Современный урок
учебно-методический материал по английскому языку (6 класс) на тему

Краткие требования к подготовке и проведению уроков в среней школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sov_urok.docx195.8 КБ

Предварительный просмотр:

 

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ, АНАЛИЗ

Памятка для учителей и руководителей образовательных учреждений

  1. Общедидактические положения

  1. Осознайте свою миссию в процессе воспитания, обучения, развития и социализации каждого ребёнка в отдельности и класса в целом. На каждом уроке создавайте условия для адекватного разностороннего развития детей.
  2. Постоянно имейте в виду принцип природосообразности, согласно которому для развития любых способностей, равно как и для формирования любого умения, качества и т.д., природой отведены определённые возрастные периоды. В случае если природные возможности не были своевременно реализованы, то упущенные способности и качества у подавляющего большинства людей уже не могут быть достигнуты в полном объёме. Сверхзадача семьи, школы и каждого учителя заключается в своевременной и последовательной реализации этих возможностей.
  3. Чаще вспоминайте дидактические принципы в современной интерпретации. Сверяйте с ними основные положения проекта урока и процесса его реализации.  
  4. Старайтесь быть больше тренером[1], чем учителем. Не «солируйте» на уроке. Продуктивный урок предполагает высокую активность учащихся, притом, что педагог остаётся как бы в тени.
  5. Уделяйте внимание одарённым детям. Формируйте для них индивидуальные траектории обучения и развития. Ведите этих детей на высоком уровне их возможностей. На каждом уроке старайтесь создавать для них зоны ближайшего развития. Не бойтесь дистанции между уровнями развития слабых и сильнейших учащихся.  
  6. Чаще практикуйте интегрированные уроки. При грамотном подходе они гораздо эффективнее монопредметных. Не забывайте, что на таком уроке все предметы-компоненты должны быть представлены на профессиональном уровне. Особенно это касается использования музыки[2], изобразительного искусства, театра и пр.    
  7. Помните, что на уроке используется, как правило, три категории учебной информации. Это: опорные понятия, подлежащие обязательному усвоению каждым учеником; более обширные знания по теме/предмету, запоминание которых желательно, но не обязательно (!), а также информация культурологического характера, составляющая интеллектуальный фон урока. Ясно определяйте для себя, какие именно опорные понятия учащиеся должны усвоить (и запомнить) на данном уроке и добивайтесь этого.
  8. Необходимо также чётко представлять не только какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке:
  1. на уровне восприятия, осмысления и запоминания;
  2. на уровне применения знания по образцу;
  3. на уровне применения знаний в новой ситуации.
  1. Сохраняйте и систематизируйте проекты/планы проведённых уроков со всеми дидактическими приложениями. При подготовке аналогичных уроков в будущем, эти материалы помогут воссоздать сильные и слабые их стороны, сэкономив время при значительном повышении качества.    
  2. Стремитесь сделать урок динамичным и разнообразным в дидактическом смысле. Речь идёт о рациональной последовательности и целесообразной смене видов и форм учебной работы в ходе урока, обусловленной учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся класса.  
  3. Перед каждым заданием на уроке делайте краткий и чёткий инструктаж. Добейтесь, чтобы все учащиеся хорошо поняли, как нужно выполнять задание.
  4. Во время индивидуальной работы с отдельными учащимися и/или группами, всегда давайте задание классу и контролируйте его выполнение. Не надейтесь на то, что учащиеся сами догадаются, что необходимо делать.
  5. Создавайте для себя в течение урока несколько пауз - возможностей для «отстранения» от его непосредственного ведения, и поручайте это сильным учащимся. Рефлексируйте[3] свою работу на уроке. Наблюдайте, оценивайте и корректируйте её  как бы «со стороны».
  6. Используйте на уроках тренеров из числа учащихся. Давайте им с этой целью специальные домашние задания и учите их работать с одноклассниками в этом качестве.
  7. Не стойте весь урок над детьми и не ходите без надобности по классу. Они устают от непрерывного надзора и контроля. Сделайте центральным субъектом урока самих учащихся. Больше доверяйте им. Контроль частично передайте детям. Их много, они ничего не упустят.
  8. Festina Lente![4] Не спешите на уроке и не торопите детей. Урок должен протекать в оптимальном темпе, размеренно и основательно. Не говорите торопливо. Полностью откажитесь от бесполезных, стрессогенных призывов и замечаний типа: «быстрее», «швиденько», «будь внимательным» etc.

  1. Коммуникация учителя с учащимися и учащихся между собой во время урока

  1. Следите за динамикой и выразительностью своего голоса при коммуникации с учащимися. При фронтальном обращении говорите умеренно громко, при общении с малой группой – вполголоса, а при индивидуальном – переходите на шёпот. Никогда не кричите и не позволяйте это учащимся.
  2. Любой текст читайте артистично, выразительно, с выделением ключевых слов, фраз и предложений. Добивайтесь того же от учащихся.
  3. Не бойтесь коллективных бесед, ответов и обсуждений. Сократите до разумного минимума индивидуальный опрос и общение в режиме «один на один», если остальные ученики на заняты в это время выполнением самостоятельной работы.
  4. Наиболее распространенный метод ведения урока - эвристическая беседа (проблемные вопросы, коллективное обсуждение и закрепление учебного материала). Следует помнить, что наибольшую эффективность при этом можно достигнуть, лишь вовлекая всех учащихся в работу. Поэтому обращения типа: «Миша, как ты думаешь …?», в данной ситуации неудачно. Лучше: «Ребята, как вы думаете …?», а затем, после 3-5 секундной паузы обратиться к одному из учащихся или к классу. Полученный ответ необходимо уточнить/обобщить и закрепить. Распространённой ошибкой многих учителей является то, что получив ответ от одного из учеников, они сразу переходят к следующему вопросу.
  5. Ясно, точно и остроумно формулируйте вопросы. Умение профессионально ставить вопросы в соответствии с задачами урока, темы, предмета в целом и всего курса школьного обучения – одна их важнейших компетенции учителя.
  6. Чётко различайте и классифицируйте четыре уровня динамики/громкости голоса учащихся во время чтения, при ответах и другой коммуникации. Пользуйтесь при этом единой терминологией:
  1. чтение «внутренним голосом», «про себя» - беззвучно, но выразительно, «слыша» звучащий текст внутри, работая губами и выделяя ключевые слова, фразы etc.;
  2. чтение шёпотом – также выразительно, прислушиваясь к себе и несколько утрируя дикцию;
  3. «жужжащее» чтение – также как и шёпотом, но вполголоса;
  4. обычное чтение «в голос».
  1. Учите детей громко, выразительно, с хорошей дикцией читать/говорить перед аудиторией.  
  2. Помните, что работу современного учителя отличают лёгкость, естественность и простота в работе с детьми, их родителями и коллегами. Такому учителю присущи: уверенность в себе (Вы - автор данного урока!), юмор, выразительность на вербальном и невербальном уровнях, гибкость, контрастность в темпе работы и голосе, умение быстро переключаться, импровизировать и т.п.

  1. Организация интеллектуального/учебного труда учащихся[5]

  1. Постоянно работайте над формированием и развитием у учащихся общеучебных умений, навыков и способов деятельности. Согласно распространенной классификации, все общие учебные умения, которыми необходимо овладеть школьнику, делятся на четыре вида:
  1. Учебно-организационные умения: умение понимать и достигать учебных целей, выполнять задания по образцу, по алгоритму; умение составлять план и работать по плану; умение определять и формулировать цели, самостоятельно выполнять учебные задания; умение осуществлять контроль и самоконтроль; умение рационально организовывать свой учебный труд.
  2. Учебно-информационные умения, необходимые для получения и первичной обработки учебной информации: умение хорошо читать и работать с текстами из учебников и дополнительной литературы; умение работать с графиками, схемами, таблицами (составлять, чертить, изменять форму и содержание, читать их и т.д.); умение пользоваться картами, библиографическими списками и каталогами, справочной литературой и т.д.
  3. Учебно-коммуникативные умения, обеспечивающие общение между людьми: умение последовательно, логично и кратко излагать своё мнение (монолог, небольшое публичное выступление, резюме и т.п.); умение отвечать на вопросы и формулировать их; умение вести учебный диалог, дискуссию; умение слушать собеседника, управлять своим вниманием; а также умения, относящиеся к письменной монологической речи: умение писать диктант, изложение, эссе, сочинение, конспект, тезисы, реферат, статью, деловые бумаги (заявление, автобиографию и пр.).
  4. Учебно-интеллектуальные умения, которые подразумевают осуществление различных мыслительных операций: анализ, сравнение, выделение основной идеи, главной мысли; умение классифицировать, обобщать и делать выводы, абстрагироваться, синтезировать; умение применять знания в новой, нестандартной ситуации; умение выполнять творческие задания и пр.[6]
  1. Особое внимание следует уделить умению учащихся свободно читать и работать с текстами. Не менее важно научить школьников  грамотно излагать свои суждения, критически мыслить и свободно применять полученные знания в реальных ситуациях[7]. Так, согласно результатам международных исследований PISA[8], лишь 3% учащихся из России[9] на высоком уровне овладевают знаниями, умеют объяснить, оценить информацию, а также сформулировать свою гипотезу и сделать вывод.
  2. Помните, что в условиях информационного общества большую актуальность приобретает функциональная грамотность – умению свободно пользоваться справочниками и электронными ресурсами.
  3. Формируйте у учащихся навык продуктивно работать в парах и командах. Воспитывайте у них лидерские качества, волю, настойчивость, ответственность, толерантность, а также умение подчиняться и считаться с мнением других.
  4. Обучите детей правилам работы в условиях читального зала со свободным (деловым) перемещением по классу. Неукоснительно выполняйте эти правила сами.
  5. Научите школьников любой текст читать с карандашом в руке и делать по ходу лёгкие пометки. Выучите с учащимися общепринятые знаки, выставляемые на полях (N.B., !!,?, !? и пр.).
  6. Прививайте детям хороший вкус ко всему, что их окружает, и что они делают. Обращайте внимание учащихся на красоту математического решения, художественного текста, изящество выполненных заданий и т.п.
  7. Не упускайте возможности использовать на уроке занимательные задания и деловые/ролевые игры, особенно в процессе закрепления и практического применения знаний и умений.  
  8. В учебном кабинете/классе необходимо иметь и постоянно использовать библиотечку из необходимой для данного предмета литературы: справочников, словарей, сборников дидактических материалов, занимательных заданий, хрестоматийной  литературы[10] на 2-3 языках, употребляемых в данной школе (к примеру, на украинском, русском, английском).

   

  1. Плотность урока

  1.  Плотность/насыщенность - это один из важнейших показателей современного урока. Критерием плотности урока является рациональное, использование учебного времени как группой (классом) в целом, так и каждым ребёнком в отдельности. «Сверхзадача» учителя – добиться высокой плотности урока, т.е. ситуации, когда каждый из учащихся продуктивно работает/учитСЯ в зоне своего ближайшего развития, оптимально используя каждую минуту.
  2. Напомним, что традиционные пассивные формы: лекция, рассказ учителя, индивидуальный опрос, проверка домашнего задания в ходе урока и т.п. дают низкую плотность учебного занятия. Высокую плотность обеспечивают активные/партисипативние (интерактивные) формы работы на уроке.[11] К примеру:
  1. самостоятельная дифференцированная работа над разным по трудности, объёму и характеру учебным материалом в обстановке читального зала, с возможностью получения консультации учителя или «сильного» ученика;
  2. дифференцированная коллективная работа учащихся в парах или в составе малых разноуровневых групп над материалом, адекватным по трудности, объёму и характеру, под руководством лидера группы и наблюдением педагога;
  3. совместная работа всех учащихся под руководством педагога в составе подгруппы или группы (класса), при условии её педагогической целесообразности и т.д.
  1. Не забывайте о важности включения в процессе чтения (и другого интеллектуального труда) всех трёх анализаторов (зрительного, слухового и моторного). Это существенно повышает качество усвоения информации[12]. К примеру, в то время, когда текст озвучивает учитель или кто-либо из детей, остальные учащиеся выполняют одновременно несколько заданий: следят за звучащим текстом карандашом (зрительный и слуховой анализаторы), отмечают ключевые слова, предложения, смысловые части и пр. (моторный анализатор);  прислушиваются и оценивают правильность и выразительность воспроизведение текста (слуховой анализатор); а также читают внутренним голосом вместе с читающим вслух и контролируют собственное чтение (зрительный и слуховой анализаторы).
  2. Воспитывайте у учащихся вкус к умственному труду, развивайте у них воображение и различные виды памяти. Научите детей методам и приёмам эйдотехники и постоянно пользуйтесь ими.  
  3. При проектировании и проведении уроков старайтесь максимально обеспечить индивидуализацию/персонализацию обучения. Учите «сильных» учащихся быстро переключаться с одного вида работы/задания на другой и также быстро возвращаться к прежнему виду/заданию.
  4. Научите детей самостоятельно находить себе дополнительную работу, если они выполнили задание раньше других. Установите на видном месте 2-3 коробки с разными по трудности заданиями по теме урока для самостоятельного выбора. Стимулируйте учебную инициативу детей.
  5. Введите дифференцированные домашние задания, в зависимости от объёма и сложности выполненной в классе работы. Освобождайте наиболее отличившихся учащихся от домашних заданий тренировочного характера, а взамен поручайте им творческую работу, в т.ч. связанную с подготовкой последующих уроков.

  1. Валеологический подход к организации урока[13]

  1. Валеологический подход заключается в снижении здоровьезатратности учебных занятий за счёт устранения главных патогенный факторов:
  1. состояния перманентного стресса[14]: физиологического, информационного, коммуникативного, психологического (эмоционального)[15];
  2. неудовлетворительного физического развития и хронической гиподинамии[16];
  3. кислородного и «солнечного» голодания[17];
  4. дидактогений[18] и другие «профессиональных» заболеваний школьников: понижения зрения, сколиоза, неврозов и пр.
  5. неправильно организованного режима дня и плохого питания.
  1. Для организации валеологически грамотного урока необходимы определённые меры. Например:
  1. обеспечить санитарно-гигиенические условия в учебном помещении: температурный и световой режимы, влажную уборку и пр.
  2. обеспечить выполнение нормативов воздушного режима, которые установлены с учётом возраста детей, времени года и температуры воздуха в атмосфере[19];
  3. проводить для учащихся уроки в режиме сидя-стоя; постоянно следить за осанкой детей; научить их всегда располагать текст не расстоянии 35-45 см от глаз.
  4. практиковать (особенно в начальной школе) смену расположения учащихся в учебной комнате в ходе урока. Для этого использовать «демократическое» (по периметру комнаты), «командное» (группирование по 3-4 человека), «расслабляющее» (на ковре) и другие формы размещения (у конторок, у подоконников и т.д.); 
  5. обеспечить достаточную динамику урока  – т.е. отводить в ходе каждого урока (в начальной школе) по 5-10 минут на подвижные дидактические игры, инсценировки, динамические паузы, физкультминутки под музыку и пр., а также обеспечить движение и перемещение учащихся по учебной комнате во время занятий;[20] 
  6. иметь в запасе 3-4 комплекса физкультминуток/динамических пауз разной интенсивности и чередовать их в зависимость от обстоятельств; привлекать детей к составлению и разучиванию этих комплексов в качестве соавторов, тренеров, музыкальных редакторов etc.
  7. строго выполнять рекомендации медико-психолого-педагогического/педологического консилиума при работе с детьми из группы риска, т.е. имеющими хронические заболевания и другие отклонения;
  8. непосредственно принимать участие в динамических паузах, физкультурных и валеологических мероприятиях вместе с детьми, показывая им (и их родителям) пример здорового образа жизни и двигательной активности, соответствующей возрасту; 
  9. создать комфортный морально-психологический климат во время пребывания детей в образовательном учреждении;
  10. воспитывать у детей оптимизм, жизнелюбие, желание быть здоровыми, сильными и ловкими, учить их получать радость от каждого прожитого дня, от общения с одноклассниками и взрослыми;
  11. формировать у учащихся уважение к чужому мнению, даже если его не разделяет большинство, показывать личный пример толерантности, терпимости и настоящей интеллигентности;
  12. педагогически грамотно и тактично использовать все виды оценки учебной работы и полезного труда учащихся, стимулировать их работоспособность одобрением и похвалой;
  13. формировать у детей повсеместно – на учебных занятиях, в спорте, на отдыхе – чувство команды, взаимопомощи и отзывчивости;
  14. обращаться к детям по именам, спокойным и доброжелательным тоном и пр.
  1. Оптимизация учебного помещения.

  1. Для проведения занятий (особенно в начальных классах) необходимо использовать валеологическую мебель[21]. Столы и стулья должны быть лёгкими и удобными, такими, чтобы ребёнок мог без труда переставлять их в ходе урока в зависимости от характера учебной работы (коллективной, деления на подгруппы, на малые уровневые группы, работы в парах, в обстановке читального зала и пр.).
  2. Организуйте для учащихся дополнительно по 2-3 условных рабочих места в режиме сидя-стоя. Используйте для этого свободные парты (для групповой работы), подоконники, настольные подставки/трибунки (для работы стоя), а также любые другие возможности учебной комнаты. К примеру, можно организовать работу малой группы, стоя в кругу у окна и т.д.
  3. Разместите на боковых стенах учебной комнаты дополнительные школьные доски и максимально используйте их для повышения плотности уроков.
  4. Создайте также для себя дополнительные «рабочие места» в классной комнате, что поможет менять психолого-педагогическую ситуацию во время урока,  устранить доминирование педагога, создать обстановку читального зала, коллективной/командной работы и т.д. Так, в зависимости от задач отдельных этапов урока учитель может располагаться позади учащихся на высоком («барном») стуле, рядом с кем-либо из них за партой, в составе «круглого стола», в малой группе у подоконника etc.

                                                                                                                 Приложение 1                                                                                                         

ХРОНОКАРТА

диагностики и самооценки/экспертной оценки подготовки и реализации

проекта современного здоровьесберегающего урока

  1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ ОБ УРОКЕ

 Учитель _______________________________________________________. Предмет ______________, класс_____.  Дата ______________, день недели __________, № по распис. ____.  Всего уч-ся в классе ____, из них присут.___.

Тип урока  _____________________________, если интегрир, то с какими предм.___________________________ . Раздел/тема ______________________________________________________________________________________

_______________________________________, всего уроков в разделе/теме______ ; № урока в разделе/теме _____.  

Тема урока: ______________________________________________________________________________________

 Дидактические цели: ______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

Воспитательные цели: _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цели развития/социализации уч-ся ___________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

  1. ХОД УРОКА

Мин.

урока

Плот.

урока

Действия учителя и учащихся

Заметки эксперта по ходу урока

  1. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВРЕМЕНИ НА УРОКЕ:
  1. Урок продолжался _________ минут, из которых были использованы:

а) по мнению эксперта: рационально ___ мин., малорационально__ мин., нерационально __ мин.;

б) по мнению учителя: рационально ___ мин., малорационально__ мин., нерационально __ мин.

  1. НАИБОЛЕЕ УДАЧНЫЕ НАХОДКИ, ПРИЁМЫ, МЕТОДЫ и пр.:_______________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ЗАМЕЧАНИЯ:__________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

  1. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:
  1. Относительно выполнения поставленных целей: ______________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Относительно эффективности урока по следующим аспектам:
  1. Организационно педагогическому:______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Научно-теоретическому и методико-технологическому: ____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Психолого-педагогическому, санитарно-гигиеническому и валеологическому:_________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Воспитательному, культурологическому и эмоционально-коммуникативному:_________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ/РЕКОМЕНДАЦИИ:_____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата оформления:                              Подпись учителя:                           Подпись эксперта:

  1. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА

Учителю и/или эксперту предлагается обосновать и оценить с позиций личностно-ориентированного обучения и здоровьесберегающего подхода аспекты урока:

Само-оценка

Эксп.

оценк.

1

2

3

4

8.1.

Принципы и цели.

8.1.1

Реализацию основных Принципов Дидактики (принцип оптимального сочетания природо- и культуросообразности; принцип научности и доступности; принцип  воспитывающего и развивающего обучения; принцип наглядности и абстрактности; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; принцип  сознательности, активности, самостоятельности, принцип  научности и связи с практикой и пр.).

8.1.2

Учебные цели урока всех уровней (общие, текущие, операциональные и пр.);

8.1.3.

Цели воспитания и социализации личности (формирования ценностных ориентаций).

8.1.4.

Развивающие цели. Особое внимание уделить целям развития общих учебных умений, включая умение работать с текстами, а также целям повышения функциональной грамотности учащихся (умениям свободно пользоваться различными информационными ресурсами, быстрого поиска, отбора и многоцелевого использования информации).

8.2.

Организация образовательного процесса.

8.2.1

Структуру, хронологию, логику и драматургию урока. Целесообразность использования методов активного и пассивного обучения.

8.2.2

Целесообразность использования приемов наглядности на занятии.

8.2.3

Задачи и особенности здоровьесберегающих технологий в организации данного урока.

8.2.4

Динамику урока в прямом смысле и профилактику гиподинамии: динамические паузы, рациональность смены рабочих мест, перемещения уч-ся по ходу урока и пр.

8.2.5

Формы и технологии дифференцированного подхода. Индивидуализацию учебных заданий и темпа их выполнения. Особенности работы с детьми, имеющими хронические заболевания.

8.2.6

Организацию самостоятельной работы учащихся, в т. ч. в «обстановке читального зала».

8.2.7

Санитарно-гигиенические аспекты урока: общую гигиена; температурный режим, предупреждение кислородное «голодания»; профилактику сколиоза; степень освещённости учебного помещения и профилактику органов зрения и пр.

8.2.8

Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на уроке.

8.3.

Содержание и эффективность образовательного процесса.

8.3.1

Соответствие целей, задач, содержания учебного материала и методов обучения возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, а также рекомендациям медико-психолого-педагогического консилиума.

8.3.2

Способы и эффективность выделения главного, существенного. Оптимальность объема материала, предложенного для усвоения.

8.3.3

Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации. Практическая направленность материала, его связь жизнью и личным опытом учащихся.

8.3.4

Управление интеллектуальным развитием учащихся на уроке. Развитие мышления, речи, внимания, памяти, воображения и пр.

8.3.5

Плотность урока. Использование максимального числа каналов получения (восприятия) информации.

8.3.6

Динамику урока в переносном смысле. Рациональность смены видов учебной работы. Методы и приёмы предупреждение переутомления мозга и поддержания высокой работоспособности учащихся.

8.3.7

Интегрированное обучение, межпредметные связи.

8.3.8

Трудности и типичные ошибки учащихся. Их предвидение и ликвидацию. Методику работы над ошибками.

8.3.9

Методику получения, обработки и использования «обратной» информации (feed back).

8.3.10

Целесообразность домашнего задания, его характера, объёма и степени дифференцированности. Предварительную дозировку времени, необходимого на его выполнение.

8.3.11

Приёмы повышения учебной мотивации учащихся и управления их вниманием. Воспитание интереса к предмету. Объективность оценок, полученных учащимися.

1

2

3

4

8.3.12

Целесообразность использования/неиспользования дидактических игр, занимательных заданий, ТРИЗа и пр.

8.4.

Особенности учебной деятельности учащихся.

8.4.1

Познавательная активность, творчество и самостоятельность.

7.4.2

Уровень развития общеучебных (надпредметных) и специальных умений и навыков.

8.4.3

Наличие и эффективность коллективных  и групповых форм работы в ходе урока.

8.4.4

Целесообразность соотношения тренировочных и проблемно-творческих заданий.

8.4.5

Деловой настрой, учебную активность учащихся и её результативность. Воспитание у них дружелюбия, толерантности, чувства команды и умения работать в команде, группе.

8.4.6

Проявление дисциплинированности, организованности и заинтересованности в данном учебном предмете во время урока.

 8.5.

Предварительные результаты проведенного урока.

8.5.1

Достижение поставленных дидактических целей.

8.5.2

Обучающий эффект проведенного занятия (чему и в какой степени научились школьники).

8.5.3

Воспитательный эффект урока. Использование воспитательного потенциала учебного материала.

8.5.4

Воздействие урока на развитие личности и процесс социализации учащихся.

8.6.

Культура и эстетика труда. Личные качества учителя.

8.6.1

Культура труда педагога и учащихся. Стиль, формы и приёмы взаимоотношений учителя и учащихся, а также учащихся между собой в ходе урока. Педагогический такт и демократичность педагога.

8.6.2

Эстетику урока, включая эстетику идей, решений, а также наглядности, интерьеров и пр. Морально-психологический климат и эмоциональный фон урока. Предупреждение школьных стрессов.

8.6.3

Знание предмета и общая эрудиция учителя.

8.6.4

Уровень педагогической, методической и технологической компетентности.

8.6.5

Знание физиологических, психологических и др. особенностей личности учащихся.

8.6.6.

Культура и эстетика речи учителя, ее образность, эмоциональность.

8.6.7.

Деловую активность педагога в ходе урока, её рациональность и эффективность. Целесообразность педагогической импровизации и отступлений от плана урока.

8.6.8.

Воспитательное влияние учителя на детей. Оптимистический настрой и юмор.

8.6.9.

Имидж и артистизм учителя. Внешний вид, мимика, жесты и пр.

Технология оценивания хода урока:

  • 3 балла – профессионально/целесообразно;
  • 2 балла - удовлетворительно;
  • 1 балл – недостаточно;

Примечание: Общее количество баллов подсчитывать и использовать в качестве оценки урока не следует.

Приложение 2

ПИРАМИДА ОБУЧЕНИЯ

Проведенные в США в 1980-х годах исследования (National Training Laboratories in Bethel, Maine) позволили обобщить данные относительно эффективности (средний процент усвоения знаний) различных методов обучении взрослых. Эти результаты представлены на схеме «Пирамида обучения» (Learning Pyramid). Они подтверждают древнюю мудрость, сформулированную в китайской пословице: «Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Позволь мне сделать — и это станет моим навсегда».

Примечание: Плотность урока в виде  классификации методов и приёмы, использованных учителем на уроке, условно изображаются сочетаниями вертикальных пунктирных и сплошных линий в столбце 2 «Плот. урока» (См. Хронокарту, Раздел 2, «Ход урока»).

  1. Традиционные методы (уровни):

  1. Активные (партисипативние) методы (уровни):

 1.-----;  2.            ; 3. ------- ; 4.            ; 5.   ------; 6.             и т.д.


[1]  В последние годы популярность получил тренинг – активная форма обучения, заимствованная из западных образовательных систем. Функции руководителя тренинга – тренера отличаются от традиционных функций учителя,  работа которого связана с понятиями «учить (научить), передавать, транслировать» знания, что изначально предполагает активные действия педагога при пассивной позиции учащихся. Это отражает одно из главных правил традиционной школы: урок должен проходить в тишине, чтобы все слышали, что передаёт (транслирует) учитель. Работа тренера не связана с передачей готовых истин. Она ориентирована на активность и настойчивость самого обучающегося, для которого тренер создаёт развивающую среду и оказывает квалифицированную помощь.

[2] К примеру, нельзя потребительски относиться к шедеврам классической музыки, использовать их в качестве звучащего «фона» или сопровождения к динамическим  паузам и играм. Для этого есть функциональная/лёгкая музыки и т.п.

[3]   Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — обращение субъекта на себя самого, свою личность (ценности, интересы, мотивы, эмоции, поступки), на свое знание,  собственное состояние или действие.

[4]  (Лат. Спеши медленно!) Одно из любимых выражений римского императора Октавиана Августа (63 г.до н.э.-14 г. н.э.).

[5] Подробнее см. Федорец Н. Авторская образовательная концепция «Intelectualitatea-Интеллигентность». Кишинэу, Pontos.- 2007. Или: Федорець М. Авторська освітня концепція «Інтелігентність»//Управлення школою. – 2009. - № 3.  

[6]  Волкова Г., Чикунова М. От «школы памяти» – к «школе мышления» и «школе развития» // Экспресс-опыт. Приложение к журналу «Директор школы». – 1999. – №2.

[7]         Ковалёва Г. Причины падения международного рейтинга российского образования//Школьное обозрение.–2002, № 1.

[8]         Program International Student Assessment – международный проект сравнительной оценки качества образования 15-летних школьников их развитых стран мира. Украина пока не принимает в нём участия

[9]         Зверев А. Панихида по ликбезу//Народное образование. – 2004. – № 2.

[10]    Книги, составляющие «золотой» фонд детской литературы, которые важно причитать в определённом возрасте.

[11]   См. Приложение 2.

[12]  Известно, что зрительный канал обеспечивает до 75% воспринимаемой информации. Слуховой канал - 15-20%. Еще 5-7% информации человек получает посредством моторики, т.е. различных действий и манипуляций. Опытные педагоги знают, что если учащиеся получают информацию при помощи только одного канала, она усваивается слабо и быстро забывается. Если по двум одновременно – то значительно лучше. А когда включены все три канала, то можно добиться высокой плотности учебной работы и эффективного усвоения знаний.

[13] Подробнее см.: Федорець М. Зниження здоров’явитратності  й валеологічне виховання в школі//Управління школою. – 2009. - № 26. 

[14]        Специалисты знают, что многие дети в образовательных учреждениях находятся в состоянии постоянного стресса, вызванного непредсказуемостью, страхом унижения и наказания, обидой от бесправия, недопонятым учебным материалом, неубедительной мотивацией оценок, завышенным темпом учебной работы и пр.

[15]        Ефремов К. Стресс первобытный, цивилизованный, школьный // Народное образование, – 2004. – №1. – С. 160-166.

[16]        Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при недостаточной двигательной активности, снижение силы сокращения мышц.

[17]        Организм ребёнка вырабатывает нормальное количество витамина D, если солнце освещает кожу рук и лица не менее 20 минут в день.

[18]        Негативное психическое состояние учащегося (угнетённое настроение, страх, фрустрация и пр.), вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (учителя, тренера).

[19]        Воздушный режим состоит из нормативов проветривания учебных помещений и обязательного пребывания детей на свежем воздухе.

[20]   В данном случае речь идёт другом важном критерии эффективности учебного занятия - динамике урока в прямом смысле - организации рациональной двигательной активности детей, по-возможности связанной с содержанием урока.

[21]  Одноместные парты и стулья с регулировкой высоты в соответствии с принятым стандартом. Отверстия в столах и стульях, предназначенные для регулировки, помечают разным цветом, в соответствии с цветом маркировки групп школьной мебели. Технология определения высоты мебели проста. В каждом учебном помещении у двери наклеивают вертикальную мерную линейку, закрашенную разным цветом, согласно стандартным группам мебели. Дети самостоятельно измеряют свой рост, и если он уже соответствует другому, «более высокому» цвету, то высоту данного комплекта меняют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

Современный урок «Зимние народные праздники» в цикле «Образы русской культуры». Требования к современному уроку и его характеристики.

Цикл «Образы русской культуры» для 5-х классов был включен в учебный план гимназии в 1994 г.   В 1995 году авторский коллектив был награжден Диплом...

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

Современный урок. Проблемы и перспективы современного урока.

Урок как форма организации учебной деятельности существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается сам...