Активные методы обучения
статья по английскому языку по теме

Верхотурцева Галина Александровна

В предлагаемой работе дается определение и классификация активных методов, а также приводится множество примеров активных методов обучения, которых успешно приеняются мною на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnye_metody_obucheniya_metod._seminar.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

«Активные методы обучения»

      В связи с современными потребностями общества в настоящее время происходит модернизация различных сфер деятельности, в том числе и образования. Новые ФГОС пересматривают роли участвующих сторон в учебном процессе. В чем видится новая роль преподавателя? Прежде всего, в том, что он должен грамотно направлять деятельность учащихся. В чем изменяется роль ученика? Ученик становится активным участником учебной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

     Основная цель изучения иностранного языка в школе – формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять общение с носителями языка. Развитие каждого ученика через развитие его интереса к предмету – считаю  в этом заключается залог успеха обучения. Но обучая иностранному языку, мы сталкиваемся с проблемой – ученикам не всегда легко дается овладение новым языком. Что в дальнейшем приводит к утрате познавательного интереса учащихся к учению.  Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям и родителям приходиться с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». Работая над этой проблемой, заметила, что дети постепенно теряют интерес к предмету. С целью определения уровня познавательной  активности  учащихся совместно с психологом в конце 2010 г.среди учащихся 4-х классов было проведено анкетирование. В результате анкетирования выяснилось, что у детей достаточно высокий уровень тревожности на уроках англ. языка. Именно такие результаты подтолкнули меня к поиску  качественно новых методов и приемов, которые позволили бы мне сделать процесс обучения более результативным, увлекательным и личностно-ориентированным.

Свой выбор я остановила на АМО.

Дак что же такое «Активные методы обучения» - новый тренд? инновация в образовании? Что это?! Сколько их? Какие они?

АМО – это система методов, которые не только дают учащимся знания, но и обеспечивают формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

      Учебный процесс с использованием активных методов обучения включает в себя специфические принципы. Наиболее важными, на мой взгляд являются:

- принцип проблемности. Преподаватель так организует занятие, когда обучающиеся узнают новое, приобретают знания и навыки через преодоление трудностей, создаваемых постановкой проблем.

- принцип «негативного опыта».  Преподаватель так организует занятие, когда обучающиеся учатся избегать ошибок, анализируя изучаемый материал, убеждаясь в необходимости более глубокого изучения материала.

- принцип «от простого к сложному». Преподаватель организует занятие с учётом нарастающей сложности материала и применяемых методов.

- принцип непрерывного обновления. Преподаватель организует занятие, которое информативно, то есть насыщенно новым, неизвестным, привлекает внимание обучающихся, побуждает изучать тему, овладевать новыми способами учебной деятельности.

- принцип организации коллективной деятельности. Преподаватель так организует занятие, когда у обучающихся нет другого выхода, как необходимость решения проблемы в группе, коллективно.

- принцип опережающего обучения. Преподаватель так организует занятие, когда обучающиеся овладевают в условиях обучения практическими знаниями и умениями воплотить их в практической деятельности.

Как показывает, практика особенно ярко запоминается то, что является нестандартным. АМО позволяют разбавить скучные и привычные уроки и сделать их интересными и более познавательными. С этой целью я стараюсь использовать различный занимательный познавательный материал: сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, кроссворды, занимательные ситуации.

         Применение активных методов обучения позволяют обеспечивать переход от информационно-объяснительного к деятельностно-развивающему обучению, которое предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой. На таких уроках иностранного языка учащимся не скучно, они не безразличны к учебе, на это нет времени – все заняты делом.

         Чтобы организовать продуктивную познавательную деятельность учащихся на уроке, создать рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе, важно на каждом этапе урока применять различные АМО. Что я и делаю.

 На этапе приветствия и знакомства активно использую прием «Кто ты?»
Подготовка: собрать много разных мелких предметов и положить их в коробку.
Каждый учащийся должен выбрать три предмета и описать, что связывает его с этим предметом. Например: один ученик взял игрушечную собачку, мяч и солнечные очки. Он может сказать о себе следующее: I like dogs. I like to play football. I like summer. И так далее по очереди каждый должен сказать о себе.

 

         Для деления учащихся на команды, я использую такой метод как  «Летающие поговорки». Я выдаю учащимся поговорки. Одним начало поговорки, другим - окончание. Учащиеся должны сопоставить части поговорок и объединиться в команды. Данный метод дает возможность развивать лексические, фонетические навыки языка.

        На этапе  вхождения в тему наиболее удачными на мой взгляд являются такие приемы как «Угадай тему»,  «Дерево ожиданий» и «Погода в доме».

«Угадай тему»,  
Учащимся предлагаются фрагменты пазлов. Задача: найти недостающий фрагмент у одноклассников и таким образом сформируются группы. Затем нужно будет проанализировать учащимся, что изображено на собранных пазлах. Например, у одной группы получилось солнышко, у другой - туча, у третьей - дождь. Можно догадаться, что тема урока «Погода».

        При изучении нового материала прием «Следопыты» научит работать с различными источниками информации.
Учитель вывешивает плакат или пишет на доске тему урока. Например «Окружающий мир». Далее предлагается участникам группы обсудить основные идеи, которые связаны с этой темой. Причем каждая группа дополняет своими идеями и записывает на доске.

             При организации самостоятельной работы над новой темой важно чтоб обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Например, прием «Светофор» я использую для работы с грамматикой. Учащиеся поднимают красные и зеленые карточки, выбирая правильные грамматические формы.

Прием «Станьте любознательными» можно использовать для работы с текстами. После прочтения текста, учащиеся по цепочке говорят: "Я прочитал....", "Я знал...", "Я узнал…".

Помогают снять утомляемости и переключиться на другой вид речевой деятельности, такие игры как «МИМ» или «Отдохни с пользой».

Игра «МИМ»
Учащиеся по очереди должны изобразить любое время года без слов. Он может показать, какую одежду можно носить в это время года, описать погодные условия, виды спорта. Другие учащиеся должны угадать это время года.

«Отдохни с пользой»
Учитель объясняет, например, для закрепления лексики по теме «Цвета», что если он назовет зеленый цвет, учащиеся должны встать, если красный - сесть, желтый -хлопнуть в ладоши, голубой – подпрыгнуть и т.д.

В конце урока при подведение итогов с целью рефлексии провожу такие приемы как  «Анкета», «ХИМС», или «Ваш новый компьютер»,
     В игре «
ХИМС», учащиеся по цепочке отвечают: "Хорошо...", "Интересно...", "Мешало...", "Возьму с собой с данного урока...", или «Ваш новый компьютер», где всем учащимся выдаются по четыре клеющихся бумажки разных цветов и они пишут, что нового они увидели, чему научились, что поняли и какие эмоции испытали. Затем все эти высказывания приклеиваются на символический компьютер на доске. На монитор – что нового увидел, на клавиатуру – чему научился, на процессор – что понял, на мышку – что почувствовал.

       

На своих уроках активно использую грамматические, лексические, фонетические, орфографические и творческие игры.

 Интерес вызывают и так-называемое  «креативное письмо». Под «креативным письмом» подразумеваются упражнения продуктивного характера самой различной степени сложности. Например такие задания:

- восстановите начало и конец истории;

- восстановите диалог по отдельным «направляющим» репликам;

- измените вид текста (сообщение на разговор, диалог на описание);

- ответьте на письмо письмом, телефонным разговором и другие.

Я считаю, что все выше перечисленные приёмы помогают прививать интерес к предмету.

Благодаря использованию АМО результаты анкетирования, проводимого среди учащихся 4-х классов значительно изменились. Такие критерии как: боюсь что спросят, скучно и неинтересно к 7 классу заметно снизились. Конечно, еще все так идеально, как хотелось бы. Поэтому работу по применению АМО на уроках англ. яз. планирую продолжать  и далее.

       Доказательством успешности применения активных методов обучения на своих уроках также можно считать достаточно высокие показатели качественной успеваемости по английскому языку, а также - активное и продуктивное участие в различных  предметных конкурсах и олимпиадах, в том числе дистанционных, по английскому языку;

Считаю, что увеличение кол-ва участников в конкурсах и олимпиадах произошло также благодаря применению АМО. Ученики чувствуют уверенность в себе и не боятся пробовать свои силы.

Огромное значение в моей педагогической деятельности имеет взаимодействие с коллегами. С 2009 года являюсь руководителем школьного МО учителей иностранного языка. Принимаю активное участие в работе педагогических советов, семинаров, провожу открытые уроки, активно занимаюсь самообразованием и распространяю педагогический опыт. Такая работа дает мне возможность не только поделиться собственным опытом, но и пополнить его с помощью интересных находок моих коллег.  

Я считаю, что работа педагога – это кропотливый труд прежде всего над собой. Я уверена, что если учитель каждую минуту стремиться к совершенству, то блеск в его глазах вдохновит его учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»

Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...

Активные Методы Обучения - выяснение ОЖИДАНИЙ и ОПАСЕНИЙ обучения в новом классе

Мы предлагаем Вам один из моментов сглаживания этапа перехода из начальной школы в среднюю.  Уже во время первой встречи, после активных игр знакомства, была проведена игра «Дерево ожиданий...

Проблемное обучение, как один из активных методов обучения ИЯ в рамках ФГОС

Статья побробно освещает метод проектов, как один из активных методов обучения ИЯ в условиях системно-деятельностного подхода....

Активные методы обучения. Метод конкретных ситуаций

Возникает много нареканий на сложившуюся систему образования, дающую знания оторванные от жизни. Предлагаю Вашему вниманию один из способов решения этой проблемы...