Интегрированный урок в 10 классе по теме "Семья и брак"
план-конспект урока (английский язык, 10 класс) на тему

Макое Евгенья Федоровна

Цели и задачи:

Обществознание

1) познакомить с формами брака, нормами, регулирующими отношения в семье, показать социальное назначение института брака, традиционные семейные ценности в социально – философском аспекте, проблемы семьи;

2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии;

3) формировать мнение о роли семьи в обществе, вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

10 класс

Тема урока: Семья и брак

Образовательная технология: Интегрированный урок (обществознание + английский язык) (2 часа)

Тип урока: урок – ознакомление (обществознание)

Урок совершенствования речевых навыков (английский язык)  

Английский язык

  1. Учебная:  обучать учащихся рассказывать о ценности семьи и брака с духовно – нравственной точки зрения до уровня подготовленного монологического высказывания;

Сопутствующая задача:  совершенствовать произносительные навыки (звуки и интонацию);

  1. Общеобразовательная: способствовать расширению общего  кругозора по данной тематике урока).
  2. Развивающая: способствовать развитию памяти, воображения, догадки, мыслительных процессов при оформлении высказывания – структурная целостность, логичность; развитию речевых способностей.
  3. Воспитательная:  способствовать воспитанию у учащихся уважения к родителям, брачному союзу, семейным ценностям.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, музыкальное сопровождение, раздаточный материал (текст «Tom Brown’s opinion» с упражнениями).

План урока:

  1. Организационный момент.  Вступительное слово учителя
  2. Основной этап.  Изучение нового материала:

а) Семья. Социально – философский аспект. Фонетическая зарядка; б) Формы брака; в) Традиционные семейные ценности.

г) Работа с текстом «Tom Brown’s opinion»

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Учитель обществознания:  (Учащиеся слушают песню М. Боярского « (слова из песни «… спасибо за день, спасибо за ночь, спасибо за сына и за дочь»») (Слайд № 1)).

Здравствуйте, ребята! Вы только что услышали песню в исполнении известного артиста. Скажите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Ученик 1: Судя по слайду и прослушанной песне, речь пойдет о любви, семье и детях.

Ученик 2: Я думаю, мы сегодня узнаем о том, что такое семья и семейные ценности.

Учитель обществознания: Вы совершенно правы! Тема нашего урока – «Семья и брак». Сегодня, вместе с учителем английского языка, мы поговорим о социальном и духовно - нравственном назначении института семьи и брака, о проблемах семьи и семейных ценностях;

  1. Основной этап

Учитель обществознания: Проблемы семьи как базовой ячейки общества всегда находились в сфере интересов социальной философии. В процессе исторического развития системы ценностей постоянно изменялись. Особую значимость  здесь приобретает согласованность  личностных и общественных интересов, что важно как для развития общества, так и для отдельной личности.

    Первая попытка определения семьи и семейных ценностей принадлежит философам афинской школы (Сократ, Платон, Аристотель). Семья в Античную эпоху – была представлена как экономическая и хозяйственная структура, сущность брака заключалась в деторождении; семья рассматривалась как элемент государства. (Слайд № 2)

   Вот что говорили о семье великие поэты и мыслители древности.

(Читают ученик 1 и ученик 2).

 Плиний Старший (23-79), римский писатель, автор "Естественной истории"

«Дом – это там, где твое сердце».

Цицерон Марк Тулий (106-43 гг. до Р.Х.), древнеримский политик и мыслитель.

 «Брачный союз — первая ступень человеческого общества».

«Нет лучшего места и людей на земле, чем родной дом и семья».

Гораций (65- 8 до Р. Х.), древнеримский поэт «золотого века» римской литературы.

«Добродетель родителей — большое приданое»

   В России с возникновение христианской модели семьи (12 -14 в.в.) основной нормой семейно-брачных отношений на Руси явилась моногамная семья, фундаментом которой был христианский брак.

Ценность семьи рассматривалась исключительно во имя Бога. В Священном Писании очень много стихов посвящены родителям и детям, мужу и жене. Вот одни из таких стихов:

«2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. 3 Муж оказывай жене должное благорасположение, подобно и жена мужу»

Бог установил брак как союз одного мужчины и одной женщины на всю жизнь. Он требует уважения к браку. Бог предназначил его для счастья людей, как источник интимной любви. Муж должен заботиться о благе своей жены, в то время как жена должна уступать мужу право решения важнейших проблем.

  1. Фонетическая зарядка (Слайд № 3)

Учитель английского языка: Dear students! I’d like you to read one more verse from the Bible. Let’s learn new words, please.

  1. reason - причина
  2. flesh – плоть
  3. to be united to – соединиться с

«For this reason a man will leave his father and mother and be united to his wife, and they will become one flesh»

«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепиться к жене своей; и будут (двое) одна плоть» (Бытие 2 : 24).

(Ученик читает цитату и переводит, затем учитель дает образец библейского перевода стиха, правильного произношения слов и интонации, затем ученики индивидуально повторяют цитату и окончательно хором).

       Учитель обществознания:  Одной из основных характеристик традиционной патриархальной семьи являлось единство брачного и репродуктивного поведения. В 15-16 веках регулирование семейных отношений стало основываться на нормах, фундаментом которых явились нормы обычного права. Позже в 18  и к середине 19 века в России начала преобладать малая индивидуальная семья, что послужило предпосылкой «Христианизации структуры русской семьи» (В. Н. Дружинин). Христианизация отношений повлекла за собой преодоление забитости младшего поколения семьи, что предполагало участие детей в хозяйственной деятельности, равноправие мужа и жены в семье.

    Традиционная русская религиозная философия сформировалась в России в 19 веке.  В русле религиозной философии развивалось своеобразное направление "теология пола", или философия любви, к которому относятся разные по взглядам философы. Тема любви, семейных ценностей развивается в творчестве Ф.М. Достоевского, Вл. Соловьева, Л. Толстого, Н. Бердяева, В. Розанова и др. Философы отмечали, что русский Эрос был тесно связан с традициями западноевропейской философии. В тоже время, русские мыслители начала века развивали гуманистическую традицию в понимании природы любви. Прежде всего, анализировался нравственный контекст взаимоотношений между мужчиной и женщиной в браке, родителями и детьми. Семья ассоциировалась с высшей нравственной ценностью, сферой реализации любви, продолжением рода, уважением к женщине.         Русская мысль всегда отличалась установлением сочетания устойчивости семьи как прочной опоры государственной жизни с развитием творческих потенций семейного быта.

         В современных российских условиях, характеризующихся конфликтом между потребностями общества и социальными условиями, в которых живет семья, особенно остро поднимаются проблемы семьи на уровне государства и общества; требуют решения демографические проблемы и проблемы воспитания достойных граждан своего Отечества, выявления этнокультурных ценностей и традиций семейно-брачных отношений. В таком контексте проблемы семьи по - прежнему являются предметом социально-философского исследования.

        В эпоху Возрождения широко развивается философия любви; любовь мужа и жены стремится занять законное место в семье. Стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. В эпоху Средневековья семья и брак считались важнейшими учреждениями в интересах эволюции.

       В середине ХУШ века прежние предписания постепенно устаревают, место «сословного статуса» занимают "личные качества". При этом нужно отметить, что философы "брак" и "семью" использовали как синонимы. Это объяснялось стабильностью и необходимостью семейно-брачных отношений, их значимостью для государства.

     Постепенно на протяжении Нового и, позднее, Новейшего времени, на первый план выходит индивидуализация личности, союз двух индивидов, любящих и уважающих друг друга.

       Сегодня многие социологи фиксируют факт, что институт брака за последние десятки лет сильно ослабел. В качестве аргументов приводится частота разводов, вступление в брак в более позднем возрасте, увеличение числа людей никогда не состоявших в браке и другое.

Эти факторы рассматриваются как силы, подтачивающие основы семьи и сводящие на нет её главную функцию- продолжение рода. Если такая тенденция сохранится, предостерегают социологии и демографы, то индустриальные общества иссякнут, поскольку не смогут воспроизводить сами себя. Это положение в полной мере относится и к России.

        Мы рассматриваем семью как социальный институт. Следовательно, будем рассматривать семью как комплекс существующих в обществе социальных норм, санкций, образцов поведения, прав и обязанностей, регулирующих отношения между супругами, родителями и детьми.

Как вы считаете, что является основой формирования и функционирования любого социального института?

Ученик 1: Система социальных ролей, норм, которую общество создает для удовлетворения той или иной социальной потребности.

Семейные роли - один из видов социальных ролей человека в обществе.

Перечислите их:

Ученик 2: Муж, жена, сын, дочь и т.д.

       Учитель обществознания: Исполнение семейной роли зависит от правильного формирования ролевого образа.

Изучение семьи как социального института предполагает характеристику формальных и неформальных санкций и норм в семейных отношениях. Все они складываются ещё в первобытном обществе. Те, кто соблюдал - их общество поддерживало, поощряло. Их можно классифицировать на юридические – регламентируются законодательством; культурные – регламентируются ценностными установками; этические – обычай, традиции. Социальные роли и нормы ориентируются на удовлетворение социальных потребностей, а с ними связаны функции семьи. В 10 классе вы познакомились с ними. Вспомните. Это репродуктивная, хозяйственная, воспитательная и т.д.

        На данном этапе изучения материала можем ли мы сказать, что какая-то функция семьи как социального института или её сфера деятельности изжили себя?  (Ответ ученика).

С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Например, государство стало санкционировать вступление в брак.

Брак – совокупность основных жизненных отношений между двумя супругами разного пола, регулируемая официальными нормами.

Давайте поработаем с учебником. (стр. 105-106) Найдем разные виды брака (1 минута) (Слайд № 4) (На слайде представлены формы брака)

 

      Итак, многие считают, что официальное признание однополых семей знаменует собой конец традиционного брака. Как считаете вы? Ответ учеников.

Следующий вопрос нашего урока: « Традиционные семейные ценности»

Давайте проведем небольшой социологический опрос. Анкета состоит из 3 вопросов:

1) Ваш пол и возраст

    муж/жен    15-16/17-18

2) Со временем желаете ли вы вступить в брак

                   Да   -  Нет

3) В перспективе вы желаете остаться мужем (женой) одного человека или считаете это не обязательным

    Да  -    Нет     -       Не обязательно

Ученик 1 проанализирует анкеты и сделает вывод.

Давайте попытаемся составить свои семейные ценности в виде кластера. Итак, в центре помещаем семейные ценности.

                                      Семейные ценности    

Сравним с тем, что есть на слайде № 5

Слово, по анкетам, что у нас получилось.

Итак, по принципиальным ценностным ориентирам мы разделяем взгляды на традиционные семейные ценности.

Так, каковы же тенденции развития семьи в современном мире? Есть два варианта ответа:

1) в целом прогрессивный процесс модернизации семьи, смена одного типа (традиционного) другим (современным).

2) системный кризис семьи

Есть ли перспективы у семьи как социального института?  Ответы учеников. Я передаю слово учителю английского языка.

Учитель английского языка:  (Слайд № 6)  And now we’ll read Tom Brown’s opinion (a British young man) about family and marriage. After reading, answer the question: What are the most important things for Tom just to have his own family? 

New words:

  1. divorce – развод
  2. marriage – брак
  3. poverty – бедность
  4. ruin – разрушать
  5. bring up – воспитывать
  6. mutual – взаимный
  7. faithfulness – верность

   «There are different views on family life. Many people are married and have children. They support and love each other. But others say their family life is full of problems and bring them a lot of troubles. There are people who say that traditional family is a thing of the past. They see many dangerous things – the growing number of one – parent families, the high divorce rate, poor discipline within the family, sex before marriage. Such social problems as poverty, drug taking and alcohol also ruin family life nowadays.

    I think, it’s too early to predict the end of the family. At least, politicians often make their careers saying that they stand for «family values»: respect for parents, stability in marriage.

    Maybe the family is in a state of crisis, but it won’t die till men and women think they shouldn’t live together and bring up children. Now there are different family forms in different cultures. New alternative – marriages between two people of the same sex – are becoming more common.  I think,  it’s awful!

    So, nobody knows what a «normal» family is. My family can be classified as normal and I like it very much. My parents sometimes don’t agree with what I say, what clothes I wear, what friends I bring home. We’ve problems in my family, but we join all together and have a great time. We’re happy!

    When I grow up and get married I’ll have a «normal» family too. It means some very important things: love, faithfulness, respect, support and mutual understanding».

Ex. 1 Find English equivalents to the following Russian words and word – expressions:

Разные взгляды, состоять в браке, традиционная семья, опасный, высокий показатель разводов, брак, бедность, употребление наркотиков и алкоголя, разрушать, предсказывать, семейные ценности, стабильность, воспитывать, однополые браки, верность, взаимопонимание. 

Ex. 2 Answer the following questions:

  1. What are different views on family life?
  2. What social problems ruin the family today?
  3. What do politicians stand for?
  4. Why won’t the family die?
  5. What kind of family do you know?
  6. What is your attitude to the family where a husband and a wife are of the same sex?
  7. What is your family like?
  8. What is your opinion about the family values?

Ex.3  True or false? If false, give your reason.

  1. All people say that family life has a lot of problems and troubles.
  2. Poverty and bad habits has a distractive impact on family life.
  3. It’s too late to predict the crisis of the family.
  4. Family values are respect to parents, love and stability in marriage.
  5. People of the same age can have an official marriage.
  6. Most of the families have problems with their children.
  7. All families need love, respect, support and mutual understanding.

Ex. 4 Choose the correct answer:

  1. There are various views on …
  1. Family values        b) family life          c) one – parent family
  1. Some people think that …
  1. Marriage isn’t a bed of roses  b) family life is full of problems   c) love is trouble
  1. A traditional family is …
  1. One – parent family   b) family with people of the same sex  c) one – child family
  1. Family values are …
  1. Poverty and envy   b) love and faithfulness   c) liberty and happiness  

Ex. 4 Retell the text according to this plan:

  1. Different views on family life.
  2. Dangerous things and social problems.
  3. The family won’t die.
  4. Different kind of families.
  5. What a normal family is.
  6. Family values.

        Домашнее задание: Напишите сочинение «за» и «против» по теме «Разные взгляды на семейную жизнь». (200 – 250 слов)

       Учитель обществознания: Сегодня вы рассмотрели традиционные семейные ценности в виде кластера, но, я считаю, что семейные ценности в каждой семье разные, хотя большинство из нас разделяет взгляды на традиционные семейные ценности. Также, мы рассмотрели понятие «семья» с социально – философской точки зрения, и узнали, какие виды брака существуют. На следующем уроке мы поговорим о тенденции развития семьи в современном мире и о Государственной политике поддержки семьи.

         Как пожелание хочу раздать вам памятку из известной книги Д. Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей?» это 7 правил, следую которым, супруги могут обеспечить себе счастливую семейную жизнь:

- не ворчите;

- не старайтесь перевоспитать своего супруга;

- не критикуйте;

- искренне восхищайтесь достоинствами супруга;

- уделяйте внимание супругу;

- будьте вежливы;

- читайте литературу о супружеских взаимоотношениях.

Советую вам прочитать книгу современного американского психолога Лэрри Крабба «Счастливый брак».

Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок 10 класс (биология, география)

интегрированный урок  10 класс (биология, география) Лес- наш дом...

География и математика -интегрированный урок 6 класс

урок 6класс "География и математика "...

интегрированный урок 6 класс Береза - источник вдохновенья

интегрированный урок по русскому родному  языку и изобразительному искусства 6 коласс "Береза-источник вдохновения"...

Интегрированный урок (5 класс) "Бутерброды"

Интегрированный урок расчитан на проведение как в делимом, так и неделимом классе. Ведущая задача урока - развивать социокультурную компетенцию в контексте диалога культур. На уроке ученики узнают ист...

Методическая разработка интегрированного урока. 7 класс.Тема: «Быт и нравы России XVII века языком фразеологии»

Изучение быта и традиций русского народа языком фразеологизмов играет большую роль в духовно-нравтсвенном воспитании учащихся, помогает лучше понять душу народа, его менталитет....

интегрированный урок 8 класс "Энерготраты человека и пищевой рацион"

Урок способствует эффективному усвоению знаний об обмене веществ, энерготратах, правилах рационального питания. Учащиеся получают возможность выявлять необходимость соответствия калорийности пищи энер...

Конспект интегрированного урока 4 класс

Конспект интегрированного урока по математике и трудовому обучению для учащихся 4 класса по теме "Круг. Окружность."...