Метод проектов как педагогическая технология.
методическая разработка по теме

Богданова Юлия Викторовна

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Проектная деятельность учащихся – одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_kak_pedagogicheskaya_tekhnologiya.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.

«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь.»
(Китайская пословица)

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (Е.С.Полат)

Е.С.Полат довольно подробно занимается изучением использования метода проектов в обучении иностранному языку. В своей работе «Метод проектов на уроках иностранного языка» она подчеркивает первостепенность обучения способам речевой деятельности в процессе обучения иностранному языку, который выступает средством межкультурного взаимодействия. Е.С.Полат говорит о посреднической роли языка, как средства для «формирования и формулирования мысли», выдвигая следующие выводы:

  1. Необходимость активной устной практики для каждого ученика с целью формирования умений и навыков речевой деятельности и необходимого уровня лингвистической компетенции.
  2. Важность предоставления ученикам возможности мыслить, рассуждать над возможными путями решения проблем с тем, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей.
  3. Необходимость включения учащихся в активный диалог культур, чтобы язык воспринимался «как средство межкультурного взаимодействия».

Данный подход к обучению, по мнению исследователя, предполагает перенос акцента «со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся». Для чего, безусловно, подходит проектная деятельность.

В ходе работы над проектом учащиеся овладевают различными умениями и навыками коммуникативной деятельности. Они учатся работать с текстами (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать и обобщать информацию. В процессе создания проекта происходит творческий процесс генерации идей, а также непосредственное общение учеников с учителем и друг с другом на иностранном языке. Учащиеся овладевают умениями вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения.

Н.Кочетурова выделяет следующие отличительные особенности проектов, предназначенных для обучения языку:

  • использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
  • акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);
  • выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
  • отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;
  • наглядное представление результата.

К этому списку в соответствии со спецификой предмета можно добавить такие характеристики как:

  • коммуникативная направленность проектов;
  • приоритет групповой работы в проектной деятельности;
  • повышение роли презентационно-оценочного этапа, на котором происходит защита проекта и рефлексия.

Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

  1. Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.
  2. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
  3. Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки.

В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой иностранного языка. Это – разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и так называемый эгофактор.

- Разнообразие – необходимая черта любого хорошего обучения, которое способствует поддержанию интереса к учебе.

- Проблемность заключается в том, что учащиеся используют язык для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата и новыми способами его достижения.

- Важно чтобы школьник учился с удовольствием.

- Эгофактор имеет особое значение, т.е. возможность говорить о том, о чем школьники думают, о своих планах.

Виды проектов.

Е.С.Полат предлагает пять основных критериев, по которым различают типы проектов:

  1. Доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный.
  2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
  3. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира): внутришкольный, региональный, международный.
  4. Количество участников проекта: личностный, парный,  групповой.
  5. Продолжительность проекта: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.

В соответствии с первым признаком можно выделить следующие типы проектов:

  • Исследовательские:

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием (аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования). Все сказанное, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения, рассчитано на доступные им языковые средства.

  • Творческие:

Следует оговориться, что любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. При определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников: она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре, пр.). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Это может быть фантастика. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома…

  • Ролево-игровые:

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.

  • Информационные проекты:

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:

Цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки»…), способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и т.д.), презентация (публикация, в том числе в Сети, обсуждение в телеконференции и др.).

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

  • Практико-ориентированные:

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования – по экологии, биологии, географии, агрохимии, исторического, литературоведческого, пр. характера, программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе, проект закона, справочный материал, словарь, например, обиходной школьной лексики, дизайн дома, квартиры, учебного кабинета, проект зимнего сада школы и т.д..). Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

По второму признаку – предметно-содержательной области – можно выделить:

  • Монопроекты:

Как правило, такие проекты проводятся по одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, например, в курсе иностранного языка – темы, связанные со страноведческой тематикой, социальной проблематикой, исторической и др.). Разумеется, работа над монопроектами предусматривает подчас применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы, но сама проблема лежит в русле собственно филологического, лингвистического, культурологического знания. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам, с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется  логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (например, в рамках научного общества учащихся).

  • Межпредметные проекты:

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как: «Единое речевое пространство», «Культура общения», «Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX-XX веков», «На рубеже веков» и т.д.). Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

Что касается  характера контактов, то проекты могут быть:

  • Внутришкольными или региональными (т.е. в пределах одной  страны);

Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны (это относится также только к телекоммуникационным проектам).

  • международными (участники проекта являются представителями разных стран)

Эти проекты представляют исключительный интерес, о чем подробнее будет рассказано ниже, поскольку для их реализации требуются средства информационных технологий.

По количеству участников проектов, можно выделить проекты:

  • личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
  • парные (между парами участников);
  • групповые (между группами участников).

В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих учеников, так и в объединенной группе участников проекта различных школ, стран, т.д.). Роль педагога – координатора в этом случае особенно велика.

И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:

  • краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы).

Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках (3-6) по программе одного предмета или междисциплинарные;

  • средней продолжительности (один-два месяца);
  • долгосрочные (до года).

Как правило, краткосрочные проекты  проводятся на уроках по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и значительной продолжительности, то такие проекты обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем и тогда они могут представлять собой целостную программу (совокупность проектов). Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя отслеживаться могут и на уроках.

Как правило, в реальной практике приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов или практико-ориентированных и информационных. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому учителю при разработке проекта следует внимательно изучить типологию проектов и иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Этапы работы над проектом.

Работа над проектами включает в себя три этапа:

Начальный этап (определение широкой темы, выбор рабочих тем, объединение в группы, составление плана проектной работы и формулировка цели, сбор материала).

Основной этап (анализ способов и целей работы в группах, поиск источников необходимой информации и сбор материала, анализ, возможных трудностей).

Заключительный этап (подготовка защиты готовых проектов и их защита, обсуждение полученных результатов).

Для более подробного рассмотрения этапов можно рассматривать такой алгоритм работы:

1. Работа над темой цикла (овладение лексикой, грамматическими образцами, аудирование и чтение текстов по теме, активизация материала в упражнениях).

Наряду с тренировкой, закреплением речевых умений и совершенствованием лексических и грамматических навыков основной акцент делается на формировании стратегий речевого поведения. Поэтому работе над проектом должны предшествовать упражнения конвенциального и компенсаторного характера.

Конвенциальные упражнения обеспечивают соответствие речевого поведения учащихся, принятым в культурной общности изучаемого языка нормам вербального (невербального) общения, правилам речевого этикета и позволяют достичь естественности общения. Эти упражнения направлены на обучение конвенциям, правилам, выбору адекватных регистров общения и речевым стереотипам, позволяющим обратиться, начать разговор, выразить интерес к собеседнику, вниманию слушать и слышать и другим умениям. Конвенциальные упражнения включают задания: ответить на благодарность, принять приглашение, согласиться, не согласиться, убедить, предложить помощь, вежливо прервать собеседника, выбрать соответствующий регистр предложенной ситуации общения.

Компенсаторный тип упражнений обеспечивает не только планирование языкового и речевого поведения, но и моделирование ситуации общения в целом для оказания воздействия на собеседника и разработку коммуникативных стратегий в случае сбоя. Так, например, коммуникативные неудачи, связанные с незнанием форм вежливости, можно предупредить, дав материал об особенностях этикета страны изучаемого языка, что и при каких обстоятельствах расценивается как вежливое в той или иной ситуации. Неудачи, связанные с непониманием партнера по общению, компенсируются заданиями, обучающими переспросу собеседника, обращению с просьбой повторить, говорить медленнее или информированию о непонимании.

2. Обсуждение темы будущего проекта. Учащиеся ищут ответы на вопросы проблемного характера в материалах учебника, доказывают необходимость работы над будущим проектом.

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:

-предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

3. Формирование творческих групп. Работа над проектом основывается на групповом взаимодействии, которое является не только методом обучения, но и естественным компонентом учебного процесса.

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп. Что касается количественного состава группы, то наиболее успешно разрабатывают проект группы из 3-4 человек. Таким образом, в классе образуются 3-4 творческие группы, работающие по одной теме. На этом же этапе происходит распределение задания между членами группы, работа над планом проекта.

4. Сбор дополнительной информации.

5. Оформление проекта (рисунки, плакаты, чертежи, сценарии праздника). Одни проекты учащиеся могут оформить самостоятельно дома, другие, требующие большей помощи со стороны учителя, должны создаваться в классе. Главное не подавлять инициативу учащихся, с уважением относиться к любой идее, предложению, помогать, но не диктовать, не навязывать свою точку зрения.

6. Презентация проекта. Это очень ответственный этап, т.к. весь отобранный, творчески оформленный материал надо так ярко и эмоционально преподнести, чтобы заинтересовать одноклассников, для которых каждый чужой проект – сюрприз. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Проектные задания тщательно градуируются, с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.

7. Подведение итогов. На данном этапе очень важно дать возможность учащимся выразить свое мнение, обменяться впечатлениями. Каждый проект заслуживает похвалу и одобрение, но не следует заострять внимание на ошибках, т.к. основное внимание школьников направлено на содержательную сторону высказывания.

Работа над проектом обычно занимает несколько уроков, а для защиты проекта рационально выделять спаренный урок или провести защиту во внеурочное время.

В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в «добывание» знаний. А это огромный стимул к активному усвоению знаний.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации – зависит от его сложности.

Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, например «Портрет писателя», «Путеводитель по стране изучаемого языка», включая, такие простейшие как «Генеалогическое древо» (Family Tree), («Школа будущего» или «Экскурсия по школе»), «Дом моей мечты» и другие. (5-6 классы) У детей должно создаться впечатление, что английский язык – это развлечение, цвет, деятельность, удовольствие.

Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося.

Важным моментом в работе является создание проблемных ситуаций и с этой целью используются методические приемы, которые заключаются в:

- помощи школьникам выявить противоречия и найти способы их разрешения;

- изложении различных точек зрения на один и тот же вопрос;

- рассмотрении учащимися явлений с различных позиций;

- сравнении, обобщении, на основе которых делаются выводы из ситуации.

Проект целесообразнее разрабатывать на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом, т.е. на этапе совершенствования развития речевых умений и обучения общению.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника (человек и его окружение). Главное – это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы. Многое зависит от выбранного типа проекта: его структура, избираемые методы, источники информации, оформление результатов, т.е. форма защиты проекта.

Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Меняется и психологический климат на уроке: из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

В работе над проектом учитель:

- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

- сам является источником;

- координирует весь процесс;

- поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Роль ученика в проектной деятельности.

Проектная деятельность учащихся – одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.

Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу, включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как педагогическая технология в преподавании информатики

В образовании происходит переход от обучения "знаниям, умениям и навыкам" к компетентностному подходу. И это потребует изменения всех соствляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и мет...

Метод проектов на уроках технологии и реализация социально значимых проектов учащихся

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Современные образовательные технологии в общеобразовательной школе на уроках обслуживающего труда"...

Метод проектов-инновационная педагогическая технология, фактор повышения качества образования

Метод проектов-инновационная педагогическая технология, фактор повышения качества образования...

Доклад «Педагогическая мастерская и метод проектов как основные технологии деятельностного подхода»

Деятельностный подход – это обучение, реализующее принцип деятельности. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-позн...

Презентация к выступлению "Применение метода проектов в педагогическом взаимодействии"

В презентации представлены подходы к пременению метода проектов в учебном взаимодействии, представлены примеры реализованных проектов в курсе русского языка....

"Метод проектов, как педагогическая технология на уроках ОБЖ"

Как учитель ОБЖ я столкнулась  со следующей проблемой: уроки ОБЖ по изучению теоретического материала построены в основном на том принципе, что учитель даёт своим ученикам готовый материал, а зад...