ФГОС Анализ УМК В.П.Кузовлева
статья (английский язык) по теме

Терикова Евгения Рубеновна

В анализе рассматривается особенности  учебного материала по всем видам речквой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС

Работаю по новым стандартам.

Анализ

УМК В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, С.А. Пастуховой, О.В. Стрельниковой «Английский язык» для 2-11 классов.

Выбор учителем   УМК для обучения   предполагает не только знание им всех входящих в него компонентов, но и понимание их дидактического значения. Эффект использования каждого компонента возможен лишь в том случае, когда учитель знает, что, где, когда целесообразно использовать в образовательном процессе.    Положительным моментом для выбора этого УМК является наличие полного методического портфеля. Он с одной стороны обеспечивает преемственность между начальной, средней и старшей школой, а  с другой стороны –  избавляет учителя от рутинной работы и освобождает время для создания действительно продуманных творческих уроков. Авторами УМК созданы рабочие программы, тематическое и поурочное планирование. Кроме того, сняты фильмы по технологии коммуникативного иноязычного образования, создан сайт УМК, на котором регулярно появляются все новинки УМК, можно найти исчерпывающие ответы на все вопросы по работе с составными частями предметной линии, получить консультацию по интересующим вопросам, учувствовать в вебинарах, проводимых самим автором.

Сама идея УМК заключается в том, чтобы максимально активизировать и интеллектуальную, и эмоциональную сферы личности учащихся, задействовать все каналы поступления информации. Серия УМК очень удобно разделена  по четвертям. Структуры уроков в каждой четверти несколько отличаются друг от друга, это объясняется спецификой целей обучения на каждом конкретном этапе. Все уроки являются комплексными. Главной целью познавательного (социокультурного) аспекта иностранной культуры  в УМК-2 является духовное совершенствование учащихся на базе знакомства и понимания детской культуры англоязычных стран в ее диалоге с родной культурой. Интерес представляет и концепция диалога культур, в которой образовательная цель понимается как овладение учеником иноязычной культурой. Развитие индивидуальности происходит за счет того, что ученик овладевает не только знаниями, умениями и навыками, а иноязычной культурой.

 Одной из главных отличительных черт данного УМК является то, что перед каждым уроком (в книге для учителя) четко определяются цели не только в учебном, но также в познавательном развивающем и воспитательном аспектах.

 Каждое упражнение в УМК познавательно, так как строится на интересном для младшего школьника факте культуры (англоязычных стран или родной), и не только чему-то обучает, но также развивает и воспитывает учащихся.  Особенность данного УМК заключается в том, что технология обучения основывается на комплексном подходе к овладению основными видами речевой деятельности. Новый материал усваивается одновременно во всех четырех видах речевой деятельности, когда участвуют все анализаторы: слуховой, речедвигательный, зрительный и моторно-графический, что не только способствует более прочному усвоению материала, но и позволяет ученику компенсировать недостающую способность за счет более развитых. Каждый урок представлен, как сценарий в полном объеме, включая материал для аудирования и чтения.  Широко представлены творческие виды деятельности (проекты) Предусмотрены учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. УМК разработан в соответствии с психологическими особенностями младших школьников, учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста. В полной мере реализуется подход к развитию личностных качеств и способностей ребенка в процессе приобретения им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной

Познавательная и коммуникативная деятельность организованы на основе зрительного восприятия реалий детской культуры (сказочные герои, герои мультфильмов, литературные герои). большое количество заданий побуждают детей создавать собственную книжку, придуманного друга, волшебный остров.  В УМК широко использованы самые разнообразные игры. Авторы УМК сделали акцент не на коммуникативную, а на познавательную функцию языка. УМК (В.П. Кузовлева) помогает формировать положительное отношение к предмету и способствует развивать разные виды мотивации. УМК способствует формированию мотивации успеха учащихся.

В ГБОУ СОШ № 601 г. Москвы обучение английскому языку начинается со 2 класса.

 Духовно-нравственное воспитание младшего школьника (который гордится своей страной и понимает “что такое хорошо и что такое плохо”) и степень его реализации в Учебнике и книге для учителя (виды заданий, тексты, картинки и пр.): недостаточная, достаточная, отсутствует совсем.

Авторы УМК большое внимание уделили духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. Как уже упоминалось, каждое упражнение учебника не только чему-то обучает, но также и воспитывает школьника. Для этого в сценариях уроков Книги для учителя даются соответствующие советы и описывается необходимая технология.  Материал УМК ориентирован на усвоение общечеловеческих ценностей: отношение к родителям, взрослым, сверстникам, природе, животному миру и т. д. Одной из главных задач  обучения является воспитание уважительного и толерантного отношения к другой культуре, и более глубокое осознание своей родной культуры. Обычно каждый урок начинается со знакомства учащихся с каким либо фактом культуры англоязычных стран (через чтение или аудирование), а заканчивается коротким высказыванием учащихся (чаще всего на уровне сверхфразового единства) о похожих явлениях  родной культуры, о себе и о своей семье.
Дополнительные материалы о родной культуре и о культуре англоязычных стран ученики могут получить из лингвострановедческого словаря.
Учитывая, что знания учителя должны выходить за рамки Учебника, в поурочных сценариях и рекомендациях Книги для учителя даются дополнительные сведения о конкретных фактах культуры англоязычных стран.

 Особое внимание уделяется воспитанию чувства взаимопомощи, вежливости и доброжелательного отношения друг к другу, уважительного отношения к другому мнению, воспитание способности к сопереживанию и сочувствию. Главной целью познавательного (социокультурного) аспекта  УМК-2 является духовное совершенствование учащихся на базе знакомства и понимания детской культуры англоязычных стран в ее диалоге с родной культурой. Ученики должны прийти к выводу о том, что другой не значит плохой. Предметное содержание УМК для 4 класса расширяет сведения о жизни сверстников из англоязычных стран, а также знакомит с новыми сферами жизни британских школьников. УМК представляет достаточно возможностей для того чтобы на каждом уроке планировалась воспитательная цель.

С первого урока учащиеся знакомятся с британскими детьми Хелен и Майком, которые будут помогать им в их путешествии. Такой прием сразу настраивает детей на положительное отношение к британским детям(если помогают- значит друзья).Ребята узнают о параде в День благодарения. Знакомятся с героями зарубежных мультфильмов и вспоминают своих коротышек из мультфильма о Незнайке. Сравнивая их, они находят много общих черт. Ребята узнают о любимых занятиях своих сверстников из других стран и рассказывают им о своих.В самих названиях уроков прослеживается воспитанные цели: «Мы друзья», «Я люблю животных», « У меня хорошая семья». «Олимпийские игры».

  Материалы учебника достаточны для реализации цели духовно-нравственного воспитания.  В сценариях уроков заложен большой воспитательный потенциал.

Самостоятельная учебная деятельность детей по овладению иностранным языком и возможность её формирования с помощью данного УМК: много возможностей (указать какие), недостаточно возможностей, какие возможности отсутствуют. Оказывает ли учебник помощь ученику в самостоятельной учебной работе - может ли ученик самостоятельно справиться с домашним заданием, если пропустил урок/уроки.

Для самостоятельной учебной деятельности детей по овладению иностранным языком и  её формирования с помощью данного УМК предоставлено много возможностей:

- наличие практически в каждом уроке учебника списка новых лексических единиц и речевых клише, серии заданий для самопроверки и самоконтроля, позволяющих самим учащимся оценить, как усвоен материал (задания “Test yourself”);

- использование в рабочей тетради большого количества письменных заданий различной трудности и разного характера. Каждый подраздел содержит также упражнения (орфографические, лексические, грамматические), предназначенные также для индивидуальной самостоятельной работы в классе и дома;

Ученик вполне может справиться с домашним заданием, если пропустил один или несколько уроков, т.к. предусмотрены образцы выполнения заданий, грамматический справочник, пояснения к употреблению грамматических правил, лингвострановедческий словарь, англо-русский словарь, англо-русский словарь.

Каждый цикл УМК завершается разделом “Test yourself”, который позволяет определить, как усвоен пройденный материал, а также способствует развитию у учащихся умения самоконтроля, которое очень важно для подготовки к самостоятельному изучению иностранного языка. Задания представлены в текстовых форматах. Подобная организация учебного материала позволяет ученикам, по каким-либо причинам, пропустившим занятия, самостоятельно овладевать материалом.

Для продуктивного овладения учащимися  всеми аспектами иноязычной культуры предусмотрена система средств (памятки и специальные упражнения) для развития у учащихся умения учиться, разработанных с учетом специфики всех видов заданий. Данная система призвана вооружить учащихся рациональными приемами овладения иноязычной культуры и подготовить к самостоятельной работе над языком не только в классе, но и дома.

В УМК большое значение отводится играм как способ обучения иноязычной устной речи. Именно в этом виде деятельности формируются основные компоненты самостоятельной учебной деятельности (упражнения “Let’s play”, “Let’s sing”, “Role play”).

В данном УМК предоставлено много возможностей для развития способностей к самостоятельной работе над языком, а следовательно и способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие универсальных учебных действий является тем механизмом, который обеспечивает самостоятельность учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

 Технология формирования техники чтения: используемый в УМК подход (“от буквы к звуку”, “от звука к букве”, другие возможные подходы) и какие трудности он вызывает у учащихся.

           УМК  English  (В.П.Кузовлев  и  др. )  построен  на  комплексном  подходе,  когда  обучение  чтению  с  первого  урока  ведётся  параллельно  с  обучением  аудированию,  говорению  и  письму.  "Кроме  того,  подход,  при  котором  обучение  начинается  с  обучения  чтению,  имеет  ряд  других  преимуществ:

 1. Обучение  чтению  с  первых  уроков  позволяет  сразу  же  реализовывать  познавательный  аспект  ИК,  который  является  одним  из  ведущих  на  первом  году  обучения.  Если  обучение  чтению  с  самого  первого  урока  строится  на  интересных  и  новых  для  учащихся  реалиях,  фактах  культуры  страны  изучаемого  языка,  очень  скоро  иностранный  язык  начинает  восприниматься  как  дополнительное  средство  познания.

 2. Для  учащихся,  уже  умеющих  читать  на  родном  языке  и  на  собственном  опыте  убедившихся,  что  без  этого  невозможно  обучение,  овладение  чтением  на  иностранном  языке  с  первого  урока  представляется  совершенно  естественным.

   3. Овладение  чтением  ( даже  на  английском  языке  ) -  процесс  более  лёгкий,  чем  овладение  говорением.

    4. Учащихся,  научившихся  читать  на  иностранном  языке,  гораздо  легче  научить  общению,  так  как  чтение  может  быть  использовано  как  средство  создания  содержательной  основы  для  диалога  культур."  

В УМК «Английский язык» (В.П. Кузовлева) реализован подход от «звука к букве». От звуковой формы слова к его графической форме, то есть «путь звукового письма».. Подход этот продуктивный. При обучении технике чтения используется особая технология, которая предусматривает овладение детьми транскрипцией как зрительной опорой для усвоения алфавита и правила чтения, что облегчает овладение умением читать на английском языке. Умея читать по транскрипции, ученики могут читать слова, которые читаются не по правилам; слова, которые пишутся по-разному, а читаются одинаково. Использование транскрипции помогает детям в дальнейшем усвоить чтение гласных, чтение буквосочетаний.

Учебный аспект является средством реализации познавательного (социокультурного), развивающего и воспитательного аспектов. На первом году в области обучения чтению перед учеником 2 класса, ставятся следующие задачи:

- научить читать по транскрипции;

- научить пользоваться англо-русским словарем;

- изучение алфавита;

- научит пользоваться лингвострановедческим словарем;

- научить читать по правилам: согласные, имеющие устойчивые однозначные графемно-фонемные связи; сочетание согласных, не образующих новый звук; согласные, имеющие разное звучание в зависимости от позиции в слове; некоторые сочетания согласных, образующих новый звук (sh, ch, nk, ng, th);

- научить догадываться о значении с ЛЕ по рисункам, по аналогии с родным языком, по контексту;

- научить читать предложения по разным интонационным моделям;

- развить скорость чтения.

Обучение чтению гласных букв – задача второго года обучения.

Обеспечивает ли учебник осознанное овладение грамматической стороной устной речи?

           Процесс овладения грамматической стороной речи включен в общий контекст общения и происходит: в специально отобранных, коммуникативно-ценных речевых образцах; во взаимосвязи с обучением чтению и лексической стороне речи; сознательно, с использованием правил-инструкций; сопровождается подробными методическими пояснениями в поурочных сценариях.

Формирование грамматических навыков проходит определенные стадии, что обеспечивается комплексом упражнений (от восприятия грамматического явления до его репродукции). При этом у учащихся развивается способность к выявлению языковых закономерностей при выведении правил.

 Обеспечивается большая повторяемость грамматического материала в новых ситуациях общения и разных видах деятельности.

В комплекс упражнений входят упражнения, которые помещены не только в Учебнике, но и в Рабочей тетради. Некоторые условно-речевые упражнения включены в качестве дополнительных упражнений и в Книгу для учителя. В Книге для учителя в целях к каждому уроку указывается конкретный грамматический материал; в поурочных сценариях и методических пояснениях к ним показывается, как должен быть организован процесс презентации и автоматизации грамматического явления.

Уделяется ли достаточное внимание формированию орфографических навыков и формированию творческой письменной речи?

Письмо также рассматривается как цель и как средство обучения. В УМК поставлены следующие задачи в области письма: овладеть правилами английской каллиграфии, овладеть правилами орфографии в соответствии с изученными правилами чтения согласных; научиться сообщать в письменном виде элементарные сведения о себе. Овладение каллиграфией и началами орфографии происходит в процессе выполнения коммуникативных задач. Обучение каллиграфии в УМК-2 начинается с первого урока и проходит несколько стадий. На каждом первом парном уроке первой четверти учащиеся, выполняя в Рабочей тетради упражнения с какой-либо коммуникативной (речемыслительной) задачей, обводят слова по контуру. На этом же уроке учащиеся под руководством учителя начинают писать в Прописях буквы, названия которых они могут прочитать по транскрипции. Учащиеся действуют в следующей последовательности: читают название знакомой буквы по транскрипции, обводят букву по контуру, затем пишут эту букву несколько раз самостоятельно.

На втором парном уроке первой четверти учащиеся списывают или вписывают в речевой образец слова, необходимые для решения коммуникативной задачи. При этом слова даны также полупечатным шрифтом.

Во второй, третьей и четвертой четвертях ученики самостоятельно «переводят» печатные буквы в словах в полупечатные. Прописи, в случае необходимости, используются в качестве опоры. Прописи для 2 класса содержат занимательные развивающие задания, выполняя которые учащиеся не только учатся правильно писать буквы английского алфавита, но и становятся участниками забавных историй, знакомятся со сказочными героями.

Овладение написанием букв английского алфавита происходит в той последовательности, в которой они изучаются в учебнике. 
Для овладения навыками каллиграфии, орфографии, а также для развития умений письменной речи в Учебнике и Рабочей тетради даются упражнения под рубриками «Учитесь писать правильно» (Прописи), «Words for Frederick», «All about me», «In your culture». Конкретные задачи по обучению письму указаны в целях каждого урока.

Формирование творческой письменной речи также есть в данном УМК. Дети учатся отвечать на письмо друга, пишут письмо Санта Клаусу, пишут книгу о придуманном друге, о себе и своей семье, опираясь на ключевые слова.

 Насколько представленные в УМК темы и ситуации для общения (включая лексику) соответствуют возрастным особенностям младших школьников, и насколько при этом обеспечиваются их потребности в иноязычном общении, т.е., интересно ли детям беседовать, рассказывать и писать об этом, читать и слушать это?

УМК позволяет успешно развивать речевые способности учащихся, учитывает опыт учащихся на родном языке, соответствует их возрастным возможностям и интересам и поэтому обеспечивает высокую мотивацию в процессе обучения английскому языку.

В учебнике в качестве собеседников выступают знакомые сказочные герои ,герои мультфильмов, драконы, монстры, животные.

В начальной школе игра остается ведущим видом деятельности, поэтому все ситуации и темы для общения носят игровой характер.

В связи с тем, что в УМК используется правило избыточности речевого материала, в речи усваивается только тот речевой материал, который соответствует индивидуальности каждого учащегося. Из лексических групп дети выбирают и используют в речи только те слова, которые лично им необходимы. Это способствует более прочному усвоению материала. В этом УМК используется стратегия «выбирая и используя, овладевай».

В среднем ученик запоминает три, четыре слова за урок. При этом некоторые слова схожи по звучанию с родным языком учащихся и не представляют трудностей для овладения.

В УМК дети изучают следующие темы: «Семья», «Помощь по дому», «Игры и игрушки», «Праздники», «Свободное время», «Занятия спортом», «Путешествия», «Друзья», «Любимые питомцы» и «Любимые персонажи».  У детей развивается догадка по аналогии с родным языком, по рисунку и по контексту.

Данный УМК соответствует возрастным интересам учащихся за счет организации обучения на основе диалога культур. Овладение речевым материалом сопровождается познанием интересных фактов родной культуры и страны изучаемого языка.

Семантизация новых лексических единиц осуществляется в процессе восприятия текстов разного характера: высказываний британских и американских детей диалогов, подписей к картинкам.

Речевой образец сопровождают, как правило, упражнения, направленные на формирование лексических и грамматических навыков говорения. Иногда содержательное заполнение образца вызывают у учащихся трудности.  Нужно показать учащимся возможные пути превращения любого высказывания в «свое»: взять в готовом виде из текста то, что согласуется с их мыслями и чувствами.

Все темы и ситуации для общения соответствуют возрастным способностям младших школьников. Детям интересно слушать, читать, беседовать и писать об этом.

 Реализуется ли в УМК принцип доступности - соответствует ли представленное в учебнике дидактическое содержание и используемые технологии возрастным возможностям детей (насколько они справляются с предлагаемыми заданиями)?

В данном УМК разумно используются и сочетаются все известные технологии раннего обучения, что сближает его с лучшими современными учебниками, а по оформлению не уступает этим учебникам, превосходя их по информационной насыщенности. В полной мере реализуется принцип наглядности, который способен сделать уроки английского языка более разнообразными, доступными и развивающими. Представленный в учебниках и рабочих тетрадях зрительный ряд выполняет различные дидактические функции. Вот наиболее очевидные из них:

  • красочные рисунки служат для семантизации лексики ( учащиеся очень легко справляются с заданиями этого типа);
  • речевые образцы построены таким образом, что они обеспечивают адекватное использование новых лексических единиц или грамматических явлений. Наличие таких схем помогает детям свободно включаться в беседу или строить монологическое высказывание;
  • сюжетные картинки способствуют формированию умений в устной речи в разных ее формах: монологической (учащиеся описывают сказочных героев, сюжеты, изображенные на картинках) и диалогической;
  • иллюстрации к печатным и аудитивным текстам служат опорой для понимания прочитанного и услышанного.

Развивает ли УМК интерес ученика к овладению английским языком таким образом, что ученик сам ищет возможность дополнительно выполнять какие-либо задания сверх программы?

Использование в данном УМК яркой наглядности, интересных сюжетных линий, оказывает огромную помощь в повышении мотивации у учащихся. Новые герои вызывают желание прочитать сказки английских писателей, посмотреть мультфильмы с новыми героями. Комрьютерная программа  с большим удовольствием используется детьми дома.. Все вышеперечисленное служит привитию интереса к изучению английского языка, а также предоставляет дополнительные возможности к выполнению каких-либо заданий сверх нормы на тренировку, закрепление изученного материала. В данном УМК есть все необходимое для создания иноязычной образовательной среды и развития самостоятельности в овладении иностранным языком. УМК “English 2” соответствует современным требованиям ФГОС; имеется сайт Интернет поддержки и разработаны Рабочие программы.

Особенно интересным и привлекательным мне показалось то, что УМК “English 2” формирует высокую мотивацию к изучению английского языка. В УМК заложены большие возможности для личностно ориентированного обучения; используются эффективные методические средства и современные технологии.