"Метод проектов, как педагогическая технология на уроках ОБЖ"
статья (10, 11 класс)

Галина Алексеевна Лякина

Как учитель ОБЖ я столкнулась  со следующей проблемой: уроки ОБЖ по изучению теоретического материала построены в основном на том принципе, что учитель даёт своим ученикам готовый материал, а задача обучающихся только лишь изучить материал параграфа учебника и ответить на вопросы. Но время диктует свои условия и традиционная система образования, дающая готовые знания, умения и навыки сегодня перенаправлена на личность ребёнка, развитие его творческих способностей, умения работать с информацией, самостоятельности мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_na_urokah_obzh.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОБЖ

Из опыта работы МБОУ « Лицей № 2» г.о. Ступино Московской области

Лякина Галина Алексеевна

Сегодня в системе образования происходят большие перемены. Изменяются программы, обновляются учебники, и вместе со всем этим возникает необходимость введения и апробирования новых методик обучения. Как преподаватель-организатор ОБЖ я могу с уверенностью сказать, что содержание и практическую значимость моего предмета трудно переоценить, он вооружает обучающихся знаниями и умениями, необходимыми для безопасности жизнедеятельности и привития ценностей здорового образа жизни, готовит выпускников к жизни в современном обществе.

Как учитель ОБЖ я столкнулась  со следующей проблемой: уроки ОБЖ по изучению теоретического материала построены в основном на том принципе, что учитель даёт своим ученикам готовый материал, а задача обучающихся только лишь изучить материал параграфа учебника и ответить на вопросы. Но время диктует свои условия и традиционная система образования, дающая готовые знания, умения и навыки сегодня перенаправлена на личность ребёнка, развитие его творческих способностей, умения работать с информацией, самостоятельности мышления. Я окунулсь  в поиск таких приёмов и методик, которые смогли бы удовлетворить запросам современного общества, современных школьников и сделать обучение максимально продуктивным и интересным. Изучив личностно-ориентированные технологии, я пришла  к выводу, что наиболее эффективным для уроков ОБЖ является метод проектов.

Я работаю над проблемой: «Формирование здорового образа жизни, культуры безопасности личности и ключевых компетенций школьников через проектную деятельность на уроках ОБЖ».

Работа над проектом побуждает обучающихся:

к поиску информации из разных источников;

к анализу и обобщению информации;

к умению выдвигать гипотезы и проводить исследования;

к самоорганизации и самообразованию;

к умению принимать решения и нести ответственность [1].

Основным тезисом современного понимания метода проектов выступает высказывание: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» [2].

Анализ современных УМК по ОБЖ, методической литературы, Интернет-ресурсов, педагогических средств и условий реализации программы (в нашей школе не увеличено количество часов на изучение предмета ОБЖ в 10-11 классов), позволили мне разработать свою систему работы по применению метода проектов на уроках ОБЖ.

Проектная деятельность на уроках ОБЖ должна соответствовать содержанию программы образования. Поэтому в начале учебного года я выделяю разделы, которые будут вынесены на «проектирование», анализирую возможности учащихся, продумываю тематику будущих проектов.  Изучение разделов ОБЖ в 10-11 классах строю так, чтобы на зачётном уроке обучающимися были представлены проекты по теме изучаемого раздела. Например, в 10 классе по разделу «Безопасность и защита  человека в опасных чрезвычайных ситуациях» мои ученики выполняют проекты такие как:

  1. Выживание при вынужденной автономии в условиях нашей природной полосы.
  2. Правила поведения при чрезвычайных ситуациях природного характера.
  3. Правила поведения при чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
  4. Типичные криминогенные ситуации и правила поведения в них.
  5. Правила безопасного поведения в жилище и меры профилактики бытовых травм.
  6. Юридическая ответственность подростков [3].

Работая над проектом, выделяю следующие этапы деятельности: 1. Постановка проблемы (ситуации); 2. Планирование деятельности; 3. Поиск информации; 4. Оформление проекта 5. Защита проекта.

На уроках и во внеурочной деятельности выполняется много межпредметных проектов, связанных с экологией, химией, обществознанием. Особое значение придаю исследовательским проектам.

По продолжительности выполняем долгосрочные (рассчитанные на изучение целого раздела программы) и мини-проекты (1-2 урока).

Конечно же работа над проектом требует определённых временных затрат, и поэтому большая часть работы выполняется обучающимися во внеурочное время. Но мы живём в век компьютерных технологий, и сегодня организовать работу над проектом прямо на уроке позволяет мне использование технологии «Мобильный класс». Для этого на уроке каждой группе, работающей над своим проектом, предоставляются ноутбуки (обычно 3-4 группы), связанные между собой локальной сетью. У команды есть свой дидактический материал, своя папка для работы над проектом, выход в Интернет. Время работы над проектом сокращается, так как поиск информации совмещается с оформлением готового продукта (презентацией, буклетом, плакатом и т.д.). После того как работа над проектом закончена ребята копируют свои презентации в сетевой диск, и защищают работы. Внедрение мною на уроках ОБЖ технологии «Мобильный класс» предоставило большие возможности по организации групповой деятельности обучающихся, экономии времени, а сами уроки стали намного интереснее, эффективнее и результативнее.

Важное место в работе над проектом занимает его  презентация. Мне как учителю необходимо научить детей выступать, кратко и понятно излагать основные мысли, уверенно держаться перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения. Чтобы мои воспитанники могли грамотно выстроить защиту своих проектов, использую опорные таблицы с кратким планом защиты, либо создаю презентации-шаблоны. Таблица изменяется в зависимости от типа проекта.

Формы исполнения проекта различны. Рефераты и доклады сопровождаются иллюстративным материалом (презентация, фоторепортаж, плакат, рисунок, буклет, веб-сайт и др.).

В зависимости от типа проекта разработаны критерии оценивания проекта и критерии защиты проекта. При оценивании проектов применяю рейтинговую оценку. При этом проект оценивается учителем, другими учениками, и самим учеником. В итоге выводится среднее арифметическое.

Вовлечь каждого ученика в деятельность, активизировать его познавательную активность, создать условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности - всего этого возможно добиться при использовании на уроках метода проектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гульчевская В.Г., Осадченко Н.Г. Развитие инновационной культуры педагога в системе повышения квалификации: монография. Ростов н/Д., Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК И ППРО, 2012
  2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. Москва, АРКТИ, 2005
  3. Подоян Ю. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ. 10 класс. Москва, АСТ, Астрель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как педагогическая технология в преподавании информатики

В образовании происходит переход от обучения "знаниям, умениям и навыкам" к компетентностному подходу. И это потребует изменения всех соствляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и мет...

Метод проектов как педагогическая технология.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным ...

Метод проектов-инновационная педагогическая технология, фактор повышения качества образования

Метод проектов-инновационная педагогическая технология, фактор повышения качества образования...

Доклад «Педагогическая мастерская и метод проектов как основные технологии деятельностного подхода»

Деятельностный подход – это обучение, реализующее принцип деятельности. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-позн...

Пути повышения мотивации на уроках русского языка и литературы при помощи методов и приемов педагогических технологий в условиях введения и реализации ФГОСООО.

В нашей школе в классах компенсирующего обучения обучаются дети,  имеющие выраженных отклонений в развитии. При нормальном интеллектуальном развитии они испытывают трудности в усвоении учебного м...

Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии обучения и формирования УУД на уроках математики.

Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии обучения и формирования УУД  на уроках математики....

Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».

Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, ко...