Создание благоприятных условий для межэтнического общения на уроках английского языка как один из факторов формирования толерантности
статья по английскому языку по теме

Шарифуллина Альбина Юрьевна

В современной социокультурной ситуации школа  должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения. Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Создание благоприятных условий для межэтнического общения

на уроках английского языка как один из факторов

формирования толерантности

В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.

В современной социокультурной ситуации школа  должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения. Одним из факторов формирования толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения. Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.

На уроках английского языка изучается история и культура народа: «Культурные ценности и тот социальный опыт, который повлиял на их формирование», «Обычаи», «Социальные институты», чтение вслух стихотворений, поэм или текстов государственных гимнов как основание для размышлений о том, как люди разных народов выражают свой общественный опыт. Также проводится урок-конференция «Толерантность по отношению к молодежным субкультурам», внеклассное мероприятие «День Толерантности». Рассмотрение  этих тем в сравнении позволят проиллюстрировать, насколько разнообразно проявляются такие общие для всех элементы человеческой жизни, как семейный уклад, традиции и т.д. Одним из важных компонентов является игра. Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности детей, которая вместе с трудом, познанием, искусством, спортом обеспечивает необходимые эмоциональные условия для формирования национального сознания, культуры межнациональных отношений учащихся. Дети совершают путешествие в историю родного края и страны изучаемого языка, знакомятся с интересными людьми, народными умельцами, проводят конкурсы юных талантов, занимаются поисковой работой. Одним из таких феноменов культуры являются праздники. Праздники – это средство восстановления гармонии в повседневной будничной жизни, помимо того, они весьма интересны для учащихся самим своим характером праздника и имеют яркую насыщенность спецификой конкретной культуры. Особенно эффективными формами знакомства с праздниками  народов уроки-праздники с использованием технологии диалога культур. На таких уроках можно изучать не только праздники англоговорящих стран, но и стран родного языка, праздников других религий, различных этнических групп всего мира. Особое внимание при проведении таких уроков уделяется сопоставлению культурных традиций народов различных стран, нахождению у них общих черт. Также подчёркивается установка на то, что сложившиеся веками обряды и ритуалы подчеркивают ценность человека и уважительное отношение к нему. Всё это способствует укреплению морально – психологической обстановки, приобщению детей к национальной и мировой культуре, способствует общению, дружбе, сближает учащихся, мобилизует их творческие возможности.

Из вышеизложенного можно сделать  вывод, что толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность во многом определяется сформированностью социальных норм и правил поведения, можно сделать вывод о достаточно ранней возможности создания толерантной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме " Создание благоприятного психолого-педагогического климата на уроке иностранного языка ."

Наглядным показателем успешного коммуникативного взаимодействия учителя и учащегося является благоприятный психологический климат в классе ....

Использование игровых технологий на уроках английского языка, как один из путей формирования познавательного интереса учащегося

Игра – это свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество....

"Работа со стихами на уроке английского языка как один из способов повышения мотивации учащихся"

В работе рассматриваются задачи, которые может решить на уроке учитель с помощью стихов,рифмовок и скороговорок....

Воспитание толерантности в условиях современного общества на уроках английского языка

Актуальность проблемы толерантности заключается в том, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития: этика и стратегия ненасилия, ...

«Формирование условий для создания эмоционального и психологического комфорта на уроках английского языка через различные средства наглядности»

laquo;Формирование условий для создания эмоционального и психологического комфорта на уроках английского языка через различные средства наглядности»...

Создание условий коллаборативной среды на уроках английского языка

В современном мире знания английского языка являются неотъемлемой частью общей культуры человека. Английский язык стал связующим звеном, который объединяет людей, говорящих на разных языках. В любой ш...