Сократовские Чтения по теме "Проектная и исследовательская деятельность как средство и условие развития одаренности в практике обучения иностранным языкам".
статья по теме

Пироговская Екатерина Ивановна

В этой статье рассматривается теория и практика по теме "Исследовательская деятельность в школе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pirogovskaya_ekaterina_ivanovna.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Пироговская Екатерина Ивановна

Бакалавр Филологического образования

МБОУ СОШ №23

Хилокский район, п. Могзон

Проектная и исследовательская деятельность как средство и условие развития одаренности в

практике обучения иностранным языкам.

В настоящее время во всех сферах общественной жизни требуются активные, мобильные и творческие люди. Это своеобразный запрос, требование, которое выдвигают работодатели, то, чего не хватает современному подрастающему поколению. Учащиеся должны учиться этим качествам и развивать их в процессе обучения не только в школе, но и в профессиональных образовательных учреждениях.

В связи с переходом на ФГОС появились ориентиры на достижение личностных результатов, таких как личностная и социальная зрелость, проявляемая ребенком в индивидуальной и совместной деятельности (со сверстниками, с младшими и старшими детьми, с взрослыми) в социальном поведении.

Одно из требований, выдвигаемых в системе целевых ориентиров, состоит в следующем: ученик успешен, если он развивается как личность (мотивирован к постановке и решению разноплановых задач в предметной и социальной деятельности, способен проявлять свои личностные качества в индивидуальной и совместной деятельности, развивает рефлексивную самооценку своей деятельности достижений).

Для нового ФГОС издательства выпустили учебники, вошедшие в Федеральный Перечень. Я работаю по УМК «Enjoy English» 8 лет. Учебники включают такие задания, как проектная работа, такие задания повышают интерес к изучению иностранного языка даже у «слабых» детей, а это немаловажно в нашей работе.

Метод проектов становится очень популярным и это объясняется тем, что проектная деятельность позволяет последовательно и эффективно формировать у учащихся самостоятельность мышления, весь спектр интеллектуальных умений критического и творческого мышления. В основе метода проектов лежит проблема, которая рассматривается в развитии, постепенно, при использовании разнообразных интеллектуальных умений, научных, если нужно и экспериментальных методов, приводит учащихся не просто к решению проблемы, но и к реализации полученных результатов в конкретном продукте. Это позволяет учащимся наглядно увидеть, каким образом можно применить полученные знания, результаты исследования [1, c. 349].

В средней школе в 10 – 11 классах мы выполняем мини – проекты в конце каждой изученной темы. В процессе подготовки, учащиеся используют полученные знания по теме, развивают умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, классифицировать и структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи. Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (предполагаемого или возможного объекта или состояния, прототипа, прообраза). В конце учебника дается пошаговая инструкция к выполнению мини-проекта, здесь главное, чтобы дети поняли, что от них требуется. Нарисованная картинка, презентация – это не проектная деятельность. Важно, чтобы действительно были проведены опросы, эксперименты, наблюдения, в ходе которых были сделаны соответствующие выводы. За первую четверть в 10 классе были проведены 5 мини-проектов по темам: «Старая и новая школа», «Школьная форма», «Мода», «Спорт. За и против», «Музыка». Учащимся очень нравится готовить проекты, представлять результаты своего исследования в виде постера или презентации, доказывать кто же прав, аргументируя свою точку зрения.

Главная цель обучения иностранному языку – это коммуникативная компетенция учащихся. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только кругозор, но и способствует расширению языковых знаний [2, c. 214].

Многие считают, что метод проектов можно использовать только в старших классах, да и то не всегда. Это не совсем так. Метод проектов с успехом применяется даже в начальной школе, но на своем уровне с учетом доступных для рассмотрения учащимися этого возраста проблемных ситуаций.

В начальных классах можно использовать проблемные ситуации для дискуссии. Например, после прочтения сказки «Три поросенка» дети должны вспомнить и описать волка, который хотел поймать и съесть поросят. Учитель задает вопросы детям, наталкивая тем самым на размышление. Вы думаете, волк был злой и жестокий? Не торопитесь сказать «да». Продумайте все аргументы «за» и «против». Не забывайте, что волк это дикий зверь. Он питается мясом. Что вы думаете о поросятах? Все ли они добрые и хорошие?

А после того как по этой проблеме выскажутся все желающие, когда общими усилиями удастся прийти к какому-то выводу, можно предложить продолжение этой темы:

Таким образом, мы пришли к заключению, что животный мир живет по своим правилам – сильнейший часто берет верх над слабым. Это закон выживания в диком мире. Но на самом деле, в сказках они часто имеют в виду людей, когда описывают поведение животных, чтобы показать, чтобы показать, что добро всегда побеждает зло. Что вы можете сказать, если вы подумаете о волке и поросятах как о людях? Как вы думаете, сила всегда может решить проблемы в обществе людей? Приведите аргументы за и против.

Это, разумеется, пока еще не проекты, пока это вопросы для дискуссий. Но они уже готовят ребят к более серьезной деятельности. Лексика практически должна быть та же самая, что и рекомендуемая учебником по аналогичным темам. Но уже и на этом этапе ребятам предлагается не просто выполнять упражнения, пусть самые что ни на есть коммуникативные, а подумать и высказаться по конкретным вопросам добра и зла.

Если проектный метод предполагает процесс разработки и создания проекта, то что же предполагает исследовательский метод? Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Каждый год проходит конкурс творческих работ школьников «Шаг в науку» (группа «Юниор»). Этот конкурс - уникальная возможность для учащихся проявить свои способности к исследованию. Для подготовки к такой работе была выбрана ученица 8 класса, которая имела неплохие результаты в исследовательской деятельности по литературе. И мы попробовали применить наработанные исследовательские умения в зарубежной литературе. Мы исследовали современную британскую поэзию в оригинале, с целью выявления различных видов рифм. Для этого были выбраны произведения таких современных поэтов Великобритании, как Рональд Стюарт Томас, Джон Столлворти, Тед Хьюз и другие. В ходе работы провели следующие исследования: изучили литературу по данной теме для выявления различных видов рифмы в стилистике современного английского языка, провели исследование поэзии и выявили использование различных видов рифмы, использовали полученные данные, которые доказали нашу гипотезу.

Анализируя, исследовательскую работу, можно с уверенностью сказать, что ученица провела колоссальную работу, в процессе которой лежат:

​ развитие познавательных умений и навыков;

​ умение ориентироваться в информационном пространстве;

​ умение самостоятельно конструировать свои знания; умение интегрировать знания из различных областей наук, умение критически мыслить.

Таким образом, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – это бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи».

Для успешного развития исследовательской деятельности в рамках школы, необходимы условия для такой работы с одаренными детьми:

- организация исследовательской деятельности учащихся с учетом возрастных и психологических особенностей личности;

- учащимся должны быть представлены возможности для развития и самореализации;

- исследовательская деятельность должна строиться исключительно на добровольной основе;

- занятость исследовательской деятельностью должна быть организована с учетом рационального распределения рабочего времени школьника [1, с. 353].

Использование данных методов предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. А для этого учителю необходимо владеть: владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся; уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом; устанавливать и поддерживать работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы.

Литература:

1.​ Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность: монография / под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Изд-во Титул, 2010. – 464 с.

2.​ Палаева Л.И. Методика проектов в обучении иностранным языкам на среднем этапе общеобразовательной школы: Дис. … к.п.н. – М., 2005. – 239 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Создание организационно-педагогических условий для развития способностей одаренных детей при обучении иностранному языку".

Одним из направлений в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей, которую государство рассматривает как интеллектуальный потенциал в разви...

Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС в практику обучения иностранному языку

Статья по теме: "Особенности преподавания иностранного языка  в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС  в практику обучения иностранному языку" посвященная внедрению новых стан...

Исследовательская деятельность как способ развития коммуникативных способностей при обучении иностранным языкам

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но мы считаем, что собственная исследовательская практика - один из самых эффективных и актуальных. ...

Проектно - исследовательская деятельность как форма личностных предпосылок развития одаренности учащихся

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – чувство тайны, которую так хочется разгадать (Тайна возбуждает творчество – так сказал А.Эйнштейн)....

Индивидуализация обучения, как условие развития способностей учащихся на уроке иностранного языка и во внеурочной деятельности

ull;Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития  способностей учащихся. Обладая огромным воспитательным, образовательным и разв...

Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно

Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...