Развитие критического мышления на уроках английского языка
учебно-методический материал (английский язык) по теме
В помощь учителям в работе по формированию критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 406 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель образовательного процесса в настоящее время ориентирована, как известно, на переход от «школы знаний» к «школе мышления», что требует, кроме прочего, овладения стратегиями познавательной деятельности.
Слайд № 2. Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и не стандартным ситуациям, вопросам, проблемам.
Слайд № 3. Развитие критического мышления - это «...подход в обучении, ориентированный на развитие самостоятельной творчески мыслящей личности, на самореализацию «я» ученика, на развитие творческого потенциала ученика, чтобы он смог применить полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптироваться в окружающем мире».
Слайд № 4. Технология РКМЧП осознанно отказывается от традиционного авторитарного подхода в процессе обучения. Вместо этого осуществляется личностно-ориентированное обучение, при котором ученик не просто получает очередной объем готовых знаний, а вовлекается в процесс конструирования знаний на основе равноправных партнерских отношений. Данная технология позволяет вовлечь каждого ученика в процесс обучения и вырабатывать умения не только овладеть информацией, но и критически оценивать, осмыслить и применить.
Следует подчеркнуть, что в данной технологии, как и во многих других инновациях, принципиально меняется роль учителя. Он становится партнером, активизирующим и направляющим учебный процесс. Дети же учатся бесконфликтному обмену мнений. Безусловно, эти изменения влекут за собой определенные трудности в объективном оценивании успешности детей.. Как отмечает Сергей Заир-Бек, не всегда можно оценить и измерить знания учащихся, когда речь идет о вопросах, не имеющих однозначного ответа. По мнению Выготского Л.С. «… всякое размышление есть результат внутреннего спора, так как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим». Критическое мышление не означает негативность или критику, под этим понятием подразумевается разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить основные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничего не принимается на веру и каждый обучаемый, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный опыт. В этом и есть его отличие от традиционного мышления. Критическое мышление – отправная точка для развития творческого мышления, они развиваются в синтезе, взаимообусловлено.
Слайд № 5. Технология критического мышления дает обучаемому:
- Умение работать в сотрудничестве с другими
- Умение ответственно относиться к собственному образованию
- Повышение эффективности восприятия информации
- Повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения
- Желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Слайд № 6. Технология критического мышления дает учителю возможность:
- Создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества
- Использовать систему эффективных методик, которые способствуют развитию самостоятельности
- Помочь обучающимся стать одновременно практиками и аналитиками, которые одновременно умеют грамотно анализировать свою деятельность
Слайд № 7. (Федюшкина К)
. Слайд № 8. (Теоретич.обоснование)
В основе технологии - трехфазовая структура урока.
Фаза вызова (evocation) (I) На этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к новой теме, постановка обучающимися собственных целей обучения. Важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Немаловажным аспектом при реализации фазы вызова является систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся. Это необходимо для того, чтобы они смогли, с одной стороны, увидеть собранную информацию в «укрупненном» категориальном виде, при этом в структуру могут войти все мнения: «правильные» и «неправильные». Слайды № 9, 10, 11. (Волков)
Учителю очень важно на данном этапе выслушать все мнения. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний, очень важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно». Важным и трудным моментом данного этапа считаю не поправлять, не критиковать мнение учащихся, не навязывать им свои взгляды.
Слайд № 12. Слайд № 13. На данной стадии считаю эффективным использование приема «вопросительного слова», который позволяет решить 2 задачи одновременно – извлечение информации и развитие навыков составления вопросительных предложений. При изучении темы «Learning more about London», задаю вопрос: Что бы вы хотели узнать о Лондоне. На доске вопросительные слова: Что? Где? Почему? Сколько? Кто? Ученики составляют вопросы, записывают их на доске. Помня, что на данном этапе исключено какое бы то ни было вмешательство со стороны учителя, не оказываю помощи в построении вопросительных фраз. В ходе чтения текста учащиеся извлекают нужную информацию, отвечают на вопросы, поставленные ими же. В том случае, если информация отсутствует, предлагаю другой текст. Допускается также работа с картой и другими ресурсами.
Слайд № 14. На этом же этапе считаю возможным использование приема «кластеры» (от английского слова cluster, т.е. гроздь). Суть данного приема заключается в том, что информация, касающаяся какого-либо явления, систематизируется в виде кластеров (гроздьев) вокруг этого ключевого понятия. Ассоциации, возникающие в связи с этим понятием, выводятся и систематизируются в виде своего рода опорных схем.
Слайд № 15. Прием хорош именно на уроках английского языка, так как может быть использован как при работе с лексическими явлениями, так и грамматическими. Слайд № 16.
Слайд № 17. 2. Фаза осмысления содержания (realization of meaning). На этой стадии происходит получение новой информации, корректировка учащимся поставленных целей. Этот этап можно по- другому назвать смысловой стадией. Если помнить о том, что на фазе вызова учащиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение, или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. В процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес, созданный во время фазы вызова. Слайд № 18. На данной стадии используют прием «Инсерт», ( в переводе означает: системная разметка для эффективного чтения и размышления). Этот прием помогает добиться выполнения лексических и грамматических задач. Обучающиеся извлекают информацию, делают пометки, заполняют предложенную таблицу.
Следующая задача педагога – обучение оценочному высказыванию с использованием структуры:
- I think that … (я думаю, что …)
- I didn’t know that … (я не знал, что …)
- In my opinion … (по моему мнению …)
- It is new for me that … (для меня это новость …)
- I don’t understand why …(я не понимаю, почему …)
На этом же этапе используется прием «взаимоопрос». Это один из способов работы в парах. Технология применения: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
2.Прием “обучение оценочному высказыванию”
3. Фаза рефлексии (reflection). Этот этап включает в себя размышление, рождение какого-то нового знания, а так же постановка новых целей обучения. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, превращается в собственное знание. Рефлексия процесса становится основной целью деятельности учителя и учащегося. Некоторые из суждений могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления. В связи с этим речевые упражнения на данном этапе становятся творческими: организация круглых столов; написание творческих работ; защита проектов.
Слайд № 19. На данном этапе мною активно используется наиболее творческий, на мой взгляд, прием- синквейн.
Происходит от французского слова «cinq» - пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Правила написания синквейна:
1. (Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным);
2. (Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными);
3. (Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами);
4. (Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном уровне повторяющее суть темы).
Слайд № 20. К положительным моментам данной технологии можно отнести следующие:
Приемы данной технологии дают учащемуся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем, фиксировать все высказывания: поскольку любое из них будет важным для дальнейшей работы.
Учитель же имеет возможность сочетать индивидуальную, парную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт, групповая – услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться.
Слайд № 21. Сформированное критическое мышление способствует адекватной рефлексивной оценке своей деятельности. При завершении определенного этапа работы над темой дети учатся задавать себе вопрос «Что из изученного я знаю хорошо, а что еще недостаточно? Что я должен сделать для того, чтобы устранить пробелы? Могу ли я справиться самостоятельно, или мне требуется помощь?» и планировать свои дальнейшие действия.
Слайд № 22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/24/picture-101286-1359006049.jpg)
Развитие критического мышления на уроках английского языка «The Role of the Mass Media. The Mass Media Techniques»
Урок с применением технологии развития критического мышления (фазы “Вызов”, “Реализация смысла” и “Рефлексия”). Цель - создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, ...
Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка
В данной работе представлен опыт работы над применением некоторых приемов технологии критического мышления на уроках английского языка. Преподавание иностранного языка в силу своей коммуникативной при...
Технология развития критического мышления на уроках английского языка
Данная презентация содержит в себе описание технологии развития критического мышления и её практическое применение на уроках....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/01/picture-210256-1362159900.jpg)
Развитие критического мышления на уроках английского языка
Выступление на заседании ШМО учителей иностранных языков...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/10/picture-416776-1394445594.jpg)
Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка
Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/12/picture-444150-1399894773.jpg)
Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка
В данной статье рассмотрены аспекты работы с одной из активных педагогических технологий....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/06/picture-259505-1391695777.jpg)
Развитие критического мышления на уроках английского языка из опыта работы учителя английского языка МОБУ СОШ № 100 Кунаховой Марины Александровны
В связи с переходом на новые стандарты образования. Возникла необходимость применения современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС. На мой взгляд, одной из таких технологий являе...