Развитие критического мышления на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку по теме

Агафонова Вера Александровна

Выступление на заседании ШМО учителей иностранных языков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_kriticheskogo_myshleniya_na_urokakh_angl_yazyka.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35»

РАЗВИТИЕ

КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Подготовила

учитель

 английского языка

высшей категории

Агафонова В.А.

Саранск                   2014 г.

Слайд № 1. Модель современного образовательного процесса  ориентирована, как известно, на переход от «школы знаний» к «школе мышления», что требует, кроме прочего, овладения стратегиями познавательной деятельности.

Слайд № 2.  Опираясь на новейшие достижения когнитивной психологии и свой уникальный педагогический опыт, Дайана Халперн, американский психолог и в прошлом президент американской психологической ассоциации разработала эффективную программу обучения навыкам `критического мышления`. Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и не стандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Чаще всего под критическим мышлением понимают процесс оценки достоверности, точности или ценности чего-либо, способность искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов. Его еще называют логическим или аналитическим мышлением. Критическое мышление - разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. (Джуди А.Браус, Дэвид Вуд).

Национальный Совет по развитию критического мышления предлагает такое определение: «Критическое мышление — это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию либо формированию убеждения». 

Д.Халперн, размышляя об интеллектуальных умениях критического мышления, останавливает внимание на следующих из них:

- анализ / выводы;

- выдвижение, формулировка, разработка гипотез;

- установление и создание, поиск аналогий, метафор;

- активизация ранее приобретенных знаний;

- активизация причинно-следственных отношений;

- анализ значимости;

- сравнение — сопоставление — противопоставление;

- применение в реальных условиях;

- контраргументация;

- оценка и ее достоверность / валидность;

- обобщение идей;

изучение других точек зрения.

П.Бонни выделяет такие умения, относящиеся к критическому мышлению, как:

- нахождение аналогий и других видов отношений между частями информации;

- определение значимости информации для структурирования и решения проблемы;

- нахождение и оценка решений или альтернативных путей рассмотрения проблемы;

- установление проблемы в тексте информации.

Это означает, что обучающиеся должны самостоятельно определить проблему и применить уже имеющиеся у них знания для ее решения.

Существует определенный алгоритм формирования критического мышления, предполагающий ответы на следующие вопросы.

1. Какова цель данной познавательной деятельности? Цели могут включать в себя выбор одного из вариантов решения, выработку решения при отсутствии вариантов; обобщение информации; оценку надежности аргументов; оценку вероятного развития событий; проверку достоверности источника информации: количественную оценку неопределенности.

2. Что известно? Это отправной пункт направленного или критического мышления. Этот этап также включает в себя нахождение недостающей информации.

3. Что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели? Знание того, как добраться от исходной до конечной точек маршрута, — движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений.

4. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение? Для чего?

Таким образом, критическое мышление" значит "искусство суждения, основанное на критериях".

Слайд № 3. Развитие критического мышления - это «...технология в обучении, ориентированная на развитие самостоятельной творчески мыслящей личности, на самореализацию «я» ученика, на развитие его творческого потенциала, чтобы он смог применить полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптироваться в окружающем мире».

Слайд № 4. Технология РКМ (развитие критического мышления) осознанно отказывается от традиционного авторитарного подхода в процессе обучения. Вместо этого осуществляется личностно-ориентированное обучение, при котором ученик не просто получает очередной объем готовых знаний, а вовлекается в процесс конструирования знаний на основе равноправных партнерских отношений. Данная технология позволяет вовлечь каждого ученика в процесс обучения и вырабатывать умения не только овладеть информацией, но и критически оценивать, осмыслить и применить.

Следует подчеркнуть, что в данной технологии, как и во многих других инновациях, принципиально меняется роль учителя. Он становится партнером, активизирующим и направляющим учебный процесс. Дети же учатся бесконфликтному обмену мнений. Безусловно, эти изменения влекут за собой определенные трудности в объективном оценивании успешности детей. Не всегда можно оценить и измерить знания учащихся, когда речь идет о вопросах, не имеющих однозначного ответа. По мнению Выготского Л.С. «… всякое размышление есть результат внутреннего спора, так как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим». Критическое мышление не означает негативность или критику, под этим понятием подразумевается разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить основные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничего не принимается на веру и каждый обучаемый, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный опыт. В этом и есть его отличие от традиционного мышления. Критическое мышление – отправная точка для развития творческого мышления, они развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

Слайд № 5. Технология критического мышления дает обучаемому:

  • Умение работать в сотрудничестве с другими
  • Умение ответственно относиться к собственному образованию
  • Повышение эффективности восприятия информации
  • Повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения
  • Желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Слайд № 6. Технология критического мышления дает учителю возможность:

  • Создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества
  • Использовать систему эффективных методик, которые способствуют развитию самостоятельности
  • Помочь обучающимся стать одновременно практиками и аналитиками, которые одновременно умеют грамотно анализировать свою деятельность

Слайд № 7.

Слайд № 8. В основе технологии - трехфазовая структура урока.

Стадия 1. Фаза вызова (evocation) На этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к новой теме, постановка обучающимися собственных целей обучения. Важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие  в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта.

Немаловажным аспектом при реализации фазы вызова является систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся. Это необходимо для того, чтобы они смогли, с одной стороны, увидеть собранную информацию в «укрупненном» категориальном виде, при этом в структуру могут войти все мнения: «правильные» и «неправильные». Слайды № 9, 10, 11. 

Учителю очень важно на данном этапе выслушать все мнения. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний, очень важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно». Важным и трудным моментом данного этапа считаю не поправлять, не критиковать мнение учащихся, не навязывать им свои взгляды.

Слайд № 12.  Слайд № 13. На данной стадии считаю эффективным использование приема «вопросительного слова», который позволяет решить 2 задачи одновременно – извлечение информации и развитие навыков составления вопросительных предложений. При изучении темы  «Learning more about London», задаю вопрос: Что бы вы хотели узнать о Лондоне. На доске вопросительные слова: Что? Где? Почему? Сколько? Кто? Ученики  составляют вопросы, записывают их на доске. В ходе чтения текста учащиеся извлекают нужную информацию, отвечают на вопросы, поставленные ими же. Допускается также работа с картой и другими ресурсами.  

Слайд № 14. На этом же этапе считаю возможным использование приема «кластеры» (от английского слова cluster, т.е. гроздь). Суть данного приема заключается в том, что информация, касающаяся какого-либо явления, систематизируется в виде кластеров (гроздьев) вокруг этого ключевого понятия. Ассоциации, возникающие в связи с этим понятием, выводятся и систематизируются в виде своего рода опорных схем.

Слайд № 15. Прием хорош именно на уроках английского языка, так как может быть использован как при работе с лексическими явлениями, так и грамматическими. Слайд № 16. Слайд № 17

Стадия 2. Фаза осмысления содержания (realization of meaning). На этой стадии происходит получение новой информации, корректировка учащимся поставленных целей. Этот этап можно  назвать смысловой стадией. Если помнить о том, что на фазе вызова обучающиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение, или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. В процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес, созданный во время фазы вызова.

 Слайд № 18. На данной стадии используют прием Инсерт, Insert - в переводе означает -  системная разметка для эффективного чтения и размышления. Этот прием помогает добиваться выполнения лексических и грамматических задач. Обучающиеся извлекают информацию, делают пометки, заполняют предложенную таблицу.

Следующая задача педагога – обучение оценочному высказыванию с использованием структуры:

  • I think that … (я думаю, что …)
  • I didn’t’t know that … (я не знал, что …)
  • In my opinion … (по моему мнению …)
  • It is new for me  … (для меня это новость …)
  • I don’t understand why …(я не понимаю, почему …)

На этом же этапе используется прием «взаимоопрос». Это один из способов работы в парах. Данная форма работы, как известно, способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся.

Стадия 3. Фаза рефлексии (reflection). Этот этап включает в себя размышление, возникновение какого-то нового знания, а так же постановку новых образовательных целей. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, превращается в собственное знание. Рефлексия процесса становится основной целью деятельности учителя и учащегося. Некоторые из суждений могут оказаться вполне приемлемыми для принятия их,  как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления. В связи с этим речевые упражнения на данном этапе становятся творческими: организация круглых столов; написание творческих работ; защита проектов.

Слайд № 19. На данном этапе на уроках активно используется наиболее творческий  прием - синквейн.

Происходит от французского слова «cinq» - пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Правила написания синквейна:

1.  (Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным);

 2.   (Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными);

3.   (Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами);

4.   (Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение   автора к данной теме);

5.   (Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном уровне повторяющее суть темы).

 Слайд № 20. 

  Таким образом:

  • приемы  технологии критического мышления предоставляют обучающемуся возможность свободно высказывать свою точку зрения по  изучаемой теме, не испытывая страха фиксировать все высказывания, поскольку любое из них будет ценным для дальнейшей работы.
  •   учитель имеет возможность сочетать индивидуальную, парную и групповую работу; индивидуальная - позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт, групповая – услышать другие мнения, публично изложить свое собственное.

Слайд № 21. Сформированное критическое мышление способствует адекватной рефлексивной оценке своей деятельности.  При завершении определенного этапа работы над темой дети учатся задавать себе вопрос «Что из изученного я знаю хорошо, а что еще недостаточно? Что я должен сделать для того, чтобы устранить пробелы? Могу ли я справиться самостоятельно, или мне требуется помощь?»  и планировать свои дальнейшие действия.

Слайд № 22.

Использованные ресурсы:

1. Выготский Л.С. Психология и учитель. Электронная библиотека МГППУ

2. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений  Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 368 с.

3. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб. 2000. – 512 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие критического мышления на уроках английского языка «The Role of the Mass Media. The Mass Media Techniques»

Урок с применением технологии развития критического мышления (фазы “Вызов”, “Реализация смысла” и “Рефлексия”). Цель - создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, ...

Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

В данной работе представлен опыт работы над применением некоторых приемов технологии критического мышления на уроках английского языка. Преподавание иностранного языка в силу своей коммуникативной при...

Технология развития критического мышления на уроках английского языка

Данная презентация содержит в себе описание технологии развития критического мышления и её практическое применение на уроках....

Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков...

Развитие критического мышления на уроках английского языка

В помощь учителям в работе по формированию критического мышления...

Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка

В данной статье рассмотрены аспекты работы с одной из активных педагогических технологий....

Развитие критического мышления на уроках английского языка из опыта работы учителя английского языка МОБУ СОШ № 100 Кунаховой Марины Александровны

В связи с переходом на новые стандарты образования. Возникла необходимость применения современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС. На мой взгляд, одной из таких технологий являе...