"Здоровьесберегающие технологии"
статья по английскому языку по теме

Сирош Ольга Николаевна

Статья в рамках "Из опыта учителя" содержит основные понятия о здоровьесберегающих технологиях. На уроках английского языка используется различные игры, цель которых снять напряжение учащихся, сохранить их здоровье. В статье приводяться примеры разных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sirosh_statya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сирош Ольга Николаевна

ГБОУ гимназия № 24 имени И.А.Крылова

          Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье – это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой. Переход на новую, личностно-ориентированную парадигму образования и воспитания предполагает учителям иностранного языка уделить больше внимания здоровьесберегающим технологиям: смене видов деятельности, чередованию видов активности (интеллектуальной –> эмоциональной –> двигательной), включению “разрядок” (игры, разучивание стихов, инсценирование, пение), то есть личностное ориентирование - модель образования, метод сохранения и укрепления здоровья.

          Необходимость применения здоровьесберегающих технологий на каждом уроке продиктована, прежде всего, ухудшением физического и психического здоровья детей. Поэтому, одной из приоритетных задач образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников.

        Использование этих технологий в обучении здоровьесбережению и здоровому образу жизни направлено на самоопределение, самореализацию ученика на основе его внутренней профессиональной мотивации, вводит ребёнка в образовательное поле без потерь для здоровья, с повышенной мотивацией. Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности.

        В учебниках нового поколения, особенно для учащихся старших классов, авторы ввели много тем, связанных с охраной здоровья, которые являются очень хорошим средством развития навыков изучения языка. Они помогают учащимся узнать много интересного и полезного для того, чтобы подольше оставаться здоровыми (как вести здоровый образ жизни), содержится информация о вредных и полезных для здоровья привычках, о том, как в других странах мира люди сохраняют свою форму, чем отличаются русские в своих привычках в отношении здоровья от других народов, о питании, диете и т.д. Методический аппарат данных, отражая своё мнение по данной проблеме учебников, предполагает выражение учащимися собственных мыслей по этому вопросу.

       Поскольку гуманизация предполагает стремление сохранить здоровье ученика и учителя, развивать духовное начало, формировать установки на общечеловеческие ценности, то именно здоровьесберегающий подход к учебно-воспитательному процессу в школе и предоставляет реальную возможность сохранить здоровье и психику ребёнка, формирующегося в условиях роста информационного потока, стрессов, экологического дисбаланса.

      Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.

На начальном этапе я провожу  физкультминутки на уроках, сопровождая их песнями, стихами, скороговорками на английском языке. Вслед за учителем или диктором школьники многократно повторяют слова, речевые клише, предложения. В ход идут различного рода движения (хлопки, притопы, повороты туловища, ходьба, бег на месте и т.д.). Вместе с тем ненавязчиво убеждаю детей в том, что надо много работать над фонетикой, лексикой и грамматикой.

       Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра. Игра – дверь в душу ребенка. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества.

      Игра посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, и вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

       Таким образом, игру можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближённых к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.  

         Игры способствуют выполнению следующих задач:

-           создание психологической готовности детей к речевому общению;

-           обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

-           тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.

На уроках используются различные виды игр.

       В своей педагогической деятельности на уроках английского языка я использую следующие игры:

  1. Грамматические игры, целями которых являются:
  • научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности.
  • создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца.
  • развить речевую творческую активность учащихся.

Например, «Задай правильно вопрос», «Угадай, где?», «Крестики-нолики», «Найди неправильное/отличие», «Интервью», Переводчик», «Запомни», «Фантазеры» и др.

  1. Лексические игры, цели следующие:
  • тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке.
  • активизировать речемыслительной деятельности учащихся.
  • развивать речевую реакцию учащихся.
  • познакомить учащихся с сочетаемостью слов.

Например, «Что это?», “ Picture square”, “Number game”, “Missing numbers”, “Word race”, “I spy”, “What’s the time?”, “Miming game”, “Crosswords”.

  1. Фонетические игры, цели которых:
  • тренировать учащихся в произнесении английских звуков.
  • научить учащихся громко и четко читать стихотворения.
  • разучить стихотворения с целью их воспроизведения по ролям.
  1. Орфографические игры, цель которых – это упражнение в написании английских слов.

Например, “A spelling stair”, “Change a letter, make a new word”, “A letter ladder”, “4*4=16”, “Anagrams”, “Take the unit”, “Compositor” и другие.

  1. Речевые игры.

Например, «Дискуссия и дебаты», «Доклад», «Интервью», «Кто был он, кто была она», другие.

  1. Страноведческие игры, например, «Спортивные», викторины, «Игра в известных людей», «Верю, не верю»,  «Ромашка» и др.

  1. Лингвистические игры, которые направлены на развитие догадки. Например, «Найти 4 лишнего», «Британизмы, американизмы» и др.

 Также мною используются и психотехнические упражнения, игры для повторения и закрепления пройденного материала.

ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ  ИГРЫ 

        Основными функциями психотехнических игр в обучении иностранному языку являются создание у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном занятии определенной ситуации, реализация дидактической основы в форме учебной задачи для синхронизации мыслительных и физических действий с речью на иностранном языке, а также интенсивная тренировка употребления усваиваемого лексического и грамматического материала.

ЛЕС

        Цель: формирование грамматического навыка

        Ход игры: обучаемым предлагается закрыть глаза, представить лес, деревья, красивое озеро, где плавают лебеди и т.д. Далее практикуется грамматическая структура Complex Object: I saw the swans swimming.

For example: Close your eyes and relax. You see a dream. Imagine that you are walking in the forest. You see the birds in the tree. They are singing. The birds are singing sweet. You have noticed a butterfly. It is flying from one flower to another. Splash! Oh, what’s this? The boy is throwing a stone into water. You see beautiful swans in the lake. They are white. The swans are swimming. You enjoy this wonderful picture. ( звук будильника) Oh, it’s time to wake up. Open your eyes. So, let’s say what did you see/hear/notice using Complex Object.

 Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках способствует сохранению здоровья наших детей, а это самая главная ценность, как сказал философ: «Я не знаю большей красоты, чем здоровье». (Г. Гейне)

Список использованной литерауры:

1. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005

2. Лядова Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы

3. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников. - М.: Аспект Пресс, 2001.

4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. -М.:АРКТИ, 2005.

5. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.

6. http://textik.ru/citations/author/genrih-gejne/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии.Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий

Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения (Н.К. С мирнов)  «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверен...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности».  Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...

Конспект занятия для детей средней группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Теремок». (Лексическая тема «Мебель».)

Конспект занятия для детей средней группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Теремок».(Лекси...