Исследовательская деятельность как способ развития коммуникативных способностей при обучении иностранным языкам
статья по английскому языку ( класс) на тему

Багапова Динара Маликовна
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но мы считаем, что собственная исследовательская практика - один из самых эффективных и актуальных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_bagapovoy_d.m.docx32.74 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность как способ развития коммуникативных способностей при обучении иностранным языкам

   Современное общество требует сегодня полного развития личности, в том числе её коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нём. Чтобы ребенок захотел участвовать в исследовательской работе, необходимо разбудить у него желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим. Выпускник школы должен обладать определёнными учебными универсальными действиями; осуществлять самостоятельно разные виды деятельности – учебную, трудовую, эстетическую; обладать современными ценностными ориентациями и информационными технологиями; быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству внутри своей страны и за рубежом, быть терпимым, избегать и преодолевать конфликты.

 В рамках реализации ФГОС актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать умозаключения.

       Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но мы считаем, что собственная исследовательская практика - один из самых эффективных и актуальных.

Более пяти лет мы занимаемся организацией исследовательской деятельности на уроках иностранного языка. За этот период изучены источники по описанию данной технологии, в частности работы классиков педагогики  Я.Каменского, Дж. Локка, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци и др., а также научные разработки Богдановой, Безруковой, Д. Дьюи, Шацкого и др. Основные принципы системы Дьюи такие как: учет интересов обучающихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание – это следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество взяты как за основу.

Таким образом, чтобы обеспечить всестороннее развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений - от отношений в классе и до включения в общественную жизнь взрослых.

 Исследовательская деятельность начинается с начальной школы. Обучение учащихся началам исследования возможно и вполне осуществимо через урок, внеурочную деятельность, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенностью организации исследовательской деятельности на всех ступенях общего образования является то, что в ней могут принимать участие не только сильные обучающиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет разным. При этом важно, чтобы прослеживалась преемственность между ступенями образования. Итогом такой работы по моему мнению должны быть защита исследовательской работы на уроке и выход лучших работ на школьный, муниципальный и более высокий уровни.

  Исследовательская деятельность – это специфическая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью. По нашему мнению, именно исследовательская деятельность обуславливает разнообразие применяемых технологий и методов обучения, развивает интерес учеников к изучению иностранного языка и создаёт условия для повышения эффективности его преподавания.

  Иностранный язык как учебный предмет - это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства, культуры. На уроках иностранного языка обучающиеся углубляют и систематизируют многие знания и представления, полученные ими по другим учебным предметам: обществознанию, литературе, музыке, истории, географии, изобразительному искусству. Ценность исследовательской работы состоит в том, что её выполнение  в рамках изучения иностранного языка требует от обучающихся получение информации самостоятельно, а не в готовом виде, т.е. знания становятся результатом их собственных поисков.

Мы считаем, что этот факт очень важен, так как позволяет решать проблему, обозначенную ФГОС как необходимость использования  системно – деятельностного подхода к обучению в целом, и иностранным языкам, в частности.

Несомненно, именно исследовательская деятельность создает все условия использования для достижения цели современного образования, а именно предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

Таким образом, целью формирования исследовательской культуры ученика является развитие умений систематизировать и обобщать материал, высказывать свою собственную точку зрения, определять методику выполнения наблюдений, практических работ, формулировать проблему, разрабатывать план решения проблемы. Ученик в этом случае выступает как созидатель, творец нового.

Мы считаем, что исследовательская деятельность также успешно формирует умение применять теоретические знания на практике и позволяет решать задачи.

  Учебные задачи исследовательской деятельности:

  1. Развитие творческих способностей обучающихся и выработка у них исследовательских навыков;
  2. Формирование аналитического и критического мышления обучающихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
  3. Выявление одарённых обучающихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
  4. Воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;
  5. Оказание помощи в профессиональной ориентации.

При организации исследовательской деятельности на уроке важно соблюдать пять основных принципов.

Принцип естественности: проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим и т.д.;
Принцип осознанности: как проблемы, цели и задач, так и хода исследования и его результатов;

Принцип самодеятельности: ребенок может овладеть ходом исследования только через проживание его, то есть через собственный опыт;

Принцип наглядности: ребенок изучает мир не только по книгам, а какой он есть на самом деле);
Принцип культуросообразности: ребёнок осознаёт себя с точки зрения культуры страны изучаемого языка

Исследовательская деятельность основывается на принципах проектирования, где исследование является движущей формой построения межличностного взаимодействия исследователя и научного руководителя, входе которого происходит трансляция культурных ценностей научного сообщества.

      Таким образом,  необходимо говорить о возможности и разумности использования исследовательской деятельности как формы организации межличностного взаимодействия учителя и ученика.

      Использование исследовательской деятельности позволяет нам формировать ключевые компетенции, т.к. обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий, общению и деятельности в целом.

      В процессе работы с проектами формируются:  ценностно-смысловая компетенция (определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир);  общекультурная компетенция (отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен); учебно-познавательная компетенция (включает в себя элементы логической, общеучебной деятельности); информационная компетенция (формирует умения самостоятельно искать и анализировать необходимую информацию);  коммуникативная компетенция (включают знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).

При этом учителю отводится  управленческая роль в организации учебного процесса. В своей деятельности мы опираемся на принципы управления.        

Принципы управления:

- Дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности учебных заданий;

- Поэтапное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы;

- Постепенное отдаление учителя и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом;

- Переход от контроля учителя к самоконтролю.

Первый этап – самостоятельная работа ученика по образцу (репродуктивное мышление). Познавательная деятельность этого типа предполагает узнавание, опознавание, различение, воспроизведение.

Второй этап (реконструктивная деятельность) предполагает осмысление и видоизменение, предвидение возможных результатов, принятие решений в нестандартных ситуациях.

Третий этап - эвристическо-исследовательская самостоятельная работа, когда информация выступает как инструмент познания, умозаключений, ученик открывает новые для себя знания, осуществляет поисковую деятельность.

Как известно, изучение английского языка начинается со второго класса. По нашему мнению, это начальный, но очень важный, этап развития познавательной активности обучающихся. 2-3-4 классы – это период формирования произносительных и лексико – грамматических навыков. Учитель наглядно показывает ребенку, как нужно произнести звуки, слова, как правильно написать транскрипцию. Задача ученика – воспроизвести.

Следующим этапом является 5-6-7 классы, когда учитель создаёт проблемную ситуацию и побуждает обучающегося осмыслить, преобразовать и представить результат своей деятельности. Задача ученика дать примеры слов, словосочетаний. При этом немотивированные могут самостоятельно словосочетания по образцу, высокомотивированные строят целые фразы и предложения самостоятельно.

В 8-11 классах возможно говорить о самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель выступает в роли наблюдателя и консультанта. Обучающиеся уже могут работать индивидуально, парами, в группах.

Исходя из сказанного выше, становится понятным, что одной из наиболее существенных задач становится разрешение вопроса о способах формирования внутренней мотивации, то есть переведение внешней необходимости поиска неизвестного во внутреннюю потребность так как организация  самостоятельной познавательной деятельности учеников на уроке является важным условием  личностно-ориентированного обучения.

Таким образом, затрагивая эмоциональную сферу обучающихся, благодаря чему усиливается мотивация учащихся к предмету, развиваются их интеллектуальные и личностные качества. А так как ученик совершает самоценную образовательную деятельность, он саморазвивается, самовыражается как личность, что имеет огромное значение в повышении его самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие коммуникативных компетенций при обучении иностранному языку»

Представленная работа посвящена теме «Развитие коммуникативных компетенций при обучении  иностранному языку».   С каждым годом возрастает значение межнационального общения, в связи с че...

исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе

На протяжении последних лет работаю над темой "исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе". Считаю, что процесс...

Учебно - проектная деятельность как способ развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка в средней школе.

На уроках английского языка метод проектов используется регулярно, так как предусмотрен программой и включен в материал учебника. Чаще это краткосрочные, индивидуальные проекты, которые да...

«Система работы ШМО по реализации требований ФГОС: системно-деятельный коммуникативный подход в обучении иностранному языку»Выступление

Выступление по данной теме поможет учителям в обобщении системы работы школьного МО учителей ИЯ...

Проектная деятельность как педагогическая технология и метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку

Проектное обучение, как одна из форм педагогических технологий, направлена на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания.Проектная  деятельность помогает обучающимся бо...

Игры как способ реализации коммуникативно-когнитивного метода обучения иностранному языку

Игровые технологии обеспечивают единство эмоционального и рационального восприятия в обучении иностранному языку. Игры помогают повысить активизацию и интенсификацию учебного процесса. Повышается инте...