Система подготовки к ЕГЭ по английскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по английскому языку (11 класс) по теме

Ляшко Наталья Ивановна

Материал содержит информацию по подготовке к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_podgotovki_k_ege_po_angliyskomu_yazyku.docx144.48 КБ

Предварительный просмотр:

Система подготовки к ЕГЭ по английскому языку.

(обобщение опыта работы методического объединения учителей английского языка СОШ 2)

 

Издревле считалось, что любой экзамен - это испытание не только для учеников, но и для их учителей.(Слайд 2) Как указывается в официальных документах, назначение единого государственного экзамена состоит в оценивании уровня общеобразовательной подготовки по иностранному языку выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации и конкурсного отбора в учреждения среднего и высшего профессионального образования(Слайд 3)

Структура ЕГЭ по английскому состоит из 4 разделов, включающих 46 заданий.(Слайд 4)

Раздел 1 (Аудирование) включает 15 заданий, из которых первое – на установление соответствия и 14 заданий с выбором одного правильного ответа из трех предложенных. Время выполнения 30 минут.(Слайд 5)

Раздел 2 (Чтение) включает 9 заданий, из которых 2 задания на установление соответствия и 7 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных. Время выполнения 30 минут.

Раздел 3 (Грамматика и лексика) включает 20 заданий, из которых 13 заданий с кратким ответом и 7 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных. Время выполнения 40 минут.

Раздел 4 (Письменная часть)  состоит из двух заданий и представляет собой написание дружеского письма и сочинения с элементами рассуждения. Время выполнения 60 минут.

Общее время проведения экзамены – 160 минут.

ЕГЭ по иностранным языкам проводится с 2003года в экспериментальном режиме. Но если ЕГЭ по русскому и математике является массовыми экзаменами и уже накоплен большой опыт по подготовке к ним, то ЕГЭ по иностранным языкам - не массовый. В моем выступлении я постараюсь описать систему подготовки к ЕГЭ, применяемой учителями нашей школы На первой неделе сентября проводится тестирование учащихся 10-11 классов по всем видам речевой деятельности, которые есть в ЕГЭ, с целью выявить пробелы в знаниях учащихся за курс 5-9 классов. Затем делим учащихся по уровням, исходя из чего и планируем с ними уроки.

Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по иностранным языкам, помимо собственно обучения соответствующему языку и развития умений и навыков в четырех видах речевой деятельности, должна включать в себя следующие аспектыСлайд 6)

·Ознакомление с форматом заданий;

·Отработку четкого следования инструкции к заданию, в том числе соблюдения предписанного объема письменного или устного высказывания;

• Развитие умения укладываться в регламент времени, отведенного на выполнение конкретного задания;

• Ознакомление с критериями оценивания заданий части С (по письму и говорению); объяснения предъявляемых требований;

• Отработку стратегии выполнения тестовых заданий с их последующим анализом и самоанализом;

В ЕГЭ по английскому языку включены задания на проверку сформированности навыков следующих видов аудирования(Слайд 7)

Аудирование с пониманием основного содержания или с пониманием

 запрашиваемой информации (задание А8)(Слайд 8) .В методике также используется термин ознакомительное аудирование. Текст прослушивается с целью услышать и закрепить в памяти наиболее важные сведения, определить основную мысль и основную тему сообщения, отделить существенное от несущественного. Этот вид не предполагает полного понимания всего текста, поэтому необходимо выработать у учащихся умение воспринимать в тексте ключевые слова, необходимые для понимания основного содержания, и не обращать внимание на слова, от которых не зависит понимание основного содержания. При этом всегда напоминаем, что в аудиотексте основная мысль, как правило, выражена словами синонимичными тем, которые использованы в тестовом вопросе. Учитель приучает учащихся к тому, что если они видят в вопросе то же самое слово или выражение, что и в самом тексте для прослушивания, это, скорее всего, неправильный вариант, (ловушка). Если от учащихся требуется извлечь запрашиваемую информацию, нужно концентрировать внимание только на этой информации, отсеивая информацию второстепенную. До прослушивания текста по вопросам задания необходимо определить какая информация запрашивается. Таким образом, учащиеся заранее сориентируются в том, какие детали текста необходимо услышать и понять.

Во время первого прослушивания над каждым номером говорящего нужно постараться записать какую - либо информацию о говорящем, по которой смогли бы его вспомнить (мужчина - женщина, взрослый ребенок, молодой - старый), а также их общее отношение к обсуждаемой проблеме (отрицательное или положительное) и 1-2 ключевых слова из их высказывания. Не нужно спешить определить ответ сразу после окончания высказывания каждого говорящего. Прослушайте всю запись до конца и только потом выбирайте ответы, опираясь на ваши заметки. Нужно помнить, что одно утверждение лишнее. При повторном прослушивании важно сосредоточить внимание на тех говорящих, чьи высказывания они не успели соотнести ни с одним утверждением. Обращаем внимание учащихся на то, что выбор ответа в заданиях должен быть основан только на той информации, которая звучит в тексте, а не на том, что они думают или знают по этому вопросу.

Тренировочные задания, нацеливающие на этот вид аудирования, включают в себя ответы на вопросы по основному содержанию, определение темы и коммуникативного намерения говорящего, составление плана прослушанного аудиотекста, перечисление основных фактов, прогнозирование содержания по заголовку перед прослушиванием.

Извлечение необходимой информации (задание В l-В6).(Слайд 9) B  методике также используются термины аудирование с выборочным извлечением информации или «выяснительное» аудирование. Цель данного вида аудирования - вычленить в речевом потоке необходимую или интересующую информацию, игнорируя ненужное. Это могут быть конкретные данные (даты, числа, имена собственные, географические названия) или же более развернутые сведения в виде аргументов, примеров, деталей, оценочных суждений.(Слайд 10)

При формировании умений учащихся в аудировании используем те типы текстов, которые используются в контрольных измерительных материалах ЕГЭ. Перед учащимися ставим задачу выработать умение выделять при прослушивании ключевые слова в заданиях, подумать как их можно расшифровать или растолковать, и подобрать соответствующие синонимы. Как правило, все утверждения близки тематически, поэтому искать надо различия стараясь ответить на вопрос: «Чем высказывания отличаются друг от друга?» Можно пояснить, что на экзаменационном билете можно делать какие угодно пометки, лишь бы это помогло. Например, по мере того, как вы подбираете номер говорящего к каждому ответу, вы можете этот ответ вычеркивать, зачеркивать, ставить галочку или крестик.

Задания на полное понимание прослушанного текста (задания А8-А14)

 (Слайд 11). B методике используется термин детальное аудирование, предполагают полное, точное и быстрое понимание звучащей речи, а именно восприятие и узнавание элементов аудиотекста и синтезирования содержания на их основе, запоминание и осмысление всех основных и второстепенных фактов. В таких видах заданий обращаем внимание на разные способы выражения одной и той же мысли, вычленении ключевых слов, обдумыванию синонимов, обязательно нужно обращать внимание на информацию после таких союзов как: «но», «тем не менее» и тд.

Как показывает практика, раздел «грамматика и лексика»(Слайд 12) является наиболее проблемным при выполнении тестов в процессе обучения и при итоговом тестировании. При работе над разделом   грамматика и лексика даем задания:

·                   На употребление правильных глагольных форм.

·                   Задание: на словообразование ·                  

             Задание: на множественный выбор

 ·                   Внимательно читать инструкции;

·                   Прочитать весь рассказ;

·                   Обратить внимание на структуру предложений и порядок слов.

При выполнении раздела «грамматика и лексика» необходимо приучить учащихся очень внимательно читать инструкции. Прежде чем начать заполнять пропуски, обязательно нужно прочитать весь рассказ, игнорируя все пропуски , чтобы понять его основное содержание. В тексте обязательно будет находиться подсказка. Для тренировки употребления видовременных форм глагола используем связные тексты, которые помогают понять характер действий и время, к которому эти действия относятся. Также обращаем внимание на те случаи употребления времен, когда в предложении не употреблено наречие времени, а использование соответствующей видовременной формы глагола обусловлено контекстом. Необходимо дать учащимся тренировочные задания, в которых сопоставляются разные возможные формы вспомогательного глагола и при выполнении которых учащиеся закрепляют навык употребления подходящей формы глагола в зависимости от подлежащего в предложении. Особое внимание

уделяем формам глагола to Ье и to have как вспомогательным глаголам, поскольку неправильное употребление из форм является типичной ошибкой в грамматических заданиях. Добиваюсь от учащихся понимания структуры предложений и соблюдения порядка слов, соответствующего построению предложений в английском языке. Это помогает избежать ошибок, связанных с употреблением не той части речи, которая требуется для заполнения пропуска.

При выполнении заданий в разделе «письмо» С 1(Слайд 13,14) (личное письмо обращаем внимание учащихся на внимательное прочтение инструкций и текста - стимула (отрывка из письма друга на английском языке). При ознакомлении с текстом - стимулом важно выделить главные вопросы, которые следует раскрыть в работе; определить стиль (официальный или неофициальный) в зависимости от адресата и вида задания я вырабатываю умение планировать письменное высказывание и строить его в соответствии с планом. Приучаем учащихся к тому, что вступление и заключение не должны быть больше по объему, чем основная часть. Также напоминаем всегда, что для письменной речи характерно деление текста на абзацы. Знакомим учащихся с разными видами заданий по письму с тем, чтобы сформировать представление об особенностях каждого вида, а также тренировать учащихся в написании письменных высказываний разного объема, чтобы они были готовы написать работу в соответствии с объемом, указанным в тестовом задании, который нужно соблюсти обязательно. Если в работе будет меньше слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в О баллов. Не стоит описывать лишние подробности. Важно помнить, что обязательные повторяемые элементы письма - адрес, обращение, благодарность за полученное письмо, заключительные фразы и ваше настоящее имя в конце письма и все это составляет уже около 20 слов. Мы заучиваем все эти фразы и схему расположения частей письма. Даем задание такие, как расставить части содержания открытки и адреса в правильной последовательности, найти ошибки в организации, пунктуации и правописании в открытке, изменить формальный стиль письма на не формальный. На ЕГЭ учим действовать следующим образом:

1 . Сначала в черновике написать план первой половины вашего письма.

Обязательно нужно обосновать ответ. В письме всегда есть подсказки. 2. Не забывайте, что от вас не требуется писать про себя правду, фантазируйте! Главное вы должны показать, что вы владеете навыками написания личного письма.

3. Набросайте план второго письма. Можно задать вопросы по теме письма, а также любые стандартные вопросы, о какой - либо поездке вообще.

4. Зрительно восстановите в памяти макет письма. Начните писать, соблюдая правила написания личного письма.

5. Закончив ваше письмо, обязательно проверьте его на наличие

орфографических или грамматических ошибок.

Написание ЭССЕ

При выполнении задания С2(Слайд 15) экзаменуемым важно решить коммуникативную задачу в полном объеме. Умение привести аргументы “за” и “против” или сформулировать собственное мнение и увидеть другие возможные точки зрения. Эссе должно четко демонстрировать Умение ясно выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений.

Одна из самых больших ошибок, которые совершают при написании эссе, — это наполнение его фактами, которые не относятся к заданной теме. Для того, чтобы отобрать только нужные и важные факты, необходимо сначала четко определить главную тему эссе. Она должна проходить красной линией по всей работе. А все остальные мысли, которые будут в ней, должны дополнять и подтверждать эту тему.

Учащиеся всегда должны задать себе следующие «контрольные» вопросы:

·       Ответил ли я на предложенный вопрос?

·       Ясно ли я выразил свою точку зрения?

·       Было ли все написанное выражено ясным и понятным языком, не было ли ошибок во время написания?

·       Важно сформулировать проблему в начале высказывания, не повторяя формулировку задания, а используя синонимические средства и синтаксический перифраз и разделить текст на абзацы.

В ЕГЭ по-английскому включены задания на проверку сформированности навыков следующих видов чтения(Слайд 16)

1.Понимание основного содержания прочитанного (задание В2).

В  методике также используется термин ознакомительное чтение. Текст прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание и общую· структуру текста или выбрать главные факты. Для этого вида чтения  объясняем, что достаточно пониманий 70% текста. Главное - это умение выделить и понять ключевые слова. Очень важно в целях экономии времени не прочитывать все тексты сразу, а сначала прочитать заголовки, и затем каждый текст в отдельности, уловить общий смысл - про что текст - про спорт, компьютеры и т.д. вернуться к спискам заголовков и выбрать те, которые подходят по теме. Очень важно научить учащихся обходить незнакомые слова и не прерывать чтение, если такие встречаются. Необходимо учить догадываться о значении ключевых слов из контекста. Как показывает опыт, многие учащиеся не владеют этим способом чтения и сразу же застопориваются при виде первого незнакомого слова. По этому я всегда устанавливаю жесткие временные рамки на чтение текста и не объясняю незнакомые слова на этом этапе чтения. Так же учим их искать синонимы к тем словам, которые содержатся в отобранных заголовках и подчеркивать их. Если же попался какой-то трудный, совсем непонятный текст, то лучше отложить его и, подобрав заголовки к другим текстам действовать методом исключения. Если же вдруг начинает казаться, что ничего нельзя понять и начинается паника, то лучше перейти к следующему заданию. Следует  объяснить, что при повторном выполнении уже не будет казаться все таким не понятным и все разложится по полочкам. Очень важно уметь владеть собой и не поддаваться панике для успешного прохождения экзамена.

2.Извлечение необходимой информации (задание В3).(Слайд 17) В методике также используются термины поисковые (при поиске конкретной информации) и просмотровое чтение (при беглом просмотре текста с целью выяснить, содержит ли этот текст какую - либо полезную читателю информацию). При поисковом чтении текст прочитывается с целью нахождения относительно небольшого количества информации для последующего ее использования в определенных целях. Это может быть дата, время, часы работы, имена и названия, или более развернутая информация в виде описания, аргументации, правил, оценочных суждений.

, тот вид суждения подразумевает поиск конкретных ключевых синонимичных слов и нахождение по ним той части текста, где содержится необходимая информация. Чтение же всего текста - лишняя трата времени.

3.Полное понимание прочитанного (задания А15-А21)(Слайд 18) В методике также используется термин изучающее чтение. Здесь проверяется умение полностью понять содержание прочитанного, умение определять логические связи в предложении и между частями текста, умение делать выводы из прочитанного (что же имеется ввиду), а также умение догадываться о значении слова по контексту. Учим учащихся сначала начать с вопросов, чтобы заранее определить, на что нужно обратить внимание, затем быстро прочитать весь,текст, не углубляясь в подробности с целью понять лишь общее содержание, ключевые моменты. Вернуться к первому вопросу, прочитать его, подчеркнуть ключевые слова и найти тот фрагмент текста, где должен быть ответ. Этим фрагментом может быть одно слово, выражение, целое предложение или абзац. Затем выбрать правильный ответ, обязательно найдя и отметя то место в тексте, которое подтверждает ответ. Не следует искать точно такие же слова и выражения, которые содержатся в вопросе, в самом тексте. Следует искать синонимичные способы выражения одной и той же мысли. Прежде чем окончательно принять решение какой вариант ответа правильный нужно отбросить все неправильные варианты ответов, которые, как правило, содержат слегка измененную информацию из текста.

Результаты сдачи ЕГЭ по английскому языку в 2011 учебном году выпускниками школы.(Слайд 19),средний балл(Слайд 20), способы улучшения качества знаний(Слайд 22),взаимодействие учителя и школьного психолога(Слайд 23)

Несомненно, что подготовка к ЕГЭ далеко не единственная, но одна из главных задач учебного процесса. Надо стараться совершенствоваться, менять что-то в работе в соответствии с требованиями в обучении иностранному языку, учитывать проблемы, связанные с ЕГЭ и вместе со всеми коллегами стараться их решить. Дорогу осилит идущий!

 

 

Система подготовки к ЕГЭ  по английскому языку.  

        

                                 Подготовила и выступила Ляшко Н.И.,

                               учитель английского языка МБОУ СОШ 2

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по грамматике английского языка по теме "Степени сравнения прилагательных"

Система заданий по теме "Степени сравнения прилагательных" предназначена для отработки данной темы и для проведения текущего и итогового контроля знаний....

Система контроля на уроках английского языка

Статья освещает важность контроля, как фактора повышения качества знаний учащихся....

статья " Комплексный подход к системе контроля в обучении английскому языку"

Опыт работы  с обучающими видео на уроках. Примеры заданий и упражнений в комплексе: аудирование, чтение, письмо и говорение....

Построение системы внеурочной деятельности по английскому языку в целях повышения качества обучения.

Построение системы внеурочной деятельности по английскому языку в целях повышения качества обучения....

Система оценивания на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

В условиях высоких темпов развития современного общества происходит переосмысление целей школьного образования, где на первый план выходят задачи развития личности учащихся, их интеллектуальных и твор...