Развитие социокультурной компетенции учащихся на уроках ИЯ
статья по английскому языку по теме

Воробьева Наталия Михайловна

Предлагаю опыт своей работы над социокультурной составляющей ЗУН обучающихся иностранному языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsiokulturnaya_kompetentsiya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социокультурная компетенция

На сегодняшний день все прекрасно осознают, что английский язык приобрёл статус языка глобального общения.

Задачей учителя является - развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения. Выпускник должен владеть ИЯ, что предполагает умение понять собеседника, выразить свои мысли, а также умение извлечь информацию из текста.

Т.о. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями языка.

Но коммуникативная компетенция предполагает и еще одну немаловажную составляющую-социокультурную. Ведь изучая ИЯ, учащиеся знакомятся с культурой англо-говорящих стран (история, обычаи, традиции, особенности, правила этикета и т.п).

 При этом опыт показывает, что даже в тех случаях, когда языковой барьер преодолён, и собеседники свободно разговаривают на одном языке, установить понимание удаётся далеко не всегда. Участники взаимодействия произносят фразы, реплики, обмениваются информацией, однако понимания в процессе общения не происходит. Причин много и, прежде всего, это – отсутствие социокультурной компетенции. Итак, её наличие исключительно важно, а сама проблема её формирования только ещё разрабатывается в современной методике.

Сформированность социокультурной компетенции является необходимым условием успешной коммуникации в современном мире.

В словаре методических терминов под СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИЕЙ понимается (англ. sociocultural competence)-совокупность знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения, следуя обычаям, правилам поведения, нормам этикета, социальным условиям и стереотипам поведения носителей языка.

         Социокультурная компетенция включает три блока знаний:

1. лингвострановедческие знания (ЛЕ, пословицы, поговорки, фразеологизмы);

2. социально-психологические знания (модели поведения в различных ситуациях);

3. культорологические знания (знания социокультурного, историко-культурного, этнокультурного фона: знание традиций, обычаев, ритуалов народов изучаемого языка)

Согласно теории межкультурного обучения усвоение иностранного языка означает проникновение в индивидуальный и коллективный менталитет и культуру другого народа и предполагает знакомство со взглядами, оценками и опытом другой культурной общности, так как за каждым национальным языком стоит национально-культурная специфика образа мира, состоящего из элементов и явлений, неотъемлемых и существенных для данного народа.

Необходимо отметить, что привлечение материалов культуры резко повышает мотивацию учения; школьники не только осваивают программный материал, но и знакомятся с неизвестными фактами культуры, что, несомненно, вызывает их интерес.

1. Безусловно, самым эффективным средством развития социокультурной компетенции является пребывание в стране изучаемого языка (академический обмен). Но ввиду того, что учащиеся не имеют такой возможности, на учителя возлагается задача подбирать соответствующие учебные пособия и разнообразный материал страноведческого характера для своих занятий и искать эффективные способы развития социокультурной компетенции вне языковой среде. 

Как же осуществляется развитие социокультурной компетенции у учащихся  на уроках ИЯ?

               2. Знакомство и работа учащихся со словарями, содержащими историко-кулуьтурный и лингвистический комментарий различных слов-реалий, словосочетаний, сокращений, наиболее распространенных терминов, знание которых необходимо для понимания явлений и фактов, типичных для современной действительности англоязычных стран. Большая часть таких слов-реалий отсутствует в словарях общего типа (англ.толковых, англо-русских), а без них бывает трудно понять о чем, собственно, идет речь в газетной\журнальной статье, литературном произведении и непосредственном общении с носителем языка

3. Главным социокультурным компонентом содержания обучения является учебный текст. В качестве учебного текста использую тематические, страноведческие, художественные тексты, диалоги и полилоги, стихи, песни, письма, ситуативные клише, интервью, аудиотексты бесед с носителями языка. Важно, чтобы текст был аутентичным, соответствовал интересам и возрасту учащихся и был максимально приближён к естественной ситуации.

        4. Эффективно использование на уроке тематических текстов. Информация представляется в виде картин, книг, методических разработок с иллюстрациями; Это могут быть анкеты-опросники, театральные и другие программки, билеты проездные и входные, этикетки, карты, схемы-планы, чеки, открытки, рекламные проспекты по туризму, отдыху, покупкам, письма). По своей доступной обиходности они весьма значимы для приобщения учащихся к чужой среде обитания и языка.

       При изучении тем "Город", "Путешествие по Великобритании" использую обширный набор иллюстративных материалов (фотографии, слайды с видами ландшафтов, городов). Учащиеся с удовольствием предоставляют и свои личные материалы, делясь впечатлениями о своих поездках.

4. Формированию реалистического образа страны изучаемого языка способствует и работа на уроках с учебными фильмами (видеоматериалы) по различным темам. Видеофильмы - это своего рода культурные портреты страны. Благодаря им, учащиеся могут воочию увидеть ландшафты и достопримечательности страны, наблюдать процесс праздника, модели поведения людей в повседневной жизни.

       5. Одним из эффективных путей развития социокультурной компетенции учащихся являются аудиоматериалы. Это могут быть аудиотексты, записанные в реальных ситуациях иноязычного общения или начитанные носителями языка, либо же песни известных музыкантов мира. Все это  дает представление об особенностях языка и представляет учащимся звучащую английскую речь в оригинале.

       6. Приближённые к реальным условиям иноязычного общения ситуации создаются на уроках посредством парной или групповой работы. Для осуществления такого общения постоянно учу учащихся технике общения - как начать беседу, поддержать её, вступить в неё, в случае необходимости - дополнить, уточнить, запросить информацию, согласиться или не согласиться с высказыванием и т.д. На начальном и среднем этапе провожу для этого ролевые игры, инсценирование и диалогизацию текстов.

       7. Реализация социокультурного подхода осуществляется при изучении и проведении традиционных  праздников: Хэллоуин, День благодарения, День святого Валентина - с разучиванием песен и стихов, изготовление валентинок и т.д.

        8. Но и, безусловно, самым актуальным сейчас является использование информационных технологий в развитии межкультурной компетенции. Погружение в виртуальное пространство - очень эффективное средство развития социокультурной компетенции учащихся. Этим виртуальным пространством является - Интернет. Он является безграничным банком информации. Существует множество тематических справочников и каталогов Интернет-ресурсов, в которых можно найти конкретные веб-адреса тех или иных сайтов, посвящённых тем или иным сферам человеческой жизни. Учащиеся охотно занимаются поиском лингвострановедческой информации и участвуют в различных Интернет-проектах.  

        Из всего вышесказанного следует, что развитие социокультурной компетенции со всеми ее составляющими требует не только от учителя постоянной, целенаправленной работы, но и вовлечение самих учащихся в процесс познания культур стран изучаемого языка.

Учащимся для успешной деятельности необходимы не только фоновые и предметные знания языка, но и представления о реалиях иностранного языка и  традициях и обычаях другой страны. Это поможет им в будущем компетентно вести свои дела, общаться с партнёрами чужой страны, не испытывая дискомфорта и языкового барьера.

Почему мы выбираем интернет для решения этой задачи:

•        Компьютер позволяет задействовать все три канала восприятия (слуховой, визуальный и  кинестетический), что позволяет увеличить объем и прочность усвоения материала.

•        Увеличивает познавательную активность учащихся и поддерживает интерес к предмету.

•        Расширяет поле для самостоятельной деятельности учащихся.

•        Дает возможность создавать ситуации личнозначимые для каждого ученика.

•        Позволяет использовать Интернет как средство погружения в виртуальное пространство –  Дает возможность виртуально побывать в той или иной стране.

•        Дает возможность участия в различных проектах, в том числе и в зарубежных.

СПОСОБЫ получения знаний:

Текстовые источники (худ.литература, газетные и журнальные статьи)

Визуальные материалы (репродукции картин, карикатуры, таблицы, схемы)

Аудиоматериалы (музыка, аудиотексты, записанные в реальных ситуациях иноязычного общения или начитанные носителями языка )

Видеоматериалы

Интернет (общение в виртуальном пространстве);

    Учебники, используемые на урока[ английского языка, "NEW MILLENIUM ENGLISH", " MATRIX", "SPOTLIGHT", " SNOWBALL ENGLISH" содержат материалы страноведческого характера, которые позволяют обеспечить реализацию социокультурного компонента.

Богатый культурологический материал учебников  обеспечивает развитие  социокультурной компетенции учащихся, предлагая как информацию о Великобритании, так и  о других странах, так и развивая умения учащихся представить свою страну в сравнении с другими странами.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социокультурной компетенции учащихся на уроке немецкого языка и во внеурочной деятельности

Готовность жить в поликультурном мире требует от обучающихся владения социокультурной компетенцией. Речь идет не просто о знании языка, а об умении использовать его в реальном общении. Я раскрываю эфф...

Разработка урока по развитию социокультурной компетенции учащихся.

Разработка урока по развитию социокультурной компетенции учащихся....

Урок по развитию социокультурной компетенции учащихся

Урок направлен на развитие социокультурной компетенции учащихся, неразрывно связанной с основными задачами обучения: практической, развивающей, воспитательтной....

РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Главной задачей современного стандарта является создание социокультурной образовательной среды для развития учащихся....

Коммуникативные стимуляции как способ развития социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка.

Определение и разработка наиболее эффективных упражнений, основанных на  коммуникативных стимуляциях    для формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского ...