Обучение аудированию на современном этапе
статья по английскому языку на тему

Илье Анастасия Викторовна

Материал по обучению аудированию через прослушивание песен на иностранных языках

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение аудированию на современном этапе

     В настоящее время человечество переживает один из непростых исторических периодов, самая большая опасность в котором - разрушение личности. Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. На сегодняшний день  материальные ценности доминируют над духовными, искажая представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, в этом и заключается одна из проблем современного образования. Как сохранить в процессе воспитания подрастающего поколения преемственность традиций, передать культурное и духовное наследие, привить нравственные ценности?

     Одним из средств воспитания нравственной личности может стать работа с песнями на уроках иностранного языка. В наши дни основная цель обучения иностранному языку состоит в том, чтобы язык выступал средством общения в диалоге культур.  Но не менее важной целью является духовно-нравственное развитие детей посредством прослушивания, обсуждения и сравнения иноязычных реалий, традиций и ценностей с нашими культурными компонентами.

     Основными задачами данного вида образовательно-воспитательной работы являются развитие познавательных, художественных и творческих способностей детей, побуждение детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь, творческое движение  и закрепление знаний детей о героизме и достижениях русского народа.

     В качестве примера можно привести конкретный вид работы – обучение аудированию через прослушивание песен. Работа с песней – творческий процесс, в связи с этим, работа с одной и той же песней проходит каждый раз по-разному.

Первый  вид работы: песня – диктант.

1-йэтап:

Учитель озвучивает цели и задачи урока.

2-й этап:

Перед аудированием ученикам выдаются тексты песен  с пропусками отдельных слов.

3-й этап:

Собственно аудирование: при первом прослушивании происходит выделение основной темы и  понимание общего содержания; при втором прослушивании заполняются пропуски.

4-й этап:

Учитель проверяет правильность заполнения пропусков, ученики совместно с учителем обсуждают значение вставленных слов.

5-й этап:

Хоровое исполнение песни под музыку.

6-й этап:

Дискуссия, комментарии, вопросы, сравнение с традициями и духовно-нравственными ценностями нашей страны.

7-й этап:

Рефлексия в виде отзыва, эссе, сочинения или другого творческого письменного задания на усмотрение учителя.

8-й этап:

Подведение итогов.

Второй вид работы: тематические песни. (По темам – История Британии или Америки, выдающиеся люди, патриотизм, расизм и насилие; культурные обычаи и традиции, развитие общества и достижения человечества и т.д.)

1-й этап:

Учитель озвучивает цели и задачи урока.

2-й этап:

Учитель проводит вступительную беседу, где даются установки, зависящие от тематики песни, информация об авторе, краткая историческая справка. На данном этапе также нужно заострить внимание на определенном лексико-грамматическом материале, позволяющем выяснить скрытый механизм передачи сложных построений мысли.

3-й этап:

Собственно аудирование (2-3 раза).

4-й этап:

Выявление степени понимания посредством дискуссии, вопросов, комментариев.

5-й этап:

Закрепление и усвоение информации с целью использования в различных коммуникативных ситуациях.

6-й этап:

Данный этап предполагает выполнение упражнений, направленных на развитие речевых навыков, вопросы страноведческого, духовно-нравственного характера (например: «Содержатся ли в песне элементы, относящиеся к культуре, истории, географии и другим областям знаний? Что вы об этом знаете? О каких достижениях и знаменитых людях идёт речь? Какими достижениями в данной области славится наша страна? Каково отношение людей к своей Родине? Какова ситуация в России? Можете ли вы привести примеры героизма и подвигов русских людей?» и т.д. ) и вопросы на «декодирование живой разговорной речи», элементов просторечия, жаргонов, сленга (например: «Заметили ли вы необычные формы составления вопроса, элементы компрессии? Как можно выразить это иначе? Какие разговорные лексические единицы используются в тексте песни?» и т.д.).

7-й этап:

Подведение итогов.

     Таким образом, можно сделать следующие выводы: последовательная, систематическая, хорошо организованная работа духовно-нравственного воспитания посредством прослушивания и  обсуждения  содержания песен способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к  искусству, прививает любовь к Родине, формирует  уважительное отношение к другим людям и природе.      

     Также хотелось бы подчеркнуть, что с помощью песни обучение становится более эффективным и радостным.

   

 Приложение

Тема урока: Гимн Великобритании

1-й этап:

Цели:

-Сформировать у учащихся интерес к культуре и традициям страны изучаемого языка;

-Привить любовь к традициям своего народа;

-Научить детей проводить параллели между культурными особенностями своей Родины и страны изучаемого языка.

Задачи:

-Познакомить учащихся с гимном Великобритании и историей его создания;

-Внедрить новый лексико-грамматический материал;

-Развить навыки аудирования;

-Развить навыки устной речи посредством последующей дискуссии;

-Обсудить вопросы духовно-нравственного и страноведческого характера, подвести итоги.

2-й этап:

-Вступительная беседа, относящаяся к главной теме урока: патриотизму;

-Историческая справка:

     Одним из старейших национальных гимнов является английский "God save the King" ("Боже, храни Короля"). Музыка гимна приписывалась разным авторам: Джону Булю, Ж. Люлли, Г.-Ф. Генделю, Г. Кэри. В конце концов, в начале XX в. была принята точка зрения видных музыковедов: автором английского национального гимна является учитель музыки из Лондона Генри Кэри.

     "Боже, храни Короля" было написано им в 1743 г., вышло из печати в следующем году, а еще через год началась настоящая популярность мелодии и слов.

     Особое значение английского гимна в том, что с небольшими изменениями в тексте музыка его была принята в качестве гимна во многих государствах Европы: в течение XIX в. мелодия английского гимна использовалась в 23 странах, в том числе и в России до создания собственного гимна "Боже, Царя храни!" Такой распространенностью не пользовался ни один из других официальных гимнов.

3-й этап:

Собственно аудирование (2-3 раза)

God, save the queen!

1

God save our gracious Queen,

Long live our noble Queen

God save the Queen:

Send her victorious,

Happy and glorious,

Long to reign over us:

God save the Queen.

2

O Lord, our God, arise,

Scatter her enemies,

And make them fall.

Confound their politics,

Frustrate their knavish tricks,

On Thee our hopes we fix,

God save us all.

3

Thy choicest gifts in store,

On her be pleased to pour;

Long may she reign:

May she defend our laws,

And ever give us cause

To sing with heart and voice

God save  our Queen.

Боже, храни королеву!

1

Боже, храни нашу великодушную Королеву,

Да здравствует наша благородная Королева,

Боже, храни Королеву.

Дай ей ратных побед,

Счастья и славы,

И долгого царствования над нами,

Боже, храни Королеву.

2

Господи Боже наш, восстань,

Рассей её врагов

И приведи к погибели.

Посрами усилия их государств,

Расстрой их подлые уловки,

На Тебя возлагаем нашу надежду,

Боже, храни всех нас.

3

Твои избранные дары

Благоволи излить на неё;

Да царствует она долго.

Да защищает она наши законы,

И да дарует нам повод

Воспевать сердцем и голосом:

Боже, храни Королеву.

4-й этап:

Выявление степени понимания посредством дискуссии, вопросов, комментариев.

Примерные вопросы:

-Какова основная идея данного гимна?

-Какие эпитеты использует автор?

-Как бы вы охарактеризовали отношение граждан к свое Королеве?

5-й этап:

Выполнение упражнений, направленных на закрепление лексики, встречающейся в гимне:

1-е упражнение: Восполнить пропуски  в тексте, сделать перевод, заострить внимание на лексико-грамматическом материале.

2-е упражнение: Составить свои собственные предложения с использованием введённой лексики.

6-й этап:

Обсуждение вопросов страноведческого, духовно-нравственного характера:

-Какие чувства вызывает у вас гимн Великобритании?

-Как можно охарактеризовать страну и её граждан исходя их текста гимна?

-Какие чувства вызывает у вас гимн Российской Федерации?

-Какие сходства и различия можно выделить между гимнами двух стран?

-В какой стране, на ваш взгляд, более трепетное отношение к гимну?

7-й этап:

Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАРСКОЕ выступление на тему Аудироваие. Приемы и методы обучения аудированию на раннем этапе .

В этом материале говориться о том как проходит этап аудирования на раннем этапе обучения....

СЕМИНАРСКОЕ выступление на тему Аудироваие. Приемы и методы обучения аудированию на раннем этапе .

раскрытие приемов и методов аудирования нв раннем этапе обучения...

Система упражнений обучения аудированию на начальном этапе обучения иностранному языку

В данной статье  приводится система упражнений для обучения аудированию на начальном этапе обучения иностранному языку...

Статья. Система обучения аудированию на начальном этапе

Успех реализации требований Примерной программы по иностранному языку в области достижения предметных результатов и общения в целом во многом зависит от развития у обучающихся умения аудировать. Умени...

Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе изучения английского языка

Очевидно, что наибольшую трудность для учащихся представляет начальный этап изучения иностранного языка ведь они, не обладая необходимым языковым запасом и навыками его использования в речи, а также в...