие электронных образовательных ресурсов нового поколения". Английский язык 9 к...

Концепция учебного предмета "иностранный язык".Современный контекст иноязычного образования в школе.

В своем выступллении анализирую достижение образовательных результатов в формате новых ФГОС,  как достижение предметных, метапредметных и личностных результатов на базе своей школы....

Актуальные вопросы развития иноязычного образования. Почему немецкий язык?

В статье рассматривается вопрос, почему учащимся нужно выбирать немецкий язык для изучения....