Анализ УМК под редакцией В.П.Кузовлева и др. в 10-11 классах
методическая разработка по английскому языку (10, 11 класс)

Левина Ирина Михайловна

УМК «The World of English» для 10-11 классов является продолжением серии учебно-методических комплектов базового курса (5-9 классы). Данный УМК ставит своей целью закрепить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, приобретенные учащимися в рамках базового курса, а также овладеть определенным количеством нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_umk_kuzovleva_10-11_kl.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ УМК под редакцией В.П.Кузовлева и др. для 10-11 классов

Левина Ирина Михайловна

  учитель английского языка высшей квалификационной категории ГОУ СОШ «Школы здоровья» № 901

Исходя из специфики выбранной нами темы, нам представляется целесообразным провести анализ данного УМК с точки зрения соответствия представленных в нем текстов и заданий к ним критериям аутентичности.

УМК «The World of English» для 10-11 классов является продолжением серии учебно-методических комплектов базового курса (5-9 классы). Данный УМК ставит своей целью закрепить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, приобретенные учащимися в рамках базового курса, а также овладеть определенным количеством нового материала. Он содержит 7 тематических циклов (Units). Каждый из разделов построен таким образом, что предусматривает параллельное обучение всем видам речевой деятельности: чтению, говорению, аудированию и письму. Учебник красочно оформлен и содержит зрительные опоры: разнообразные фотографии, рисунки, карты. В нем широко представлены как учебно-аутентичные, так и подлинно аутентичные материалы: публицистические тексты из газет и журналов, научные статьи, тексты страноведческого и культурологического характера, отрывки из художественных произведений.

УМК для 10-11 классов состоит из следующих компонентов: 

  1. Учебник (Student's Book);
  2. Рабочая тетрадь (Activity Book);
  3. Книга для чтения (Reader);
  4. Книга для учителя (Teacher s Book);
  5. Аудиокассеты.

Мне представляется целесообразным провести анализ представленных материалов с точки зрения критериев и параметров аутентичности, предъявляемых к текстам на старшем этапе обучения ИЯ:

Соответствие возрастным особенностям учащихся.

Предметная сторона содержания данных текстов учитывает возрастные особенности психологии учащихся старшего этапа и отражает интересные темы для обсуждения: государственно-политическое устройство («What do you know about the political system of Great Britain?», «What political system does Russia belong to?»), молодежная субкультура («What are the characteristics of a subculture?», «What subculture are popular in Russia?»), положение молодежи и ее права («Is it easy to be young?», «What rights do you have?»), географическое положение и его влияние на образ жизни и менталитет народа («How does geography influence the life of the country and its people's lives?»), социальная защищенность граждан («Is the system of social Welfare fair?», «Do you have to pay for medical care?»), вклад ученых и деятелей литературы и искусства в мировой научно-технический прогресс и мировую культуру в целом («What helps you to enjoy yourselves?», «Inventions that shook the world»).

Наличие зрительных опор.

Некоторые тексты снабжены зрительными опорами (фотографиями, картами, репродукциями и пр.), что создает ситуацию общения и способствует пониманию текста.

Культурологический аспект.

Представляется необходимым отметить содержание в данном УМК большого количества страноведческой информации, учащиеся впервые узнают о некоторых географических особенностях США и Австралии, знакомятся с двумя образцами западных демократий, с молодежными течениями различных направлений, с проблемами систем здравоохранения Великобритании и США.

Информационный аспект.

Представленная тематика охватывает самый широкий спектр молодежных интересов: от проблем политики, до вклада представителей англоязычных стран в научно-технический прогресс и мировую культуру. Выделенные проблемы способствуют развитию необходимых качеств личности, в том числе и таких, как толерантность, готовность к совместному решению возникающих проблем, социальная активность, ответственность, прогресс и мировая культура

Ситуативный аспект.

В текстах-диалогах нужно отметить естественность и жизненность представленных ситуаций, наличие определенного эмоционального заряда, что помогает вызвать интерес и ответную эмоциональную реакцию учеников. Также представляется необходимым отметить наличие юмористических элементов в представленных текстах, включение которых способствует созданию атмосферы непринужденности, релаксации.

Представление разных форм речи, лексико-фразеологическая аутентичность.

Большинство текстов представляет собой эмоционально окрашенные диалоги, в форме монологов представлены тексты информативного и контролирующего характера. Данные тексты характеризуются лексическими и фразеологическими оборотами, характерными для живой английской речи и зачастую не имеющих эквивалентов в родном языке (face and hands of the clock, from the horse's mouth, a lazybones, etc.).

Функциональная и грамматическая аутентичность.

Жанрово-композиционное разнообразие представленных текстов и аутентичные лингвистические средства, в том числе использование в текстах грамматических моделей, отличающихся от принятых в родном языке учащихся, которые соответствуют характерным, присущим только английскому языку образцам, позволяют познакомить учащихся с современными, «живыми» речевыми клише (Не забудь вернуть книгу. - Remember to bring the book back.; He разрешайте ему этого делать. - Keep him from doing it.).

Структурная аутентичность.

Представленные тексты обладают содержательной целостностью, логическими связями между его составляющими (в диалогах данный аспект выражается при помощи коннекторов, элиптических предложений, местоименных замен).

Аспект оформления.

Еще одной особенностью представленных в УМК аудиотекстов является их звуковое оформление: почти во всех присутствует звуковой ряд (environmental clues), (музыка); заполнители молчания (.„Erm..., ...ег...); материалы представлены в исполнении разных людей, с их индивидуальной манерой речи, в том числе и непрофессиональных дикторов, что также создает впечатление «настоящего» материала.

Аспект учебного задания.

Задания к аутентичным текстам, представленные в УМК, направлены на взаимодействие с текстом, развивают догадку, условия выполнения упражнения почти не отличаются по своим основным характеристикам от условий естественного общения (What do you think? Imagine, that...., Discuss it in your group.)

Из представленного анализа видно, что материалы данного УМК соответствуют базисным критериям аутентичности и параметрам аутентичных текстов.

Авторы предлагают следующую систему работы с аутентичными материалами:

Ступень 1 включает предтекстовые упражнения и собственно текстовые упражнения рецептивного характера. Предтекстовые упражнения, целью которых является пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстами такого характера, активизация интеллектуальной деятельности и познавательных потребностей учащихся и могут быть представлены следующими заданиями:

  • Which of the following landscapes can you see on these pages?
  • Match the word and the description with its meaning.
  • Divide your class into groups and meet with your group to discuss the problem and your roles.

Контроль понимания прочитанного текста может быть связан с теми коммуникативными задачами, которые ставит учитель на уроке:

  • прочитать текст с полным пониманием (изучающее чтение);
  • с пониманием общего содержания (ознакомительное чтение);
  • получить выборочную информацию (просмотровое чтение).

Проверка понимания прочитанного текста осуществляется при помощи текста, включающего разные задания для нахождения правильного ответа из предложенных высказываний.

Ступень 2 - текстовый этап, на котором предполагается использование различных приемов извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текста:

  • Find in the text facts which help to explain...
  • Which conclusions of the author do you (dis) agree with?
  • What information helps you to understand...?
  • Find in the dialogue how ... a) shows admiration; b) shows surprise; c) says she/he knows about something.
  • What common features can you find ...?
  • Fill in the gaps in the summary of the article, using an appropriate words.

Ступень З - репродуктивно-продуктивные упражнения, направлены на формирование соответствующих умений вести беседу, опосредованную текстом:

  • Finish up the sentences to make a story
  • Discuss the problem of...
  • Make up a scheme of...
  • Combine all information about…in the table

Ступень 4 - продуктивные упражнения, которые ориентированы на активное использование новых речевых средств в ситуациях приближенных к аутентичным или в естественном общении в устной или письменной форме:

  • Imagine yourself in one of the situations described in ...
  • Find out the information about... in the LCG.
  • What is your attitude towards the following opinions about...
  • Choose a project you'd like to do and present it to the classmates.

Среди продуктивных упражнений наиболее интересными представляются: интервьюирование, опрос мнений, ролевая игра или проект. Такие упражнения способствуют не только формированию собственной точки зрения на события и факты, описанные в текстах, но и развивают умения критически воспринимать предлагаемую авторами информацию. Они носят творческий характер и соответствуют аспекту аутентичности (задания, стимулирующие взаимодействия с текстом, основанные на таких операциях, которые совершаются во внеучебной среде при работе с источниками информации; задания, развивающие догадку, так как она является аутентичным коммуникативным действием, стимулирующим мыслительную деятельность, к которому учащиеся прибегают в повседневном общении). Сравнивая свое собственное отношение к общечеловеческим ценностям с отношением к ним зарубежных сверстников, российские школьники учатся лучше понимать их. Знакомясь с лучшими образцами культуры англоязычных стран, учащиеся лучше и глубже осознают свою родную культуру.

Таким образом, анализ данного УМК показал, что представленные в нем тексты и задания к ним соответствуют критериям аутентичности. Я считаю, что именно таким должен быть современный учебно-методический комплекс для обучения иностранному языку, и правильно организованная работа с ним может дать быстрые и эффективные результаты в обучении различным видам речевой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование к УМК << Английский язык 7 класс >> под редакцией В.П.Кузовлева

Тематическое + поурочное планирование по английскому языку для 7-го класса к УМК В.П.Кузовлева по программе 5-9 класс....

Рабочая программа по английскому языку для 10-11 класса (базовый уровень) по УМК "Английский язык" под редакцией В.П.Кузовлева

Рабочая программа состоит из 1)пояснительной записки, 2)текста стандарта полного общего образования по иностранному языку ( базовый уровень) 3)требования к уровню подготовки выпускников 4)задачи по ка...

Использование игр как ведущего вида деятельности при раннем обучении на уроках английского языка во 2 классе начальной школы ( по УМК под редакцией В.П.Кузовлева и др.)

Современные условия жизни требуют от педагога создать такие условия для обучения, чтобы каждый учащийся стал личностью, ответственным и знающим гражданином, способным решать новые, не встречающи...

Рабочая программа по английскому языку для 5 – 9 классов (УМК под редакцией В.П. Кузовлева, Н.М. Лапы, Э.Ш. Перегудовой )

Переработанная рабочая программа по английскому языку для 5-9 классов к учебнику Кузовлева...

Календарно-тематическое планирование по английскому языку к учебнику Кузовлева В.П. для 7-го класса (проектная деятельность)

Календарно-тематическое планирование по английскому языку к учебнику Кузовлева В.П. для 7-го класса составлено с учетом проектной деятельности, используя ресурсы платформы ГлобалЛаб....

Календарно-тематическое планирование по английскому языку для учащихся 6 классов под редакцией В.П.Кузовлева.

Данное календарно-тематическое планирование по английскому языку  под редакцией В.П.Кузовлева предназначено для учащихся 6 классов. из расчета 3 учебных часа в неделю....